URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения
Id: 78235
 
356 руб. 299 руб.

Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. Изд.2

URSS. 2009. 328 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-00602-6.
Внимание: АКЦИЯ! Только до 06.12.2016!

 Аннотация

В предлагаемой читателю коллективной монографии известных отечественных психолингвистов, ставшей раритетом почти сразу после своего выхода в свет в 1979 г., исследованы проблемы овладения языком (в том числе овладения речью ребенком), проблемы речевого общения, сформулированы принципы построения коммуникации.

Книга состоит из трех больших разделов. В первом получают дальнейшую разработку идеи о детерминации речи неречевой деятельностью, в которой развертывается речь. Второй раздел посвящен проблемам овладения речевым общением в онтогенезе. В третьем разделе анализируются основные понятия библиопсихологической теории, подходы и методы, позволяющие выявить читательские реакции на некоторый текст с определенной степенью полноты и точности.

Рекомендуется психолингвистам, психологам, специалистам по различным областям языкознания, социологам, неврологам, всем, кого интересуют проблемы речевого общения.


 Оглавление

От авторов

Раздел первый. К ПОСТРОЕНИЮ ТЕОРИИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ (Е. Ф. Тарасов)  

 Предварительные замечания
Глава 1. Статус теории речевой коммуникации в структуре теории речевой деятельности
 § 1.Проблема социальной детерминации порождения речи в теории речевой деятельности
 § 2.Гносеологические предпосылки появления теории речевой коммуникации
 § 3.Теория речевой коммуникации: ее статус и структур
Глава 2. Теоретические проблемы теории речевой коммуникации .
 § 1.Общение и речевая деятельность
 § 2.Некоторые проблемы знакового управления деятельностью адресата сообщения
 § 3.Ролевая интерпретация понятий "значение" и "смысл"
 § 4.Понятие превращенной формы при исследовании речевого общения
 § 5.Понятийный аппарат теории речевой коммуникации
 § 6.Социальные детерминанты становления и функционирования языковой способности

Раздел второй. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОВЛАДЕНИЯ ОБЩЕНИЕМ В ОНТОГЕНЕЗЕ (А. М. Шахнарович)  

 Предварительные замечания
Глава 1. Некоторые психолингвистические проблемы овладения деядельностью и знаком в онтогенезе
 § 1.Проблемы деятельности и речевой деятельности
 § 2.Знак в деятельности
 § 3.Особенности овладения знаками языка
Глава 2. Психолингвистические проблемы овладения словом как наименованием
 § 1.Образные связи на низших ступенях овладения словом
 § 2.Образные связи на промежуточных этапах перехода к конвенциональному обозначению
 § 3.Роль образных связей во взаимоотношении речевого и перцептивного опытов
 § 4.Представление (образ) и имя
 § 5.Экспериментальное исследование роли звукоизобразительных слов в классификации фигур
Глава 3. Некоторые психолингвистические закономерности овладения морфологией
 Вступительные замечания
 § 1.Образные связи при овладении формами слов
 § 2.Опыт экспериментального изучения овладения детьми формами слов (формирующий эксперимент)
Глава 4. Психолингвистические проблемы овладения синтаксисом
 § 1.Психолингвистические проблемы предикативности
 § 2.Проблема однословных предложений в речи детей раннего возраста

Раздел третий. СМЫСЛОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА И БИБЛИОПСИХОЛОГИЯ (Ю. А. Сорокин)  

 Предварительные замечания
 § 1.Некоторые проблемы процесса популяризации знаний в связи с библиопсихологической теорией Н. А. Рубакина
 § 2.Основные понятия библиопсихологической теории Н. А. Рубакина
 § 3.Психолингвистическое исследование смыслового восприятия научно-популярного текста
Примечания

 От авторов

Эволюция теории речевой деятельности привела к постановке некоторых новых проблем, способствующих более адекватному изучению речи. В зарубежной и отечественной психолингвистике всегда существовал устойчивый интерес к становлению языковой способности носителя того или иного языка, так как не вызывает сомнения факт, что социальная история индивидуума, цели и мотивы его деятельности предопределяют характеристики его речи (как процесса и как результата). Этим и объясняется известная ориентация психолингвистических исследований в СССР на проблемы речевого общения. Об этом свидетельствует и книга А.А.Леонтьева "Психология общения", и ряд работ других авторов. В трех разделах монографии отражены те направления, по которым ведется исследование проблем речевого общения в группе психолингвистики и теории коммуникации Института языкознания АН СССР.

В первом разделе обсуждается проблематика, становящаяся актуальной в последнее время в связи с попытками создать объяснительную модель речевого общения. Здесь получают дальнейшую разработку идеи о детерминации речи взаимодействием коммуникантов. Как известно, идея о детерминации речи неречевой деятельностью, в которой развертывается речь, первоначально была обоснована в теории речевой деятельности.

Второй раздел содержит исследования психолингвистических проблем овладения речевым общением в онтогенезе. На большом материале показан процесс и закономерности овладения языковым знаком ребенком.

В третьем разделе монографии дается краткий очерк истории изучения книги (как текста) в отечественной науке -- книги как совокупности читательских оценок. Анализируются те подходы и методы, которые дают возможность выявить читательские реакции на некоторый текст с определенной степенью полноты и точности. Здесь же анализируются основные понятия библиопсихологической теории (верифицируемость теории данными смежных с библиопсихологией научных дисциплин) и излагаются взгляды Н.А.Рубакина на феномен популяризации научных знаний. В этой же части монографии рассматриваются вопросы взаимодействия реципиента и текста с библиопсихологической и лингвистической точек зрения и делается попытка выявить параметры различных видов текстов (научного, научно-популярного и научно -- фантастического) с точки зрения потребителя этих текстов.


 Об авторах

Юрий Александрович СОРОКИН (род. в 1936 г.)

Доктор филологических наук, профессор. Занимается вопросами библиопсихологии, психолингвистики, этнической конфликтологии, психоэтники, массовой коммуникации, переводоведения, национально-культурной специфики вербального и невербального поведения. Автор книг: "Психолингвистические аспекты изучения текста" (М., 1985); "Переводоведение: статус переводчика и психогерменевтические процедуры" (М., 2003); "Соматикон: аспекты невербальной семантики" (М., 2004; в соавт. с А. А. Романовым).

Евгений Федорович ТАРАСОВ (род. в 1935 г.)

Доктор филологических наук, профессор. Работает над проблемами психолингвистики, теории деятельности, рекламы, массовой коммуникации, национально-культурной специфики речевого поведения. Автор книги "Тенденции развития психолингвистики" (М., 1987).

Александр Маркович ШАХНАРОВИЧ (1944--2001)

Доктор филологических наук, профессор. В сферу его интересов входили психолингвистика, речевой онтогенез, детская речь. Автор работ: "Психолингвистический анализ семантики и грамматики" (М., 1990; в соавт. с Н. М. Юрьевой); "Детская речь в зеркале психолингвистики" (М., 1999).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце