Внимание к сложной внутренней структуре предприятия (фирмы) привлекалось еще в работах основателей институциональной экономической теории (Р. Коуз, Дж. Коммонс). Но, по признанию Р. Коуза, идея его основной работы "Природа фирмы" и спустя 50 лет не стала неотъемлемой частью инструментария экономистов. Обычно фирма рассматривается как целостная единица без учета тонкостей ее внутренней структуры и взаимодействующих в ее пределах интересов групп. Неоклассики уделяют фирме больше внимания, но для них фирма становится своего рода деперсонифицированным "экономическим человеком". Организационный механизм редуцируется к точке на карте рыночных взаимоотношений. Так, традиционная теория рассматривает фирму как "черный ящик", не касаясь внутреннего механизма принятия решений. Это относится и к рассуждениям Г. Саймона о целях фирмы, мотивации и принятии решений. Согласно К. Эрроу, основной недостаток неоклассической теории фирмы состоит в том, что она уделяет мало внимания проблеме взаимосвязи информационных потоков внутри фирмы. Настоящее пособие продолжает работы по динамической теории фирмы. За основу был взят подход Дж. Форрестера, развитый в Массачусетском технологическом институте (США) для моделирования производственно-сбытовой деятельности предприятий (фирм). При этом воспроизводится структура взаимодействия подразделений фирмы, ее информационные, материальные и финансовые потоки. В модели также может быть учтено изменение состава работающих на предприятии, в результате может быть получена подробная экономико-математическая модель фирмы в виде системы нелинейных разностных уравнений, а не одна производственная функция. В модели отражается структура фирмы, учитываются параметры ее подразделений. Такие модели могут применяться: для построения автоматизированной адаптивной системы управления фирмой и предприятием, для анализа и выбора принимаемых решений, оценки эффективности инвестиций и составлять основу экспертных систем поддержки принятия решений в бизнесе. Для рассматриваемых в пособии примеров разработано алгоритмическое и программное обеспечение для анализа и оптимизации поведения фирмы при изменении спроса на ее продукцию. В первой главе рассматриваются модели поведения производителей, основанные на максимизации прибыли. Рассмотрено поведение фирм на рынке. Изложение данного материала является характерным для неоклассической теории, в которой фирма представляется производственной функцией. Рассматриваются вопросы построения производственных функций, определения их параметров по статистическим данным. Во второй главе рассмотрено несколько динамических моделей, в том числе однопродуктовые модели Леонтьева, модель фирмы Loona, модель фирмы, принимаемая в анализе эволюции популяции фирм. Описана динамическая модель управления производством фирмы "Toyota". Подробно изложен подход Дж. Форрестера к построению имитационных моделей производственных и социальных объектов. В третьей главе описывается методика построения однопродуктовой фирмы для анализа происходящих в ней процессов. Рассматриваются упрощенная и расширенная модели фирмы. Анализируется работа в фирме при изменении спроса на ее продукцию, влияние параметров подразделений фирмы на ее работу. В четвертой главе рассматриваются различные подходы к понятию адаптации и различные виды адаптации предприятий к рыночным условиям. Сформулирована задача адаптации фирмы к изменению ситуации на рынке. Для математической модели фирмы, полученной в главе 3, разработаны алгоритмы решения задачи адаптации фирмы при изменении ситуации как однокритериальной и многокритериальной задачи адаптации. В пятой главе описывается решение задачи оптимального управления фирмой в условиях изменяющейся рыночной ситуации. Построен критерий эффективности функционирования фирмы, представляющий квадратичную свертку нескольких частных критериев, отображающих разнообразие целей фирмы. Для сформулированного квадратичного критерия получено оптимальное управление в системе с обратной связью. Поскольку функционирование фирмы происходит в условиях неопределенности, то описано решение задачи оценивания вектора состояния и параметров фирмы по данным информационной системы фирмы. В зависимости от информационных предположений о неопределенных факторах, для обработки информации предлагается применять алгоритмы калмановской фильтрации, гарантированный и минимаксно-стохастический подход. В шестой главе описаны методы и алгоритмы решения задач моделирования, оценки потенциальной емкости, анализа, прогнозирования развития конкурентного рынка, построения оптимального управления поведением фирмы на рынке при наличии неточной, неполной и противоречивой априорной информации на примере рынка сотовой связи. Учебное пособие следует рассматривать как попытку систематизации, разработки и адаптации к анализу переходных процессов в экономике как существующих, так и новых моделей микроэкономики. В нем нет "равномерного" изложения всех проблем современной микроэкономической динамики. Это скорее попытка систематической трактовки ряда актуальных проблем современной микроэкономической теории. По нашему мнению, пособие может существенно облегчить студентам и аспирантам изучение современной микроэкономической теории. Пособие может быть использовано в учебных целях для моделирования, исследования поведения, адаптации предприятий и обучения будущих менеджеров по производству, финансам, специалистов по экономической кибернетике и прикладной математике. Директора и менеджеры различного уровня могут исследовать возможности своих фирм и предприятий при изменении ситуации на рынке. Разработанное алгоритмическое и программное обеспечение для анализа, адаптации и оптимального управления позволяет сделать процесс обучения более наглядным и эффективным. В конце каждой главы имеются вопросы, задачи, список рекомендуемой литературы, что поможет усвоению материала. В основе пособия – материалы, подготовленные по инновационному проекту Южно-Уральского государственного университета "Сближение системы и уровня подготовки экономистов ЮУрГУ с ведущими университетами мира", проводимого Национальным фондом подготовки кадров в рамках Инновационного проекта развития образования, финансируемого за счет средств Международного банка реконструкции и развития. Совместно со В. В. Смолиным написаны п. п. 5.3.1, 5.3.5, шестая глава написана совместно с А. И. Кобловым. Авторы выражают свою признательность всем студентам и аспирантам, принимавшим участие в работе над пособием, особенно А. И. Коблову, И. Я. Головину, Ю. Р. Выдриной, Д. А. Дрозину, В. В. Яковлеву за подготовку рукописи к изданию. В названии настоящего издания термин фирма, распространенный в зарубежной литературе, заменен на термин предприятие. В тексте же пособия используется термин фирма, как более краткий и получающий все большее распространение в России. В 3-м издании внесены исправления и дополнения. Ширяев Владимир Иванович
Доктор технических наук, профессор, почетный работник высшей школы РФ, заведующий кафедрой систем автоматического управления Южно-Уральского государственного университета. В 1999–2004 гг. руководил на конкурсной основе двумя проектами, финансируемыми из средств Всемирного банка. Прошел стажировки в Хельсинкском (Финляндия), Стэнфордском и Калифорнийском (США), Ноттингемском (Англия) университетах, Технионе (Израиль). В 1999–2009 гг. возглавлял аналитическое подразделение в сотовой компании. Область научных интересов — теория и алгоритмы управления подвижными объектами, динамическими и социально-экономическими системами, функционирующими при существенно нестационарных и нелинейных характеристиках объекта, неопределенных характеристиках внешней среды, неполных и неточных измерениях в присутствии помех. Автор свыше 400 научных работ, двух монографий, трех учебников.
Баев Игорь Александрович
Доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, заведующий кафедрой экономики и финансов, декан факультета экономики и управления Южно-Уральского государственного университета. Известный специалист в области управления инвестиционными процессами на промышленных предприятиях. Автор свыше 250 научных работ, 4 монографий, учебника «Экономика предприятия».
Ширяев Евгений Владимирович Кандидат экономических наук (1999), руководитель ООО «Евросахар». Окончил приборостроительный факультет Южно-Уральского государственного университета в 1996 г., аспирантуру в 1999 г. Обладатель грантов Дж. Сороса и Института «Открытое Общество» — Фонд Содействия. Область научных интересов — математическое моделирование функционирования фирм в условиях рынка, теория адаптации и оптимального управления ими. Автор более 40 научных работ, одной монографии, 4 учебных пособий.
|