URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Фильштинский И.М. История арабской литературы: X--XVIII века
Id: 81392
 
417 руб.

История арабской литературы: X--XVIII века. Ч.1. Изд.2

URSS. 2010. 400 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-00949-2.

 Аннотация

В книге систематически излагается история арабской литературы с X по XVIII вв. Специальные главы посвящены таким выдающимся поэтам, как аль-Мутанабби и аль-Ма'арри, мастерам эпистолярной прозы и различных жанров адаба, авторам плутовских новелл --- макам аль-Хамазани и аль-Харири. В особые разделы выделены суфийская литература с ее наиболее выдающимися творцами --- Ибн аль-Араби и Ибн аль-Фаридом, позднесредневековая поэзия и проза и история средневековой арабской литературной критики. Большая глава посвящена арабской народной новеллистике ("Тысяча и одна ночь") и средневековому народному роману.

Настоящее издание разделено на две части, выходящие отдельными книгами. В представленной первой части описаны расцвет арабского классицизма в поэзии X--XII вв., проза X--XIII вв., суфийская литература. Вторая часть посвящена истории средневековой арабской литературной критики, литературе позднего средневековья (XIII--XVIII вв.), арабской народной литературе.

Книга рекомендуется литературоведам, историкам, культурологам, студентам и аспирантам соответствующих специальностей, а также широкому кругу читателей, интересующихся арабской литературой и историей Востока.


 Содержание

Глава 1. Расцвет арабского классицизма в поэзии X--XII вв
 Введение
 Абу-т-Таййиб аль-Мутанабби
 Сирийская и иракская поэзия X--XI вв
 Поэты хамданидского круга
  Абу-Фирас
  Ас-Санаубари
  Кушаджим
  Братья аль-Халиди
  Ас-Сари ар-Раффа'
  Абу-ль-Аббас аль-Масиси ан-Нами
  Аль-Баббага
  Абу-ль-Фарадж аль-Ва'ва ад-Димашки
 Багдадские поэты X--XI вв
  Аш-Шариф ар-Ради
  Ибн аль-Хаджжадж
 Абу-ль-Аля аль-Ма'арри
  Поэзия
  Проза
Глава 2. Проза X--XIII вв
 Эпистолярный жанр (тарассуль)
  Ибн аль-Амид
  Ибн Аббад ас-Сахиб
  Мухаммад аль-Хваризми
  Абу Исхак Ибрахим ибн Хиляль ас-Саби
 Литература адаба
  Антологии
  Абу Хаййан ат-Таухиди
  Абу Али аль-Мухассин ат-Танухи
 Макамы
  Бади' аз-Заман аль-Хамазани
  Абу Мухаммад аль-Касим аль-Харири
Глава 3. Суфийская литература
 Введение
 Суфийская литература VIII--XII вв
  Ибн аль-Араби
  Ибн аль-Фарид
 Суфийская литература позднего средневековья

 Из главы 1


Расцвет арабского классицизма в поэзии x--xii вв.


Введение

В богатой и многообразной культуре арабо-мусульманского зрелого, или "высокого", средневековья (середина VIII--XII в.) период с X по XII в. был наиболее плодотворным. Включение в арабо-мусульманскую культуру многочисленных арабизированных и исламизированных народов халифата завершилось культурным синтезом арабских доисламских и исламских традиций и культурного наследия покоренных народов, что привело к расцвету науки, философской мысли и словесного искусства, как поэзии, так и прозы, и сопровождалось борьбой различных общественных, политических, религиозных и эстетических тенденций. В соответствии с преобладанием той или иной тенденции этот процесс в области литературы периода зрелого средневековья можно разделить на несколько этапов.

Начальный этап, охватывающий примерно семьдесять пять лет (середина VIII -- конец первой четверти IX в.), отмечен усилением идейного и художественного воздействия иранских традиций. Под их влиянием традиционная арабская поэзия прошла этап Обновления, которое хотя и не трансформировало коренным образом ее характер, но привнесло немало изменений в ее традиционные жанры и образную структуру. Рядом с панегирической поэзией широкое распространение получает возникшая еще в Аравии в предшествующий период любовная лирика (Башшар ибн Бурд, 714--783), в самостоятельный жанр выделяется винная поэзия (Абу Нувас, ум. между 813 и 815 гг.), поэзия назидательно-аскетического содержания -- прообраз будущей философской лирики (Абу-ль-Атахия, 748--825). Поэты Обновления использовали более изысканные поэтические средства, чем их предшественники, сделали стих более сложным, "нарядным", что соответствовало вкусам городских и придворных ценителей. Они создали "новый поэтический стиль" (бади'), под которым средневековые критики подразумевали весь набор поэтических фигур и тропов, а иногда (реже) и поэтических тем, вошедших в фонд арабской поэзии VIII--IX вв.

Иранское "вторжение" в арабскую культуру вскоре вызвало реакцию со стороны приверженцев традиционных арабских поэтических форм, и к третьему десятилетию IX в. в их среде выявилось стремление возвратиться в сфере поэзии к ее истокам, возродить исконно арабские нравственные и поэтические идеалы, т.е. возник своеобразный арабский классицизм. Поэты IX в.Абу Таммам (804--845/846), аль-Бухтури (821--897) и другие -- положили начало органическому синтезу древнеарабских традиций и "нового поэтического стиля" (бади'), который окончательно развили и закрепили в своем творчестве поэты X--XII вв. (аль-Мутанабби и др.).

Термин "классицизм" (иногда "неоклассицизм", или "ложный классицизм") при характеристике средневековой арабской литературы прочно вошел в научный оборот и широко употребляется в трудах таких авторитетных исследователей, как Р.Блашер [501J, Г.Э.Грюнебаум [226] и Ф.Габриэли [580а]. Проблема арабского классицизма была предметом дискуссии, состоявшейся в Бордо в 1956 г. на специальном симпозиуме, в котором приняли участие известные европейские арабисты [500а, с.169--173]. И.Ю.Крачковский также довольно часто использовал термин "классицизм" со всеми его модификациями [262а, с.131; 249а, с.45; 245, с. ПО, 120, 121]. При этом в трудах исследователей иногда делается осторожная попытка найти в арабском классицизме черты сходства с французской литературой XVII в. (Блашер); иногда понятие "классицизм" связывается с определенной эпохой -- IX--X вв. (Крачковский), а порой дается основанная на собственном определении понятия общая характеристика арабской культуры средних веков как классицистической (Грюнебаум).

Действительно, арабскую поэзию периода зрелого средневековья, точнее, начиная с IX в. можно охарактеризовать как литературу "классицизма",- разумеется, не вполне в том смысле, какой вкладывается в это понятие применительно к западноевропейской и русской литературам XVII и XVIII вв., хотя в арабском и европейском классицизме есть свои точки схождения. "Классицизмом" обычно именуют нормализованное, подчиненное строгим правилам искусство, ориентирующееся на древность, признаваемую "классической", творениям которой надлежит всячески подражать как непревзойденному этическому и эстетическому идеалу. Соответственно под арабским классицизмом начиная с IX в. мы подразумеваем обращенность к формам и образцам доисламской поэзии в органическом сочетании со сложившимся в условиях зрелого средневековья "новым поэтическим стилем", со всем его богатством приемов и фигур. Синтез этих двух начал лег в основу нормативных предписаний классицизма, зафиксированных в трудах средневековых арабских критиков. Своего высшего расцвета арабский классицизм достиг в X--XII вв., когда окончательно сложился поэтический канон как система устоявшейся нормативной художественной символики и семантики.

В эпоху литературного расцвета арабский поэтический канон, понимаемый как воплощение некоего абстрактного идеала, обеспечивал высокий уровень поэтической культуры и побуждал к интенсивным творческим поискам, поскольку поэты, стремясь превзойти предшественников и современников, старались найти более совершенное словесное выражение для нормативных тем и образов. Вместе с тем канон в известной мере тормозил развитие поэтического искусства, стесняя и ограничивая творческий потенциал поэта жесткими законами нормативной эстетики. Противоборство этих двух начал можно наблюдать в творчестве почти всех средневековых поэтов. При этом, если требование канона помогали наиболее талантливым художникам оттачивать мастерство, то художникам меньшей одаренности они давали возможность изощряться в варьировании традиционных тем и образов. Оставаясь характерной типологической особенностью средневековой арабской поэзии на протяжении многих столетий, классицизм после XII в. постепенно вырождается в лишенное творческих импульсов эпигонство и сохраняется в этом виде весь период позднего средневековья, вплоть до конца XVIII в.

Нормативная эстетика классицизма установила строгую иерархию жанров, подразделявшихся на "высокие" -- панегирик и траурная элегия, в которых героями были халифы, эмиры и другие высокопоставленные персонажи и прославляемые лица и сопутствующие им события изображались в условно-героическом виде, и "низкие" -- поношения, любовные и винные песни, которые в большей мере были обращены к личным, конкретным и бытовым сторонам повседневной жизни. Каждый жанр имел четкие формальные признаки и не допускал смешения возвышенного и низкого, трагического и комического, героического и обыденного.

Такая эволюция художественного сознания и специфические особенности самой поэзии имели не только эстетико-нормативные, но и историко-мировоззренческие причины.


 Об авторе

Исаак Моисеевич ФИЛЬШТИНСКИЙ (род. в 1918 г.)

Крупнейший отечественный историк, востоковед-арабист. Доктор исторических наук, профессор. Родился в Харькове. Окончил исторический факультет Московского института философии, литературы и истории (1941) и Военный институт иностранных языков (1946). В 1955-1958 гг. -- библиограф Всесоюзной государственной библиотеки иностранной литературы. С 1958 г. -- научный сотрудник Института востоковедения АН СССР, с 1962 г. также преподавал в Институте восточных языков (с 1972 г. -- Институт стран Азии и Африки) при Московском университете. В 1994 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Социокультурная функция словесного искусства в средневековом арабо-мусульманском обществе".

И. М. Фильштинский -- автор фундаментальных трудов, посвященных средневековой арабской литературе и истории. Помимо двухтомной "Истории арабской литературы", охватывающей период с V по XVIII век, его перу принадлежат монографии "Арабская классическая литература", "Арабская литература в средние века. Словесное искусство арабов в древности и раннем средневековье", "Очерки арабо-мусульманской культуры VII-XII вв." (в соавторстве с Б. Я. Шидфар), "История арабов и Халифата (750-1517 гг.)", "Халифат под властью династии Омейядов (661-750 гг.)" и др., разделы по арабской литературе в многотомной "Истории всемирной литературы", переводы арабских литературных памятников ("Хроника египетского историка аль-Джабарти", народные романы "Сират Антар" и "Сират Сайф", "Занимательные истории" Ат-Танухи) и комментарии к ним.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце