URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Ланге В.Н. Физические парадоксы, софизмы и занимательные задачи: Механика. Молекулярная физика. Термодинамика
Id: 81393
 
255 руб.

Физические парадоксы, софизмы и занимательные задачи: Механика. Молекулярная физика. Термодинамика. Кн.1

URSS. 2009. 224 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-00637-8.

 Аннотация

В предлагаемой читателю книге приведены физические софизмы и парадоксы, различные по тематике и степени трудности. Цель книги --- показать, что даже в наше время стремительного прогресса науки в поисках удивительного и необычайного вовсе не обязательно отправляться куда-то далеко (например, в космос!). И в обыденной жизни нас окружают загадочные явления, над которыми мы не задумываемся лишь потому, что они привычны.

Физические парадоксы и софизмы, приведенные в книге, --- это, в сущности, своеобразные физические задачи, особенно пригодные для создания ярких проблемных ("конфликтных") ситуаций, активно побуждающих школьников к самостоятельной познавательной деятельности. Знакомство с ними окажется полезным для читателей и предостережет их от некоторых часто допускаемых ошибок, поможет увидеть привлекательные стороны физической науки и будет способствовать пробуждению интереса и любви к этой важной области человеческих знаний.

Настоящее издание, представляющее собой первую часть книги, посвящено вопросам механики, молекулярной физики и термодинамики.

Книга адресована самому широкому кругу любителей занимательной физики, в первую очередь из числа учащихся старших классов.


 Оглавление

Предисловие
Несколько замечаний о роли софизмов и парадоксов в формировании и развитии физической науки
Глава 1. Кинематика, или форономия
 1.1.Ахиллес и черепаха
 1.2.Удивительные приключения пассажира метро
 1.3.Кто прав?
 1.4.Неувязка со скоростями
 1.5.Что быстрее?
 1.6.Какова скорость лодки?
 1.7.Странный результат сложения скоростей
 1.8.Чему равна средняя скорость?
 1.9.К механике буерного спорта
 1.10.Тише едешь -- скорее приедешь!
 1.11.Дольше едешь -- меньше проедешь
 1.12.Как правильно?
Глава 2. Динамика
 2.1."Вопреки" закону инерции
 2.2.Две тележки
 2.3.Почему пушинку нельзя забросить далеко?
 2.4.Может ли инерция тел быть отрицательной?
 2.5.Прав ли был Аристотель?
 2.6.Сдвинется ли с места брусок?
 2.7.Несостоявшийся рекорд
 2.8.Как движется тело под действием силы, периодически меняющей свое направление на противоположное?
 2.9.Каково ускорение центра тяжести?
 2.10.Должна ли вода оказывать давление на дно сосуда?
 2.11.Вес тепловоза равен весу вагонов
 2.12.Износ стенок цилиндра двигателя внутреннего сгорания
 2.13.Задача о стопке тетрадей
 2.14.Загадка сил всемирного тяготения
 2.15.Какие приливы должны быть сильнее?
 2.16.Осуществим ли такой двигатель?
 2.17.Как меняется скорость падающего тела?
 2.18.В какую сторону при резком повороте должен опрокидываться автомобиль?
 2.19.Необычайное поведение палки
 2.20.Один ответ на три вопроса
 2.21.Как сдвинуть брусок с места?
 2.22.Куда будет двигаться брусок?
 2.23.Почему цилиндр движется замедленно?
 2.24.Как движется автомобиль?
 2.25.Как происходит торможение автомашины?
Глава 3. Равновесие сил
 3.1.Гидростатический парадокс
 3.2.Почему нет комфорта на подводных лодках?
 3.3.Вечный двигатель по Архимеду
 3.4.Ошибка физика
 3.5.Будет ли двигаться вагонетка?
 3.6.Загадочный рычаг
 3.7.С какой силой давят ножки стола?
 3.8.Трение качения должно равняться нулю
 3.9.Капризная катушка
 3.10.Почему концы осей, лежащие в опорных подшипниках, затачивают "на конус"?
 3.11.Парадокс кирпичной кладки
Глава 4. Законы сохранения в механике
 4.1.По примеру Мюнхгаузена
 4.2.Как зависит работа от силы и пути?
 4.3.Таинственное исчезновение энергии
 4.4.Где источник энергии?
 4.5.Какая сила приложена к телу?
 4.6."Нарушение" закона сохранения энергии
 4.7.Стремительный велосипедист
 4.8.Обруч и горка
 4.9.Удар бильярдных шаров
 4.10.Почему 900?
 4.11.Проследим за упражнениями с обручем
 4.12.Ловушка для змей
 4.13.Принцип Галилея и закон сохранения энергии
 4.14.Кинетическая энергия тела в разных системах отсчета
 4.15.Изворотливая кошка
 4.16.Волчок-акробат
Глава 5. Молекулярная физика (газы, жидкости, твердые тела -- их строение, свойства и взаимные превращения)
 5.1.Достигают ли дна затонувшие корабли?
 5.2.Как в закрытую бутылку попадает вода?
 5.3.О давлении в шинах автомобиля
 5.4.Что тяжелее?
 5.5.Парадокс зеркального блеска
 5.6.Какова температура на большой высоте?
 5.7.Отрицательная длина
 5.8.Вопрос студентке
 5.9.Можно ли обжечься льдом и расплавить олово в горячей воде?
 5.10.Отчего испаряется вода?
 5.11.Как выгоднее кипятить воду
 5.12.Кипяток на морозе
 5.13.Загадка капиллярных явлений
 5.14.Разборчивые спички
 5.15.Зачем шлифуют вал?
 5.16.Эффект Иоффе
 5.17.Как производится волочение?
 5.18.Снег и соль
 5.19.Почему в соленом море плавает пресный лед?
 5.20.Как пользоваться термометром?
 5.21.Авария пресса и котла
Глава 6. Термодинамика
 6.1.Сколько топлива сэкономится?
 6.2.Торможение двигателем
 6.3.Всегда ли справедлив закон сохранения энергии?
 6.4.За счет чего совершается работа?
 6.5.Почему тепловая изоляция не всегда эффективна?
 6.6.Обладает ли потенциальной энергией сжатый газ?
 6.7.Куда исчезает энергия?
 6.8.Снова исчезновение энергии
 6.9.Парадокс ракетных двигателей
 6.10.Сколько стоит запуск спутника?
 6.11.Какой будет температура смеси?
 6.12.Можно ли повысить температуру тела, не подводя к нему теплоты?
 6.13.Из чего делать паяльники?
 6.14.Вопреки тепловым законам
 6.15.Какая шкала выгоднее?
 6.16.Кипяток охлаждает лед
 6.17.Может ли быть теплоемкость газа отрицательной?
 6.18.Сколько у железа теплоемкостей?
 6.19.Зачем топят печи?
 6.20.Почему не построят такую машину?
 6.21.Когда КПД автомобиля больше?
 6.22.Возможен ли "демон" Максвелла?
Глава 7. Несколько разных задач
 7.1.Загадка чердачных окон
 7.2.Отчего скорости различны?
 7.3."Странное" поведение ракетного снаряда

 Предисловие

Памяти Ольги Николаевны и Николая Ивановича Ланге

В настоящей книге, адресованной самому широкому кругу любителей занимательной физики, в первую очередь из числа учащихся старших классов, приведены физические софизмы и парадоксы, различные по тематике и степени трудности.

"Софизм" и "парадокс" -- слова греческие. Софизм означает рассуждение, формально кажущееся совершенно безупречным, но содержащее на самом деле ошибку, в результате которой конечный вывод оказывается абсурдным. Одним из типичных софизмов, дошедшим до нас с древнегреческих времён, является следующий: "То, что ты не терял, ты имеешь; ты не терял рогов, следовательно, ты рогат".

В парадоксе, наоборот, умозаключение, кажущееся неверным, противоречащим "здравому смыслу", на самом деле справедливо. Например, выражаясь словами популярной поговорки, "невероятно, но факт", что при сложении скоростей, направленных в одну сторону, результирующая скорость будет меньше арифметической суммы скоростей (этот вывод следует из частной теории относительности).

Несколько более подробные сведения о парадоксах и софизмах приведены в небольшой главке, следующей за предисловием.

Размышления над софизмами и парадоксами не нужно считать пустой тратой времени. Не случайна любовь к ним таких выдающихся учёных, как Г.Лейбниц, Л.Эйлер, А.Эйнштейн. Гости Эйнштейна видели в книжном шкафу хозяина, весьма разборчивого в приобретении книг, целую полку, забитую математическими забавами и головоломками. Может быть, именно ранняя любовь к нешаблонным задачам развила у него способность к нестандартному мышлению, без которого никакое открытие невозможно. Анализ многих парадоксов сыграл важную роль в развитии современной физики. Знакомство с задачами-парадоксами и задачами-софизмами, попытки разрешить их самостоятельно -- прекрасная тренировка для пытливого ума. Автор надеется, что знакомство с задачами, приведёнными в этом небольшом сборнике, окажется полезным для читателей и предостережёт их от некоторых часто допускаемых ошибок.

После формулировки каждой задачи дается решение к ней. Разумеется, не нужно спешить знакомиться с ним, чем большую работу читатель проделает самостоятельно, тем больше будет ценить достигнутый успех и тем большее удовлетворение получит. Ответ полезно прочитать как в тех случаях, когда справиться с задачей самостоятельно оказалось трудно, так и для проверки своего решения.

Цель книги -- показать, что даже в наше время стремительного прогресса науки в поисках удивительного и необычайного вовсе не обязательно отправляться куда-то далеко (например, в космос!). И в обыденной жизни нас окружают загадочные явления, над которыми мы не задумываемся лишь потому, что они привычны; нужно чаще и внимательнее осматриваться вокруг, стараясь увидеть в очевидном невероятное, и старания непременно будут вознаграждены -- открытиями или изобретениями. Хотелось бы надеяться, что знакомство со сборником поможет читателям увидеть привлекательные стороны физической науки и будет способствовать пробуждению интереса и любви к этой важной области человеческих знаний.

Первое русское издание книги появилось в 1963 году. В 1967 и 1978 годах были выпущены второе и третье издания. Книга вызвала интерес и за рубежом, о чём свидетельствуют её переводы на более полутора десятков различных языков (в том числе два издания в Японии и семь -- в Германии). Автор отмечает этот факт отнюдь не в целях "саморекламы" (хотя слово "реклама", кстати говоря, в наше время уже не используется как бранное!), а для того, чтобы читатель имел возможность убедиться в том, что в его руки попала апробированная книга, выдержавшая проверку временем. По ряду причин новое издание книги выходит значительно позже предыдущего. В него включено много новых парадоксов и софизмов, большинство старых переработано, часть же -- вообще исключена. Практически возникла совершенно новая книга, в связи с чем представилось необходимым несколько изменить её название; кроме того, она разбита на две части: данная повящена проблемам механики и молекулярной физики, во второй изложен материал, касающийся электричества, оптики, теории относительности.

Автор с сердечной благодарностью отмечает большой конструктивный вклад, внесённый в создание книги, как официальных, так и неофициальных рецензентов, в том числе К.А.Путилова, Д.И.Сахарова, М.И.Блудова, П.В.Маковецкого, П.А. и А.П.Рымкевичей, В.А.Фабриканта, Б.Ю.Когана и А.З.Синякова. Дальнейшие советы и критика будут также приняты с признательностью.

Замечание для преподавателей

Решение физических задач, в качестве каковых можно рассматривать физические софизмы и парадоксы, всегда выступало на уроках и как средство, и как цель обучения, но в разных случаях акценты расставляются по-разному.

При "традиционном" обучении решение задач рассматривается, главным образом, как цель: задачи решаются для того, чтобы закрепить теоретические знания, сделать их практически значимыми; задачи следуют за теоретическим материалом.

В проблемном обучении центр тяжести переносится на другой аспект решения задач -- они выступают чаще как средство создания проблемной ситуации, предваряя теоретическое рассмотрение вопроса. Здесь задача является весьма эффективной формой изложения материала, в которой данный материал включается в процесс обучения.

Физические парадоксы и софизмы, приведённые далее, -- это, в сущности, своеобразные физические задачи, особенно пригодные для создания ярких проблемных ("конфликтных") ситуаций, активно побуждающих школьников к самостоятельной познавательной деятельности. Эти их возможности отмечали ещё в середине сороковых годов, в частности, физик академик Л.И.Мандельштам и профессор психологии С.Л.Рубинштейн.

Автор

 Об авторе

Виктор Николаевич ЛАНГЕ

Крупный специалист по методике преподавания физики. Кандидат физико-математических наук, доцент. В 1960--1961 гг. заведовал кафедрой физики Уссурийского государственного педагогического института. В 1968--1987 гг. заведовал кафедрой физики Ленинградского института водного транспорта (ЛИВТ, ныне Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций). Особое внимание В.Н. Ланге обращал на решение нетиповых физических задач. Им был выпущен ряд книг, посвященных физическим парадоксам, которые переведены на многие иностранные языки (польский, немецкий, английский, японский и другие).


 Опечатка

Стр. 101, строка 15 снизу

Напечатано: "задач 38 и 40" Следует читать: "задач 3.1 и 3.3"

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце