URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Гарсия Д. Мировоззрение: Новая монадология
Id: 86229
 
307 руб.

Мировоззрение: Новая монадология. Изд.3, испр. и доп.

URSS. 2009. 376 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-00464-0.

 Аннотация

В книге дана оригинальная и стройная мировоззренческая система, богатая новизной определений и категориальных построений. Работа своевременна для критического периода в истории человечества, переживаемого нами в настоящее время. Человечество находится в тупике, --- хозяйственном, идеологическом, --- и одним из средств выхода из него должно стать обретение жителями благодатного мировоззрения, чему и может, в известной мере, послужить данная книга.

В связи с обсуждением понятий "человек", "человечность", "человечество" автор настаивает: если мы не опомнимся --- не осознаем получше, кто мы такие, что с нами происходит, --- и не оздоровим и возвысим свой образ жизни, человечество (автор определяет его как "зверочеловечество") будет все быстрее двигаться по пути самоуничтожения.

Книга предназначена всем тем, кто интересуется важнейшими и извечными философскими вопросами.


 Содержание

1. Краткое изложение основных идей
2. О материализме
3. О категориях
4. О троичности
5. Коренная триада монадологии
6. О трех общих состояниях живого существа
7. О понятиях "тело", "душа", "дух"
8. Мышление как жизнь
9. О понятии "Мир"
10. Что такое язык (в самых общих чертах)
11. О понятии "генетический код" (и другие соображения)
12. О "внутреннем" и "внешнем"
13. О высшем, низшем и сосредоточенном
14. О понятиях "основное" и "главное"
15. О терминах "теория" и "практика"
16. О философии
17. О времени
18. Важнейшее о монадах
19. О различии, подобии и тождестве
20. О понятиях "организм" и "среда"
21. О науке, религии и искусстве
22. О понятии "Я"
23. О Боге (в данной системе понятий)
24. О добре и зле
25. О нашем рождении, жизни и смерти в человечестве
26. О понятиях "культура" и "цивилизация"
27. Относительно понятий "человек", "человечность", "человечество"
28. Об общественном устройстве
Послесловие

 Краткое изложение основных идей

Излагаемая система мыслей, представляет собой опыт новой монадологии -- очень необычное предприятие для нашего времени.

Понятие о монадах (от греческого monados -- единица, единое) может возникнуть в философском мышлении из такого усмотрения.

Живое существо -- стройное сосредоточение бесконечно многого в одном живом, централизованно воспринимающее происходящие события и самодеятельно отвечающее им, притом и переживающее собственное существование -- такое существо нельзя понимать как происходящее из сочетания каких-то безжизненных элементов, и не приемлема мысль об его внезапном или постепенном "возникновении" (посредством длинной череды "чудесных" превращений вещества). Нужно полагать, Жизнь есть нечто в целом не образуемое и не уничтожимое. Поскольку же замечаемые нами разнообразные живые существа, "очевидно", повсюду "рождаются" и "умирают", монадология полагает, что каждое из них представляет собой частная форма единой, не имеющей начала и конца Жизни, роль которой осуществление различенного и освещенного бытия-для-себя в безразличной темной бездне Всего как Одно.

Монадология полагает Единое, в качестве "основы основ". Как-то полагать и обозначать предельно всё как Одно -- это всегда было одной из забот философского мышления: полагали "Единое", "Брахман", "Дао", "Бытие вообще", "Абсолют"... Такого рода полагание -- необходимо.

В предлагаемой мировоззренческой системе Единое определяется как Всё-Одно-Ничто (ни-что, не вещь, не объект); это "бездна" всевозможного, невозможного и реального как Одно. Единое -- непостижимое, необъяснимое основание всякого возникновения, всякой определенности, всякого исчезновения, а также всякого смыслообразования -- всех этих знакомых нам "странностей", которые и являются важнейшими вопросами философии.

В Едином вечно содержатся всяческие элементы, вещи, события, жизни...  -- и "прошлые", и "настоящие" и "будущие" -- в их взаимной безразличности; оно -- континуум Всего -- всего возможного, реального и невозможного. Вместе с этим, Единое разнообразно струится в самом себе посредством различных средоточий жизненности -- средоточий индивидуального последовательного определения (или реализации) бытия-для-себя. Это многообразное (из разных средоточий) струение определяющегося бытия в темной бездне Единого мы и называем индивидуальной жизнью, а еще и реальной действительностью, поскольку в соотношении бесчисленных живых индивидов образуется целый Мир различенного бытия.

Указанные живые индивиды-средоточия и были названы разными мыслителями монадами (от греческого monados -- единица, единое). Можно сказать, что Единое, -- это абсолютный Абсолют в своем безразличии и полном покое, а живые индивиды -- это взаимоотносительные абсолюты -- тоже не производные и не уничтожимые -- но преображающиеся и беспокойные. Монад можно определить и как единиц Единого.

Единое вовсе не держится пространством, организацией, энергией, временем и т. п. Всё это относится к различенному со-бытию существ и образуемому ими текущему Миру.

Существование монад, их индивидуально-центрированное осуществление в бездне Единого, обеспечивается такими необходимыми и достаточными коренными установками, которые можно назвать корнями Жизненности:

  • ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ (оформленность, строй, положение);
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (энергийность, влиятельность);
  • СТРАДАТЕЛЬНОСТЬ (восприимчивость, различение).

УМ, означающий и показывающий укорененность монады в Едином, не в чем-то частном. Наличие ума в индивидах, монадах ярче всего показывает, что они -- единицы Единого: ум тоже есть бездна всевозможного, невозможного и реального, но только относящаяся к индивидуально-реализованному бытию (не к бездне Всего-Ничто).

Образуемый монадами Мир получает некоторые главные определения, соответствующие корням жизненности монад:

  • СРЕДА, ДВИЖЕНИЕ, ОТРАЖЕНИЕ (соображенность элементов).

Полагать те или иные наиболее абстрактные категории универсального значения -- обычное дело в философии. Например: единое, ум, душа -- у Платона; сущее, жизнь, ум -- у Прокла; единство, истина, благо -- в средневековой философии; бытие, небытие, становление -- у Гегеля, и т. д. Основная онтологическая триада Аристотеля -- сущность, отношение, состояние -- по-своему мною понимаемая -- "близко-родственна" предлагаемой в Новой монадологии.

Итак, монадам дано быть индивидуально определенными, индивидуально деятельными и индивидуально страдательными, а их общему Миру дано быть предметным, изменчивым и насквозь отраженным (сообразованным). Кроме этого, при существовании монад, даны еще и элементы; философия и наука определили такие, например, элементы как пространство, время, масса, энергия, фигуры, поле, притяжение, отталкивание, число... Эти элементы обеспечивают взаимную внешность, взаимное опредмечивание монад. Все указанные данности (как и другие) не поддаются "обоснованию" и "разъяснению", и мы только полагаем: всё так должно быть для возможности различенного существования чего-либо в бездне Единого.

Обобщим сказанное.

    --Единое = Всё-Одно-Ничто;
    --Монады -- единицы Единого, открыватели и носители всевозможной Жизненности;
    --Определенность, Деятельность, Страдательность, как необходимые коренные основания самой Жизненности;
    --Ум, представляющий собой непосредственную укорененность монады в Едином, центральное основание ее образа жизни;
    --Общий Жизненный Мир, образуемый жизненными соотношениями существ;
    --Среда, Движение, Отражение, как мировые постоянные -- таковы, по монадологии, основные онтологические категории Бытия-Жизни.

Онтологические основания всевозможного личностного живого бытия -- от атомов до Бога -- тождественны.

В каждом существе вся жизнь устроена "вокруг" и "вне" индивидуального живого средоточия, которого мыслители называют по-разному: "индивидуальным духом", или "душой", или "умом", или "трансцендентальным Я", или "атманом" -- и другими именами, сообразно определенной мировоззренческой системе. В излагаемой монадологии принимается понятие "ум". Ум Монады -- это средоточие (или ядро, семя) и вместитель всевозможного индивидуального живого опыта. "Субстанция" ума -- невещественный континуум. Различные существа, находятся в Мире в разных местах; однако, если их живое средоточие, их ум одинаково укоренен в Едином, то жизненно они существуют взаимопроникаясь. В связи с такими понятиями, можно говорить об универсальном родстве всех существ.

Образуемый всеми существами единый Жизненный Мир есть постоянное следствие различных способов и форм жизнедеятельности, и вместе с тем -- общее "жилище" каждого существа, и вместе -- нечто большее, ибо Мир тоже не имеет начала, вечен и по-своему участвует в осуществлении всевозможного бытия, хотя и слепо, неличностно (в отличие от деятельности существ), -- и мы называем это участие "законами природы". Живые существа в меру суть вечные образователи вечного Мира, и в меру суть продукт этого своего совместного образования (подобно тому, как индивиды образуют общество и сами необходимо являются общественными и воспитываются обществом). Только существуя в общем Жизненном Мире, каждая монада обретает свой особый мировой средоорганизм и возможность бесконечно разнообразного живого существования. "Саможитие" отдельного существа невозможно: различная индивидуальная жизнь происходит только в Обще-житии.

Каждое существо в своем текущем образе жизни представляет собой особое "растение", произрастающее из индивидуального ума "на почве" общего жизненного Мира. Эти растения представляют собой особые индивидуальные миры реальной действительности. Нащупываемые наукой "атомы", эти "мельчайшие структуры" также представляют собой миры в общем Мире.

Важное замечание.

Если в Едином существует всё, что только может существовать, но существует неявленно, неразличенно, и существуют также все возможности проявления чего-либо, и существует постоянная реализация этих возможностей, -- что и составляет жизнь монад -- то нужно заключать, что не возникает ничто совершенно нового, и ничто не возникает из чего-то другого: всё только реализуется. Поэтому "возникновение" жизни из простейшего "мертвого материала" есть ложное понимание (а ложное понимание имеет свое "законное" место в жизни людей).

Монада существует бесконечно многообразно -- и "сейчас", и "в прошлом", и в "будущем". Такое заявление выглядит нелепым. Однако и невозможно принять мысль, что мы существуем только "мгновенно здесь и сейчас": мы необходимо объемлем нашу прошлую жизнь -- "то, чего уже нет" -- и нашу будущую жизнь -- "то, чего еще нет"; мы существуем поочередно, но также и постоянно целостно. Также нельзя принять, что мы существуем в виде строго ограниченного "комплекса элементов": мировой средоорганизм каждого из нас не определен однозначно и постоянно изменчив. (Д. Бруно, 1548--1600) заметил по этому поводу: живые существа "... стремятся к тому, чем могут быть, поэтому, не имея возможность быть сразу и одновременно столькими вещами, они теряют одно бытие, чтобы обладать другим". Но эта потеря относительна: в своем движении к возможному бытию, мы несем с собою всё пережитое прошлое и всё предполагаемое, хотя всё это в своей смешанности слабо видится нами, или вовсе не видится. Однако оно присутствует и постоянно что-то значит.

Некоторые важные замечания относительно коренных категорий.

Поскольку коренные категории жизненности навеки одни для всего существующего, то человек, в ходе развития мышления, постоянно наталкивался на различные формы их проявления, и давал им различные определения, которые, естественно, оказывались родственными по смыслу. Эти определения, сведенные в таблицу, лучше проясняют сами себя и друг друга (читайте сначала строки, затем столбцы):

Определенность Деятельность Страдательность

Устойчивое Влияющее Различающее

Обладание Действие Опыт

Среда Сила Отражение

Вещество Энергия Чувствительность

Положение Стремление Восприятие

-- и так далее, в очень показательном разнообразии.

Во взаимоотношениях коренных категорий нет никакой обязательной очередности их проявления, и никакого строгого порядка соподчиненности.

Можно сказать, что это изображает "диалектику" категорий, однако не по Гегелю: никакая категория не является ни "тезисом", ни "антитезисом", ни "синтезом". Каждая коренная сторона реальной действительности причастна другим, влияет на них и зависит от них, оставаясь при этом особенностью.

Как раз в связи с наличием отмеченных коренных категорий философы склоняются к различным мнениям, относительно мирового "основного", "сущности" "начал" и т. п. Очень разнообразные мнения сводятся обобщенно к следующим.

1. Определенное, среда ("материя") -- это основное как всё "несущее".

2. Деятельное, сила, энергия -- основное как всё вызывающее.

3. Страдательное, восприятие, сознание -- основное как всё различающее.

4. Ум основное, как всё содержащее.

Отсюда "материализм", "идеализм", "спиритуализм", "волюнтаризм" "сенсуализм", "энергетизм" и т. д. Всё это, правда, приносит свои плоды, но и уводит в сторону от целостного вещественно-деятельно-страдательного понимания частных вещей, событий, существ и самого Бытия.

Важно понять, что не только самодеятельность и самострадательность могут быть свойственны исключительно живым существам, но также и самоопределенность, самоустроенность. Поскольку только монады способны различить и реализовать для себя то или иное в бездне Единого, то вещи нужно понимать как структуры взаимной внешности монад. Каждая вещь, обычно мнимая нами "как таковая", получает столько обликов, сколько есть существ, вступающих в конкретное отношение с этой областью общей Среды. Всюду происходит разделение, перераспределение между монадами и применение ими мировой Среды собственной определенности. Понятие о самостном мертвом веществе, о "вещей в себе", могущих существовать вне жизненных событий -- недоразумение. Всё то, что "само", "как таковое" не есть живое -- например линия, число, энергия, стол и т. п., -- есть элемент, или сочетание элементов, событие в течение Жизни.

Как уже сказано, жизнь всех монад-существ необходимо образует строй соотношений всего ими проявляемого -- общий Жизненный Мир -- и важнейшим в этом строе является Иерархия качества и значения всяческого живого бытия. Существуют низшие уровни жизни и высшие уровни, образующие "ступени", "слои". Относительно низшего мы говорим, например, об "атомах": их нужно понимать как представителей особого образа жизни, осуществляющих и поддерживающих живое бытие снизу. Относительно высшего мы лишь что-то предполагаем (в философии, мистике, религии), поскольку смотреть и определять снизу-вверх нам труднее. Представителем универсально высшего издревле полагают особое Существо, и его называют Богом, Всевышним, Вседержителем. Однако, несоответствие монадологического Всевышнего каноническому Богу церковных религий очевидно. По монадологии, Бог принципиально такая же монада, как всякая другая, хотя реальное жизненное различие от других существ огромно. Бог наивысший и могущественнейший, но не "всемогущий" и не "всеведущий". Эти понятия людей нужно считать ложными: невозможны в едином Жизненном Мире индивидуальное "всемогущество" и "всеведение" (как невозможны, например, "всеуничтожение", "всехаос"). Всевышнему свойственны предельно возможные в Общем Мире знание, могущество и благодеяние -- это и есть то, что необходимо и достаточно для того, чтобы мог существовать этот наш стройным Мир, а не хаос различной самодеятельности. Из сказанного видно, что монадология отрицает "трансцендентность" Бога: все монады со-образованы, взаимодействуют и воспринимают друг друга. Растения воспринимают наши действия, не понимая их, -- и они мало способны соответственно-положительно для себя реагировать в связи с нашими действиями, но что-то предпринимают. Мы воспринимаем действия Всевышнего, не понимая этого, -- и мы мало способны соответственно-положительно для себя реагировать, но что-то предпринимаем -- священнодействуем.

Поскольку существует полная всеобъемлющая Иерархия уровней и качества жизни, то главная цель индивидуальной жизни заключается в продвижении себя в этой Иерархии. Основные показатели здесь -- что производится нами и что уничтожается, что и как содержится нами, что и как означивается, оценивается, а в итоге -- во что превращаемся сами в целом, и направляемся вверх или вниз в иерархии жизненности.

По монадологии, человек вовсе не есть высшее из возможных образов жизни Монады ("венец создания"), не есть что-то совершенно особенное в мироздании, как полагают многие философы, следуя Священным Писаниям, или же по собственному разумению. Монадология полагает существование жизни мощнее и выше человеческой не только на других планетах других звездных систем, но и вне планетарной жизни, т. е. в иных непонятных для нас средах, "сферах", "слоях" бытия.

Очень важен вопрос о сущности и значении мышления.

Мышление не есть просто "психическое орудие" для обслуживания более грубой низшей жизни -- "организма": оно есть сама цельная жизнь в высших своих проявлениях. Значит, всё лучше и мощнее мыслить -- главное направление развития индивидуальной жизни, и это означает всё лучше и мощнее жить. Отсюда нужно прийти к заключению, что наше мышление, невидимым и не понимаемым нами (пока) образом, влияет -- без своего речевого обнаружения -- на жизнь других людей и на состояние всего общества, а также и на всю земную жизнь, а в Жизненном Мире имеет место сверхчеловеческое мышление величайшей мощи, влияющее на нас и не нуждающееся необходимо в мозге и словесной речи подобно человеческим. Поэтому, полагать, что в процессе своего мышления, мы не испытываем ни чье тайное влияние, и, мысля "про себя", мы ни на кого и ни на что не воздействуем -- это большое недоразумение, мешающее лучшему пониманию себя, жизни, общества, Мира.

Известно положение, что "Бог есть любовь", но любовь это частность. Бог, как наивысшая индивидуальная жизнь, есть Верховное Вселенское Мышление -- вот более существенное определение.

А мнение, что мыслить без словесного языка невозможно -- ложно.

Важно принципиально различать ум (или разум), сознание и мышление -- что, на сколько мне известно, не предлагается системно-определенно никем из мыслителей ХХ в., столь охотно рассуждающих об этих вещах. В особенности, когда говорят о сознании не понятно, что именно имеют в виду -- ум, интеллект, мышление, восприятие, переживание... ? В монадологии этот вопрос тщательно рассматривается.

Предельно коротко: Монадология -- учение о вечных универсальных средоточиях всевозможной определенности, деятельности и страдательности, о живых существах и порядке их со-бытия в своем общем Жизненном Мире. То, что мы называем "вещами" и "событиями" имеет своим основанием и источником со-бытие живых существ. Отрицается сама возможность существования мертвых "корпускул" и их механического взаимодействия. Отрицается обычная идея о "происхождении" мира из чего-то. Реальная действительность в бездне Единого, бытие, жизнь, мышление -- одно и то же.

Хочется отметить здесь, для дополнительного разъяснения "сути дела", что "трансцендентализм" И. Канта (насколько я понимаю), то, что он называет "априорными условиями всякого возможного опыта", связано с существованием монад: монада и есть "трансцендентальный субъект", а указанные единые корни жизненности -- Определенность, Деятельность и Страдательность -- и суть "трансцендентальные" основания и условия не только "всякого опыта", но и объективированного мира (мира предметности).

Стремление к краткости и ясности (трудное дело) привело меня к использованию большого количества схем, таблиц, поэтому нужно сказать несколько слов о самой схематике.

В монадологии схематичность и схематизация осмысливаются как черты мировой жизни, не как специфически-человеческий "способ познавания", "орудие человеческого разума". И нашим простейшим ощущениям, и нашему высшему мышлению свойственна первоначальная предельная схематизация определений. Любой предмет нашего мира -- предмет всегда бесконечно сложный -- выступает для нас преимущественно схематично -- иначе он не мог бы выделиться для нас из своих бесчисленных связей. Нужно полагать, что каждому живому существу присуща некая Схема собственного бытия-в-Мире, и индивидуальный способ схематизации своих восприятий и полаганий, схематизация своего "мира".

"Новая монадология", наверное, покажется многим (особенно из числа материалистов, физикалистов) очень странным, "фантастическим" учением. В таком случае, пусть они сопоставят это учение с научно-материалистическим понятием о "возникновении" нашей Вселенной, и жизни, и сознания, и человечества... из "сгустка предельно уплотненной материи" и подумают: что "правдоподобнее"? Пусть учтут еще, что к принятию идеи о монадах пришли такие мощные мыслители как Николай Кузанский, Бруно, Лейбниц. Приняли эту идею и Гете, Вл. Соловьев, Н. Лосский, Э. Гуссерль и другие.

Можно заявлять о непонимании монадологии, что не должно означать ее отрицания (не понимающие химию, не отрицают ее). Можно, достаточно поняв предлагаемую философскую систему, не соглашаться с ней в целом, обнажать ее слабости, указывать на неполноту и т. д., ценя при этом положительные данные, нововведения. Это плодотворно. Тайна беспредельна и величественна -- вот что должны мы полагать и иметь в виду, когда приступаем к чтению философских трудов или к собственному посильному определению "начал бытия", осмысливанию всяческих "данных" -- элементов, вещей, событий, единств... и собственного живого существования. (Разумеется, можно и не заниматься этим).

Существует различно выражаемая философская позиция под общим названием "гилозоизм" (от греч. hile -- материал, и zoe -- жизнь); говорят также и о "панпсихизме". Излагаемую "Монадологию" можно, в общем, отнести к этому типу мировоззрений.

У немецкого мыслителя Г. В. Лейбница (1646--1716) имеется философская работа под названием "Монадология". Лейбниц и явился главным возбудителем идей предлагаемой "Новой монадологии". Очень значительное влияние на мою работу оказали также и древнегреческая философия (особенно определенно -- Аристотель и Плотин), и Джордано Бруно. Сильный толчок дала в свое время статья Вл. Соловьева "О действительности внешнего мира... ", помимо воздействия мыслей, имеющихся в других его работах. Из мыслителей ХХ в. особое влияние в вопросах человековедения оказал испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет.

Разумеется, философское мировоззрение (не философские "дискурсы" на тему), не может быть представлено в одной книге, иначе как в кратком изложении. И надеюсь, что предлагаемая Система будет в дальнейшем (в нашей совместной философской работе) исправляться, уточняться, развиваться.

Особые замечания

Поскольку в излагаемой монадологии устанавливается существенное различие между Жизненным Миром (иначе говоря, Бытие-Жизнь) и миром предметности -- взаимной объективированностью существ, так называемым "объективным миром", то, для их различения в тексте, "мир" в первом смысле пишется заглавной буквой, во втором смысле -- строчной. Это не всегда выдерживается, когда не важно (а могут быть и упущения). Надеюсь, читатель разберется.

Я обращаюсь со своими мыслями и предложениями не только к современным философам-профессионалам, но и вообще ко всяким любителям философствовать, поэтому начало каждой новой темы часто носит характер краткого "введения в предмет"; поэтому же, в определенных местах, даны годы жизни упоминаемых мыслителей, что, как видно, считается не обязательным в подобного рода работах, не посвященных истории философии. Затрагиваемые вопросы и способ изложения таковы, что это может послужить для многих хорошим введением в философию.

Нижеследующее не представляет собой последовательного изложения философской системы (так оказалось удобнее), поэтому, если читатель достаточно внимательно ознакомился с предложенным выше кратчайшим изложением основных мыслей монадологии, то он вполне может приступить к чтению любой главы, название которой вызвало интерес. Молодым людям я бы посоветовал прочитать главу "О материализме", затем "О философии", затем "Главное о монадах", затем, как захочется.

Наверное, чтение глав в том порядке, который дан, имеет свой смысл, в прочем, недостаточно ясный для меня самого: так сложилось.


 Об авторе

Дионисио ГАРСИЯ

Родился в Испании в 1928 г. Живет в России с 1937 г. (вследствие гражданской войны в Испании). Окончил Московское училище художественных ремесел, с аттестатом мастера по художественной обработке камня седьмого разряда. Впоследствии овладел искусством иконописи и реставрации икон. Смолоду увлекся философией, и, постепенно, у него созрела своя, достаточно оригинальная система. Только в 1999 г. вышло первое издание его книги "Мировоззрение. Новая монадология". В 2004 г. вышло второе издание. Является членом Российского философского общества.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце