URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Мещанинов М.Б. Регионы России в торгово-экономическом сотрудничестве с Монголией
Id: 81890
 
284 руб.

Регионы России в торгово-экономическом сотрудничестве с Монголией

URSS. 2009. 168 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-00026-0.

 Аннотация

Настоящая монография посвящена основным направлениям и перспективам российско-монгольского приграничного сотрудничества в современных международных условиях. Автором проанализирован процесс становления новых политических отношений между Россией и Монголией, как фактора, поддерживающего изменения в подходах к организации торгово-экономических отношений сторон на новых рыночных условиях. Им определен потенциал двусторонней приграничной торговли, показаны ее основные направления и новые формы. Рассмотрена проблема конкурентоспособности России на монгольском рынке в сравнении с другими торгово-экономическими партнерами Монголии --- Китаем, Японией, Южной Кореей, США и другими.

В работе выявлена специфика существующей практики приграничного сотрудничества между РФ и Монголией. Вскрыты и обобщены как факторы, способствующие развитию приграничного сотрудничества, так и сдерживающие его причины. Предложены рекомендации по преодолению существующих проблем.

Книга будет интересна экономистам, политологам, бизнесменам, работникам органов государственного управления.


 Оглавление

Предисловие
Глава 1. Россия и Монголия в новых условиях международного сотрудничества
 1.1.Краткий экскурс в историю приграничных торгово-экономических связей сотрудничества России и Монголии
 1.2.Новый характер отношений РФ и Монголии после дезинтеграции СССР
 1.3.Создание новых правовых основ сотрудничества между Российской Федерацией и Монголией
 1.4.Курс на приграничное сотрудничество
Глава 2. Приграничные территории двух стран: социально-экономическая характеристика
 2.1.Общая экономическая характеристика сопредельных с Монголией территорий (регионов) России
 2.2.Экономика Монголии и ее приграничных аймаков
 2.3.Потенциал приграничного сотрудничества между Россией и Монголией
 2.4.Механизмы взаимодействия
Глава 3. Приграничное торгово-экономическое сотрудничество РФ и Монголии: современное состояние и перспективы
 3.1.Российско-монгольская торговля на современном этапе и ее особенности
 3.2.Приграничная торговля в системе торгово-экономического сотрудничества двух стран
 3.3.Проблемы развития двусторонней торговли двух стран на приграничных территориях
Заключение
Библиография
 На русском языке
 На монгольском языке
 На английском языке

 Предисловие

В последнее время приграничное сотрудничество становится одной из наиболее действенных форм реализации двусторонних отношений. Специфика этих взаимосвязанных интеграционных процессов требует всестороннего выявления их воздействия на современное и будущее развитие соседних стран, их национальную, в том числе экономическую, безопасность, поиска оптимальной модели формата сотрудничества и партнерства России со странами Северо-Восточной Азии в изменяющихся условиях. Сейчас на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации находится проект Закона "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации".

Российским приграничным регионам -- Восточной Сибири и Забайкалью присуща особая заинтересованность в развитии приграничной торговли. Подобная заинтересованность обусловлена двумя основными факторами: во-первых, удаленностью от наиболее развитой европейской части страны, а во-вторых, наличием перспективных рынков сбыта в развивающейся Азии, особенно ее Северо-Восточном регионе. Тем более данное направление важно для реализации национальных интересов Российской Федерации, как в экономическом, так и в политическом аспектах в целом, для обеспечения российского присутствия в регионе. Одним из важных векторов азиатского направления внешней политики РФ является Монголия. Эти две страны объединяют, помимо геополитического фактора, давние исторические и цивилизационные связи, среди которых огромную роль играют торгово-экономические отношения. В этой области накоплен огромный и многогранный опыт, включая опыт развития сотрудничества между приграничными территориями двух государств. Но изучен он мало, хотя потребность в этом очевидна: в настоящее время торговля с Монголией переориентирована в область приграничья. С учетом этих обстоятельств, данная работа посвящена вопросам состояния, динамики развития приграничного сотрудничества между Россией и Монголией в настоящее время и его перспективам.

Приграничные связи государств во все времена имели огромное значение. Граница не только разъединяет и служит гарантом государственности соседних стран, но она и сближает народы. Территориальная близость, как свидетельствует исторический опыт, порождает преимущества при осуществлении торговых обменов, давая возможность снижать расходы на транспортировку грузов, оперативно решать возникающие проблемы, способствует развитию кооперации и разделению труда. Вместе с тем, уровень развития торгово-экономических связей приграничных территорий всегда зависит от внутренней обстановки сотрудничающих стран-соседей, от их общего политического курса, экспортного потенциала и других важных условий. В этом плане Россия и Монголия, чья граница имеет протяженность 3485 км, обладают уникальным опытом приграничного сотрудничества. Специфика этого опыта определяется тем, что в торговые отношения вступили народы и страны, принадлежащие к разным цивилизациям: Россия с ее земледельческой культурой и Монголия -- страна кочевого животноводства. Специфика экономической деятельности на приграничных территориях состоит в том, что они удалены от национальных центральных рынков, но приближены к рынкам соседних стран. В настоящее время активный политический диалог на высшем и высоком уровне, региональные и приграничные контакты способствуют укреплению атмосферы доверия между нашими народами и открывают широкие возможности для успешного решения многих важных вопросов, представляющих интерес для обеих сторон.

На протяжении длительного торгово-экономического сотрудничества отношения определялись отношениями стран разного экономического уровня развития, различающихся по экономической мощи, численности населения и территории, экспортным резервам и т. д.

Исторический фактор тоже сыграл свою роль в том тяготении к преимущественному сотрудничеству с Россией, которое испытывала Монголия, которая длительное время была окраиной Цинской империи. В России Монголия видела государство, не спекулирующее на этом обстоятельстве с целью присоединения к себе, а напротив, поддерживающее ее государственную независимость и суверенитет. Вместе с тем, Монголия всегда была необычным соседом для России. Ее геополитическое положение сыграло большую роль в предотвращении многих военных конфликтов, угрожавших национальной безопасности обеих стран. Этим обстоятельством во многом была продиктована и специфика торгово-экономических, в том числе и приграничных, отношений России и Монголии до последнего десятилетия ХХ в. Поэтому, как справедливо считают монгольские ученые, влияние бывшего СССР на Монголию не исчерпывалось социально-политической или экономической сферой. "Более важными, -- пишет, например, Б. Эрдэнбат, -- представляются союзнические отношения. Долголетнее военное сотрудничество и взаимопомощь в экстремальных условиях". Об этом на самом деле свидетельствуют советская военная помощь, оказанная Монголии в 1921 и 1939 гг., а также введение в середине 1960-х гг. советских войск в Монголию по просьбе ее правительства в разгар так называемой "культурной революции" в Китае, когда возникла угроза безопасности, особенно ввиду отсутствия серьезной охраны китайско-монгольской границы и укрепленной границы между СССР и МНР. Интерес представляет и такой факт, что в период дислокации советских войск на границе Монголии с Китаем значительную часть продовольствия для их снабжения поставляли сельскохозяйственные объединения приграничных с Китаем монгольских аймаков.

Через приграничные аймаки осуществлялись как торговые связи двух стран, так и транзитные перевозки. Для Монголии, как для страны, не имеющей выхода к морю, такой раздел трансграничного сотрудничество имел особое значение. Отметим, что со дня подписания в 1923 г. первого торгового соглашения между Советским Союзом и Монголией (с 1924 г. -- МНР) успешно развивалась торговля, которая не прекращалась даже в суровые годы Второй мировой войны. Тогда Монголия ежегодно поставляла в Советский Союз в среднем более 140 тыс. голов крупного рогатого скота (КРС), около миллиона овец и коз, 170 тыс. шкур КРС. Взамен она получала стратегически важные для нее товары жизнеобеспечения -- нефтепродукты, некоторые виды продовольствия (мука, чай) и товаров широкого потребления (ткани, готовая одежда и пр.). 17 декабря 1957 г. был подписан долгосрочный "Договор о торговле между Правительством МНР и Правительством СССР", в соответствии с которым обе стороны обязались предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования и всевозможные льготы. На основе данного Договора заключались пятилетние соглашения о товарообороте и платежах, подписывались ежегодные торговые протоколы, развивалась приграничная торговля и другие формы межрегионального взаимодействия.

Роль приграничного торгово-экономического сотрудничества двух стран возросла в трудных условиях конца 1980 -- начала 1990-х гг., когда экономика и России, и Монголии была поражена тяжелым экономическим кризисом, испытывала недостаток опыта ведения торговых операций в новых рыночных условиях при слабости национальных валют и дефиците свободно конвертируемой валюты. Неопределенность полномочий местных властей, отсутствие согласованности действующих торгово-экономических норм -- негативный момент в организации связей двух стран того времени. Но, с другой стороны, приграничное сотрудничество сыграло свою стабилизирующую роль, когда оно стало основной формой торгово-экономических отношений между двумя странами, что способствовало сохранению контактов, как экономического, так и гуманитарного характера.

Таким образом, приграничный аспект торгово-экономического сотрудничества играл и продолжает играть большую роль в общих торгово-экономических связях России и Монголии. Соответственно, основное внимание в книге уделено проблемам становления нового типа приграничного сотрудничества Российской Федерации в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке с его основными особенностями и перспективами, с учетом общеполитического курса сотрудничества, который проводят обе стороны. Так, в Московской декларации, подписанной Президентом Российской Федерации В. В. Путиным и Президентом Монголии Н. Энхбаяром 8 декабря 2006 г. в Москве, сказано: "Российская Федерация и Монголия подтверждают свою приверженность исторически сложившимся отношениям традиционной дружбы и взаимного доверия между народами двух стран и, руководствуясь Договором о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией от 20 января 1993 г., будут последовательно наращивать масштабы, обогащать содержание, добиваться повышения эффективности двустороннего взаимодействия в духе отношений стратегического партнерства, предполагающего вывод многогранных связей между двумя странами на еще более высокий и качественно новый уровень".

Небольшой объем книги предопределил краткость рассмотрения ряда экономических и социальных проблем, которыми сопровождается взаимодействие регионов, расположенных по обе стороны российско-монгольской государственной границы. Но в то же время это позволило автору сосредоточиться на общей характеристике значения приграничного сотрудничества для развития двусторонних отношений в духе стратегического партнерства, на которое сейчас ориентируются, как зафиксировано в Московской декларации, обе стороны.


 Об авторе

Максим Бориславович МЕЩАНИНОВ

Кандидат экономических наук, младший научный сотрудник Института востоковедения РАН. Специализируется на исследовании торгово-экономического и приграничного сотрудничества между Россией и Монголией, развития сотрудничества в Северо-Восточной Азии.
Автор ряда статей, посвященных вопросам развития сотрудничества России с Монголией и странами Северо-Восточной Азии.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце