URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Кульба В.В., Ковалевский С.С. Управление и контроль реализации социально-экономических целевых программ
Id: 82808
 
559 руб.

Управление и контроль реализации социально-экономических целевых программ

URSS. 2009. 400 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-397-00404-6.

 Аннотация

В монографии рассмотрен комплекс проблем повышения эффективности программно-целевого управления социально-экономическими системами. Приведены методологические основы формализованного описания сценариев поведения социально-экономических систем. В качестве средств моделирования взаимовлияний макроэкономических факторов на состояние систем рассматриваемого класса используется аппарат знаковых орграфов. Приведены научно-методические рекомендации по совершенствованию механизмов контроля за реализацией социально-экономических целевых программ. Рассмотрены задачи повышения результативности проведения экспертных проверок исполнителей целевых программ по критерию минимизации аудиторского риска. Проведен анализ систем и принципов организации мониторинга реализации целевых программ. Рассмотрены методы и модели организации и принятия коллективных управленческих решений.

Для научных работников и специалистов в области планирования и управления социально-экономическими системами, а также студентов и аспирантов соответствующих специальностей.


 Содержание

Предисловие авторов
1. Методы управления развитием социально-экономических систем
 1.1.Особенности развития социально-экономических систем
 1.2.Программно-целевые методы управления социально-экономическими системами
2. Сценарный подход к управлению реализацией целевых программ
 2.1.Сценарии как инструмент анализа и прогнозирования развития социально-экономических систем
 2.2.Математические методы построения сценариев развития социально-экономических систем
3. Управление реализацией целевых программ на основе макроэкономического моделирования
 3.1.Методы моделирования и прогнозирования развития социально-экономических систем с использованием аппарата знаковых орграфов
 3.2.Формирование сценариев развития социально-экономических систем на базе аппарата модифицированных функциональных графов
 3.3.Моделирование процессов управления реализацией целевых программ в социально-экономической сфере
4. Принципы и методы организации и планирования процедур контроля выполнения целевых программ
 4.1.Принципы организации контроля эффективности реализации целевых программ
 4.2.Методы планирования процедур и выбора объектов контроля
5. Алгоритмы планирования процедур контроля реализации целевых программ
 5.1.Методика определения объектов контроля на основе результатов мониторинга реализации целевых программ
 5.2.Алгоритмы упорядочивания выборки исполнителей целевых программ для проведения контрольных проверок
6. Методы повышения эффективности контрольных проверок на основе оценки аудиторского риска
 6.1.Минимизация аудиторского риска на основе анализа технологии проведения проверок
 6.2.Анализ и синтез механизмов минимизации аудиторского риска с использованием графовых моделей
7. Мониторинг и оперативное управление реализацией целевых программ
 7.1.Анализ технологий мониторинга хода реализации целевых программ
 7.2.Анализ технологий ситуационного управления реализацией целевых программ
 7.3.Методы принятия коллективных решений и определения степени согласованности экспертных оценок
Заключение
Литература

 Предисловие авторов

Экономические, социальные и политические преобразования, происходящие в Российской Федерации, выдвигают в число важнейших задач государства и общества выработку и реализацию эффективной социально-экономической политики, что, в свою очередь, требует совершенствования системы комплексного управления развитием страны на всех уровнях.

Задачи управления, с необходимостью решения которых приходится иметь дело человеческому обществу, непрерывно усложняются. Возрастающие масштабы общественного производства приводят к обращению в экономической сфере громадных материальных, людских, финансовых, энергетических и других видов ресурсов. В результате в сфере государственного управления, по существу, приходится решать основной вопрос о том, как лучше организовать деятельность общества в целом по ускорению его экономического и социального развития, наиболее полно и эффективно использовать все имеющиеся возможности и ресурсы для достижения целей государственной политики. Таким образом, в настоящее время вопросы управления затрагивают не только достаточно узкий круг руководителей и специалистов, но и все субъекты экономики, все коллективы трудящихся. Обеспечивать согласованность, порядок, взаимосвязь и эффективное взаимодействие между различными частями составного целого -- такова важнейшая функция и основное назначение методов программно-целевого управления, рассмотрению которых и посвящена данная книга.

Ставшие уже привычными словосочетания "приоритетный национальный проект" и "федеральная целевая программа" (ФЦП), регулярно звучащие в различных средствах массовой информации, до сих пор являются своего рода terra incognita не только для неподготовленных читателей, но и для многих экономистов, политиков, журналистов. Именно поэтому одной из основных задач, которую поставил перед собой авторский коллектив, было комплексное рассмотрение методов программно-целевого управления социально-экономическим развитием страны и анализа основных направлений повышения его эффективности.

По своей сути и национальный проект, и целевая программа представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих решение приоритетных социальных, экономических, культурных, экологических, производственных, технологических и других задач социально-экономического развития России, поступательное развитие ведущих отраслей и комплексов народного хозяйства, субъектов Федерации и их административно-территориальных единиц. При этом программа, как показывает накопленный опыт государственного управления, является одним из наиболее эффективных инструментов программно-целевого управления на федеральном, региональном, межотраслевом, отраслевом и муниципальном уровнях.

Предлагаемая вниманию читателей книга содержит основные теоретические положения и связанные с ними прикладные методы управления и контроля реализации социально-экономических целевых программ.

В первой части книги рассмотрены цели, задачи и методы анализа сложных социально-экономических систем, направленные на преодоление кризисных тенденций и обеспечение устойчивого развития страны в условиях рынка и расширяющейся глобализации. Приведены постановки и методы решения задач прогнозирования и моделирования альтернативных вариантов развития крупномасштабных социально-экономических систем. Предложен новый подход к формированию моделей их развития в виде формализованных сценариев на заданном интервале времени и в условиях ресурсных, финансовых, социальных и других ограничений.

Подробно рассмотрены особенности анализа и структурные свойства и характеристики социально-экономических систем как целеустремленных, обладающих определенными правилами поведения и развития. Рассмотрены возможности и особенности использования аппарата знаковых графов для целей моделирования и программно-целевого управления развитием сложных крупномасштабных социально-экономических систем. Разработаны формализованные процедуры описания управляющих воздействий и механизмов их преобразования для моделирования сценариев развития социально-экономических систем с использованием аппарата модифицированных функциональных знаковых графов, а также процедуры формирования и автоматизированной генерации сценариев развития сложных систем с использованием аппарата взвешенных знаковых графов. Приведены примеры использования разработанных методов для решения ряда практических задач в рассматриваемой области.

Во второй части книги основное внимание уделено методологии совершенствования механизмов контроля выполнения программных мероприятий и целевого использования предусмотренных ФЦП финансовых и иных ресурсов для достижения заданного множества целей. Реализация функций контроля результативности выполнения комплекса программных мероприятий базируется на механизмах планирования и оперативного управления проведением регулярных плановых контрольных или экспертных проверок исполнителей ФЦП. Разработана методика расчета показателей эффективности контроля исполнителей, обеспечивающая их сегментирование по заданному множеству критериев.

Итогом планирования в заданных временных рамках является составление портфеля проверок на определенный период с предварительной установкой приоритетов срочности. Портфель проверок содержит списки исполнителей, ранжированные по признаку обязательности проведения проверки.

Поставлена и решена задача максимизации охвата проверками исполнителей и/или финансовых потоков при условии обеспечения заданного уровня результативности проверок в целом по выделенному множеству критериев, а также повышения эффективности организации проведения проверок по критерию минимизации аудиторского риска.

Рассмотрены механизмы, методы и формализованные модели организации и принятия коллективных решений в процессе мониторинга и управления реализацией целевых программ с использованием возможностей ситуационных центров. Показано, что по своей сути задача группового выбора для коллективного органа принятия решений заключается в выявлении предпочтений его членов и формировании множества недоминируемых решений. Полное рассмотрение проблем группового выбора предполагает в первую очередь решение проблем организации процедур выработки коллективного мнения и определение "хорошего" и "разумного" согласования индивидуальных предпочтений в групповое. Рациональная организация процедур выработки коллективных решений требует учета поведения его членов и оценки влияния различных факторов на это поведение.

Авторы выражают надежду, что предпринятая в данной работе попытка комплексного рассмотрения проблем повышения эффективности программно-целевого управления социально-экономическими системами послужит основой для развития последующих научно-исследовательских и прикладных работ в этом направлении. Книга может рассматриваться в известной степени как пособие, где практик найдет изложение опыта использования формализованных и прикладных методов управления и контроля реализации социально-экономических целевых программ, а теоретик -- отправную точку для дальнейших исследований в рассматриваемой области.

Авторы выражают благодарность А. Ф. Ибрагимовой, Г. П. Харьковой и С. А. Большаковой за большую помощь в подготовке и оформлении материалов книги.

Авторский коллектив
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце