URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Николаева О.Е., Алексеева О.В. Стратегический управленческий учет Обложка Николаева О.Е., Алексеева О.В. Стратегический управленческий учет
Id: 78394
698 р.

Стратегический управленческий учет Изд. 2

URSS. 2008. 304 с. ISBN 978-5-382-00924-7.
Белая офсетная бумага

Аннотация

Данная монография посвящена относительно новому направлению развития управленческого учета --- стратегическому управленческому учету, представляющему собой учетно-аналитическую систему, которая призвана обеспечить информационные потребности стратегического менеджмента. Сделана попытка обобщить имеющиеся представления и раскрыть сущность стратегического управленческого учета, его основные задачи и функции, отличительные особенности. Как инструментарий... (Подробнее)


Оглавление
top
Об авторах
Введение
Глава 1.Сущность, содержание и задачи стратегического управленческого учета
  1.1.Современное состояние управленческого учета и тенденции его развития
  1.2.Сущность стратегического управленческого учета
  1.3.Основные функции и задачи стратегического управленческого учета
  1.4.Отдельные концепции стратегического управленческого учета
  1.4.1.Концепция цепочки ценностей
  1.4.2.Стратегическое позиционирование
  1.4.3.Концепция затратообразующих факторов
  1.5.Основные требования к организации стратегического управленческого учета на предприятиях
Глава 2.Инструментарий стратегического управленческого учета
  2.1.Система сбалансированных показателей (The Balanced Scorecard, BSC)
  2.1.1.Аспект: обучение и перспективы роста
  2.1.2.Аспект: внутренние бизнес-процессы
  2.1.3.Аспект: ориентация на потребителя
  2.1.4.Финансовый аспект
  2.1.5.Значение системы сбалансированных показателей
  2.1.6.Система сбалансированных показателей при оценке инвестиционных проектов
  2.1.7.Проблемы внедрения системы сбалансированных показателей
  2.1.8.Программное обеспечение и перспективы развития системы сбалансированных показателей
  2.2.Модель экономической добавленной стоимости (Economic Value Added, EVA)
  2.2.1.Экономическая добавленная стоимость и стоимость компании
  2.2.2.Особенности внедрения и применения модели экономической добавленной стоимости
  2.3.Учет затрат по видам деятельности (Activity-based costing, ABC)
  2.3.1.Характерные особенности учета затрат по видам деятельности
  2.3.2.Учет затрат по видам деятельности в управлении затратами и бюджетировании
  2.3.3.Особенности практического применения учета затрат по видам деятельности.
  2.3.4.Анализ распределения косвенных затрат традиционным методом и методом АВС
  2.4.Особенности интеграции системы сбалансированных показателей с учетом затрат по видам деятельности и моделью экономической добавленной стоимости
Глава 3.Опыт практического внедрения системы сбалансированных показателей в России
  3.1.Описание объекта исследования и анализ сложившейся ситуации
  3.2.Внедрение системы сбалансированных показателей
  3.2.1.ШАГ 1. Определение архитектуры показателей
  3.2.2.ШАГ 2. Создание консенсуса по поводу стратегических целей
  3.2.3.ШАГ 3. Выбор и разработка показателей.
  3.2.4.ШАГ 4. Построение плана внедрения
Литература
Приложение 1. Система сбалансированных показателей для сети супермаркетов
Приложение 2. Глоссарий основных терминов
Предметный указатель

Введение
top

К настоящему времени управленческий учет сформировался в достаточно комплексную область бухгалтерского учета, которая продолжает интенсивно развиваться. В отношении особенностей дальнейшего развития данного направления высказываются совершенно различные точки зрения. Так, одни исследователи полагают, что новшества разрушают основы управленческого учета, как уже вполне сложившегося направления, в то время как другие считают, что изменения в управленческом учете открывают обширные возможности для его дальнейшего развития и применения.

В 80Не годы ХХ века управленческий учет в развитых странах (например, США, странах Западной Европы), подвергся очень серьезной критике, в связи с чем взгляды на данное направление претерпели существенные изменения. Критики традиционного управленческого учета, сложившегося к 80Нм годам, отмечали, что он потерял самостоятельность и постепенно превращается в некое вспомогательное средство для финансового учета, также традиционный управленческий учет слишком концентрируется на внутренних аспектах деятельности компании, забывая при этом о внешней среде, традиционные системы учета затрат часто поставляют некорректную информацию, которая не пригодна для принятия эффективных управленческих решений в современных условиях. Все это вместе свидетельствовало о том, что традиционный управленческий учет не удовлетворял производственным и конкурентным требованиям предприятий, которые успели сложиться к тому моменту в бизнес-среде.

Дальнейшие исследования в области управленческого учета привели теоретиков и практиков данной дисциплины к выводу, что управленческий учет еще не исчерпал себя как направление, которое необходимо для поддержания процесса управления на предприятии и для принятия эффективных управленческих решений. Таким образом, согласно практике развитых стран, управленческий учет значительно расширил свои границы. Так, в соответствии с передовыми современными представлениями управленческий учет – это неотъемлемая часть управления предприятием, требующая идентификации, формирования, представления, интерпретации и использования информации, относящейся:

  • к формулированию бизнес-стратегии;
  • планированию и контролю видов деятельности;
  • анализу и принятию управленческих решений;
  • эффективному использованию ресурсов;
  • повышению производительности и увеличению стоимости компании;
  • сохранению материальных и нематериальных активов;
  • корпоративному руководству и внутреннему контролю.
  • Изменения, происходящие в теории и практике управленческого учета в развитых странах (США, страны Западной Европы) прежде всего связаны с тем, что возникли новые потребности для удовлетворения основной цели современных предприятий – повышения эффективности деятельности как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. По мнению многих исследователей, в настоящее время и особенно в будущем – наилучшим путем выживания предприятий в долгосрочном периоде будет забота о нуждах и желаниях всех наиболее заинтересованных в деятельности предприятия сторон. Так, опыт многих межнациональных корпораций показывает на сколько серьезное влияние могут оказывать на предприятие потребители, сотрудники, поставщики, законодательная власть, общественные движения и организации. Следовательно, в настоящее время недостаточно ориентироваться только на акционеров предприятия, игнорируя при этом другие группы заинтересованных лиц, которые в значительной мере могут повлиять на деятельность предприятия.

    Таким образом, пристальное внимание в настоящее время уделяется стратегическому управленческому учету, как перспективному виду управленческого учета. Несмотря на то, что стратегический управленческий учет возник относительно недавно, он уже сформировался в достаточно обширное направление, которое требует определенной научной систематизации.

    В настоящее время в России стратегический управленческий учет находится в стадии зарождения, российские публикации и исследования в области стратегического управленческого учета практически отсутствуют.

    В данном издании сделана попытка обобщить имеющиеся представления и раскрыть сущность стратегического управленческого учета, его основные задачи и функции, отличительные особенности. Как инструментарий стратегического управленческого учета рассмотрены наиболее современные и эффективные технологии – учет затрат по видам деятельности и на его основе бюджетирование и управление по видам деятельности, модель экономической добавленной стоимости, а также система сбалансированных показателей как наиболее перспективный комплексный подход к управлению организациями.

    Рассмотрены возможности интеграции этих трех популярных методов управленческого учета, которая позволит предприятиям успешно реализовать бизнес-стратегии и получить новые преимущества в стратегической конкурентной борьбе. Также подробно описывается опыт практического внедрения системы сбалансированных показателей на примере сети супермаркетов.


    Об авторах
    top
    photoНиколаева Ольга Евгеньевна
    Окончила экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова по специальности «экономическая кибернетика»; кандидат экономических наук; доцент кафедры учета, анализа и аудита МГУ; профессор расширенного факультета Калифорнийского государственного университета ИСТ БЭЙ; член-корреспондент РАДСИ (Российской академии диалектико-системных исследований и разработок); профессиональный бухгалтер России; действительный член Международной ассоциации бухгалтеров (FIAB — Fellow of International Association of Book-keepers); вице-президент Института финансовых бухгалтеров Великобритании (IFA UK); член экспертной группы первого издания на русском языке Международных стандартов финансовой отчетности, победитель третьего и пятого всероссийских конкурсов «Лучший бухгалтер России» (2000, 2002).

    О. Е. Николаева является одним из ведущих специалистов в области международного бухгалтерского учета; ею разработаны авторские учебные курсы «Финансовый учет» и «Управленческий учет», которые успешно читаются для студентов, магистров, преподавателей многих учебных заведений, бизнес-школ, слушателей Центров по подготовке профессиональных бухгалтеров и аудиторов, для специалистов-практиков крупных российских компаний.

    Алексеева Ольга Вячеславовна
    Специалист-практик в области управленческого учета; кандидат экономических наук; кандидат биологических наук; диплом CIMA —Advanced Diploma in Management Accounting; действительный член Международной ассоциации бухгалтеров (FIAB — Fellow of International Association of Bookkeepers).