URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Александров В.И. В поисках философии будущего: Всеобщая взаимосвязь мира. (Единство мира с позиции философии как формы общественного сознания. Исторические формы мировоззрения) Обложка Александров В.И. В поисках философии будущего: Всеобщая взаимосвязь мира. (Единство мира с позиции философии как формы общественного сознания. Исторические формы мировоззрения)
Id: 86770
309 р.

В поисках философии будущего:
Всеобщая взаимосвязь мира. (Единство мира с позиции философии как формы общественного сознания. Исторические формы мировоззрения)

URSS. 2009. 240 с. ISBN 978-5-397-00432-9. Предпоследнее издание. Новое издание — стереотипное.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Философия как форма общественного сознания давно уже встречает трудности в разрешении фундаментальных проблем общественной жизни и, в частности, общественного производства. За время существования она неоднократно пыталась выработать новые формы, чтобы стать наукой. Однако каждый раз обнаруживала в своем содержании мировоззренческую основу, которая не позволяла ей перейти в ранг науки. В работе утверждается, что по своей природе... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
Глава I.Единство мира с позиции философии как формы общественного сознания
 1.Проблема возникновения философии
 2.Взаимодействие философии и науки
 3.Всеобщая взаимосвязь мира
 4.Социальная форма движения – атрибут Вселенной
 5.Механизм противоречивого типа связи
 6.Активность и пассивность взаимодействующих сторон
 7.Виды отношений в природе и обществе
Глава II.Исторические формы мировоззрения
 1.Существенные признаки и исторические формы мировоззрения
 2.Семантическая и метафизическая стороны мировоззрения
 3.Понятие "историческая форма мировоззрения"
 4.Первая историческая форма мировоззрения
 5.Религия – снятая форма мифического мировоззрения
 6.Соотношение религии и философии
Заключение
Литература
Примечания

Предисловие
top

Постсоветский период истории России – это период фундаментального перехода к новому типу общества, попытка выйти на новый способ социального развития. Это попытка неразрывно связана с реформой всех сторон общественной жизни, наряду с этим и высшей школой образования, в рамках которой важное место занимает реформа преподавания гуманитарных наук, в том числе и философии.

Научно-техническая революция прошлого века, помимо прочего, способствовала формированию активного интереса молодёжи к естественнонаучному и техническому знанию. Социогуманитарные дисциплины оказались отодвинутыми на второй план. Однако приобщение к естественнонаучным знаниям не решает задачу формирования у современного человека, отвечающего глобальным проблемам нашей эпохи – эпохи макросдвига. Не вдаваясь в детали, отметим лишь, что одной из задач современного высшего образования в мировоззренческом его измерении является задача стимулировать потребность у человека в духовном плане, духовном совершенствовании. Роль философии, философского образования в этом процессе является в любом случае решающей.

Сложившееся историческое разделение труда, профессиональная специализация, разделение знания по дисциплинам имеет своим результатом дифференциальный подход к изучению природы и общества.

Такой подход породил мозаичное представление о мире ("Античная картина мира"; "Научная картина мира", в которую входят "Физическая картина мира", "Химическая картина мира", "Биологическая картина мира" и т. п.; "Религиозная картина мира" и ряд других), которое преобладает и в настоящее время. Термин "мир" представляет собой всю совокупность форм материи некого (земного или иного) пространственно-временного континуума. В философском аспекте "наиболее близкое к нему являются понятия бытие, существующего существования, природы, целого, Вселенной, космоса". Но имеет ли место целостность мира, "мир вообще" в таком понимании мира? Многообразие физических миров не охватывает значительную часть, относящуюся к так называемому потустороннему миру. Посюсторонний и потусторонний миры и образуют мир как таковой, "мир вообще". Если задача науки – познание и действие в физическом (посюстороннем) мире, то философия (метафизика) обязана, помимо посюсторонней жизни, иметь дело с потусторонним миром. И целостность жизни, достигается тогда, когда эти два мира образуют единство. Эти миры, находясь порознь, ущербны.

Когда речь заходит о единой картине мира, имеется в виду не специализированное представление о мире, а целостное его восприятие как такового. Для простого индивида это видимая им Вселенная, для учёного это понимание мира в аспекте его научных разработок, для религиозного человека это свод божественных правил и заповедей, зафиксированных определённым каноном. Но независимо от разного положения людей в обществе все они могут иметь единую картину мира, связанную с их бытием в вечности. И это не зависит от того, признаёт или не признаёт тот или иной индивид вечное своё существование. Главное то, что, живя конкретно в обществе и обобщая свой опыт жизни на фоне искреннего своего убеждения о существовании действительности, человек сверяет свои действия, ориентируясь среди множества предметов и процессов реальной жизни так, что осознанно или неосознанно способствует объединению людей. Действительное единство человечества (его собственная история) возможно только в единстве мира тонкой реальной сущности и мира физической реальности. В настоящее время эти два мира разведены. Как религия, так и наука по своим путям и своими способами формируют эту взаимосвязь. Религия делает это открыто, наука – латентно и опосредованно. Векторная величина этих составляющих направлена на формирование единства сущности и существования человечества как атрибута развивающейся Вселенной. Метафизика, охватывающая два мира, религию и науку, и проявляющаяся как свободное движение чистого мышления, как условие существования любой формы мысли, так же участвует в этом процессе. Однако в силу своей всеобщности метафизика в отличие от науки, которая имеет дело с локализованным миром, познающим с помощью законов и закономерностей, и религией, пытающейся привести человека к божественной жизни (к Богу), стоит за гранью действительности. Её результат нельзя зафиксировать и материализовать. Все конкретные формы взаимодействия человека с миром, в результате чего происходят соответствующие изменения, как в природе, так и в обществе свершаются человеком на основе определённого видения мира (картине мира). С появлением науки все существенные преобразования мира осуществляются на её основе. В своих результатах взаимодействия с миром наука становится видимой для каждого человека. Поэтому человек доверяет ей и обращается к её услугам с целью погашения определённых потребностей общества. Но наука дискретна. Её мир мозаичен. Чтобы сгладить свои границы, наука обращается к философии. Но философия в рамках форм общественного сознания сама ущербна. Она, находясь в области мышления, способна дать науке только общие положения (абстракции), которыми та неспособна конкретно воспользоваться. К тому же у учёного достаточно интеллектуальных средств, чтобы самому осуществить взаимосвязь с рядом лежащими науками. Но когда учёный начинает взаимодействовать с другими науками, то он выступает как методолог.

Метафизика участвует в познании мира в качестве "предпосылок", условий для существования мысли, которая имеет место как в науке, так и в религии. Сама она в теле конкретной мысли непосредственно не присутствует, но сопровождает её и молчаливо стоит за ней.

Данная ситуация порождает вопрос: "Для чего нужна метафизика?" А метафизика не только нужна, но и необходима для полноценного существования мысли, которая в конечном счёте связана с построением единой картины мира. Метафизика, будучи свободным движением мышления, не имеющего определённости, является связующим звеном мира тонкой реальной сущности и мира физической реальности. Она даёт возможность перевести жизнь мира тонкой реальной сущности на физический мир и обратно. "Мы живём смертью богов, и когда огонь оставит нас, мы умираем жизнью богов, т. е. наша жизнь есть смерть божественного начала, а наша смерть возвращает ему жизнь" (Гераклит). В такой коммуникации протекает жизнь Вселенной. Науке трудно отобразить целостность миров в силу её дифференциации. Это способна сделать только метафизика.

Без единой картины мира ни люди, ни индивид жить не могут. Понимание мира у людей постоянно изменяется. Первое понимание единой картины мира складывается у человека с раннего детства, развивается в школе и формируется в вузе. В высшей школе студент сводит получаемое знание в единую картину мира, объединяющую математические, языковые, логические, естественнонаучные, религиозные, политические, экономические, этические, эстетические и многие другие области знания и стороны общественной и индивидуальной его жизни. Богатство всех компонентов общественного бытия в мышлении интегрируется в единый социокультурный контекст.

Считается, что изучение современного курса философии позволяет студенту приобретать навыки самостоятельного и творческого мышления. И здесь мы встречаемся с противоречием. Когда говорят об особенности философии, то отмечается, что она имеет индивидуально-лич- ностный характер. И на этом основании одни преподаватели считают, что философию следует осваивать не по учебникам и учебным пособиям (В. В. Миронов), а на фундаментальных произведениях мыслителей и на примерах самой жизни. Другие преподаватели, напротив, полагают, что студент с помощью учебника должен начинать приобщаться к философии. Произведения мыслителей сложны для человека, неподготовленного к восприятию философских текстов. Необходимо ввести новичка в круг философских проблем. А для этого нужны учебники и учебные пособия, которые обязан проработать студент, входящий в мир философии.

Даже неискушенному человеку в конкретных областях научного знания понятно, что такое положение дел отображает двойную ситуацию. Есть школьная (студенческая, академическая) и "неакадемическая", внешкольная философия. Школьно-студенческая философия имеет дело с уже сложившимися философскими направлениями, а поэтому не способна непосредственно влиять на умы людей. Похожая мысль была высказана и за "Круглым столом" в редакции журнала "Вопросы философии". Здесь отмечалось, что преподавание истории философии по персоналиям может осуществить и информационная машина, способная поставлять тексты для любителей древности. Следовательно, школьная философия (несмотря на то, что она отображает сложившиеся и систематизированные взгляды мыслителей) под руководством преподавателя является необходимым предметом, изучение которого расширяет духовную сторону студента и влияет на выработку его самостоятельного мышления, т. е. влияет на умы студентов. Другое дело, что она ограничена Госстандартом и тем самым вызывает иронически-терпеливое отношение к преподаванию философии, поэтому воспринимают её как догматический предмет.

Сейчас в вузе студент изучает философию как форму общественного сознания в соответствии с Программой курса. Все программы исходят из одного Государственного стандарта. На кафедрах философии составляется собственная Программа, предусматривающая специфику вуза. В Программе определяются цели и задачи преподавания философии, которые в целом повторяют друг друга. О творчестве и самостоятельности её изучения не может быть и речи.

Вот пример Программы одного из ведущих вузов России.

Цель преподавания философии – приобщить студентов к историческому опыту мировой философской мысли; дать ясное представление об основных этапах и направлениях в истории философии, о характере современной философской культуры; способствовать формированию и совершенствованию навыков самостоятельного аналитического мышления в сфере гуманитарного знания; овладению принципами рационального философского подхода к процессам и тенденциям современного информационного общества.

Задача преподавания – систематизированное изучение философских проблем с учетом историко-философского контекста и современного состояния философии.

В результате обучения студент должен приобрести теоретические представления о многообразии форм человеческого опыта и знания, природе мышления, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, особенностях функционирования знания в прежние исторические эпохи и в современном обществе, о системах религиозных, нравственных и интеллектуальных ценностей, их значении в истории общества и в различных культурных традициях; должен понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, различать исторические типы научной рациональности, знать структуру, формы и методы научного познания в их историческом генезисе, современные философские модели научного знания; быть знакомым с важнейшими сферами гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, с ролью новейших информационных технологий в мире современной культуры и в области гуманитарных наук; понимать смысл соотношения биологического и социального в человеке, отношения человека к природе, суть традиции философского осмысления исторического процесса, дискуссий о характере изменений, происходящих с человеком и человечеством на рубеже третьего тысячелетия; знать и понимать диалектику формирования личности, ее свободы и ответственности, своеобразие интеллектуального, нравственного и эстетического опыта разных исторических эпох; иметь представление о философских концепциях сознания, о проб- леме бессознательного, о роли сознания и самосознания в индивидуальном опыте, социальной жизни и культурном творчестве.

Как видим, Программа ориентирует на выпуск интеллектуально развитых специалистов, не только отвечающих передовым технологиям общественного производства, но и понимающих изменения в социальных процессах. Однако практика показывает, что вуз выпускает специалиста, который далеко не всегда способен положительно включиться в систему общественного производства. Ему требуется не только время для адаптации к системе производства, но и корректировка знаний, полученных в вузе по поводу данного производства. Следовательно, беря на себя обязанности по формированию будущего специалиста, мы обманываем себя, ибо только создаём у выпускника общее представление о производстве. Специалистом индивид становится в результате 3–4-летней конкретной практической деятельности.

То же самое касается и понимания социальных процессов. Практика показывает, что не только выпускники технического вуза, но даже аспиранты и младшие научные сотрудники слабо представляют вопросы общественного развития, а проблемы нравственности лежат за пределом реального их понимания. Что греха таить, мозаика понимания философии высшим корпусом науки показывает порой несостоятельность решения социальных вопросов некоторыми учёными. Печально и другое: отношение к философии в настоящее время таково, что даже профессиональные философы не понимают друг друга. И это не удивительно, ибо философия у подавляющего большинства учёных преломляется через их специальность и осмысливается в области форм общественного сознания.

И так будет продолжаться, на наш взгляд, до тех пор, пока не будет изменена государственная политика в деле образования. Необходимо понять, что философия по своей природе и существу не является социальным заказом, но может сделаться таковой. Такой её делает старое историческое разделение труда – отделение умственного от физического труда и конкретные потребности существующего способа производства. Здесь философия превращается в служанку господствующего класса и действует не по потребности всего общественного организма, не на благо всех граждан, а по достижению целей правящего класса. Поэтому по способу бытия в структуре исторического разделения труда философию прямо или косвенно всегда принуждали и принуждают выполнять социальный заказ, что неблаготворно сказывается на материальной и интеллектуальной жизни общества.

Судя по тенденции вхождения России в Европейский союз (Болонская декларация), философия как учебная дисциплина в нашей стране должна исчезнуть. Её место, скорее всего, займёт метафизика, которая по существу представляет собой свободное движение мышления, не имеющего определённости. Она реально существует как односторонняя область, прикованная к науке. Начинать изучать метафизику с чистого листа – утопия. Без исторического наследия, показывающего одностороннюю форму деятельности, сделать это невозможно. Вместе с тем метафизику нужно прочувствовать внутренним духом, разумом. В этой связи следует вспомнить Канта, который обратил на эту сторону внимание, отметив, что метафизики как единой науки нет, её надо построить. "Если бы действительно существовала такая метафизика, которая могла бы утверждать себя как науку, если бы можно было сказать: вот метафизика, только выучите её, и она неодолимо и неизбежно убедит вас в своей истине, – то этот вопрос был бы излишним". Но нет такой науки, и поэтому нельзя сказать: "вот метафизика, здесь вы найдёте важнейшую цель этой науки – познание высшей сущности и загробной жизни, доказанное из принципов чистого разума". Заметьте, что Кант видит в метафизике не только высшую сущность познания, что, как правило, утверждается учёными, но и познание загробной жизни, которую не признают учёные. Для древних мыслителей вскрытие сущности потустороннего мира являлось основой познания философии.

Исторически сложилось так, что западноевропейская мысль стала во многом исходить из аристотелевского понимания философии. Это привело к тому, что в современных условиях философия потеряла свой предмет, что в свою очередь наглядно фиксируется в утверждении: "существует множество философий". Основанием для такого суждения является существование множества философских учений, концепций, взглядов, которые должны быть равноправными. Нет смысла полемизировать по поводу различия между философией и её концептуальными системами. Отметим только одно: хотя понятия "философия", "философское учение", "философская концепция", "философские воззрения" и т. п. имеют общее основание, тем не менее все они различаются.

Приходиться констатировать, что до сих пор нет единого понимания предмета философии, её специфики и сущности. Каждый мыслитель усматривает особенность философии применительно к специфике своего образа жизни, своей профессии. Однако философия по своей природе и сущности (как любовь к мудрости) едина, следовательно, должна быть одной и единой.

В самих условиях фрагментарного бытия человека, обнаруживающего свою жизнь в обособлении людей друг от друга, как исторического типа их связи нет реального единства. Есть лишь формальное единство, которое в конечном счёте покоится на метафизике, как обобщённом отражении действительности, с помощью которой пытаются построить единое мироздание. Её-то (начиная от Аристотеля) и воспринимают как философию. Но метафизика в условиях исторического разделения труда не в состоянии сделать этого. Несмотря на то, что метафизика в мышлении не выражает целостность реальной жизни, а отображает только одну из её сторон (которая в силу исторического разделения труда внутри себя противоречива), на её основе всё-таки можно воссоздать (построить) "единую" картину мира. И эта возможность реализуется только с ликвидацией исторического разделения труда. Однако и здесь полноты (единой) картины мира достичь невозможно, ибо эта картина будет представлять собой мыслительную "модель" мира, а не имманентную целостность мира, поскольку отсутствует практическая её сторона как неотъемлемая "сторона" действительного мира, носителем которой является социальная форма движения.

Поскольку в настоящее время метафизика заняла место философии, а философия отождествила себя с метафизикой, мы не будем нарушать сложившейся традиции и при решении вопроса о значении философии, изучаемой в вузе, будем придерживаться традиционного подхода в её понимании. Основной задачей "философии" в вузе должна стать интеграция знаний различных изучаемых дисциплин в единую картину мироздания, приобретающую голографический образ.

Формально эта цель ассоциируется с философией с XIII в. (Р. Бэкон). Затем через воззрения Декарта, Канта, Гегеля, Маркса и до настоящего времени. В процессе преподавания философии каждый преподаватель стремится сформировать у студента целостное видение мира и выработать у него самостоятельное мышление. Слабой стороной этих процессов является то, что целостное представление о мире и самостоятельность мышления студента происходит на фоне профессионального опыта преподавателя "философии". Студент, следуя за мыслью преподавателя, получает ещё одну концепцию для заучивания (как одну из возможных мирозданий). Фактически студент превращается в транслятор идей преподавателя. Преподавание философии сводится к просветительской функции. Студент теряет самостоятельную способность построения целостного миропонимания. Впрочем такая ситуация процесса изучения философии была, есть и, как думается, ещё долгое время сохранится.

Таким образом, причиной размывания предмета философии, а отсюда и следствием её деформации является то, что философия как форма общественного сознания накапливает в своём содержании хотя и очень отдалённые, но новые признаки, выводящие философию на уровень исторической формы мировоззрения, которой по природе и существу она является.

Процесс поиска новой философии начался с Аристотеля, которого как учёного не устраивала ранее существующая философия, представляющая собой "лепет" (Аристотель). Впоследствии появление каждого философского учения представляло собой попытку найти новый облик философии. Наиболее интенсивно поиск новых воззрений начался с развитием капитализма, первое проявление которого зафиксировали мыслители Нового времени. С этого периода весь философский пафос стремится выйти из абстрактной сферы в область практической реальной жизни. Начинаются поиски истинной философии. Вся немецкая классическая философия представляет собой модель облика новой философии. Все формы позитивизма – попытка переосмысления философии. В XIX в. Л. Фейербах предлагает своё видение будущей философии. Основоположники марксизма подходят к философии как к инструменту, способному практически преобразовать мир. Существующий в настоящее время постмодернизм исходит из абсолютизации релятивизма. В результате пропадает бытие объекта и субъекта. Деструктивность, а также деконструкция приобретают господствующее положение.

В данной работе предпринимается попытка посмотреть на философию как историческую форму мировоззрения, что приводит к иному её пониманию, нежели как к форме общественного сознания. Философия как историческая форма мировоззрения есть снятие исторической формы религиозного мировоззрения, а тем самым и вообще всех форм общественного сознания.


Об авторе
top
photoАлександров Владимир Иванович
Доцент кафедры философии гуманитарного факультета Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева. В 1969 г. окончил Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова по специальности «философия». Обучался в аспирантуре философского факультета МГУ; диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по теме «Процесс формирования понятия „коллектив“ и его социальная сущность» защитил в 1979 г. Сфера научных интересов — область осмысления философии и возможности ее реализации, сущность и существование человека, перспективы развития общества и формирование социальной формы движения как атрибута Вселенной. Автор более 60 публикаций, среди которых книга «В поисках философии будущего: Всеобщая взаимосвязь мира» (М.: URSS).