Гуманизация образования. Это – не красивый лозунг идеалистов от педагогики и, тем более, – не благое пожелание, обременительное для загруженных работников этой сферы. Гуманизация образования представляет собой одну из важнейших задач, решаемых нашим обществом на демократическом этапе его развития. Глубокие социально-экономические преобразования в качестве одной из приоритетных целей имеют признание самоценности личности, обеспечение ее реальных прав и свобод. Человек как личность призван стать высшей ценностью общественного бытия. На практике это означает, что в центре общественного внимания, основой планов и программ социального развития должны быть интересы, ценности, нужды и потребности отдельной личности. Сказанное не означает установку на воспитание человека как апологию эгоизма. Гуманизация предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Социально-нравственный аспект в этом комплексе представляется основой образования. Трудно представить возможность свободного развития отдельной личности, раскрытия ее возможностей в обществе, где отсутствует терпимость, умение предупредить и разрешить противоречия и конфликты, признание права других на справедливость и счастье, уважение к их желаниям и стремлениям. А стоит ли этому учить? Может показаться, что лишь повышение общего культурного уровня, здравый смысл и личный опыт в состоянии установить социальную гармонию при сохранении интересов каждой личности. Но вот это уже и будет идеализмом. Необходимо систематизированное, научно и методически обеспеченное образование. И очень хорошо, что оно есть – пионерское, инновационное по своему характеру. Кафедра человековедческих технологий вот уже 15 лет занимается развитием профессионального мышления, повышением человековедческой компетентности специалистов. Тысячи ее выпускников могут с уверенностью подтвердить необходимость и практическую полезность владения технологиями бережного обращения с людьми. С.В.Баныкина |