Россия – великая приграничная страна. Протяженность государственных границ страны составляет 60,4 тыс. км, из которых 36% проходит по суше, включая границы по рекам и другим внутренним водоемам. По морям и морским проливам проходит 64% границ страны. Россия непосредственно граничит с 16 странами мира. Это крупнейшее по населению государство мира Китай, с его быстро растущей экономикой. Это США – с их крупнейшей на сегодня экономикой мира; это члены ЕС – Латвия, Литва, Польша, Финляндия и Эстония. ЕС, как известно, – наиболее зрелая и динамичная интеграционная группировка в мире. Россия граничит с 5 странами, бывшими союзными республиками – Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Казахстаном и Украиной, характеризующимися высокими темпами экономического роста, но на основе разных факторов и моделей развития. Весьма важно морское и сухопутное соседство России с Норвегией, одной из наиболее преуспевающих стран мира; морское соседство с Японией – страной с одной из крупнейших и наиболее инновационных экономик мира. Монголия – один из крупнейших по площади территории, но наименее заселенных соседей России. Весьма специфический сосед России – КНДР, заповедник сверхцентрализованной экономики и архаичной политической системы. С Турцией, Ираном и Туркменией Россия формально не имеет общей границы, но они являются ближайшими ее соседями по, соответственно, черноморской и каспийской морским акваториям. Пояс соседей России составляют страны, весьма различные по уровню экономического развития, политическим системам, размерам, населению, структурам экономики, по мировому политическому и экономическому весу, экономической динамике и т.д. К границам выходят 46 субъектов Российской Федерации (на начало 2008 г.). Они занимают более 3/4 территории, на которых проживает более 2/5 населения страны. Эти приграничные регионы составляют российское порубежье – цепочку территориально-административных единиц уровня республики, края, области, автономных округов и области, административные границы которых совпадают с государственными. Это очень разные регионы по численности и плотности населения, по размерам территории, уровню экономического развития и освоенности, национальному составу и культурным традициям. Но их объединяет то, что в силу специфики своего положения они играют особую роль в сотрудничестве России с сопредельными странами. Российское порубежье не обделено вниманием исследователей. Число работ, посвященных приграничным регионам, постоянно увеличивается, что отражает общественное восприятие этих территорий как важных звеньев безопасности государства, его устойчивости и целостности, как территорий сотрудничества с сопредельными странами. Двоякая функция порубежья – защитная и контактная – делает его развитие достаточно противоречивым. Стимулы и благоприятные предпосылки сочетаются с весьма существенными ограничениями. Б\'ольшая часть опубликованных работ по приграничью основана на анализе развития и внешнеэкономических связей небольшой части приграничного периметра – одного или нескольких субъектов РФ. Кроме того, большинство исследований рассматривает политические (внешнеполитические, внутриполитические, геополитические, полит-географические) аспекты приграничной проблематики. Примеров работ комплексного характера немного. Одна из них – монография "Прозрачные границы. Безопасность и трансграничное сотрудничество в зоне новых пограничных территорий России", выпущенная Научно-образовательным форумом по международным отношениям и Центром региональных и трансграничных исследований Волгоградского университета в 2002 г. Одной из последних содержательных работ такого рода стала монография "Международная интеграция российских регионов". Целью настоящей монографии является исследование влияния приграничного положения на социально-экономическое развитие приграничных регионов, оценка влияния соседства со странами, расположенными вдоль "старых" и "новых" границ, на развитие сопредельных российских регионов, изучение особенностей приграничного сотрудничества на разных сегментах российского порубежья. Особое внимание уделяется влиянию соседних государств и интеграционных группировок на процессы модернизации и освоения российского порубежья. На примере порубежных регионов рассматриваются вопросы адаптации российского экономического пространства к условиям глобализации и роли государственной политики в этой адаптации. В этом же контексте делается попытка оценить, в какой мере реализация проектов регионального сотрудничества с соседними государствами и создание ими "большого" (общего) экономического пространства может способствовать решению проблем российского пространства и обратное воздействие свойств пространства страны на перспективы региональной интеграции. Кроме того, на примере порубежных территорий рассматриваются проблемы российского пространства. Большой физический размер пространства России сегодня, как и ранее, дает важные стратегические преимущества в военно-политическом плане, с точки зрения контроля мирового воздушного и космического пространства, выхода к разным океаническим акваториям, широкого соседства с зарубежными государствами. На разнообразное соседство опирается концепция многовекторной внешней политики страны. Большое пространство страны обусловливает и богатство различными природными ресурсами. Современное глобальное позиционирование страны показывает, что "количество" пространства обеспечивает значительные конкурентные преимущества, как в мировой экономике, так и в политике. Но для устойчивого экономического развития в настоящее время все более важную роль играет инновационность экономики (способность воспринимать, разрабатывать, производить или воспроизводить новые товары и услуги, способность к выработке стратегических решений на разных уровнях управления и путей их достижения), емкость национального рыночного пространства и преференциальный доступ к рыночным пространствам зарубежных государств, прежде всего соседних. Пространственные проблемы России отражаются в громадных внутренних контрастах, неэффективной региональной структуре экономики, унаследованной от прошлого, депопуляции и экономической маргинализации большей части окраин России, произошедшем в 1990-е гг. сужении зоны политического и экономического влияния в мире. В условиях глобализации пространство страны подвергается неизбежному экономическому, культурному, идеологическому и информационно-пропагандистскому воздействию извне. Это создает определенные угрозы для его целостности и экономического единства. Наиболее серьезные угрозы для целостности страны возникают в ее порубежье, на межнациональных и культурно-цивилизационных стыках. В своей работе автор ограничился исследованием регионов, имеющих сухопутную границу с соседними странами. Их 37, и они отображены на рисунке (с.9). Именно трансграничные связи бизнеса и населения через сухопутную границу позволяют более точно выделить влияние фактора соседства на развитие субъектов РФ, сравнить разные приграничные сегменты по динамике структурных изменений и особенностям приграничного сотрудничества. Леонид Борисович ВАРДОМСКИЙ Родился в 1946 г. Выпускник географического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Кандидат географических наук (1973). Доктор экономических наук (1998). С 1987 по 2005 гг. работал в Институте международных экономических и политических исследований РАН, с 2005 г. – в Институте экономики РАН. Руководитель Центра сравнительных исследований трансформационных процессов. Область интересов: региональные процессы и региональная политика в странах переходной экономики, интеграционные процессы в мире и на постсоветском пространстве, приграничное сотрудничество и экономическое развитие приграничных территорий России и ее соседей. Опубликовано около 200 научных работ. |