Расцвет арабского классицизма в поэзии x–xii вв.Введение В богатой и многообразной культуре арабо-мусульманского зрелого, или "высокого", средневековья (середина VIII–XII в.) период с X по XII в. был наиболее плодотворным. Включение в арабо-мусульманскую культуру многочисленных арабизированных и исламизированных народов халифата завершилось культурным синтезом арабских доисламских и исламских традиций и культурного наследия покоренных народов, что привело к расцвету науки, философской мысли и словесного искусства, как поэзии, так и прозы, и сопровождалось борьбой различных общественных, политических, религиозных и эстетических тенденций. В соответствии с преобладанием той или иной тенденции этот процесс в области литературы периода зрелого средневековья можно разделить на несколько этапов. Начальный этап, охватывающий примерно семьдесять пять лет (середина VIII – конец первой четверти IX в.), отмечен усилением идейного и художественного воздействия иранских традиций. Под их влиянием традиционная арабская поэзия прошла этап Обновления, которое хотя и не трансформировало коренным образом ее характер, но привнесло немало изменений в ее традиционные жанры и образную структуру. Рядом с панегирической поэзией широкое распространение получает возникшая еще в Аравии в предшествующий период любовная лирика (Башшар ибн Бурд, 714–783), в самостоятельный жанр выделяется винная поэзия (Абу Нувас, ум. между 813 и 815 гг.), поэзия назидательно-аскетического содержания – прообраз будущей философской лирики (Абу-ль-Атахия, 748–825). Поэты Обновления использовали более изысканные поэтические средства, чем их предшественники, сделали стих более сложным, "нарядным", что соответствовало вкусам городских и придворных ценителей. Они создали "новый поэтический стиль" (бади'), под которым средневековые критики подразумевали весь набор поэтических фигур и тропов, а иногда (реже) и поэтических тем, вошедших в фонд арабской поэзии VIII–IX вв. Иранское "вторжение" в арабскую культуру вскоре вызвало реакцию со стороны приверженцев традиционных арабских поэтических форм, и к третьему десятилетию IX в. в их среде выявилось стремление возвратиться в сфере поэзии к ее истокам, возродить исконно арабские нравственные и поэтические идеалы, т.е. возник своеобразный арабский классицизм. Поэты IX в.Абу Таммам (804–845/846), аль-Бухтури (821–897) и другие – положили начало органическому синтезу древнеарабских традиций и "нового поэтического стиля" (бади'), который окончательно развили и закрепили в своем творчестве поэты X–XII вв. (аль-Мутанабби и др.). Термин "классицизм" (иногда "неоклассицизм", или "ложный классицизм") при характеристике средневековой арабской литературы прочно вошел в научный оборот и широко употребляется в трудах таких авторитетных исследователей, как Р.Блашер [501J, Г.Э.Грюнебаум [226] и Ф.Габриэли [580а]. Проблема арабского классицизма была предметом дискуссии, состоявшейся в Бордо в 1956 г. на специальном симпозиуме, в котором приняли участие известные европейские арабисты [500а, с.169–173]. И.Ю.Крачковский также довольно часто использовал термин "классицизм" со всеми его модификациями [262а, с.131; 249а, с.45; 245, с. ПО, 120, 121]. При этом в трудах исследователей иногда делается осторожная попытка найти в арабском классицизме черты сходства с французской литературой XVII в. (Блашер); иногда понятие "классицизм" связывается с определенной эпохой – IX–X вв. (Крачковский), а порой дается основанная на собственном определении понятия общая характеристика арабской культуры средних веков как классицистической (Грюнебаум). Действительно, арабскую поэзию периода зрелого средневековья, точнее, начиная с IX в. можно охарактеризовать как литературу "классицизма",- разумеется, не вполне в том смысле, какой вкладывается в это понятие применительно к западноевропейской и русской литературам XVII и XVIII вв., хотя в арабском и европейском классицизме есть свои точки схождения. "Классицизмом" обычно именуют нормализованное, подчиненное строгим правилам искусство, ориентирующееся на древность, признаваемую "классической", творениям которой надлежит всячески подражать как непревзойденному этическому и эстетическому идеалу. Соответственно под арабским классицизмом начиная с IX в. мы подразумеваем обращенность к формам и образцам доисламской поэзии в органическом сочетании со сложившимся в условиях зрелого средневековья "новым поэтическим стилем", со всем его богатством приемов и фигур. Синтез этих двух начал лег в основу нормативных предписаний классицизма, зафиксированных в трудах средневековых арабских критиков. Своего высшего расцвета арабский классицизм достиг в X–XII вв., когда окончательно сложился поэтический канон как система устоявшейся нормативной художественной символики и семантики. В эпоху литературного расцвета арабский поэтический канон, понимаемый как воплощение некоего абстрактного идеала, обеспечивал высокий уровень поэтической культуры и побуждал к интенсивным творческим поискам, поскольку поэты, стремясь превзойти предшественников и современников, старались найти более совершенное словесное выражение для нормативных тем и образов. Вместе с тем канон в известной мере тормозил развитие поэтического искусства, стесняя и ограничивая творческий потенциал поэта жесткими законами нормативной эстетики. Противоборство этих двух начал можно наблюдать в творчестве почти всех средневековых поэтов. При этом, если требование канона помогали наиболее талантливым художникам оттачивать мастерство, то художникам меньшей одаренности они давали возможность изощряться в варьировании традиционных тем и образов. Оставаясь характерной типологической особенностью средневековой арабской поэзии на протяжении многих столетий, классицизм после XII в. постепенно вырождается в лишенное творческих импульсов эпигонство и сохраняется в этом виде весь период позднего средневековья, вплоть до конца XVIII в. Нормативная эстетика классицизма установила строгую иерархию жанров, подразделявшихся на "высокие" – панегирик и траурная элегия, в которых героями были халифы, эмиры и другие высокопоставленные персонажи и прославляемые лица и сопутствующие им события изображались в условно-героическом виде, и "низкие" – поношения, любовные и винные песни, которые в большей мере были обращены к личным, конкретным и бытовым сторонам повседневной жизни. Каждый жанр имел четкие формальные признаки и не допускал смешения возвышенного и низкого, трагического и комического, героического и обыденного. Такая эволюция художественного сознания и специфические особенности самой поэзии имели не только эстетико-нормативные, но и историко-мировоззренческие причины. Исаак Моисеевич ФИЛЬШТИНСКИЙ (род. в 1918 г.) Крупнейший отечественный историк, востоковед-арабист. Доктор исторических наук, профессор. Родился в Харькове. Окончил исторический факультет Московского института философии, литературы и истории (1941) и Военный институт иностранных языков (1946). В 1955-1958 гг. – библиограф Всесоюзной государственной библиотеки иностранной литературы. С 1958 г. – научный сотрудник Института востоковедения АН СССР, с 1962 г. также преподавал в Институте восточных языков (с 1972 г. – Институт стран Азии и Африки) при Московском университете. В 1994 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Социокультурная функция словесного искусства в средневековом арабо-мусульманском обществе". И. М. Фильштинский – автор фундаментальных трудов, посвященных средневековой арабской литературе и истории. Помимо двухтомной "Истории арабской литературы", охватывающей период с V по XVIII век, его перу принадлежат монографии "Арабская классическая литература", "Арабская литература в средние века. Словесное искусство арабов в древности и раннем средневековье", "Очерки арабо-мусульманской культуры VII-XII вв." (в соавторстве с Б. Я. Шидфар), "История арабов и Халифата (750-1517 гг.)", "Халифат под властью династии Омейядов (661-750 гг.)" и др., разделы по арабской литературе в многотомной "Истории всемирной литературы", переводы арабских литературных памятников ("Хроника египетского историка аль-Джабарти", народные романы "Сират Антар" и "Сират Сайф", "Занимательные истории" Ат-Танухи) и комментарии к ним. |
2023. 720 с. Твердый переплет. 21.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |