Показать ещё...
ОТ АНТИЧНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ДО МОРГАНА: У ИСТОКОВ ПРОБЛЕМЫ Нарисовать картину происхождения брака и семьи означает, разумеется, не что иное, как изложить решение этой проблемы, предлагаемое наукой в настоящее время. Сразу же следует предупредить, что единодушия по этому вопросу среди ученых нет. Не только буржуазные исследователи придерживаются различных точек зрения, но и среди советских специалистов нет полного единства взглядов. Разобраться в современных концепциях происхождения брака и семьи, правильно оценить их нельзя, не имея представления о том, как, когда и на какой основе эти теории возникли. Невозможно знать историю ни одного явления, не зная истории развития представлений о нем. Все это делает настоятельно необходимым начать с изложения истории взглядов на сущность и происхождение брака и семьи. Нет необходимости заходить слишком далеко в глубь времен и рассматривать религиозные, мифологические и им подобные представления о браке и семье. Нас интересуют не всякие взгляды, а лишь такие, которые существовали в рамках науки. О науке как теоретической форме знания можно говорить, лишь начиная с античной эпохи. Возникла она в форме философии и на первых порах полностью совпадала с ней. Первые философы занимались всеми проблемами, и в том числе сущностью и происхождением брака и семьи. Ф.Энгельс однажды заметил, что одной из причин, заставляющей снова и снова обращаться к наследию античных мыслителей, "является то, что в многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений". Перефразируя слова Энгельса, можно сказать, что в трудах мыслителей античной эпохи мы находим в зародыше все те представления о происхождении брака и семьи, которые получили развитие в последующее время. Брак в античном обществе был моногамным. Характерной чертой как древнегреческой, так и древнеримской семьи было господство мужчины. Этот факт был исходным для всех, кто пытался разобраться в истории семейно-брачных отношений. Одна из первых известных нам попыток поставить вопрос о характере этих отношений в эпоху, далеко отстоящую от времени расцвета эллинского мира, была предпринята Платоном. Его ответ был недвусмысленным: даже в те далекие времена, когда не было ни письменности, ни законодательства, семья по существу ничем не отличалась от современной. В качестве доказательства Платон ссылался на приведенное в "Одиссее" описание легендарного народа киклопов: "Нет между ними ни сходбищ народных, ни общих советов; В темных пещерах они иль на горных вершинах высоких Вольно живут; над женой и детьми безотчетно там каждый Властвует, зная себя одного, о других не заботясь". Семья, в которой властвует мужчина, выступает у Платона как исходная общественная ячейка. Все остальные более сложные и крупные общественные и государственные образования возникают, по его мнению, в результате соединения семей, Таким образом, в работах Платона мы находим истоки той концепции, которая в дальнейшем получила название "патриархальной теории". Однако Платон не следует этой точке зрения до конца. Вступая в противоречие со своими собственными взглядами, он считает вполне возможным существование общества, в котором не будет ни моногамного брака, ни семьи. В своих проектах "идеального государства" он настойчиво предлагает в качестве средства обеспечения сплоченности в одних случаях общества в целом, в других – одного из господствующих сословий (стражей) – введение общности жен, детей и имущества. Эта идея возникла не на пустом месте. В знаменитой "Истории" Геродота, с которой Платон не мог не быть знаком, общность женщин фигурирует как отличительная черта общественных порядков у целого ряда народов. Так, об авсеях Ливии мы узнаем у Геродота, что "совокупляются... они с женщинами сообща, не вступают в брак, но сходятся подобно скоту". Пользуются сообща женщинами и скифы-агафирсы, "чтобы всем быть братьями и как родные, не завидовать и не враждовать между собой". Аналогичные обычаи существовали, по Геродоту, также у живших к северу от Каспийского моря масагетов и насамонов Северной Африки. Подобного рода сведения в изобилии встречаются в литературе на протяжении всей античной эпохи. Так, еще в I в. до н.э. Юлий Цезарь в "Записках о галльской войне" рассказывал о бриттах, что у них каждые десять – двенадцать человек, большей частью братья или родители с детьми, имеют общих жен. В достоверности сообщений Геродота и других современных ему писателей не сомневался Аристотель, что, впрочем, не помешало ему создать концепцию, в которой эти сведения совершенно не принимались во внимание. Не были приняты во внимание и имевшиеся в трудах Геродота и многих других античных писателей сообщения о существовании у некоторых народов счета родства по материнской, а не по отцовской линии и высокого, иногда даже господствующего, положения женщины. Подвергнув критике проекты "идеального государства" Платона, Аристотель последовательно развил его идею о семье, в которой мужчина господствует над женой и детьми, как исходной и основной ячейке общества. Эту семью Аристотель выводит из природы человека и рассматривает в качестве первой формы общения. Соединение семей дает "селение", соединение "селений" – "государство". В трудах Аристотеля "патриархальная теория" получила свое более или менее законченное выражение. В отличие от Платона и Аристотеля, не ставивших вопроса ни о возникновении человеческого общества, ни о происхождении брака и семьи, великий материалист древности – Демокрит и его последователи предприняли попытку нарисовать картину происхождения человечества. "О первых же появившихся людях говорят, – писал Диодор Сицилийский, излагая взгляды Демокрита, – что они вели неупорядоченную звероподобную жизнь и поодиночке выходили на пастбища, поедая наиболее пригодные для этого травы и доступные плоды деревьев". Опасность, подстерегавшая людей со стороны диких зверей, вынудила их объединиться, нужда заставила познать свойство огня, изобрести ремесла и т.п. "Вообще нужда и опыт, – полагал Демокрит, – были для человека учителями во всем". Взгляды материалистов-атомистов на происхождение брака и семьи нашли свое четкое выражение в поэме Лукреция Кара "О природе вещей", в которой мы находим картину детства человечества, во всех основных чертах совпадающую с принадлежащей Демокриту: "Общего блага они не блюли, и в сношеньях взаимных Представление о неупорядоченном общении полов как стадии, предшествующей браку, неразрывно связано с общим взглядом античных материалистов-атомистов на происхождение и развитие человечества. Норм, регулирующих отношения полов, у первых людей не существовало потому, что у них первоначально вообще никаких правил поведения не было и быть не могло. Ведь люди вначале Жили в одиночку и объединились лишь позднее. Однако сделанный представителями античного материализма вывод о том, что на ранней стадии развития человечества брака не существовало и что он возник позже, нельзя рассматривать как чисто умозрительный. Основанием для такого взгляда послужили многочисленные легенды и мифы, в которых рассказывалось о времени, когда брака не было. Так, например, в Древней Греции была хорошо известна легенда, согласно которой индивидуальный брак в Афинах был введен лишь Кекропом – основателем великого города. Таким образом, в античное время кроме "патриархальной
теории", т.е. концепции об извечности возглавляемой
мужчиной семьи, возникли также представление об общности
жен, которое послужило исходным моментом для
появления в дальнейшем понятия о групповом браке
и представление о состоянии беспорядочного общения полов.
Это состояние в дальнейшем получило название промискуитета
(от латинского promiscuis – "смешанный",
"всеобщий"). Семенов Юрий Иванович Доктор исторических наук (1963), профессор кафедры философии Московского физико-технического института (где работал до последних лет жизни). Много лет работал по совместительству старшим, ведущим, главным научным сотрудником сектора истории первобытного общества Института этнографии АН СССР (позднее — Институт этнологии и антропологии РАН) и профессором кафедры социальной философии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Специалист по теории познания, философии и общей теории истории, этнологии, истории первобытного и раннего классового общества.
Автор около 500 печатных научных работ, среди которых книги: «Возникновение человеческого общества» (1962); «Как возникло человечество» (1966, 2002; выходила в Токио и Будапеште); «Происхождение брака и семьи» (1974; переизд. в URSS; выходила в Пекине, Гаване, Ханое, в Москве на финском языке); «На заре человеческой истории» (1989; выходила в Токио); «Философия истории» (1999, 2003, 2013; каждое новое издание дополнялось); «Введение во всемирную историю» (вып 1–3; 1997–2001); «Политарный („азиатский“) способ производства» (2008; переизд. в URSS); «Происхождение и развитие экономики» (М.: URSS, 2014); «Происхождение и развитие религии, мифологии, теологии и религиозной философии» (М.: URSS, 2019); «Общественная власть» (М.: URSS, 2021); «Введение в науку философии» (в 7 книгах. М.: URSS, 2022–2023) и др. Будучи не только философом, но и специалистом в области конкретных наук, Ю. И. Семенов приобрел богатый опыт решения основных задач научного познания, таких как отбор и интерпретация фактов, создание и проверка гипотез и теорий. Это позволило ему предложить оригинальные решения целого ряда проблем теории познания, связанных с совершением научного открытия, выявить и описать новые, ранее неизвестные формы разумного мышления. |
URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 99.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) 2022. 560 с. Твердый переплет. 35.9 EUR
После мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. интерес в мире и в России к теоретическому наследию Карла Маркса и классической политической экономии резко возрос, но современной, отвечающей на вызовы экономики XXI века учебной литературы ничтожно мало. Учебник впервые на... (Подробнее) |