URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Макаров С.М. Китайская премудрость русского цирка: Взаимовлияние китайского и русского цирка Обложка Макаров С.М. Китайская премудрость русского цирка: Взаимовлияние китайского и русского цирка
Id: 223255
512 р.

Китайская премудрость русского цирка:
Взаимовлияние китайского и русского цирка. Изд. стереотип.

URSS. 2018. 224 с. ISBN 978-5-396-00789-5.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Китайские цирковые артисты издавна гастролировали в России, и публика всегда с большим интересом воспринимала номера экзотических виртуозов с Востока. Однако историки российского цирка мало уделяли внимания мастерам из Поднебесной, акцентируя свои исследования, как правило, на достижениях русских и европейских умельцев. Становление и развитие циркового искусства в России и в Китае рассматривалось раздельно.

В данной... (Подробнее)


Оглавление
top
Вступление
Глава 1
 Фансянши и скоморохи
Глава 2
 Байси, Дворцовые и Народные развлечения
Глава 3
 Чародеи с загадочного Востока
Глава 4
 "Китайские игры" на арене Советского цирка
Глава 5
 Обмен творческим опытом китайских и советских артистов цирка
Глава 6
 Китайский и Российский цирк. Время Перемен
Заключение
Примечания
Иллюстрации

Вступление
top

Цирк – это традиционное классическое искусство, утверждающее общечеловеческие моральные, физические и духовные ценности. Этот вид творчества основывается на виртуозном владении мастерством, заключающем в себе "игру в смертельный риск", "игру в опасность".

Преодолевая национальные и языковые барьеры, цирк играет важную роль в сближении культур разных народов.

Цирковые артисты из Поднебесной издавна гастролировали в России и публика всегда с большим интересом воспринимала номера экзотических виртуозов с Востока.

Однако историки российского цирка мало уделяли внимания китайским мастерам, акцентируя свои исследования, как правило, на достижениях русских и европейских умельцев. Становление и развитие циркового искусства в России и в Китае рассматривалось раздельно.

В данной работе предлагается иная точка зрения на эти процессы. Автор считает, что становление цирка на Руси и в Поднебесной проходило во взаимодействии. Цирковое искусство, как своеобразный вид творчества, окончательно сформировалось в I тыс. н. э.

Особо подчеркнем, что сегодня цирк, являясь объектом культурного нематериального наследия, требует глубокого и всестороннего исследования. Поэтому чрезвычайно важно понять, разгадать, зафиксировать тысячелетнюю историю древнейшего искусства популярного и любимого как в Китае, так и в России.

Существенно, что взаимодействие русских и китайских специалистов (как в прошлом, так и в настоящем) приносило и приносит несомненную практическую пользу, способствуя дальнейшему развитию мирового цирка.

"Любое явление – "Это", но оно же и "То".

Ты для себя – "Я", для других – "Он".

Нельзя видеть свое "Не-Я", но можно понять, познав "Я"".

Поэтому говорят: ""Это" порождает "То", "Не-Я" возникает из "Я".

"Я" – "Не-я" неразделимы".

Так говорил древний китайский философ Чжуан Цзы.


Об авторе
top
photoМакаров Сергей Михайлович
Доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, президент Академии циркового искусства, советник Китайского национального цирка. С 1986 г. — ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, занимается исследованием семантики циркового и сценических искусств. С. М. Макаров пришел в науку, пройдя путь от циркового клоуна-иллюзиониста и режиссера до исследователя искусства. Является автором ряда работ, в числе которых монографии: «Шаманы, масоны, цирк: Сакральные истоки циркового искусства» (М.: URSS), «Китайская премудрость русского цирка: Взаимовлияние китайского и русского цирка» (М.: URSS), «Искусство клоунады в СССР» (М.: URSS), «Театрализация цирка» (М.: URSS), «От старинных развлечений к зрелищным искусствам: В дебрях позорищ, потех и развлечений» (М.: URSS). Под его редакцией вышел сборник «Театр, эстрада, цирк» (М.: URSS), посвященный научной деятельности основоположника эстрадоведения и цирковедения Ю. А. Дмитриева.