URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Пилат Б.В. От Иисуса к Мессии
Id: 80465
 
299 руб.

От Иисуса к Мессии

URSS. 2009. 432 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-0224-6.

 Аннотация

На протяжении сотен лет евреи пестовали образ Мессии. Пророки и отдельные группы лиц в различные исторические эпохи дополняли образ Мессии, наделяя его все новыми качествами, зачастую несовместимыми между собой. Одна из Кумранских рукописей вплотную приблизила его к Божеству. Жизнь и Смерть Иисуса опрокинула ситуацию --- Мессия из Виртуального мира пришел в Реальность. Перипетиям этой сложнейшей ситуации и посвящена настоящая книга.

Для историков, религиоведов, студентов и аспирантов, изучающих историю, философию и теологию, а также широкого круга заинтересованных читателей.


 Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

ЧАСТЬ I. ИИСУС

Глава 1
Путь в Иерусалим
Глава 2
Царский титул и следствия
 2.1. Страстная неделя
 2.2. Помазание
 2.3. Аполитичный лидер
 2.4. "Предсказание" Каиафы
Глава 3
Два вида мессианства
 3.1. Концепции Конца Времен
 3.2. Царь Израиля
 3.3. Трансформация кротости
 3.4. Пророки и псалмы
Глава 4
Документы Кумрана
 4.1. Параллели
 4.2. Сокрытие
Глава 5
Сын Божий
Глава 6
Легенды Синедриона
 6.1. Рефрен
 6.2. Юридические и правовые несуразности
 6.3. Теория сговора
 6.4. Фразеологический анализ
 6.5. Посмертные почести
 6.6. Краткий обзор
Глава 7
Казнь "Иудейского Царя"
 7.1. Тайная Вечеря
 7.2. Предательство
 7.3. Арест
 7.4. Иисус и Варавва
 7.5. Глумление
 7.6. Распятие и евреи
Глава 8
Агнец Божий
 8.1. Жертва повинности
 8.2. Мотивация Марка
 8.3. Порождение Агнеца
 8.4. Слияния Агнеца
 8.5. Агнец и звезда
Глава 9
Психологический подтекст
 9.1. Реакция иудеев
 9.2. Морально-этические принципы еврейского судопроизводства
 9.3. Массовое сознание христиан

ЧАСТЬ II. ПУТЬ К МЕССИИ

Глава 10
Реформация Евангелий
 10.1. Редактирование
 10.2. Теория фрагментов
 10.3. Парафраз сказаний
Глава 11
Четвертое Евангелие (попытка анализа)
Глава 12
Клан рехавитов
Глава 13
Иисус Назорей
Глава 14
Yahad - общество избранных
 14.1. Общее представление
 14.2. Структура Yahad
 14.3. Группа Иисуса и Yahad
Глава 15
Единение с Всевышним (dеvеkut)
 15.1. Странники
 15.2. Devekut
 15.3. Devekut и мессионизм
Глава 16
Пассивное Страдание, Покаяние и Искупление
 16.1. Пассивное Страдание
 16.2. Покаяние
 16.3. Искупление
Глава 17
Конец Света и Царствие Божие
 17.1. Незавершенная иллюзия
 17.2. Индивидуальное Спасение
 17.3. Бессмертие
 17.4. Воскресение и "телесность"
 17.5. Царство Небесное
 17.6. Эсхатология Царства
 17.7. Избранники Мессии
 17.8. Кумран и Конец Дней (Судный День)

ЧАСТЬ III. МЕССИАНСТВО

Глава 18
Апофеоз палестинского мессианства
 18.1. Программы
 18.2. "Прокаженный Учитель"
 18.3. Мелхиседек
 18.4. Енох
Глава 19
Между Царем и Мессией
 19.1. Мессия, Сын Божий и Варавва
 19.2. Иисус и Илия
 19.3. Мессианское происхождение
 19.4. Рождение Мессии
 19.5. Эссе о Мессии
 19.6. Мессия и скверны
Глава 20
Учитель Праведности
Глава 21
Становление мессианской идеи
 21.1. Первые шаги
 21.2. Мессианское воплощение Иисуса
 21.3. Перманентность
 21.4. Искаженный мир
 21.5. Иисус и Иаков
Глава 22
Альтернативное (параллельное) христианство
 22.1. Мир профессора Эйзенмана
 22.2. Там, за Иорданом
 22.3. "Братья" Иисуса
 22.4. Иуда Искариот
 22.5. Отторжение семьи Иисуса
 22.6. Иаков брат Иисуса.
 22.7. Стефан как тень Иисуса
 22.8. Павел и Дамаск
Глава 23
Путь Иакова
 23.1. Начало пути
 23.2. Скептицизм и несбывшаяся Надежда
 23.3. Петр и Иаков (Андрей)
 23.4. Письма Плиния Младшего
 23.5. Благодарственные гимны
 23.6. Тезисы Иакова
 23.7. Письмо Иакова
Глава 24
Служение апостолов
Глава 25
Иисус и Закон
Глава 26
Философия апостола Павла
 26.1. Павел и Закон
 26.2. Озарение апостола Павла
 26.3. Павел в качестве арестанта
 26.4. Эволюция легицида
Глава 27
Смерть Мессии
ПОСЛЕСЛОВИЕ
 Приложение 1
Датировка времени падения Храма и год смерти Иисуса
 Приложение 2
Язык рукописей
ЛИТЕРАТУРА

 Предисловие

Наталье Ивановне Шуховой

В течение многих лет я занимался историей раннего христианства. Не так давно ко мне пришло понимание, что, пользуясь в основном русскоязычными изданиями, нельзя двигаться дальше. Несмотря на значительное количество переводов, выполненных в основном при поддержке и финансировании теологических организаций, информация, поступающая в Россию, в той или иной мере является односторонней. Отдельные труды, а также замечательные переводы Санкт-Петербургской школы только оттеняют сказанное. Недостаток светских изданий ощущается очень остро. Я попросил своих родственников, друзей и знакомых в США снабдить меня соответствующими трудами, что ими и было сделано максимально оперативно. Западная литература -- это иной мир, почти неизвестный русскоязычному читателю. Огромное число теологических институтов, фондов, кафедр и других организаций издает массу книг и журналов самого различного направления, с широчайшим спектром мнений. В полной мере сказанное относится к Кумранским Свиткам, пребывающим в одном историческом сегменте с ранним христианством. Суждения, высказываемые по проблеме, зачастую полярные, иногда полностью исключают друг друга, и это логично. Даже очень известные ученые, такие как Г.Вермеш, Д.Чарльзуорт, вынуждены соблюдать правила игры, в особенности с учетом специфики финансирования. Они в той или иной мере отстаивают независимость христианства от рукописей Мертвого моря.

Другие, например, Дж.Аллегро и Р.Эйзенман, вне зависимости от теологической приверженности, предельно объективны в изложении своих, иногда совершенно парадоксальных и, на первый взгляд, неприемлемых гипотез. Подобных примеров тысячи.

Дозированная информация, доступная русскоязычному читателю, составляет едва ли десятые доли процента от мировой литературы. Я постарался затронуть только очень небольшой круг вопросов, включающих последний период Служения Иисуса и первые годы становления христианства. Некоторые идеи почти наверняка покажутся спорными. На них нет и, наверное, не может быть однозначного ответа, другие -- со временем будут уточнены и скорректированы. В книге множество версий, не известных русскоязычному читателю. Я пытался сосредоточиться на тех вопросах, которые волновали меня в первую очередь. К примеру, в прекрасном "комментарии" Руслана Хазарзара к Аввакуму текст вступает в противоречие с заключением: "Попытки отождествления кумранских текстов с христианскими произведениями не имеют под собой оснований" [1]. Я задаю себе вопрос: почему? Мне ясно, что это тенденция, хотя бы потому, что они создавались в одном и том же месте примерно в один и тот же исторический период.

Более того, ни у кого нет сомнений, что Кумранские Рукописи -- подлинные исторические документы, чего нельзя сказать о многих беллетризированных христианских произведениях.

Любое утверждение без аргументации может и должно быть подвержено критическому анализу. В сущности, подобный подход является исследованием. В нем нет или почти нет ничего теологического, ибо сухое препарирование фактов несовместимо с эмоциональными порывами или Верой. А рождение или возникновение любой религии, так или иначе, связано с томлением Духа.

Поиск исторического Иисуса и попытка проникновения в Его мир принадлежат к числу тех задач, которые не имеют решения. Но это ровным счетом ничего не значит, ибо попытки проникновения в тайну, как правило, интересней самой тайны.

Евангелия создавались много десятилетий спустя после смерти Иисуса. Они вобрали в себя все: небольшие достоверные фрагменты Его истории, устные рассказы, воспоминания, легенды, анекдоты и многое другое. Каждое Евангелие или воспоминание об Иисусе является продуктом индивидуального творчества, и здесь как раз тот случай, когда расхождения в тексте служат подтверждением достоверности центральной сюжетной идеи, ибо это относительно свободный пересказ одних и тех же событий.

На сюжетах об Иисусе, сведенных в единое повествование, лежала "печать пророков", поскольку евреи были нацией пророков. Все, что говорили они о Мессии и эсхатологии, непременно должно было сбыться, а следовательно, войти в повествование об Иисусе.

Все Служение было адаптировано или явилось переложением с еврейского на греческий или латинский языки, что было достаточно трудно. Речь идет не о языке, хотя здесь ошибки имели место. Широко известен анекдотичный случай: "Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши" (Мк. 10:25), хотя в оригинальном высказывании речь идет о нитке (или канате). Гораздо значимее смысловые и ситуационные искажения, связанные с тем, что эсхатологический, мистический и идеалистический мир евреев плохо совмещался с реализмом эллинизма.

Евангелия создавались и редактировались в период бурного всплеска антисемитизма в империи. Так или иначе это фоновое событие влияло на характер изложения.

Мессия, рожденный в чреве иудаизма, был не просто Мессией -- Божьим назначенцем, решающим те или иные конкретные задачи. По мере созревания виртуальной идеи Мессия наделялся все большими и большими способностями и возможностями, превращаясь в Сверхмессию: "Небо и земля будут подчиняться Его(Бога. -- Б.П.) Мессии"(4Q521; фр.1, кол.2).

Наделив Мессию всеобъемлющей властью и переподчинив ему небо и землю, евреи максимально истончили грань между Мессией и Богом. Оставалось неясным одно -- можно ли молиться Мессии, как Богу. Для евреев, связанных жестким тысячелетним монотеизмом, было ясно, что нельзя, но подобное утверждение годилось только для них. Другие народы при столь огромной власти Мессии не видели причин, почему Мессия не может быть Богом.

Мессия не устраивал "истинно уверовавших", а потому в текстах прослеживается адаптация и переход от Мессии к полноценному Богу. Происходит нивелирование или отторжение первичной мессианской идеи. Реальные события из жизни Иисуса вступают в противоречия с поступками Христа (теперь уже не Мессии. -- Б.П.). Оттого в текстах Евангелий множество тенденций. Иисус приподымается над еврейским сообществом, якобы не понимающим и преследующим Его, что только усиливает недоумение по поводу отдельных речений и поступков. И, хотя антисемитская редакция текстов понятна, она не влияет на сложившийся стереотип преследователей Мессии, а затем уже и Христа.

При любых результатах анализа христианство является самостоятельной религиозной доктриной, а поиск человечеством чего-то незримого и возвышенного является аналогом вращающегося калейдоскопа, где вместо цветных стекляшек помещены фрагменты общечеловеческих ценностей. Результатом этого вращения каждый раз является новая картина (религия), каждая из них по-своему прекрасна. Наш поиск вовсе не ставит перед собой целью ответить на вопрос: а почему картинка калейдоскопа или снежинка в конкретный момент времени имеет такую конфигурацию, а не другую? На этот вопрос нет ответа, поскольку процесс происходит под влиянием не только объективных, но и субъективных обстоятельств, в т. ч. и случая. Данное утверждение, конечно, не является сколько-нибудь серьезным аргументом, поскольку человечество все время пытается задавать вопросы, на которые попросту не существует ответа. Автор в полной мере ощущает на себе этот грех.

Я благодарю всех, кто прямо или косвенно помогал мне в создании книги. Особую благодарность выражаю Жанне Ароновой и Ире Фишер за помощь в выборе и отправке книг. Наталья Ивановна Шухова, дочь Ивана Шухова, на протяжении многих лет вселяла в меня уверенность, в которой я так часто нуждался, и помогала мне с переводами. Ей с чувством глубочайшей признательности я посвящаю эту книгу.


 Об авторе

Борис Вольфович ПИЛАТ

Родился в 1946 г. Более 20 лет проработал в НИИ, в лаборатории благородных металлов. Окончил аспирантуру. Кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник. В начале перестройки был приглашен на работу в совместное предприятие руководителем отделения. В течение 12 лет работал главным научным консультантом, а затем -- президентом группы компаний.

Автор более 330 изобретений и множества статей. Помимо основной работы увлекается древнегреческой мифологией, историей раннего христианства. Автор книг: "Две тайны Христа" (1998, 2-е изд.: 2001), "Ирод Великий" (1990), "Олимп. Хроники" (2000), "Понтий Пилат" (2001), "Триумф и драма Альберта Эйнштейна" (2001, в соавт.), "Эссе о свете" (2001), "Олимп. Хроники-2" (2002), "Структура Мироздания" (2002, в соавт.), "Иисус Посвященный" (2003), "Основы электродиализа" (2004), "Физические начала Мироздания" (2004, в соавт.), "В поисках исторического Христа" (2005), "Под знаком кометы Венеры" (2005, 2-е изд.: URSS, 2009), "Излучение и поле" (URSS, 2006), "Иисус, евреи и раннее христианство" (URSS, 2006).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце