URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Ленчук Е.Б., Власкин Г.А. Инвестиционные аспекты инновационного роста: Мировой опыт и российские перспективы
Id: 82810
 
351 руб.

Инвестиционные аспекты инновационного роста: Мировой опыт и российские перспективы

URSS. 2009. 288 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-00535-7.

 Аннотация

В представленной монографии рассматриваются состояние и перспективы инвестиционного обеспечения инновационного процесса в России. В контексте развития мирового опыта анализируются основные формы государственного финансирования научно-технической и инновационной деятельности в России, исследуются перспективы расширения механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере, раскрывается роль венчурного бизнеса в стимулировании инновационных процессов. Особое внимание уделяется изучению роли инвестиционного сотрудничества в решении задач технологической модернизации экономики, рассматриваются перспективы вхождения России в общеевропейское научно-технологическое пространство. На основе результатов проведенного исследования сформулированы рекомендации и требования к совершенствованию инвестиционного обеспечения инновационной деятельности в России.

Рекомендуется экономистам, работникам органов государственного управления в сфере науки и инноваций, преподавателям вузов, аспирантам и студентам, изучающим проблемы инновационного менеджмента, всем заинтересованным читателям.


 Оглавление

Введение
Глава 1. Мировые тенденции инновационного развития и источники его инвестиционной поддержки
 1.1.Структурно-технологический прорыв развитой зоны мира и переход к инновационной экономике
 1.2.Взаимодействие государства и бизнеса в системе управления инновационными процессами
Глава 2. Зарубежный опыт организации и финансирования инновационной деятельности
 2.1.Современные тенденции в финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
 2.2.Инструменты государственно-частного партнерства в финансовом обеспечении инновационной деятельности
 2.3.Налоговое регулирование в сфере научной и инновационной деятельности
 2.4.Проблемы развития венчурного финансирования
Глава 3. Основные направления и формы инвестирования научно-технической и инновационной деятельности в России
 3.1.Современное состояние финансового обеспечения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
 3.2.Основные механизмы бюджетного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
 3.3.Инструменты государственно-частного партнерства в стимулировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для высокотехнологичных секторов экономики
 3.4.Косвенные методы государственной поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и инновационной деятельности
Глава 4. Проблемы формирования венчурного бизнеса в России
 4.1.Современное состояние венчурного предпринимательства в России
 4.2.Создание Российской венчурной компании -- качественно новый этап в развитии российской системы венчурного предпринимательства
 4.3.Перспективы и основные направления совершенствования венчурного бизнеса
Глава 5. Инвестиционно-технологический фактор в системе внешних экономических и научно-технических связей России
 5.1.Роль импорта зарубежных технологий в стратегии модернизации российской промышленности
 5.2.Роль иностранных инвестиций в процессе перехода России на инновационный путь развития
 5.3.Использование иностранными транснациональными корпорациями российского научно-технического потенциала
 5.4.Российские предпринимательские инвестиции за рубеж
 5.5.Регулирование отношений с иностранными транснациональными корпорациями в аспекте обеспечения технологической безопасности
 5.6.Становление современной системы взаимодействия Российской Федерации и Евросоюза в научно-технической области
 5.7.Новые инновационные инструменты и формы научно-технического сотрудничества Российской Федерации с Евросоюзом
Заключение

 Введение

После дефолта 1999 г. российская экономика в течение восьми лет демонстрировала динамичный рост (за период 2004--2007 гг. ВВП увеличился более чем на треть), сопровождаемый последние два года инвестиционным бумом. Темпы роста инвестиций в среднем составляли 20 %, а в отдельных секторах, таких как финансовая деятельность, производство транспортных средств и оборудования, доходили до 40--60 %, главным образом это частные инвестиции.

Чистый приток иностранного капитала в страну в 2007 г. почти удвоился и составил около 75 млрд долл. против 40 млрд в 2006 г. При этом прямые иностранные инвестиции достигли 3,3 % ВВП против 2,7 % в 2006 г., что соответствует показателям наиболее развитых стран мира.

Объем сделок в сфере слияний и поглощений (M & A) в России достиг в 2007 г. рекордных 127 млрд долл., более чем в два раза превысив показатель за весь 2006 г., составивший 60 млрд долл.

Начавшийся в 2008 г. мировой финансово-экономический кризис, добравшись во втором полугодии до России, внес в эти цифры серьезные "минусовые" корректировки. Приток иностранных инвестиций в экономику снизился почти на четверть, и, наоборот, увеличился вывоз капитала из страны. Упали цены и спрос на товары российского экспорта, в основном на нефть и сырье. Промышленное производство к концу года сократилось впервые с 1999 г., причем сразу на 8,7 %, начала расти безработица и падать реальные доходы населения. Понадобились срочные антикризисные меры со стороны государства, включая серьезные вливания в экономику средств из стабилизационного фонда, которые, однако, лишь смягчили ситуацию, но не в состоянии ее стабилизировать полностью. В 2009 г., как ожидается, рост будет продолжать замедляться в пределах 3--4 %. Таким образом, иллюзии о потенциале и устойчивом росте российской экономики оказались разрушенными. Кризис показал, что строить модель экономического развития лишь в расчете на продажу за рубеж сырья крайне недальновидно и небезопасно. Страна на практике ощутила, сколь уязвимой по отношению к действию внешних факторов оказалась российская экономика, сколь высока цена своевременно не принятых мер по использованию на цели модернизации поступавших в Россию значительных ресурсов.

Призывы к диверсификации, в том числе в рамках поставленной еще в 2003 г. задачи удвоения ВВП, так и не нашли своего воплощения на практике, вектор сырьевой направленности экономики (сегодня 40 % ВВП формирует нефтегазовый сектор) до последнего времени остается неизменным.

Доля инновационной продукции в экономике оценивается в 4--5 % ВВП против 30--35 % в развитых странах. Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) составляет около 1 % ВВП против 2--3 % у ведущих конкурентов. Очень низка коммерциализация отечественных НИОКР. По данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, в экономическом обороте находится всего 0,4 % результатов научно-технической деятельности, тогда как в развитых странах этот показатель равен 70 %.

Что касается инвестиций, то они преимущественно идут в сферу обслуживания и потребления, но не в реальный сектор экономики. Больше всего рост инвестиций в 2007 г. отмечен в сфере строительства и в розничной торговле (22,4 и 15 % соответственно). На этом фоне увеличение денежного потока в обрабатывающий сектор выглядит более чем блекло -- 9,4 %. Красноречиво свидетельствует о перекосе в развитии экономики и такой критерий, как прибыли (убытки) предприятий. Наибольшая сумма убытков была зафиксирована именно в секторе обрабатывающих производств, а наибольший рост прибылей -- в строительстве.

Необходимость значительного наращивания ежегодных инвестиций, совершенствования их структуры, обеспечения их высокой результативности требует, с одной стороны, разработки и реализации более эффективной инвестиционной политики, а с другой -- полного и своевременного обеспечения запланированных инвестиций соответствующими финансовыми ресурсами. При этом речь идет о максимальной мобилизации всех источников финансирования инвестиций, как внутренних, так и внешних, в том числе имея в виду интеграцию России в мировую экономику при оптимальном сочетании степени открытости внутреннего рынка с возможностями страны успешно участвовать в глобальной конкуренции.

Для того чтобы включиться в мировые интеграционные процессы в качестве производящей страны, а не превратиться окончательно в сырьевой придаток для развитых стран, необходимо осуществить ускоренный перевод российской экономики на инновационные рельсы, а также создать условия для повышения конкурентоспособности отечественных производителей.

В этом смысле нынешний кризис, как показывает история подобных катаклизмов прошлого века, может стать для России подходящим моментом для отказа от сырьевой зависимости и переориентации экономики на инновационный путь развития, о чем так много говорится в последнее время, но мало что меняется в реальной жизни. "Кризис, -- отметил вице-президент РАН академик Александр Некипелов, выступая на Научной сессии общего собрания РАН в декабре 2008 г., -- период болезненного освобождения от прежней оболочки, устаревших институтов, устаревшей модели развития". По мнению академика, он может изменить вектор технологического развития страны, причем на основе как собственного потенциала, так и импорта современных технологий и оборудования.

Следует подчеркнуть, что это уже не только мнение экономистов, это направление, определенное федеральной властью как маяк развития. Хотя нельзя не отметить, что четкого представления о приоритетах в области национальной инновационной политики, равно как и адекватной ей инвестиционной политики в промышленности в целом, у власти до сих пор не существует. На сегодня в стране отсутствует цельная национальная инновационная система (НИС), формируются лишь ее отдельные элементы, которые вместе еще не работают; управление инновационным развитием раздергано по ведомствам, счет компаний, ставших на рельсы инновационного пути развития, пока идет на единицы.

Между тем без интенсификации инновационной и инвестиционной деятельности невозможно осуществить модернизацию национальной экономики и поднять качество экономического роста. "Опыт успешных индустриальных стран показывает, что необходима принципиально новая модель организации производства, модель, ориентированная на создание инноваций и опирающаяся на конкурентную среду, причем и разработчиков, и поставщиков, и дилеров. России нужна модель промышленного развития, органично ориентированная в межрегиональные и глобальные кооперационные связи".

Переход на инновационное развитие и модернизация промышленности не могут быть осуществлены без участия государства, прежде всего потому, что сама инновационная деятельность не является предпринимательской в чистом виде. Государство должно выступать в роли гаранта доли риска, который предполагается в этих видах деятельности. В условиях финансового кризиса значимость государственной поддержки многократно возрастает, особенно когда речь идет о первых стадиях инновационного процесса, которые связаны с большим риском недостижения желаемых результатов, и поэтому участие в них предпринимателей -- явление весьма редкое.

Именно за государством должна оставаться инициатива создания государственно-частных партнерств (ГЧП) в сфере инноваций в силу его доминирующей заинтересованности в развитии инновационной экономики страны. Субсидируя создание инноваций, в первую очередь в частном секторе, государство косвенным образом решает одну из основных макроэкономических проблем -- ускорения научно-технического прогресса (НТП).

Задача перехода к инновационному развитию была напрямую поставлена в Послании Президента Федеральному Собранию РФ 2007 года, и для её решения создается целая система институтов развития. Сегодня можно сказать, что контуры такой системы в основном уже сформированы.

К созданным в предыдущие годы Инвестиционному фонду, Российской венчурной компании в 2007 г. добавились Банк развития, государственные корпорации "Роснанотехнология", "Ростехнология". В дополнение к уже существующим особым экономическим зонам появляются технопарки и технополисы, в том числе с иностранным участием. И задача ближайшего периода -- это эффективное наполнение созданных институтов конкретными проектами, дающими системный эффект для всей экономики, стимулирования ее диверсификации.

В последнее время были приняты и другие важные меры по поддержке инноваций и структурной модернизации экономики. Введены налоговые льготы для инновационной деятельности, заработал механизм поддержки венчурных инвестиций и на федеральном, и на региональных уровнях, утверждены федеральные целевые программы (ФЦП) по развитию инфраструктуры наноиндустрии, приняты решения по развитию некоторых высокотехнологичных секторов экономики. Так, правительство сформировало в авиа- и судостроении крупные корпорации, которые консолидируют разрозненные государственные активы, и в перспективе и ОАК ("Объединённая авиастроительная компания"), и ОСК ("Объединённая судостроительная компания") должны стать глобальными игроками на соответствующих рынках.

Настоящая монография посвящена перспективам формирования национальной инновационной системы, анализу механизма стимулирования инновационного процесса, особенностям инвестиционной политики в области модернизации производства, в том числе связанной с использованием иностранных инвестиций. При этом пути финансирования инновационной деятельности рассматриваются как с позиций коммерческих фирм, так и с точки зрения интересов государства.

В монографии исследуется опыт инвестиционного стимулирования науки и инноваций в развитых странах, а также в некоторых развивающихся странах Азии (Китае, Индии, Малайзии, Республике Корея и др.), анализируются амбициозные программы этих стран, ориентированные на развитие НИОКР и наукоемких производств, и прежде всего ключевых отраслей -- информационных технологий, наноиндустрии, производства новых материалов, на поддержку которых направляются гигантские финансовые потоки как со стороны правительств, так и бизнеса и иностранных инвесторов.

На основе проведенного анализа зарубежного и отечественного опыта эффективного государственного воздействия на полноценное инвестиционное обеспечение развития наукоемких отраслей экономики дана оценка обеспечения интересов государства в области финансирования инновационных направлений высокотехнологичного комплекса России, предложены механизмы воздействия на инновационную и инвестиционную активность в основных блоках комплекса, указаны направления государственного регулирования инновационной инвестиционной активности высокотехнологичного комплекса России.


 Об авторах

Елена Борисовна ЛЕНЧУК

Доктор экономических наук, заведующая Сектором институтов инновационного развития Института экономики РАН. Окончила экономический факультет и аспирантуру Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. После окончания аспирантуры работала в Институте экономики мировой социалистической системы, Институте международных экономических и политических исследований РАН.

Является одним из ведущих ученых в области теории и практики инновационного развития. Область научных интересов: исследование процессов научно-технического и инновационного развития в странах с трансформируемой экономикой, разработка инновационной политики, направленной на обеспечение долгосрочного экономического роста, формирование национальной инновационной системы, государственно-частное партнерство в инновационной сфере, научно-технологическая кооперация и сотрудничество России с зарубежными странами.

Автор более 100 научных работ, в том числе четырех монографий, среди которых "Промышленная политика в условиях перехода к инновационной экономике", "Научно-техническое развитие постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы".

Герман Александрович ВЛАСКИН

Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН. Окончил Московский авиационный институт. Второе образование, экономическое, получил в Институте экономики мировой социалистической системы АН СССР, там же окончил аспирантуру. Имеет более чем 30-летний стаж практической и научной работы по проблемам управления и организации научно-технической деятельности и международного сотрудничества в этой области. Работал в аппарате Госкомитета СМ СССР по науке и технике и МИД РФ, в Институте международных экономических и политических исследований РАН.

Один из ведущих ученых в области теории и практики управления научно-техническим прогрессом. Область научных интересов: научно-техническая и инновационная политика, технологическая безопасность, развитие высокотехнологичного комплекса России, в том числе модернизация оборонно-промышленного комплекса, научно-техническое и производственное сотрудничество с зарубежными странами.

Является автором более 140 научных работ по перспективам развития инновационной деятельности в РФ и анализу опыта технологического развития ряда зарубежных стран, среди которых "Промышленная политика в условиях перехода к инновационной экономике", "Россия-Беларусь. Инновационная политика и интеграционное взаимодействие".

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце