URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Васильева Е.М. Формирование оценок эффективности естественно-монопольных производственных систем
Id: 84822
 
274 руб.

Формирование оценок эффективности естественно-монопольных производственных систем

URSS. 2008. 176 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-00306-3.

 Аннотация

Вопросы формирования оценок эффективности естественно-монопольных производственных систем (как в целом, так и на уровне сетевых подсистем) рассматриваются в части моделирования издержек их деятельности. Исходя из определения естественной монополии через субаддитивность ее функции издержек, анализируются технологические детерминанты как характеристики, позволяющие выявлять источники и масштабы экономии затрат, обусловленные способами организации многопродуктового производства. Подходы к моделированию технологических детерминант и их дискретных аналогов обсуждаются не только в теоретическом, но и в прикладном аспекте, что имеет существенное значение для повышения обоснованности управленческих решений в области реформирования отечественных естественных монополий.

Книга может быть полезной для научных работников, занимающихся вопросами оценок эффективности и отраслевого анализа в сфере естественных монополий, преподавателей, аспирантов и студентов экономических вузов.


 Содержание

Введение

Раздел 1 Идентификация отраслей естественной монополии как формирование оценок эффективности их деятельности

Глава 1 Краткая характеристика теоретических подходов к современному отраслевому анализу
Глава 2 Идентификация естественно-монопольных производственных систем
 2.1.Содержательное определение естественной монополии и эволюция представлений о ее идентификации
 2.2.Формальное определение естественной монополии и теоретические модели идентификации

Раздел 2 Методические подходы к эмпирическому исследованию деятельности отраслей естественной монополии стационарной и нестационарной экономики

Глава 3 Опыт прикладного анализа отраслей естественной монополии с использованием моделей функций издержек
 3.1.Сферы применения отраслевого "затратного" анализа в оценках деятельности инфраструктурных подсистем
 3.2.Обзор и классификация прикладных моделей с использованием отраслевых многопродуктовых функций издержек
 3.3.Постановка эксперимента по анализу управленческих задач реформирования с использованием функций издержек (примеры моделей для оценки эффективности деятельности железнодорожного транспорта РФ)
Глава 4 Методические подходы к эмпирическому анализу естественных монополий с использованием оценок динамики
 4.1.Идентификация естественной монополии как задача оценки динамики отраслевых технологических детерминант
 4.2.Моделирование обобщенных оценок экономической динамики естественных монополий с использованием локальных и траекторных индексных методов

Раздел 3 Методологические подходы к решению задачи синтеза нелинейных сетевых инфраструктурных подсистем нестационарной экономики с учетом их естественно-монопольной природы

Глава 5 О проблеме формирования априорных оценок эффективности сетевых инфраструктурных подсистем
 5.1.Структуризация проблемы и методологических подходов к оценке эффективности сетевых инвестиционных проектов для условий нестационарной экономики
 5.2.Теоретическая схема построения априорных оценок эффективности мероприятий по развитию сетевых инфраструктурных подсистем
 5.3.Общая характеристика информационной технологии синтеза магистральных транспортных сетей для условий нестационарной экономики
Глава 6 Методологические подходы к оценке эффективности развития сетевых подсистем в рамках разработки информационной технологии синтеза магистральных транспортных сетей для условий нестационарной экономики
 6.1.Постановка задачи оптимизации развития сети и хронология ее исследований в России и мире
 6.2.Важнейшие принципы оптимизации развития сети
 6.3.Направления модификации базовых моделей и алгоритмов для оптимизации развития сетевых нормативно-дескриптивных подсистем
Глава 7 Учет естественно-монопольной природы при формировании оценок эффективности развития нелинейных сетевых подсистем
 7.1.Методологические подходы к анализу естественно-монопольной природы проектируемой транспортной сети
 7.2.Процедуры согласования сетевых затратных характеристик различных иерархических уровней
 Заключение
 Литература

 Введение

Данная работа представляет собой непосредственное продолжение книги "Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий" [Белоусова, Васильева, 2006] и посвящена развитию -- в системе экономических обоснований управленческих решений для условий нестационарной экономики -- методологии, моделей и методов формирования оценок эффективности деятельности отраслей производственной инфраструктуры как потенциальных естественных монополий.

Рассмотрение ведется как на уровне отрасли в целом, так и ее сетевых подсистем, и с точки зрения обобщенной технологии (совокупности применяемых технологий в сложных организационно-правовых структурах) считается, что объект исследования целесообразно представлять естественно-монопольными производственными системами. Лишь часть таких систем, работающих на определенных сегментах рынка, может обладать свойствами естественной монополии, и для установления факта ее существования -- обстоятельства, важного с позиций повышения обоснованности управленческих решений -- необходимы соответствующие процедуры идентификации. При этом в настоящей работе сам термин "идентификация естественной монополии" трактуется двояко. В широком смысле это -- формирование различных оценок деятельности естественно-монопольных производственных систем и, прежде всего, оценок эффективности (в том числе, технологических детерминант) на разных уровнях отраслевой иерархии. В узком смысле идентификация -- анализ и выбор отраслевой структуры (прежде всего, количества фирм) по минимизации издержек, в том числе, -- естественной монополии как структуры, которой соответствует наиболее экономный способ организации производства в рамках одной, единой фирмы.

Проблемы реформирования отечественных отраслей транспорта, связи, электроэнергетики и т. п., в значительной степени обусловлены особенностями производственной инфраструктуры (в том числе такими свойствами обобщенной технологии, как высокая ресурсоемкость, специфичность или уникальность активов, сетевой характер производства услуг и т. п.). Все это требует, прежде всего, описания самого объекта, адекватного природе естественно-монопольных производственных систем с учетом условий нестационарной рыночной экономики. В свою очередь это предполагает использование специальной методологии и методического инструментария, который по целому ряду направлений еще только начинает разрабатываться, несмотря на то, что в целом по системному моделированию процессов в рассматриваемой области в нашей стране накоплен многолетний, обширный и весьма плодотворный опыт.

Не претендуя на полноту представления в данной работе проблематики системной оценки инфраструктурных отраслей в условиях российской экономики, можно, тем не менее, с определенностью утверждать: в переосмыслении и расширении нуждаются не только цели и задачи анализа отраслей производственной и социальной инфраструктуры в сфере их естественной монополии, но и принимаемый язык описания, экономический тезаурус, соответствующие индикаторы, модели и методы их оценки. Речь идет об исследовании -- в методологическом, методическом и эмпирическом аспектах -- возможностей синтеза существующего в нашей стране и развиваемого за рубежом инструментария анализа и управления отраслями естественных монополий.

В странах развитого рынка и преимущественно для условий стационарной экономики подходы к моделированию оценок деятельности отраслей естественной монополии активно разрабатываются, особенно начиная со второй половины XX в. (см., например, [Baumol, Panzar and Willig, 1982; Sharkey,1982; Panzar,1989; Joscow, 2007]). Соответствующие модели широко применяются при формировании оценок эффективности естественно-монопольных производственных систем, выработке и принятии различных управленческих решений, прежде всего, при анализе и оценке мероприятий государственного регулирования в рассматриваемой области. В отечественную экономическую науку и хозяйственную практику сам термин "естественная монополия" легально введен лишь в 1995 г., и по вполне понятным причинам многие вопросы методологии и инструментария формирования оценок, требуемых в процессе проведения реформ (даже элементы понятийного аппарата современной теории естественной монополии) остаются до настоящего времени не вполне освоенными.

Применительно к анализу деятельности инфраструктурных отраслей имеется вполне ощутимый разрыв между используемыми для обоснований российских реформ подходами к выбору управленческих решений в рассматриваемой области и методическими возможностями формирования системной оценки эффективности отраслей данного сектора, развиваемыми в рамках современной экономической теории. В части разработок по созданию методологии и методики оценки эффективности инвестиций (имеющих непосредственное отношение и к развитию инфраструктурных отраслей в целом, и их сетевых подсистем) к настоящему времени уже накоплен серьезный опыт построения оценок с учетом факторов нестационарности. Вместе с тем, методология и методы учета естественно-монопольной природы отечественных инфраструктурных отраслей в оценках эффективности их деятельности разработаны далеко не в полной мере. Соответственно, и в практике обоснования управленческих решений для условий нестационарной российской экономики отсутствуют современные методические подходы к анализу и оценке эффективности деятельности потенциальных отраслей естественной монополии.

Представляется, что при разработке необходимого инструментария могут быть полезны положения современного отраслевого анализа в статике и динамике, включая теорию и методы оценки эффективности использования ресурсов в отраслях производственной инфраструктуры, теории естественной монополии, экономики и организации отраслевых рынков, (прежде всего, с позиций анализа и управления издержками хозяйствующих субъектов), модели оптимизации нелинейных сетевых инфраструктурных подсистем.

Заметим, что эффективность, (термин, который допускает различные трактовки в отечественной и зарубежной экономической науке -- см., например, [Лившиц, 1986; Виленский и др., 2008; Авдашева, 2003; Афанасьев, 2007; Кошелюк,2007; Farrell, 1957; Sueyoshi, 1997; Oum et al., 1999]), в настоящей работе понимается как соизмерение оценoк затрат и результатов (не обязательно в стоимостном виде) при достижении определенной цели. При этом акцент делается на оценке со стороны предложения, т. е. на стоимостной оценке различных видов расходуемых ресурсов, поскольку считается, что для большинства инфраструктурных объектов, выполняющих услуги по требованию клиентуры, спрос является экзогенным параметром.

Для апостериорных оценок эффективности (когда оцениваются последствия осуществленных мероприятий по реформированию) в перечень требований включаются следующие вопросы:

-- оценка агрегированных и детализированных показателей эффективности;

-- оценка показателей совокупных затрат на продукцию и услуги с учетом факторов нестационарности;

-- моделирование отраслевых функций издержек и технологических детерминант;

-- оценка избыточных и устаревших мощностей -- составляющих показателей затрат (в части условно-постоянных) и их отклонений от оптимальных значений при заданном спросе на услуги;

-- получение обобщающих оценок эффективности реформ на основе анализа моделей межотраслевых взаимодействий (их модификаций, допускающих детализированное представление инфраструктурных отраслей) и моделей типа DWL (суммарных потерь благосостояния общества).

Для априорных оценок эффективности (когда оцениваются намечаемые мероприятия по реформированию) в работе обсуждаются следующие требования к их формированию:

-- представление в виде инвестиционного проекта;

-- выбор оптимальных (субоптимальных) вариантов развития сетевых подсистем;

-- представление совокупности инвестиционных проектов в виде инвестиционной программы;

-- формирование оценок как детерминированных, так и с учетом неопределенности и риска.

Таким образом, вопросы идентификации естественно-монопольных производственных систем рассматриваются в настоящей работе по следующим основным направлениям:

-- расширение способов описания объекта для оценки отраслей производственной инфраструктуры как потенциальных естественных монополий;

-- разработка методологических и методических подходов к формированию характеристик эффективности деятельности отечественных естественных монополий в задачах анализа и управления издержками;

-- развитие методологии синтеза нелинейных сетевых инфраструктурных подсистем нестационарной экономики с учетом их естественно-монопольной природы.

Соответственно, структура изложения материала такова: Раздел 1 (главы 1--2) посвящен теоретическим вопросам идентификации естественных монополий с позиций современного отраслевого анализа, обоснованию целесообразности включения технологических детерминант в спектр характеристик эффективности инфраструктурных отраслей. В разделе 2 (главы 3--4) рассматривается инструментарий эмпирического анализа естественно-монопольных производственных систем, причем обсуждение и разработка методических подходов к моделированию технологических детерминант проводится как на основе изучения зарубежного опыта построения прикладных моделей с использованием функций издержек, преимущественно в терминах непрерывных оценок динамики, так и в терминах дискретных оценок динамики -- с использованием локальных и траекторных индексных методов. Последний 3-й раздел работы (главы 5--7) посвящен методологическим и методическим подходам к учету естественно-монопольной природы нелинейных транспортных сетей при формировании оценок эффективности их развития, и эти вопросы рассматриваются в рамках разработки в ИСА РАН информационной технологии синтеза сложных сетевых структур.


 Об авторе

Елена Михайловна ВАСИЛЬЕВА

Кандидат экономических наук (1978), старший научный сотрудник (1984), работает в Институте системного анализа РАН с 1981 г. Окончила механико-математический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (1971) и аспирантуру Института комплексных транспортных проблем при Госплане СССР (1976). Область научных интересов - моделирование процессов функционирования и развития инфраструктурных (прежде всего транспортных) подсистем, анализ динамики показателей эффективности, системная оценка естественно-монопольных отраслевых структур стационарной и нестационарной экономики. С 1993 г. - доцент кафедры экономики и финансов Московского института экономики, политики и права; с 2006 г. - доцент кафедры оценки эффективности инвестиционных проектов Московского физико-технического института (факультет инноваций и высоких технологий). Автор более 90 научных работ, опубликованных в 1974-2008 гг.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце