КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в:
Обложка Абакумов Владимир Пространство-время жизни
Id: 85696
 
375 руб.

Пространство-время жизни

URSS. 2009. 384 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-397-00288-2.
Серия: Relata Refero

В настоящей книге изложены нетрадиционные представления о пространстве-времени жизни. В аспекте данных представлений рассматриваются концепция всеединства жизни, особенности термодинамики биологических систем; предложена гипотеза системно-обособленного развития, в частности, образования эукариотной организации, развития целостной иерархически структурированной планетарной экологической системы и высшего яруса ее управляющей системы --- человеческого общества. Предлагается решение дилеммы "свобода воли или каузальное принуждение". Рассматривается возможность рационалистической интерпретации явления ясновидения.

Книга обращена к широкому кругу читателей, желающих обдумать и обсудить серьезные и сложные теоретико-познавательные вопросы, внимание к которым стимулируется бурным развитием науки, открывающим новые стороны действительности и расширяющим наши представления о мироздании.


Оглавление
От издательства
Предисловие
1Современная картина физической реальности чревата сильнейшим потрясением
 1.1.От принципа относительности Галилея к хроногеометрической теории тяготения
  1.1.1.Незыблемость укоренившейся традиции
  1.1.2.Continuum spatii et temporis est absolutum
 1.2."Жизнь есть истина; она выше звезд и выше Солнца"
2Дуализм целостности
 2.1.Хронос пожирает своих детей
 2.2."Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий..."
 2.3.Двуликий Янус
3Это было уже в веках
 3.1.Предвосхищение идей
 3.2.Принцип Солона
 3.3."Предварение признаков"
4Пространственно-временная структура биологических систем; дифференциация функций в пространстве-времени
 4.1.Пространственно-временная структура популяций
  4.1.1.Макроструктура
  4.1.2.Микроструктура
 4.2.Пространственно-временная структура биогеоценозов
5"От будущего веет незаметно ветер"
 5.1."Необходимые двигатели" предыдущего
 5.2."Грядущее и наиотдаленнейшее да будет причиной нынешнего дня твоего"
 5.3.Системно обособленное развитие функциональных систем организма
 5.4.Гипотеза системно обособленного развития эукариотной организации
 5.5.Роль "апокалипсических" факторов
 5.6."Наводит на лихорадочный трепет"
6Всеединство жизни
 6.1.Синтез концепций
  6.1.1.О целостности и формообразовании организмов
  6.1.2.О целостности надорганизменных живых систем
  6.1.2.1."Ну, что еще ты видишь в темноте и в глубине времен, давно минувших?"
  6.1.2.2."Смертным вдруг оказалось, что прежде было бессмертным"
  6.1.3.От "скорлупы Земли" до планетарной биологической системы
 6.2.Регуляторная система Биос
  6.2.1.Аналогия отношений
  6.2.2.Невозможность подхода к биологическим системам как к точно определенным системам материальных частиц
  6.2.3.Универсальные и специфичные формы приспособительных реакций
  6.2.4.Основной биоценотический закон и экологические модификации
  6.2.5.Закон развития биоценозов
 6.3.Искры пламени одной свечи
  6.3.1.Эволюция Биос
  6.3.1.1.Увеличение внутреннего разнообразия Биос
  6.3.1.2.Развитие целостности Биос
 6.4."Ты еси То"
7Особенность термодинамики Биос в аспекте дуализма целостности
8Свобода воли или каузальное принуждение в аспекте дуализма целостности
9Высший ярус управляющей системы Биос
 9.1.Основной принцип всеобщего законодательства
 9.2.Связь поколений
  9.2.1.Могущество природы и предвзятость суждений
  9.2.2.Патриархальный уклад и культ предков
  9.2.3.От деспотизма к свободе
  9.2.4."Чудище обло, озорно, огромно, с тризевной илаей"
 9.3.Единство человечества и личности
  9.3.1.Не обязанность, а право
  9.3.2.Разнообразие -- основа единства культур и народов
 9.4.Дефинитивная и провизорные структуры человечества
  9.4.1.Общность вопреки отсутствию внешних контактов
  9.4.2."Ода к радости" античной Эллады
  9.4.3."Одинаковые"
  9.4.4."Непонятная гармония"
  9.4.5."Все великое земное..."
  9.4.5.1.Три круга
  9.4.5.2."Основы зашатались и сейчас все стало относительным для нас"
  9.4.5.3.Бутон великого кануна
Summary
Именной указатель

Предисловие
Памяти отца моего Анатолия Алексеевича Абакумова с чувством духовной верности посвящается


Подобен духу ты, какого постигаешь...
Г\"ете Фауст. Ч. 1, сцена 1: "Ночь"


...Не следует ли добавить к нашему анализу явлений природы еще какие-то недостающие пока фундаментальные идеи, прежде чем мы сможем достигнуть понимания жизни на основании физического опыта.
Нильс Бор. Свет и жизнь


Quaesunt in luce tuemur e tenebris.
Т. Lucretii Cari (То, что мы видим освещенным, когда смотрим на это из мрака. Тит Лукреций Кар. О природе вещей)


Неотъемлемое свойство жизни, без которого она не может ни быть, ни мыслиться, атрибут жизни -- покой относительно "светоносной среды". В пользу этого предположения свидетельствуют потерпевшие неудачу все многочисленные попытки обнаружить движение наблюдателя относительно "светоносной среды". Это наше предположение, эту нашу интерпретацию результатов опытов Майкельсона--Морли, Миллера... мы принимаем за предпосылку нетрадиционных представлений о пространстве-времени живых систем, представлений, составляющих основу системы суждений, изложенных в нашем эссе.

Природа эссе предопределяет краткость изложения, ограничивающую систематизированное развитие идей, но ещё со времён Мишеля де Монтеня позволяет использовать широкую палитру стилей. Последним воспользуемся в надежде оживить сжатость изложения, и тем расширить круг читателей за пределы круга специалистов, профессионалов. При этом не будем пренебрегать ни рабсодичной свободой формы, ни licentia po\'еtica. Как-то Вольтер заметил: "Tous les genres sont bons hors le genre ennyeux". Однако и скучного избежать не сможем.

Джон Тиндаль, впервые научно объяснивший голубой цвет неба, советовал всегда помнить, что границы нашего знания окутаны "густым мраком". Проникновенный биограф Фарадея, обращаясь к суровым критикам научной деятельности создателя учения об электрическом поле, писал: "Следует... всегда помнить, что он работает на самой границе нашего знания, и что его мысль обитает "где-то в густом мраке", окружающем это знание".

Мы приглашаем читателя отправиться вместе с нами к границам, окутанным "густым мраком". Начнём этот путь словами, которыми, согласно легенде, Франсуа Рабле свой зримый путь завершил: "Je vais querir le grand Peut-Etre".