URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Баранникова Л.И., Бондалетов В.Д. Сборник упражнений по русской диалектологии
Id: 81406
 
231 руб.

Сборник упражнений по русской диалектологии. Изд.2, доп.

URSS. 2010. 184 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-00928-7.

 Аннотация

Настоящий сборник состоит из двух частей. Первая часть включает разделы, посвященные общей характеристике диалектов русского языка и их анализу с фонетической, словообразовательной, морфологической, синтаксической и лексической сторон. Во второй части сборника приведены тексты, позволяющие провести систематические наблюдения над отдельными диалектными явлениями и составить общее представление об основных типах диалектов русского языка. Значительное место в книге отведено приложению, содержащему в себе систему транскрипционных знаков, таблицы типов и подтипов яканья и т.п.

Рекомендуется филологам-русистам, аспирантам и студентам филологических факультетов, диалектологам, а также всем читателям, интересующимся русскими народными говорами.


 Оглавление

Предисловие
 Упражнения
 Предварительные сведения о диалектах русского языка и транскрипции

Фонетика  

Гласные
 Гласные под ударением
 Безударные гласные в положении после твердых согласных
 Оканье и его типы
 Аканье и его типы
 Гласные первого предударного слога после мягких согласных
 Ёканье
 Еканье и иканье
 Яканье и его типы
 Гласные других безударных слогов. Гласные начала слов
 Явления диерезы, эпентезы, протезы
Согласные
 Заднеязычные согласные
 Произношение аффрикат ч и ц
 Переднеязычные шипящие и свистящие согласные
 Переднеязычные сонорные согласные
 Губные согласные
 Комбинаторные и позиционные изменения согласных в говорах
 Процессы ассимиляции и диссимиляции согласных в говорах
 Среднеязычный щелевой согласный j в интервокальном положении
 Явления конца слова
 Некоторые особенности в произношении отдельных слов и групп слов

Морфология  

Имя существительное
 Категория грамматического рода
 Склонение существительных
Местоимение
Имя прилагательное
Имя числительное
Глагол
 Основы глаголов
 Формы настоящего и будущего простого времени
 Повелительное наклонение
 Инфинитив
 Возвратная форма
 Причастия и деепричастия
 Общая характеристика диалектных особенностей глагольной системы

Синтаксис  

Словосочетание
 Беспредложные словосочетания
 Предложные словосочетания
Предложение
 Простое предложение
 Безличные предложения
 Предложения с однородными членами
 Предложения с постпозитивными частицами
 Сложное предложение
 Общая характеристика синтаксических особенностей говоров

Лексика  

 Общенародная и диалектная лексика
 Типы диалектных слов
 Состав и особенности диалектной лексики
 Территориальное распространение диалектных слов
 Изменения в составе диалектной лексики

Словообразование  

 Способы образования диалектных слов
 Особенности диалектного словообразования

Диалектное членение русского языка.  

Диалектология и школа  

 Наблюдения над говором, выявление его типа
 Сведения о пункте и информантах
 Определение диалектного типа исследуемого говора
 Описание системы говора
 Влияние диалектного окружения на речь школьника
Тексты для анализа
Использованная литература
Дополнения ко второму изданию
Литература

Приложения  

 Приложение 1.Транскрипционные знаки
 Приложение 2.А. Перечень наиболее употребительных слов, в которых гласный е восходит к старому ъ
 Б. Перечень наиболее употребительных словообразовательных и морфологических категорий, в которых е восходит к старому ъ
 Приложение 3.А. Перечень наиболее употребительных слов, в которых гласный о восходит к о (старому о под восходящим ударением)
 Б. Перечень грамматических и словообразовательных категорий, в которых ударное о находилось в древнерусском языке под восходящим ударением
 Приложение 4.Таблица типов и подтипов яканья
 Приложение 5.Пояснение диалектных слов, встречающихся в текстах

 Предисловие

Цель настоящего сборника -- закрепить сведения, известные из курса "Русская диалектология", развить навыки анализа диалектного материала, способствовать формированию умений решать практические задачи, связанные с педагогической деятельностью. В зависимости от этих задач в сборнике содержатся упражнения трех типов: а) помогающие усвоить сложные теоретические разделы курса, б) развивающие навыки самостоятельной работы над языковым материалом; в) вырабатывающие умение наблюдать диалектную речь и использовать знания основ русской диалектологии в последующей работе в школе.

Сборник состоит из трех частей: "Упражнения", "Тексты для анализа", "Приложения".

Упражнения, включенные в первую часть, посвящены общей характеристике диалектов русского языка и их анализу с фонетической, словообразовательной, морфологической, синтаксической и лексической сторон. Заключительный раздел этой части, "Диалектология и школа", содержит упражнения, ориентированные на развитие навыков наблюдения за живой речью, выделения диалектных особенностей, установления диалектного влияния на речь школьников, что совершенно необходимо в работе учителя русского языка.

Во второй части пособия помещены тексты, позволяющие провести систематические наблюдения над отдельными диалектными явлениями (например, над характером оканья, аканья, яканья, над особенностями произношения аффрикат и т.д.) и составить общее представление об основных типах диалектов русского языка. Многие упражнения первой части ориентированы на тексты, приведенные во второй. Тексты дают возможность анализировать диалектные явления в их взаимосвязи, что особенно важно для заключительных занятий по диалектологии. При подборе текстов учитывались их типичность, насыщенность диалектными явлениями, жанровое разнообразие. В большинстве случаев даются тексты современных записей: опубликованные и рукописные, хранящиеся в диалектологическом кабинете Саратовского государственного университета и в Пензенском педагогическом институте. При использовании опубликованных текстов сохраняется транскрипция источника. Ряд текстов дается в упрощенной записи. Для обозначения фонем используются косые линии: /а/, /д/, при передаче звуков -- квадратные скобки: [a], [еi], [ч'].

В упражнениях и текстах отражен в основном материал говоров территории первичного формирования русского языка, но в ряде случаев использованы и данные говоров территорий позднего заселения. Сделано это прежде всего с целью научить студентов использовать в работе местный материал, который может быть пополнен примерами из личных наблюдений и опубликованных работ (см. региональные словари и исследования по говорам Поволжья, Урала, Сибири, включенные в раздел "Литература"). С этой же целью тексты и иллюстративный материал упражнений сохранены в том виде, как они были записаны, без пропусков встреченных отклонений от системы демонстрируемого явления.

В разделе "Диалектное членение русского языка" даются первоначальные сведения по лингвогеографии и вырабатываются навыки работы с диалектологическими картами. В этих целях помимо "Атласа русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы" могут быть использованы карты, приведенные в книгах "Русская диалектология" под редакцией Р.И.Аванесова и В.Г.Орловой (М., 1964) и "Диалектное членение русского языка", авторы К.Ф.Захарова и В.Г.Орлова (М., 1967).

При подаче материала авторы ориентировались на современные данные и современную классификацию говоров (имеется в виду классификация, выработанная при подготовке "Атласа русского языка" [43]), однако учтены и данные прежней классификации, предложенной в свое время Московской диалектологической комиссией.


 Об авторах

Лидия Ивановна БАРАННИКОВА (1915--2002)

Доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка и кафедрой общего и славяно-русского языкознания Саратовского государственного педагогического института при Саратовском государственном университете. Специалист по русскому и другим славянским языкам, социолингвистике (истории и диалектологии славянских языков). Являлась членом научного совета РАН по закономерностям развития национальных языков, рабочей группы по составлению общеславянского лингвистического атласа; возглавляла работу по созданию "Атласа русских народных говоров Среднего и Нижнего Поволжья". Основные труды: "Русские народные говоры в советский период" (Саратов, 1967), "Введение в языкознание" (Саратов, 1973; 2-е изд. -- М.: URSS, 2010), "Основные сведения о языке. Пособие для учителей" (М., 1982, 1988). Награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941--1945 гг.".

Василий Данилович БОНДАЛЕТОВ (род. в 1928 г.)

Доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка и почетный профессор Пензенского государственного педагогического университета. Заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук экологии и безопасности (МАНЭБ). Участник более 50 международных конгрессов по общей лингвистике, славистике, русистике, ономастике, финноугроведению, проходивших в Москве, Киеве, Праге, Будапеште, Софии и других городах. Автор около 550 публикаций, среди которых более 20 книг: "Условные языки русских ремесленников и торговцев" (Рязань, 1974, 1980), "Русская ономастика" (М., 1983), "Социальная лингвистика" (М., 1987), "В. И. Даль и тайные языки в России" (М., 2004, 2005) и др., а также учебные пособия по диалектологии, стилистике, старославянскому языку, социальным диалектам. Международное признание получили его труды по социолингвистике и ономастике. В. Д. Бондалетов награжден орденом Дружбы народов.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце