URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Гидденс Э. Социология
Id: 795
 

Социология

URSS. 1999. 704 с. Твердый переплет. ISBN 5-901006-82-8. Букинист. Состояние: 4+. .
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

Энтони Гидденс --- один из крупнейших современных социологов, внесший существенный вклад в исследование проблем современной теоретической социологии. Он занимался разработкой проблем стратификации современного общества, теорией социального действия и социальной структуры, теорией общества. Учебник Э.Гидденса "Социология" представляет собой практически исчерпывающее описание современного социологического знания и наиболее профессионально и теоретически обоснованно структурирует проблемное поле современной социологии, полагая в основу этого представления соответствующую новейшую теорию общества. В этом плане учебник Гидденса выгодно отличается на фоне всех существующих на русском языке учебников по социологии.

В учебнике методологически удачно совмещены систематический и исторический подходы: изложению каждой проблемы предпосылается рассмотрение существующих в истории социологии взглядов на нее.

Учебник безусловно современен не только с точки зрения теоретической разработки проблем, но и с точки зрения содержащегося в нем фактического материала. Речь идет о теоретическом и эмпирическом соответствии содержания учебника новейшему состоянию общества.


 Оглавление

Предисловие
Предисловие автора
 Основные темы
 Структура книги
  Краткое содержание глав и глоссарий
 Студентам: как пользоваться этой книгой

Часть I. Введение в социологию

Глава 1. Социология: проблемы и перспективы
 Чем занимается социология? Несколько примеров
  Любовь и брак
  Здоровье и болезнь
  Другие примеры: преступление и наказание
  Выводы: сущность социологии
 Перемены в современном мире
 Социология и "здравый смысл"
 Социологические вопросы: фактологические, сравнительные, вопросы развития и теоретические
  Фактологические вопросы
  Сравнительные вопросы
  Вопросы развития
  Теоретические вопросы
 Преднамеренные и непреднамеренные последствия человеческих действий
 Что может социология сказать о наших действиях?
 Социальная структура и человеческие действия
 Развитие социологического мировоззрения
 Является ли социология наукой?
 Объективность
 Практическое значение социологии
  Понимание социальных ситуаций
  Восприимчивость к культурным различиям
  Оценка результатов политических действий
  Углубление самопознания
  Роль социолога в обществе
 Заключительные комментарии
  Краткое содержание
   Основные понятия
   Важнейшие термины

Часть II. Культура, личность и социальное взаимодействие

Глава 2. Культура и общество
 Встреча культур
  Ранние контакты с другими культурами
 Понятие культуры
 Человеческий род
  Эволюция
  Люди и обезьяны
  Природа и воспитание
  Социобиология
  Инстинкты
 Культурное многообразие
 Культурная идентичность и этноцентризм
 Культурные универсалии
  Язык
  Речь и письменность
  Семиотика и материальная культура
 Типы досовременных обществ
  Охотники и собиратели
  Пигмеи Мбути
  Природные "общества изобилия"?
  Скотоводческие и земледельческие общества
  Скотоводческие общества
  Земледельческие общества
  Неиндустриальные цивилизации, или традиционные государства
  Цивилизация майя
  Основные черты традиционного государства
 Общества в современном мире
  Индустриальные общества
  Три "мира"
  Страны третьего мира
  Общества первого и второго мира
 Заключение
  Краткое содержание
   Основные понятия
   Важнейшие термины
  Дополнительная литература
Глава 3. Социализация и жизненный цикл
 "Несоциализированные" дети
  "Авейронский дикарь"
  Джени
 Ранние этапы развития младенца
  Развитие органов чувств
  Плач и улыбка
  Младенцы и матери
  Формирование социальных реакций
  Привязанности и утраты
  Изолированные обезьяны
  Депривация ребенка
  Долговременные последствия депривации
  Социализация ребенка
 Основные теории развития детей
  Фрейд и психоанализ
  Развитие личности
  Оценка
  Теория Дж. Г. Мида
  Пиаже: когнитивное развитие
  Стадии когнитивного развития
  Оценка
  Связь между теориями
 Агенты социализации
  Семья
  Отношения со сверстниками
  Школа
  Средства массовой информации
  Другие агенты социализации
 Ресоциализация
  Поведение в концентрационном лагере
  "Промывание мозгов"
 Жизненный путь
  Детство
  Юность
  Молодые взрослые
  Зрелость
  Старость
 Смерть и преемственность поколений
 Социализация и индивидуальная свобода
  Краткое содержание
   Основные понятия
   Важнейшие термины
  Дополнительная литература
Глава 4. Социальное взаимодействие и повседневная жизнь
 Исследование повседневной социальной жизни
 Невербальная коммуникация
  Лицо и эмоции
  "Лицо" и культура
 Социальные правила, беседы и разговор
  Взаимное понимание
  Опыты Гарфинкеля
 Формы разговора
 Ошибки и оговорки
  Реакции-восклицания
  Обмолвки
 Лицо, поза и речь в процессе взаимодействия
 Столкновения
 Ситуации и обстоятельства
  Управление впечатлением
  Передний и задний планы
  Адаптация к ролям: испытания интимного характера
 Столкновения и личностное пространство
 Взаимодействие во времени и пространстве
  Часовое время
  Временн19 ая география
  Пространственно-временные ограничения
  Зонирование
 Повседневная жизнь в культурной и исторической перспективе
 Микросоциология и макросоциология
  Краткое содержание
   Основные понятия
   Важнейшие термины
  Дополнительная литература
Глава 5. Конформность и девиантное поведение
 Что такое отклонение?
 Нормы и санкции
 Законы, преступления и наказания
  Преступления в доиндустриальную эпоху
  Изменения в способах наказаний
  Тюрьмы и сумасшедшие дома
 Попытки объяснить отклонения
  Биологические и психологические теории преступления и девиации
  Аргументы из биологии
  Преступление и психопатическая личность: психологическая точка зрения
  Общество и преступление: социологические теории
  Дифференцированная ассоциация
  Аномия как причина преступления
  Аномия и ассоциация: преступные субкультуры
  Оценка
  Теория стигматизации
  Рациональный выбор и "ситуационная" интерпретация преступления
  Теоретические выводы
 Преступления и криминальная статистика
  Убийства и другие тяжкие преступления
  Убийства
  Тяжкие преступления
 Тюрьмы и наказания
  Смертная казнь
 Пол и преступление
  Уровни мужской и женской преступности
  Девушки в составе преступных группировок
  Насилие в женских тюрьмах
  Оценка
 Преступления богатых людей и людей, наделенных властью
  Преступления "белых воротничков"
  Правительственные преступления
 Организованная преступность
 Преступления без жертв
 Представление о психических заболеваниях
  Психоз и невроз
  Физические методы лечения
  Диагностика психических заболеваний
  Природа сумасшествия: нарушение остаточных норм
  Политика, социальное давление и психиатрия
  Отказ от изоляции больных
 Девиации и социальный порядок
  Краткое содержание
   Основные понятия
   Важнейшие термины
  Дополнительная литература
Глава 6. Гендер и сексуальность
 Пол, гендер и биология
  Источники половых различий
  Имеют ли различия в поведении биологическую основу?
  Факты из мира животных
  Факты, связанные с человеком
 Социализация и гендер
  Реакция родителей и взрослых
  Гендер и воспитание
  Книги и рассказы
  Телевидение
  Школа и влияние сверстников
  Трудности несексистского подхода к воспитанию детей
 Гендерная идентичность и пол: три теории
  Теория полового развития по Фрейду
  Оценка
  Теория полового развития по Чодороу
  Оценка
  Гендер, личность и мораль
 Патриархат и производство
  Господство мужчин
  Женщины и рабочее место: исторический обзор
  Неравенство в труде
  Малопрестижный труд
  Проблемы успеха
  Низкая оплата труда и ловушка бедности
  Случай Швеции
  Женщины в Советском Союзе и в Восточной Европе
  Домашний труд
 Женские движения
  Ранний феминизм во Франции
  Борьба за права женщин в Соединенных Штатах
  Развитие женского движения в Европе
  Возрождение феминизма
 Домашнее насилие, сексуальные посягательства и изнасилования
  Домашнее насилие
  Сексуальные посягательства
  Изнасилование
  Изнасилование и опасения женщин: тезис Браунмиллер
 "Нормальное" сексуальное поведение
  Межкультурные различия
  Сексуальность в западной культуре
  Сексуальное поведение
 Гомосексуальность
  Гомосексуальность в незападных культурах
  Гомосексуальность в западной культуре
  Распространение гомосексуальности
  Отношение к гомосексуальности
  Гей-субкультура
  Лесбиянство
 СПИД
  СПИД и население
 Проституция
  Проституция сегодня
  Детская проституция
 Заключение: социология и гендерные отношения
  Краткое содержание
   Основные понятия
   Важнейшие термины
  Дополнительная литература

Часть III. Структуры власти

Глава 7. Стратификация и классовая структура
 Системы социальной стратификации
  Рабство
  Касты
  Сословия
  Классы
 Теории стратификации в современных обществах
  Теория Карла Маркса
  Природа класса
  Сложность классовых систем
  Теория Макса Вебера
  Статус
  Партия
  Современные теории классов
  Эрик Олин Райт: теория классов
  Фрэнк Паркин: веберовский подход
 Классы в западных обществах сегодня
  Различия по уровню богатства и доходов
  Богатство
  Доход
  Высший класс
  Средний класс
  Рабочий класс
  Исследования классового сознания: различные подходы
  Метод определения репутаций
  Субъективный метод
  Представления о классовой структуре
 Изменения в классовой структуре
  Распад высшего класса?
  Квалифицированные специалисты, менеджеры, администраторы
  Белые воротнички, синие воротнички: феминизация и пролетаризация
  Изменения, затронувшие рабочий класс
 Гендер и стратификация
  Классовое деление и гендер
  Изучение положения женщин в работах по стратификации
  Сложности в изучении гендера и стратификации
 Социальная мобильность
  Сравнительные исследования мобильности
  Нисходящая мобильность
  Возможности для социальной мобильности
  Социальная мобильность в Великобритании
  Сложности в изучении социальной мобильности
  Ваши собственные шансы в мобильности
 Бедность и неравенство
  Война с бедностью
  Что такое бедность?
  Бедность сегодня
  Почему бедные остаются бедными?
  Краткое содержание
   Основные понятия
   Важнейшие термины
  Дополнительная литература
Глава 8. Этническая принадлежность и раса
 Этнические группы, меньшинства и расы в плюралистических обществах
  Меньшинства
  Раса и биология
 Этнические противоречия, предрассудки и дискриминация
  Стереотипы и "козлы отпущения"
  Авторитарная личность
  Этническая принадлежность и детство
  Отношение со стороны большинства
 Социологические интерпретации
  Общие факторы
  Историческая перспектива
 Этнические отношения в исторической перспективе: несколько примеров
  Этнические отношения в Бразилии
  Социальное развитие Южной Африки
  Гражданские права чернокожего населения США
  Отмена рабства и начальные достижения
  Движение за гражданские права
  Интеграция и антагонизм
  История иммиграции в Великобритании
  Ранние переселенцы
  Иммиграция после 1930 года
  Расы, расизм и неравенство
  Этническая принадлежность и низший класс
  Отношение полиции к чернокожим женщинам
  Этнические отношения на Европейском континенте
  Возможные дальнейшие пути развития этнических отношений
  Краткое содержание
   Основные понятия
   Важнейшие термины
  Дополнительная литература
Глава 9. Группы и организации
 Виды ассоциаций
  Первичные и вторичные группы
  Формальные организации
 Бюрократия
  Точка зрения Вебера на бюрократию
  Эффективность бюрократии
  Формальные и неформальные отношения внутри бюрократий
  Бюрократия и олигархия
 Неолигархические организации
  Японские корпорации
  Значение японской системы для теории организаций
 Факторы, влияющие на организации в современном мире
  Квалифицированные специалисты
  Информационная технология
  Физическая среда организаций
 Надзор и дисциплина в организациях
  Надзор
  Дисциплина
 Карцерные организации
  Развитие карцерных организаций
 Небюрократические организации: группы взаимопомощи
  Особенности групп взаимопомощи
 Заключительные комментарии
  Краткое содержание
   Основные понятия
   Важнейшие термины
  Дополнительная литература
Глава 10. Политика, правительство и государство
 Характеристики государств
  Политический аппарат
  Территория
  Закон и применение силы
 Современные государства
  Определения
  Права граждан
 Демократия
  Типы демократии
  Представительные многопартийные системы
  Представительные однопартийные системы
  Совместное демократическое правление
  Всеобщая привлекательность демократии и упадок монархий
 Демократический элитизм и плюралистические теории
  Демократический элитизм
  Теория Макса Вебера
  Идеи Йозефа Шумпетера
  Плюралистические теории
  Критика и оценка теорий
 Политические партии и голосование в странах Запада
  Партийные системы
  Голосование и классы
  Партии и голосование в Великобритании
  Поведение избирателей -- отход приверженцев
  Выборы 1992 года
  "Тэтчеризм"
 Политика партий: разрушение стереотипов в конце двадцатого века?
  Теории перегрузки государства и кризиса легитимности
  Оценка теорий
 Участие женщин в политике
  Модели голосования и политические взгляды
  Женщины в политических организациях
 Неинституционализированные политические действия
 Кто же правит?
  "Внутренний круг" в США
  Элита в Великобритании
  Оценка
  Элита в СССР
  Пополнение элиты, престиж и привилегии
  Тоталитаризм
  Европейское сообщество и новая карта Европы
  Возникновение Сообщества
  Изменения в Восточной Европе
  Краткое содержание
   Основные понятия
   Важнейшие термины
  Дополнительная литература
Глава 11. Война и военные силы
 Военные действия в прошлом
  Древние общества
  Военные действия в Европе и ее колониях
  Индустриализация войны
  Тотальная война
 Война и агрессия
 Типы военной организации
 Характеристики современных вооруженных сил
  Вооруженные силы Великобритании
  До Второй мировой войны
  После Второй мировой войны
 Женщины и война
  Женские антивоенные движения
 Военные, политики и общество
  Военное правление и военное влияние
  Военно-промышленный комплекс
  Вооруженные силы третьего мира
  Типы военного правления
  Терроризм и партизанские движения
  Терроризм
  Партизанские движения
  Партизаны в городе
 Глобальные военные расходы и вооружение
  Торговля оружием
 Война и глобальная безопасность
 Мир без войны?
  Краткое содержание
   Основные понятия
   Важнейшие термины
  Дополнительная литература

Часть IV. Социальные институты

Глава 12. Родство, брак и семья
 Родство
  Кланы
  Семейные отношения
  Моногамия и полигамия
  Полиандрия
  Полигиния
 Семья и брак в истории Европы
  Генезис семьи
  Причины изменений
 Изменения форм семьи во всемирном масштабе
  Направление изменений
 Семья и брак в Великобритании
  Общая характеристика
  Тенденции развития
  Новые формы семьи
  Семьи южноазиатского типа
  Воздействия на семью и брак в настоящее время
 Развод и прекращение брака на Западе
  Рост разводов
  Опыт разводов
  Разъединение
  Развод: переходные формы
  Развод и дети
  Семья с одним родителем
 Повторный брак и сводные родители
  Повторный брак
  Сводные семьи
  Теневые стороны семьи
  Сексуальные злоупотребления
  Объяснения
  Насилие в семье
 Альтернативы браку и семье
  Коммуны
  Сожительство
  Гомосексуальные семьи
  Одиночество
 Упадок семьи?
  Краткое содержание
   Основные понятия
   Важнейшие термины
  Дополнительная литература
Глава 13. Образование, коммуникация и средства массовой информации
  Появление грамотности и школьного образования
 Развитие школьного образования в Великобритании
 Сравнение систем школьного образования в промышленно развитых странах
 Высшее образование
  Сравнительный анализ международного опыта
  Британская система высшего образования
 Образование и неравенство
  Исследование Коулманом неравенства в американской образовательной системе
  Дальнейшие исследования
  Теории школьного образования
  Бернстайн: языковые коды
  Боулз и Гинтис: школы и промышленный капитализм
  Иллич: скрытая программа
  Образование и культурное воспроизводство
  Уиллис: анализ культурного воспроизводства
  Интеллект и неравенство
  Что такое интеллект?
  IQ и генетические факторы: дискуссия по исследованию Йенсена
  О связи между генетикой и IQ: идентичные близнецы
 Гендер и школьное образование
  Гендер и программы обучения
  Женщины в высшем образовании
 Образование и грамотность в странах "третьего мира"
 Коммуникация и средства массовой информации
 Средства массовой информации
  Развитие газетного дела
  Издание газет
  Влияние телевидения
  Телевизионные компании
  Воздействие телевидения на поведение
  Телевидение как распространитель социальных установок
 Заключение
  Краткое содержание
   Основные понятия
   Важнейшие термины
  Дополнительная литература
Глава 14. Религия
 Определение религии и магии
  Чем религия не является
  Чем религия является
 Разновидности религий
  Тотемизм и анимизм
  Иудаизм, христианство и ислам
  Иудаизм
  Христианство
  Ислам
  Восточные религии
  Индуизм
  Буддизм, конфуцианство и даосизм
 Теории религии
  Маркс и религия
  Дюркгейм и религиозный ритуал
  Дюркгейм об изменениях в религии
  Вебер и мировые религии
  Оценка
 Типы религиозных организаций
  Вебер и Трельч: церкви и секты
  Бекер: деноминации и культы
  Оценка
 Гендер и религия
  Религиозные образы
  Женщины в религиозных организациях
 Движения милленариев
  Иоахимиты
  Танец духов
  Сущность движения милленариев
 Современное религиозное развитие: исламская революция
  Развитие исламского вероучения
  Ислам и Запад
 Религия в Великобритании
  Членство в религиозных организациях и вера
 Религия в Соединенных Штатах
  Разнообразие
  Религиозный фундаментализм
 Проблема секуляризации
 Заключение
  Краткое содержание
   Основные понятия
   Важнейшие термины
  Дополнительная литература
Глава 15. Труд и экономическая жизнь
 Разделение труда
  Первичные, вторичные и третичные секторы
  Разделение труда в промышленности. Подходы Тейлора и Форда
  Работа на сборочной линии
  Ограничения подходов Форда и Тейлора
 Работа и отчуждение
  Системы с низким и высоким уровнем доверия
  Автоматизация
 Групповое производство
  Промышленная демократия
 Профсоюзы и производственные конфликты
  Развитие профсоюзов
  Почему существуют профсоюзы?
  Дальнейшее развитие
  Забастовки
  Статистика забастовок
  Новые направления в производственных конфликтах
 Корпорации и корпоративная власть
  Типы корпоративного капитализма
 Безработица, занятость женщин и неформальная экономика
  Безработица
  Анализ безработицы
  На работе и без работы
  Почему растут темпы безработицы?
  Женщины и работа
  Домашняя работа
  Работа женщин вне дома
  Неформальная экономика
 Будущее работы
  Краткое содержание
   Основные понятия
   Важнейшие термины
  Дополнительная литература

Часть V. Социальные изменения в современном мире

Глава 16. Глобализация социальной жизни
 Общества третьего мира
  Образование наций
  Экономические последствия колониализма
  Бедность
  Новые индустриальные страны
  Расхождение между богатыми и бедными странами
  Взаимосвязь между первым и третьим миром
  Производство продовольствия и проблема мирового голода
  Голод
  Агробизнес
  Производство продуктов и экология окружающей среды
 Теоретические перспективы
  Империализм
  Неоимпериализм
  Теория зависимости
  Теория мировой системы
  Критическая оценка теорий
 Транснациональные корпорации
  Типы транснациональных корпораций
  Рост транснациональных компаний
 Международная экономическая интеграция
  Пример: автомобильная промышленность
  Современные тенденции развития
 Негосударственные структуры
  Организация Объединенных Наций
  Другие международные организации
  Глобальные торговые сети
  Угроза мировой окружающей среде
  Источники угрозы
  Окружающая среда: социологическая проблема?
 Глобализация средств массовой информации
  Новости
  Кино, телевидение, реклама и электронная коммуникация
  Кино
  Телевидение
  Реклама
  Электронная коммуникация
  Империализм средств массовой информации
 Заключение
  Краткое содержание
   Основные понятия
   Важнейшие термины
  Дополнительная литература
Глава 17. Современный урбанизм
 Традиционный город
 Особенности современного урбанизма
  Развитие современных городов: самосознание и культура
  Интерпретация городской жизни
 Теории урбанизма
  Чикагская школа
  Урбанистическая экология
  Урбанизм как образ жизни
  Урбанизм и искусственная среда
  Харви: реорганизация пространства
  Кастеллс: урбанизм и социальные движения
  Оценка
 Послевоенные модели развития городов запада
  Урбанизм в США
  Субурбанизация
  Закат внутреннего города
  Финансовый кризис
  Урбанизм в Великобритании
  Субурбанизация и распад внутреннего города
  Финансовый кризис в британских городах
  Приватизация государственного жилья
  Джентрификация, или "вторичное использование" городских ресурсов
 Урбанизм и международное влияние
  Глобальный город
 Урбанизация в странах третьего мира
  Дели
  Мехико
 Города в Восточной Европе
  Отличия от Запада
 Возможное развитие в будущем
  Краткое содержание
   Основные понятия
   Важнейшие термины
  Дополнительная литература
Глава 18. Народонаселение, здоровье и проблемы старения
 Рост численности населения в мире
 Анализ народонаселения: демография
  Основные демографические понятия
 Динамика изменения народонаселения
  Мальтузианство
  Рост населения в третьем мире
  Демографический переход
  Вероятные перспективы стран третьего мира
  Население Великобритании
 Здоровье и болезнь
  Лечение заболеваний в прошлом
  Развитие современной медицины
  Третий мир
  Колониализм и распространение болезней
  Инфекционные болезни сегодня
  Здоровье и болезнь в развитых странах
  Структура и основные типы болезней
  Здравоохранение в Великобритании
  Здравоохранение в Соединенных Штатах
  Репродуктивные технологии
  Здоровье и окружающая среда
 Возраст и проблемы старения на Западе
  Демографические тенденции
  Что такое "старость"?
  Отставка
  Социальные проблемы в пожилом возрасте
  Физические последствия старения
  Будущее
  Краткое содержание
   Основные понятия
   Важнейшие термины
  Дополнительная литература
Глава 19. Революции и социальные движения
 Определение революции
 Революции двадцатого столетия
  Революция в России
  Революция в Китае
 Теории революции
  Теория Маркса
  Оценка
  Чалмерс Джонсон: революция как "нарушение равновесия"
  Оценка
  Джеймс Дэвис: почему происходят революции?
  Оценка
  Чарльз Тилли: теория протеста
  Оценка
 Последствия революций
  Краткосрочные последствия
  Долговременные последствия
 Бунты, возмущения толпы и другие формы коллективного действия
  Ле Бон: теория действий толпы
  Рациональные аспекты действия толпы
 Социальные движения
  Определение
  Классификация социальных движений
  Теории социальных движений
  Нейл Смелзер: шесть условий социальных движений
  Ален Турэн: историчность
  Оценка
  Социальные движения и социология
  Краткое содержание
   Основные понятия
   Важнейшие термины
  Дополнительная литература
Глава 20. Социальные изменения: прошлое, настоящее и будущее
 Понятие социального изменения
 Теории социальных изменений
  Эволюционные теории
  Социал-дарвинизм
  Однолинейная и мультилинейная эволюция
  Теория эволюции Толкотта Парсонса
  Оценка
  Исторический материализм
  Критические замечания
 Недостатки теорий: веберовская интерпретация изменений
 Факторы, влияющие на изменения
  Физическая среда
  Политическая организация
  Культурные факторы
 Анализ эпизодов изменений
 Изменения в недавнем прошлом
  Влияние экономики
  Влияние политики
  Влияние культуры
 Текущие изменения и дальнейшие перспективы
  Вперед к постиндустриальному обществу?
  Критические замечания
 Капитализм и социализм
  Социализм: факты двадцатого века
  Альтернативы социализму
 Социальные изменения: взгляд в будущее
  Краткое содержание
   Основные понятия
   Важнейшие термины
  Дополнительная литература

Часть VI. Методы и теории в социологии

Глава 21. Социология: методы исследования
 Исследовательская стратегия
  Проблема исследования
  Обзор материалов по данной проблеме
  Уточнение проблемы исследования
  Разработка исследовательского проекта
  Проведение исследования
  Интерпретация результатов
  Отчет по результатам исследования
  Представление процесса в целом
 Общая методология
  Причинность и корреляция
  Причинные механизмы
  Контроль переменных
  Уточнение причин
 Методы исследований
  Полевая работа
  Требования к полевой работе
  Преимущества и ограничения полевой работы
  Опросы (обследования)
  Стандартизированные опросники и опросники с открытыми вопросами
  Выборка
  Пример: "Выбор народа?"
  Оценка
  Документальное исследование
  Ловушки документального исследования
  Эксперименты
  Другие методы: интервью, жизнеописания, дневники, анализ бесед
  Интервью
  Жизнеописания
  Дневники
  Анализ устных бесед
  Триангуляция
  Пример: Уоллис и саентология
  Этические проблемы исследования: негативная реакция респондентов
  Проблемы публикации: опыт Уоллиса
 Влияние социологии
  Краткое содержание
   Основные понятия
   Важнейшие термины
  Дополнительная литература
Глава 22. Развитие социологической теории
 Истоки социологии
  Огюст Конт
  Эмиль Дюркгейм
  Карл Маркс
  Макс Вебер
 Дальнейшее развитие социологии
 Современные подходы
  Функционализм
  Функционализм в версии Мертона
  Современное развитие
  Структурализм
  Язык и значение
  Структурализм и семиотика
  Символический интеракционизм
  Символы
  Марксизм
 Теоретические дилеммы
  Структура и действие
  Оценка
  Консенсус и конфликт
  Оценка
  Образы современного мира
  Марксистская перспектива
  Точка зрения Вебера
  Оценка
  Проблема гендера
  Оценка
 Теории
  Пример: Протестантская этика
 Теоретическая мысль в социологии
  Краткое содержание
   Основные понятия
   Важнейшие термины
  Дополнительная литература

Часть VII. Глоссарий: Основные понятия и Важнейшие термины

Основные понятия
Важнейшие термины

 Предисловие

Книга Э. Гидденса -- это курс лекций, который автор читает уже много лет в Оксфорде.

Гидденс предлагает студенту самому поразмышлять над социальными проблемами с разных точек зрения, с позиций различных теоретических подходов. Один из крупнейших теоретиков современной социологии, Гидденс излагает собственное понимание социологической теории, суть которого -- акцент на активности человека -- "социального агента".

Классическая социология (Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Карл Маркс и другие) исходила из парадигмы науки XVIII--XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность, чьи законы должны быть поняты, открыты и использованы для практического употребления. Маркс подчеркивал, что философия не может ограничиваться объяснением мира, но должна помочь в его переустройстве. В той или иной степени объективистский тип мышления характерен для всей классической науки с разницей лишь в одном: некоторые мыслители полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях, не насиловать саму природу; другие исходили из концепции переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями. Отсюда и два подхода -- эволюционистский и конфликтологически-революционный. Не будем обсуждать здесь справедливость того и другого. Подчеркнем лишь их общую основу: опора на объективность социального знания.

Сегодняшнее представление о социальной науке, так называемая постклассическая парадигма, существенно отличается от классики.

Две важнейшие составляющие радикально меняют взгляд на науку вообще и социологию в частности. Признается влияние на итог научного знания метода, теории и, кроме того, активной позиции самого исследователя, его нравственной установки, его рассудочности или предрассудков. В итоге научное знание в классической форме как безусловно объективное ставится под сомнение, скорее признается относительность знания в определенных, достаточно хорошо очерченных границах.

Гидденс -- представитель этой нежесткой социологии, в которой и сам исследователь должен быть достаточно гибок, непредвзят в отношении используемых теоретических подходов, и в которой признается решающая роль социального субъекта (индивидов, общественных групп, движений) в преобразовании социальных структур соответственно их интересам. Социальный субъект своей активностью скорее приспосабливает общественные структуры сообразно интересам общественных групп, ищет компромиссы с другими социальными субъектами или вступает с ними в противоборство. Но во всяком случае он не предстает перед нами жестко зависимым от экономических и социально-культурных безличных факторов, он активно с ними взаимодействует.

Курс общей социологии Энтони Гидденса, опубликованный восемь лет тому назад, имел примечательный подзаголовок: "Учебное пособие девяностых годов". Гидденс подвергает конструктивной критике классическое наследие прошлого века, равно как и структурный функционализм Т. Парсонса. Именно ему принадлежит формула "ортодоксальный консенсус", каковой он характеризовал состояние западной теоретической социологии в начале 70-х годов. Этот консенсус опирался на согласие относительно "естественного" процесса эволюционного развития общества, в ходе которого углубляется дифференциация социальных структур и институтов.

Социальные катаклизмы последнего десятилетия, крах общественной системы, "построенной" по задуманному ее конструкторами "научно обоснованному" проекту, обострили главные проблемы социологического знания.

Социология 90-х годов развивается в поисках ответов на ключевые вопросы социальной теории: как соотносятся сложившиеся социальные структуры и действующие в них страждущие социальные субъекты? Что есть социальное: от нас не зависящие общественные отношения, социальные институты, взаимосвязи и/или создаваемые людьми их образы, которые и определяют социальное поведение, побуждают к коллективным социальным действиям? Каковы пространственные и временные границы "социального", то есть должна ли социальная теория исходить из доминанты "данное общество", "данная цивилизация", "данное мировое сообщество"? Как прошлое воздействует на настоящее и как настоящее предопределяет будущее в человеческой активности -- индивидуальной и коллективной, спонтанной и целенаправленной?

Автор постоянно задается вопросом: что же из классики прошлого и нашего ХХ века остается ценным, а что должно быть подвергнуто серьезным сомнениям?

Во многих главах читатель обнаружит раздел "Оценка данного подхода" (в оригинале "assessment" -- оценка знания, унаследованного от предшественников). Какова, например, "ценность" теории Маркса? Гидденс подчеркивает, что Маркс, безусловно, многое объясняет в отношении крупных исторических сдвигов. Но вместе с тем Гидденс пишет, что в качестве единственного анализа социальных изменений концепция Маркса вызывает существенные возражения. Неясно, насколько в теорию смены социально-экономических формаций вписываются неевропейские цивилизации, "в которых политическая и военная власть в большей мере была средством приобретения богатства, нежели его результатом".

Не менее критически относится Э. Гидденс и к эволюционистам, справедливо утверждая, что аналогия социального развития с повышением уровня адаптированности общества вряд ли уместна. Сомнительно и представление о прогрессе как восхождении по уровню сложности, дифференцированности социальных систем (Спенсер, Парсонс); скорее Гидденс разделяет идею многофакторности социальных изменений, то есть влияния на социальные процессы и среды, и экономики, и культуры, и политических институтов. В различных эпизодах социально-исторического процесса эти факторы приобретали разное значение.

Поэтому, в отличие от многих других авторов учебных пособий, Гидденс уделяет немало внимания сравнительному анализу социальных процессов в разных культурах и обществах, в странах "ядра" современной мировой системы и в странах "второго" и "третьго" миров. Он анализирует позитивные процессы в капиталистическом и социалистическом обществах, равно как и изъяны этих формаций.

Социология 90-х, по Гидденсу, не может замыкаться в рамках узкодисциплинарной области. Современная социология предполагает исторический подход и "прозрачные" границы с множеством социально-гуманитарных дисциплин. И это не декларативная позиция, но "работающая" методология. Э. Гидденс щедро вводит в социологию исследования антропологов, психологов, экономистов, следует логике социально-исторического анализа.

Книга заставляет размышлять, не ограничиваясь простым изложением фундаментального социологического знания. Конечно, это знание достаточно полно представлено, а нужные определения содержатся в приложении -- "Глоссарии". Но главное заключено в самой методологии раскованного мышления автора, гибкости и неожиданности рассмотрения одного и того же социального явления с разных точек зрения и, в конечном итоге, определении собртвенной, авторской позиции.

Особенно показательна глава "Социальные изменения: прошлое, настоящее и будущее". Автор подчеркивает необходимость рассматривать социальные изменения в общемировом контексте, в более общей системе экономических, социальных, социокультурных и политических взаимосвязей всех обществ на планете Земля. Он справедливо сомневается в правдоподобии использования таких понятий, как "рыночный капитализм" и "социализм", рассуждает о возможных конфигурациях развития социальных процессов в новой мировой ситуации, получившей совершенно иной облик с началом перестройки в СССР и последующего распада так называемого социалистического лагеря -- "второго мира", как его называли в конце 70-х гг. Будет ли наш мир "двух-с-половинным" или "полуторным", то есть ближе к странам "третьего мира", развивающимся странам Азии и Африки, или он будет приближаться к обществам "первого мира", развитым индустриальным странам, как пойдет этот процесс запаздывающей модернизации в России? Такого рода вопросы невольно возникают при чтении книги Гидденса.

Вместе с тем эта книга -- именно учебное пособие, систематически излагающее основы социологической теории и методологии социологического исследования.

Лекционный курс Гидденса ориентирован в двух направлениях: предметно-содержательном (например, культура, общество, социальное взаимодействие и повседневная жизнь), но в то же время и проблемном ("девиации", этно-национальные конфликты, глобализация), то есть предлагает анализ современных социальных проблем с хорошими иллюстрациями фактических данных и их интерпретаций в разных теориях: структуралистских, герменевтических, феноменологических, деятельностных.

Гидденс -- очень продуктивный автор в смысле глубины проникновения в существо социальной теории. Его главная теоретическая работа, вошедшая в современную социологическую классику, -- монография "Конституция общества" (1984). Не общественная система, заметьте, но именно конституция -- основной закон общества. Деятельностный подход свойствен целому ряду других лидирующих теоретиков современной социологии. Например, монография Петра Штомпки названа "Общество в действии: теория социального становления", книга Джеффри Александера -- "Действие и его контекст" (1988), а работа Маргарет Арчер -- "Культура и социальный субъект" (1985). Эти книги и ряд других приходятся на середину 80-х годов -- период нового подъема в развитии социологической теории с акцентом на роль социального субъекта. Это -- социология активного социального субъекта.

Гидденс -- крупный социальный мыслитель, автор многих работ по истории социальной мысли. Его книга -- курс лекций по теоретической социологии, не оторванной от фактуального знания, но опирающейся на добротный эмпирический базис. Именно этим и полезна для нашего читателя предлагаемая книга.

Надо заметить, что лекционный курс Гидденса прекрасно структурирован. Все разделы содержат необходимые ссылки на другие главы; основные понятия, которые студент должен освоить, перечислены, и, помимо того, объяснены в глоссарии.

Изучение книги Гидденса доставляет, помимо всего, и эстетическое удовольствие. И в жизни Энтони Гидденс -- непосредственный, раскованный, остроумный собеседник, быстро реагирует на реплику, критический выпад, во время лекции садится на край стола, снимает пиджак или начинает расхаживать по аудитории и рассуждать как бы про себя. Очень любит спорить, радуется, если вопрос острый. Наверное, так и только так рождается живая мысль, новое знание. Поздравляю нашего читателя с возможностью общаться с Энтони Гидденсом.

Профессор В. А. Ядов


 Предисловие автора

Книга написана с верой в то, что социология призвана играть ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимать центральное место среди социальных наук. Преподавая социологию для новичков и профессионально уже подготовленной аудитории в течение длительного времени, я пришел к убеждению, что необходимо пересмотреть некоторые направления развития этой дисциплины. Предлагаемая книга -- это попытка не просто написать еще один вводный курс, но очертить основные перспективы и проблемы социологии.

Моей целью было написать книгу, в которой некоторая оригинальность сочеталась бы с анализом всех основных вопросов, занимающих современных социологов. Несмотря на то, что многие мои предыдущие работы были связаны с теорией, я никогда не считал, что теоретические споры интересны сами по себе. Теоретическое рассуждение ценно только в том случае, если оно помогает осветить эмпирические данные. Здесь я старался определить предпосылки важнейших достижений теоретической мысли нашего времени. Лучшим способом налаживания связи между теорией и исследованием является активная попытка понять суть социальных институтов, поэтому я сделал акцент на изучении определенных проблем и областей социологии. В книге нет чрезмерно изощренных рассуждений, тем не менее, в ней содержатся идеи и результаты самых последних изысканий этой дисциплины. Надеюсь, что я представил здесь не пристрастный подход, а трезвый анализ основных перспектив реальной социологии.

Это новое издание "Социологии", оно подверглось всесторонней переработке. Я сохранил без изменений общий порядок книги, поскольку он, по-видимому, был воспринят одобрительно, но значительная часть содержания самих глав была переписана заново. Я обновил все ссылки на эмпирические работы, за исключением различных классических исследований. Со времени написания первого варианта учебника в мире многое изменилось. В то время еще существовал Советский Союз, в Соединенных Штатах у власти стоял Рональд Рейган, а в Британии -- Маргарет Тэтчер. Все это ушло в прошлое, и я отразил эти события и их последствия в тексте. Новое издание содержит около 40 тысяч слов нового материала, множество новых графиков, таблиц, иллюстраций и других изменений.

Ряд изменений был вызван замечаниями и предложениями читателей. Я хотел бы выразить свою благодарность всем, кто взял на себя труд написать мне, поскольку их помощь для меня существенна.


Основные темы

Книга построена вокруг набора основных тем, каждая из которых определяет особый характер работы. Первая тема -- отношение социального и личного. Социологическое мышление -- важная помощь в самопознании, которое в то же время оборачивается лучшим пониманием социального мира. Изучение социологии должно быть опытом освобождения: социология развивает наши склонности и воображение, открывает новые перспективы в понимании источников нашей активности и углубляет нашу способность воспринимать культурные установки, отличающиеся от наших собственных. Поскольку социологическая деятельность становится вызовом догмам, она учит ценить культурное разнообразие и позволяет нам видеть внутренние механизмы социальных институтов. Занятие социологией открывает возможности развития свободы в человеческой личности.

Вторая тема -- меняющийся мир. Социология возникла в результате индустриальных трансформаций социального строя Запада, что в значительной степени привело к изменению форм, характерных для предыдущих обществ. Созданный в процессе индустриализации мир является основным проблемным объектом социологического анализа. Социальные изменения продолжаются, и, возможно, мы стоим в преддверии изменений, столь же фундаментальных, как те, что произошли в конце XVIII и в XIX веке. Первейшей обязанностью социологии является необходимость отразить изменения, произошедшие в прошлом, и уловить основные направления сегодняшнего развития.

В-третьих, для книги характерен последовательный сравнительный подход. Изучение социологии не может идти только путем познания институтов какого-то отдельного общества. Несмотря на то, что я задал исследованию определенный крен в отношении Британии, оно сбалансировано чрезвычайно богатым материалом, относящимся к другим обществам и культурам. Сюда входят исследования, проводившиеся в других западных странах, также я ссылаюсь на материал, связанный с Россией и восточноевропейскими обществами. Индустриальные общества не могут изучаться независимо от третьего мира, и эта книга включает гораздо больше материала о развивающихся странах, чем любое предшествующее введение в социологию. Кроме того, я обращаю внимание на связь социологии и антропологии, проблемы которых достаточно широко соприкасаются друг с другом. Ввиду тесных связей, объединяющих общества во всем мире, а также ввиду фактического исчезновения многих форм традиционных социальных систем социология и антропология становятся все более неразделимыми.

В-четвертых, в книге признается необходимость исторической ориентации в социологии. Это означает гораздо больше, чем просто изображение "исторического контекста", в котором имеют место события. Информация такого рода необходима, поскольку знания студентов по истории, даже сравнительно недавней, могут быть весьма ограниченными. Одной из важнейших тенденций последних лет стало в социологии возрождение исторического анализа. Его следует понимать не только как способ приложения социологического мировоззрения к прошлому, но скорее рассматривать как основу нашего понимания современных институтов. В книге широко используются современные исследования в области исторической социологии, они создают основу для интерпретаций, предлагаемых в различных главах.

В-пятых, особое внимание в книге обращено на проблемы гендера. Изучение гендера обычно считается особой областью внутри социологии в целом, и книга содержит отдельную главу, посвященную размышлениям и исследованиям на эту тему. Тем не менее, проблемы гендерных отношений настолько фундаментальны для социологического анализа, что не могут просто быть сведены к одному частному подразделу дисциплины, поэтому многие главы содержат разделы, связанные с проблемами гендера.

Шестая, основная тема книги -- глобализация общественной жизни. На протяжении слишком долгого времени в социологии доминировало мнение, что общества можно рассматривать как независимые образования, но даже в отношении прошлого это неверно. Сегодня же мы наблюдаем явное ускорение процессов глобальной интеграции, и это, например, очевидно при рассмотрении распространения международной торговли через государственные границы. Влияние постоянно возрастающей глобализации не вполне изучено даже в специальной литературе по социологии, и почти повсеместно игнорируется на уровне вводных курсов. Акцент на глобализацию в этой книге также тесно связан со значимостью, придаваемой сегодня взаимозависимости первого, второго и третьего миров.


Структура книги

В начале книги не делается краткого обсуждения основных социологических концепций. Вместо этого понятия объясняются, когда они вводятся в соответствующих главах, и я старался иллюстрировать идеи и теории конкретными примерами социологических исследований. В иллюстративных целях часто использовались материалы из неакадемических источников (например, газетные репортажи). Я стремился сделать книгу живой и "полной сюрпризов", и выдержать стиль настолько простым и непосредственным, насколько это было возможно. Среди академических дисциплин нет предмета более захватывающего и яркого, чем социология, если к ней правильно подойти.

Главы расположены в последовательности, установленной в расчете на постепенное овладение различными областями социологии, но я учел возможность гибкого использования книги при чтении различных специальных курсов. Главы можно пропускать или изучать в любом порядке без особого ущерба. Каждая из глав достаточно автономна, и в соответствующих пунктах имеет перекрестные ссылки на другие главы.

Шесть частей этой книги представляют собой исчерпывающий обзор основных разделов социологии. Часть 1 состоит из одной главы и знакомит с основными особенностями предмета. Часть 2 посвящена культуре, обществу и индивиду; в ней анализируются взаимодействия между влияниями общества и личностным опытом, много внимания уделено проблемам гендера. Эти главы касаются проблем культуры, развития различных типов человеческого общества, социализации, повседневного социального взаимодействия, конформности и девиаций. В части 3 исследуются темы неравенства, власти и идеологии. Здесь рассматриваются несколько важнейших разделов социологии: стратификация, этническая и расовая принадлежность, группы и организации, политика и государство, война и вооруженные силы. Часть 4 посвящена основным социальным институтам и анализу их влияния на ключевые области человеческого существования. В главах этой части рассматриваются брак и семья, образование и средства массовой информации, работа и экономическая жизнь. Часть 5 объединяет главы, в которых особый упор сделан на теме изменений, в ней анализируются глобализация, современный урбанизм, население, его здоровье и старение, революционные и общественные движения. Глава заканчивается рассмотрением общественных изменений в целом.

Наконец, в части 6 рассматриваются основные методы исследований и теоретические перспективы социологии. Несмотря на то, что этот материал помещен в конце книги, его можно изучать на любом этапе.


Краткое содержание глав и глоссарий

Каждая глава тщательно структурирована для того, чтобы сделать процесс обучения не только систематичным, но и занимательным. Насколько это возможно, она сопровождается кратким резюме, а также перечнем основных понятий и терминов, в ней представленных. Все эти понятия и термины включены в глоссарий в конце книги. Глоссарий представляет собой обширный источник ссылок. Когда новое понятие встречается в тексте впервые, оно выделяется жирным шрифтом; основные термины выделены курсивом.


Студентам: как пользоваться этой книгой

Обращайтесь с книгой как с другом, а не как с противником. Сама книга достаточно велика, потому что она всеобъемлюща. Не нужно бояться того, что придется читать каждую главу, или того, что их необходимо изучать в предложенном порядке. Каждую главу можно использовать более или менее самостоятельно. Если вы читаете книгу в связи с преподаваемым курсом, подгоняйте порядок глав к схеме, предложенной преподавателем.

Используйте часть 6, "Методы и теории в социологии", как источник для пополнения информации, изложенной в остальных главах. Если хотите, вы можете читать эту часть самой последней, как она помещена в книге. Тем, кто ранее не был знаком с социологией, мы рекомендуем именно такую стратегию. Тем, кто взял в руки книгу, будучи в какой-то степени уже знакомым с предметом, может быть полезно сначала прочитать главы 21 и 22, "Социология: методы исследования" и "Развитие социологической теории". Это позволит вам углубить понимание других глав.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце