URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Афасижев М.Н. Изображение и слово в эволюции художественной культуры. Древняя Греция
Id: 86333
 
799 руб.

Изображение и слово в эволюции художественной культуры. Древняя Греция

2008. 320 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-91419-038-2.

 Аннотация

В исследовании анализируется и обобщается возникновение изображения и слова в первобытную эпоху. Для обоснования их функций, взаимоотношений и взаимодействий автор обращается к многочисленным материалам по исследованию первобытного искусства зарубежными и отечественными учеными, а также к современной психофизиологии, на основании которых в работе по-новому трактуется характер и структура эстетической потребности как энергетической основы возникновения неутилитарных форм деятельности в первобытную эпоху, словесное и изобразительное искусство.

На примере древних ритуалов и обрядов показан синтетический характер первобытного искусства и многообразие его функций и форм, главными из которых выделяются словесное и изобразительное искусство.


 Оглавление

Предисловие
Введение
1 Структура и функции эстетической потребности человека
 1.Функциональные потребности живых организмов как психобиологическая предпосылка возникновения эстетической деятельности
 2.Игра как предпосылка эстетической деятельности
 3.Охотничья пляска: формы и функциональная направленность
2 Образ и слово в религиозных обрядах и ритуалах первобытного общества
 1.Предварительные замечания
 2.Функции изображения и слова в шаманских ритуалах
3 Возникновение и роль словесной речи
 1.Психофизиологические предпосылки возникновения словесной речи
 2.Детская речь: истоки и основные характеристики развития
 3.Предпосылки и истоки возникновения языка в первобытную эпоху
 4.Эстетический характер звуковой речи
4 Роль слова в происхождении религии
 1.Предпосылки возникновения первичных форм религиозного сознания
 2.Возникновение мифологии и ее функции в первобытном обществе
 3.Антропологическая детерминация мифа и искусства
 4.Структурно-функциональные особенности поэтического текста
5 Изобразительное искусство в первобытную эпоху
 1.Постановка проблемы возникновения изобразительного искусства
 2.Психофизиологические основы эстетического восприятия действительности
 3.Предпосылки возникновения изобразительной деятельности
 4.Изобразительное искусство в первобытном обществе
Заключение
Литература

 Предисловие

В данной работе сделана попытка исследовать первобытную художественную культуру с точки зрения проявления и осуществления в ее живописных и словесных искусствах функционально-игровой и функционально-эстетической потребности, характер и энергетическая интенсивность которых зависит от врожденных инстинктов и образованных в процессе становления человека структур, а также уровня и характера материальной и духовной культуры первобытного общества на определенных этапах его развития от первобытного стада до начала родового общества. Ставшее банальностью положение -- в искусстве главное не результат, а процесс -- не получило своего специального исследования как в отдельных видах искусства, так и в их историческом развитии. Возможно, потому что никогда в прошлом художественная культура не развивалась столь стремительно и масштабно и особенно в ее изобразительных формах, которые в условиях многообразия современной, почти безграничной в своих возможностях технологии массовой информации вытесняют слово на периферию потребительских и художественных интересов населения, особенно больших городов. В этом сказывается преимущество изобразительных форм искусства с точки зрения быстроты считывания их содержания и эстетического воздействия их формы.

Усвоение словесной информации занимает большее время, поскольку в отличие от непосредственного и мгновенного воздействия изображения, оно из-за условности языковых знаков и структур при восприятии письменной или устной речи претерпевает процесс их кодирования и раскодирования, переводятся в представления или понятия, а затем лишь осмысливаются. Очевидно, в современном динамическом мире, нередко требующем мгновенных реакций и быстрых решений, преимущество изобразительных форм в быту и искусстве в какой-то мере действительно оправдано. Как известно, поведение у предков человека до появления у них речи осуществлялось на основе образного, целостного отражения действительности, что обеспечивало в опасных ситуациях мгновенное принятие решения, необходимое для выживания. Можно ли предположить, что в современном сложном и динамическом мире вновь обнаруживается преимущество образного, правополушарного отражения действительности и быстрой ориентации в насыщенном образами и знаками социокультурной среде? Если к этому присовокупить повальное увлечение молодежи современной рок-музыкой, шоу-концертами, в которых происходит единение толпы в опьяняющем экстазе, а также -- охлаждение всех слоев населения к спокойным формам приобщения к искусству, особенно к чтению литературных произведений, то не напрашивается ли вывод о заметной деградации масс к некоторому состоянию первобытных обществ с их экстатическими ритуалами и верой в магию, колдовство, в существование ведьм и чертей? Сегодня, открыв любую газету, можно обнаружить многочисленные объявления дипломированных магов, колдунов, шаманов, ведьм, которые обещают за два-три часа или за один день решить все жизненные проблемы читателей. Этот рецидив игравших значительную роль в первобытном обществе мистических практик требует особого исследования психического состояния современного общества и не входит в задачу данного исследования. Их способы и реальные функции на заре человечества нас будут интересовать главным образом в аспекте использования в них изображения и слова. И, как будет показано, именно слово, а не изображение играло определяющую роль в самом начале возникновении первоначальных религиозных форм -- магии, тотемизма, анимизма, шаманизма, осуществляемых в соответствующих ритуалах, поскольку только при помощи слова мог как-то обозначаться невидимый и не воспринимаемый потусторонний мир духов, тотемических предков, богов и других подобных существ. И это стало возможно потому, что слово в его реальном значении или смысле находится в субъективном мире человека, в его сознании, в то время как изображение так или иначе привязано к действительности как воплощение образов ее предметов и явлений в материале искусства. Отсюда проистекает безграничное могущество слова в выражении воображаемых миров, преодолении времени и пространства, развитии логического мышления и возникновении всех форм общественного сознания -- мифологии, религии искусства и науки. Возникновение изобразительного искусства, как будет показано ниже, стало возможным после появления словесной речи.

Таким образом, выявление ведущей роли слова в становлении человека и его сознания, выраженных в первоначальных формах религии и искусства, не унижая при этом и роль изображения, которое в отдельных эпохах выходило на авансцену художественной культуры, составляет основной пафос данного исследования. Несколько слов о методе написания данной работы. Поскольку в ней привлекаются самые разнообразные источники и материалы, касающиеся первобытного общества, добытые непосредственными свидетелями жизни сохранившихся отсталых народов, а также используются результаты философских и психофизиологических исследования человека, то, как сотрудник Отдела комплексных исследований искусствознания, я свою задачу видел в достижении комплексности в решении поставленных целей, главными из которых являются обоснование современного понимания эстетической потребности и на этой основе -- определение роли слова и изображения в их взаимоотношениях и взаимодополнениях в процессе их возникновения и эволюции в религии и искусстве во временн'ых границах первобытного общества. Это составит первую часть исследования заявленной темы, которая получит продолжение в последующих работах, посвященных эволюции словесных и изобразительных произведений в европейской художественной культуре.

Выражаю сердечную благодарность моим рецензентам В.И.Тасалову и В.М.Петрову и членам Специализированного ученого совета, обсудившим и одобрившим данную работу, руководству Государственного института искусствознания (ГИИ) за предоставленную возможность ее публикации.


 Введение

Изображение и слово как две основные формы познания действительности и самопознания человека возникли в глубокой древности и в процессе исторического развития материальной и духовной культуры общества принимали различные формы и виды взаимоотношений: или дополняли друг друга, или конкурировали между собой. В современную эпоху, с ее высоким уровнем как словесных, так и изобразительных форм сообщений, наблюдаются сложные процессы их взаимодействий, которые в художественной культуре развитых стран свидетельствуют об определенном доминировании сообщений в образных формах над формами словесными. Благодаря все более и более расширяющейся сети аудио-, кино-, теле- и интернет-коммуникаций изобразительная форма своей наглядностью, общедоступностью, временн'ой оперативностью и эстетической выразительностью становится наиболее предпочитаемой и эффективной для различных слоев общества многих стран мира. Признавая огромные культурные, образовательные и эмоциональные значения изобразительных средств массовой коммуникации, все же, на наш взгляд, необходимо отметить повсеместно зафиксированную многими культурологами тенденцию утрата интереса к искусству слова и особенно -- к поэзии и художественной прозе. Это затемняет роль слова в его различных ипостасях как незаменимого и во многом определяющего развитие не только духовной, но и материальной культуры. Именно возникновение словесной речи явилось тем рубежом, который отделил человека от животных, самые продвинутые представители которых (например, шимпанзе) в своей эволюции поднялись лишь до уровня образного мышления и языка жестов.

Для современной науки характерна тенденция к исследованию начала начал едва ли не во всех основных фундаментальных науках -- физике, астрономии, биологии, психологии, антропологии, философии, лингвистике, а также -- в духовной культуре и искусстве. Что, возможно, обусловлено необходимостью с позиций развитых дисциплин вернуться к более научно обоснованным интерпретациям законов природы и общества. Но, с другой стороны, обращение к истокам многих природных и общественных явлений может содействовать их более глубокому пониманию. Например, В.П.Алексеев и А.И.Першиц в книге "История первобытного общества" утверждают, что обращение к далекому прошлому человечества может пролить свет на множество явлений в человеческой жизни, которые имеют истоки в первобытном обществе -- семью, нравственность, этикет, религию, науку и искусство.

Проблема взаимоотношений -- взаимосоответствий и взаимодействий изображения и слова в эволюции художественной культуры является в свете сказанного весьма актуальной, впрочем, таковой в той или иной степени она была и в прошлые эпохи. Она, так или иначе, не только затрагивалась при исследовании изобразительных и словесных искусств, но и получила специальное исследование в замечательной книге Н.А.Дмитриевой "Изображение и слово" (1964), в которой эта проблема исследуется начиная с эпохи Возрождения и до 60-х годов нашего века. С тех пор в мировой художественной культуре многое изменилось в связи с бурным развитием новейших средств массовой информации. Принимая во внимание результаты этого исследования, в данной работе предполагается сосредоточиться на ином предмете изысканий -- генезисе и эволюции первичных форм изображения и слова в первобытном искусстве.

Для решения этой проблемы необходимо, во-первых, правильно ее поставить, а во-вторых, проанализировать основные компоненты жизнедеятельности первобытных людей, стимулировавших на заре человеческого общества появление и функционирование изобразительных и словесных искусств, сыгравших весьма важную роль в эволюции и развитии наших далеких предков. "Первобытное искусство было вызвано к жизни общими для всего человечества предпосылками. Оно позволило совместить в рамках единой модели мира словесное и образное. Наряду с членораздельной речью, искусство стало особым признаком вида Homo sapiens, отличающим его от всех остальных живых существ. Оно позволило человеку формировать новый для живой природы способ моделирования мира и своего поведения в нем. Благодаря языку и искусству появились такие чисто человеческие явления, как духовная культура, мировосприятие и мировоззрение, стремление выразить и запечатлеть свое видение окружающего мира, освоение своего места в природе и единства с ней... Изучение первобытного искусства -- одно из магистральных направлений восстановления духовной истории человечества, путь к преодолению нашей замкнутости в пределах современных политических границ. Первобытное искусство не знало границ. Границы были другими, не административными, а природными", -- пишут отечественные ученые А.И.Мартынов и Я.А.Шер в предисловии к тезисам докладов и выступлений на впервые проведенной в России Международной конференции, посвященной первобытному искусству.

С целью обобщения и наглядного представления об условиях жизнедеятельности древних людей предлагается модель реконструкции их основных потребностей и форм их реализации в условиях примитивной жизнедеятельности, в результате эволюции которых возникли первичные формы эстетического отношения к действительности, а затем и художественное творчество.

Однако для решения проблемы специфики первичных форм изобразительного и словесного искусства необходимо определить их общую основу, которая является родовой категорией по отношению к отдельным видам искусства.

Современное искусство с его многообразными функциями и формами представляет столь сложную систему, что его трудно постигнуть и объяснить исходя из какого-либо одного принципа исследования. Системно сложное требует адекватного, системного подхода. Но, тем не менее, у любой системы имеется некая основа, без которой образование этой системы невозможно. Такой основой у искусства, как это признано в истории и классической и постклассической философии, является эстетическое, получившее множество интерпретаций в их различных школах и направлениях. Что тем самым свидетельствует о сложности и не до конца изученности природы эстетического и его роли в структуре искусства. Не претендуя на "окончательное" решение проблемы эстетического, постараемся в максимально возможной степени приблизиться к этому, привлекая современные науки о человеке и обществе, о первоначальных формах эстетической деятельности и первобытного искусства.

И при этом будет сделана попытка реализовать предложенную мною гипотезу о структуре и функции эстетического в жизни и искусстве, которая сформировалась в результате соединения интуитивных догадок и умозрительных заключений философов, представителей теоретической и экспериментальной психологии, а также -- семиотики, структурализма, системного подхода, теории информации и кибернетики. Задача исследования будет успешно выполнена лишь в том случае, если оно будет опираться на конструктивную, "порождающую" модель эстетического. Этим и определяется необходимость написания предваряющей основную тему исследования главы о природе, структуре и функции эстетического в жизни и в искусстве.

Должен признаться, что каждый раз обращаясь к категории "эстетическое", не мог избавиться от неопределенности и отсутствия ясного понимания его содержания. Частое и повсеместное употребление этой категории в качестве некоей константы превратило ее в некий мифологический символ, который как будто всем понятен, но трудно поддается конкретизации и расшифровки его реального смысла -- и не вообще, а в данной исторической ситуации и в данной художественной культуре. Ведь не могло же "эстетическое" со времени введшего эту категорию в активный оборот Баумгартена на основе обобщения современной ему художественной практики еще в XVIII веке оставаться неизменным. Естественно, не могло, как и не осталось неизменным, например, содержание изобретенного еще в античной философии понятия "материи" и других "вечных" философских категорий.

Бурные дискуссии в отечественной эстетике не дали окончательного решения этой центральной категории. И, на наш взгляд, потому, что они велись на абстрактном уровне и главной задачей ставили определение эстетического или как природного объекта, или как субъективного, ассоциативного, отношения к ней, а порой как воплощение в предмете деятельности и искусстве общественных ценностей, идеалов и т.д.

Попытаемся подойти к решению проблемы эстетического с иной методологической позиции, основанной на законе для всего живого, сформулированного в свое время К.Марксом, который, рассматривая общий характер жизнедеятельности живых организмов, пришел к следующему выводу: "Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей и ради этой потребности...". Наблюдения за разнообразным миром животных вполне подтверждает этот закон. При этом животные руководствуются своими инстинктами, т.е. действуют, так сказать, бессознательно, хотя, вообще, такое определение некорректно по отношению к животным, поскольку у них нет сознания. Но нам важно подчеркнуть их отличие от человека, который действует на основе сознания. Но это преимущество человека приводит к иллюзии о сознании как причине всех его действий и поступков, т.е., по Марксу, "люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются)...".

Как известно, основные базовые потребности человека имеют много общего с таковыми у высших животных и, подчиняясь им, человек в начале своего антропогенеза не мог объяснять их "из своего мышления". Таким образом, потребности его возникли и реализовывались раньше возникновения сознания и его выражений в слове и других искусственных средствах, например в различных изображениях. Поэтому будет методологически правильным исследование происхождения эстетической деятельности и искусства начать с определения их общей основы или той потребности, которая и привела к их появлению на заре человеческого общества. Придерживаясь философской традиции, назовем эту потребность эстетической и постараемся выявить, что же на самом деле она собой представляет или что скрывается под этим понятием.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце