URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Фролов И.Т. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода
Id: 779
 

Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода

URSS. 1999. 176 с. Мягкая обложка. ISBN 5-8360-0033-6.
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

Монография является одним из первых в нашей стране изданий, посвященных концептуальным и методологическим проблемам изучения человеческого потенциала. Разработка этой темы является одним из приоритетных направлений исследований Института человека РАН. Понятие "человеческий потенциал" все чаще используется в современной литературе как более полное и объемлющее, чем такие понятия, как "человеческие ресурсы", "человеческий капитал", "уровень жизни" и "качество жизни". Оно позволяет давать комплексную характеристику социально-экономических, политических, социокультурных, экологических и т.д. условий существования человека, а также реализации его возможностей. Вместе с тем существующие подходы к определению конкретного содержания понятия "человеческий потенциал" и к его операционализации порождают немало проблем, обсуждению которых и посвящено настоящее издание.


 Введение

Статья 2 "Конституции Российской Федерации" гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства". Будем исходить из того, что эта зафиксированная в высшем законе страны норма отношения к человеку была и пока что остается скорее декларацией о намерениях, чем констатацией реального положения дел. Важно, однако, чтобы она воспринималась и действовала не в качестве всего лишь декларации, а как основание для определения политического курса государства.

В настоящее время едва ли какой-нибудь серьезный эксперт или аналитик возьмется определить общее направление, результирующий вектор тех изменений, которые происходят в России. Множество самых разнообразных политических партий и движений предлагает свои сценарии будущего России, свои ориентиры. Представляется, однако, что полемика по вопросу о том, в направлении какого "-изма" (коммунизма, капитализма и пр.) должна развиваться Россия, все больше обнаруживает свою бесперспективность.

Вместе с тем ни одна из политических сил в стране (включая "державные" и националистические) не выступает открыто против тех статей Конституции, в которых говорится о статусе человека в обществе и государстве, о его правах и свободах. Вопрос лишь в том, чтобы эти положения реально и последовательно претворялись в жизнь, наполнялись конкретным содержанием. И, в идеале, именно на это должна быть направлена деятельность властных структур, именно этим, по большому счету, должны определяться и основы стратегии в сфере национальной безопасности. Но это, в свою очередь, предполагает разработку системы приоритетов, которые позволяли бы оценивать, так сказать, человеческую, гуманитарную составляющую решений и действий властных структур.

Задаваемое Конституцией понимание места и роли человека в обществе и государстве, безусловно, во многом кардинально расходится с господствовавшими в прошлом воззрениями по данному вопросу. Оно предполагает поэтому и переопределение проблематики национальной безопасности, прежде всего -- в плане основных целей и задач политики и деятельности в этой области. Для такого переопределения, однако, необходимо проделать специальную аналитическую работу, направленную на методологически корректное сопоставление, сопряжение двух понятий -- "человека" и "национальной безопасности", которые обыденным сознанием, да и не только им, воспринимаются как относящиеся к двум совершенно разным смысловым рядам.

Замысел данного исследования, организованного Институтом человека Российской академии наук, состоит в том, чтобы провести такое сопоставление, отталкиваясь от человековедческой проблематики. Однако уже на первом шагу здесь возникает сложная теоретическая и методологическая проблема, которая заключается в неопределенности, а, может быть, даже и принципиальной неопределимости понятия "человек". Количество самых разнообразных трактовок этого понятия практически необозримо, а цели и задачи нашего исследования не позволяют взять за основу какую-либо одну из них, отбросив все остальные и не понеся при этом существенных потерь как в плане ценностных оснований, так и в концептуальном содержании.

Представляется целесообразным поэтому относиться к данному понятию скорее как к идеальному, как к "регулятивной идее" (в смысле Канта), а не как к рабочему инструменту. В качестве же такового инструмента мы будем использовать понятие "человеческий потенциал" (ЧП). Его содержание раскрывается в первой главе. Уже здесь, однако, необходимо высказать ряд предварительных замечаний, касающихся смысла этого понятия.

В отечественной и мировой литературе предложено немало понятий и концепций, имеющих целью сформировать такое интегральное представление о человеке, которое, с одной стороны, могло бы быть проработано аналитически, а значит, употребляться достаточно строго, и, с другой стороны, было бы операционализируемым.

В этой связи можно, в частности, назвать концепции "человеческих ресурсов" и "человеческого капитала" (рассматриваемые в первой главе), или концепции "уровня жизни" и "качества жизни". Нисколько не ставя под вопрос их содержательность и продуктивность, отметим лишь, что первые две из них рассматривают человека прежде всего как то, что потребляется, используется в процессах производственной или социальной практики. Две другие, напротив, ориентируют на восприятие человека как существа по преимуществу потребляющего.

Для целей же настоящего исследования необходимо опираться на понятие, которое включало бы в себя оба этих аспекта, но, вместе с тем, было бы более объемным, позволяющим отразить и представления о самоценности человека.

Именно этими соображениями и диктуется обращение к понятию "человеческого потенциала", которое, как мы считаем, является интегральным по отношению как к названным, так и другим концепциям.

При этом, конечно, следует иметь в виду определенные методологические сложности работы с данным понятием. Бесконечное многообразие условий и возможностей актуализации человеческого потенциала (как, впрочем, и многообразие возможных толкований самого этого понятия) делает не просто затруднительной, а преждевременной и где-то даже бессмысленной разработку в настоящем исследовании всего комплекса характеристик и компонентов человеческого потенциала. Дальнейшее продвижение в этом направлении возможно, на наш взгляд, только после обсуждения предложенной трактовки самыми широкими кругами гуманитарной общественности.

На нынешнем этапе представляется более конструктивным рассмотрение отдельных аспектов -- актуальных прежде всего с точки зрения национальной безопасности -- как индивидуального проявления человеческого потенциала, так и его включенности в общественные процессы. Такие аспекты можно сравнить с проекциями некоего пространственного объекта на отдельные плоскости, когда целостное представление о нем определяется в результате мысленного интегрирования этих проекций. Таким образом, предлагаемое исследование рассматривается как исходное для дальнейших фундаментальных исследований и практических разработок.

Многие из изменений, происходящих сегодня в России, подчас очень глубоких, носят стихийный, мало управляемый или вовсе неуправляемый характер. А между тем нередко они обнаруживают двойственные, а то и попросту опасные как для нынешней социальной стабильности, так и для будущего страны тенденции. Более того, подчас и целенаправленные, казалось бы, рационально обоснованные воздействия управляющего характера наряду с ожидаемым эффектом (а то и вместо него) ведут к непредвиденным и нежелательным последствиям.

В своем исследовании мы по возможности не будем касаться политических, экономических, социальных и идеологических аспектов происходящих трансформаций. Речь пойдет главным образом о том, что касается человеческого потенциала страны, являющегося тем материалом, который и подвергается преобразованиям, но вместе с тем, очевидно, и тем, что должно быть сохранено и развито в их ходе. Поэтому человеческий потенциал общества, его состояние может служить критерием для того, чтобы по крайней мере качественно оценивать направления и тенденции протекающих в обществе процессов. Это, впрочем, не отменяет возможности и необходимости разработки объективных количественных способов оценки его состояния.

Значительная работа в этом направлении делается в рамках Программы развития ООН (ПРООН). Начиная с 1990 г. ПРООН публикует ежегодные "Доклады о развитии человека" по всем странам, а с 1995 г. -- "Доклады о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации". В этих документах количественный критерий -- индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он представляется существенно более объемным, чем традиционно использующиеся при оценках общего состояния той или иной страны экономические параметры, как например, годовой среднедушевой доход. ИРЧП рассчитывается на основе трех показателей: а) долголетия, измеряемого как ожидаемая продолжительность жизни при рождении; б) достигнутого уровня образования, измеряемого как комбинация индекса грамотности взрослого населения (со статистическим весом в 2/3) и доли граждан в возрасте до 24 лет, обучающихся в начальных, средних и высших учебных заведениях (с весом в 1/3); в) уровня жизни, измеряемого на базе реального валового внутреннего продукта на душу населения. Величина ИРЧП выражается в относительных единицах измерения, что придает ему свойство инвариантности по всем странам и группам населения. Нетрудно заметить, что предлагаемый ПРООН индекс придает одинаковую значимость экономическому состоянию страны и эффективности ее социальных институтов образования и здравоохранения, которая во многом и обеспечивает сохранение и развитие ЧП. Наличие такой, пусть даже еще далеко не совершенной количественной меры для оценки ЧП дает возможность не только сравнивать государства по этому комплексному параметру, но и ставить (и решать) множество самых разнообразных задач. Например, изучение динамики развития ЧП позволяет оценивать социальную политику государства; путем дезагрегирования ИРЧП можно сопоставлять различные регионы страны или различные группы населения (социальные, возрастные, этнические, гендерные и т.п.). При всем при этом не следует рассматривать ИРЧП как всеобъемлющую меру оценки ЧП. Для получения более полной или подробной картины для каждой данной задачи можно, а иногда и необходимо, дополнять ИРЧП другими показателями человеческого развития.

Во множестве конкретных практических ситуаций, однако, и качественного анализа бывает достаточно для того, чтобы продумать и обосновать необходимые (и часто весьма простые) меры по сохранению человеческого потенциала общества. Единственное, что нужно для этого -- наличие соответствующей политической воли и механизмов для ее реализации, постоянное внимание к вопросам сохранения и развития человеческого потенциала. Важно также, что это откроет широкие возможности и для эффективного применения на благо общества имеющегося арсенала гуманитарных и социально-научных знаний, а также квалификации и способностей специалистов из этих областей науки.


 Содержание

Введение И.И.Ашмарин, И.Т.Фролов, Б.Г.Юдин
Глава 1 Концепция человеческого потенциала: основные положения О. И. Генисаретский, Н. А. Носов, Б. Г. Юдин
Глава 2 Человеческий потенциал России: факторы риска Н. Н. Авдеева, И. И. Ашмарин, Г. Б. Степанова
Глава 3 Человеческий потенциал: основы гуманитарной экспертизы И. И. Ашмарин, Б. Г. Юдин
Глава 4 Человеческий потенциал: размышления о содержании понятия Г. Б. Солнцева, Г. Л. Смолян
Глава 5 Человеческий потенциал и человеческая деятельность В. Ж. Келле
Глава 6 Популяционный психологический потенциал: развитие концепции Г. М. Зараковский, Г. Б. Степанова
Глава 7 Взаимодействие факторов макро- и микросреды в психическом развитии ребенка Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова
Глава 8 Влияние факторов ближайшего окружения на показатели психологического потенциала детского населения Г. Б. Степанова
Глава 9 Человеческие потенциалы и их распределения: проблема измерений В. М. Петров
Глава 10 "Сладостное и всегда новое удовольствие... " И. И. Ашмарин
Заключение И.И.Ашмарин, И.Т.Фролов, Б.Г.Юдин
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце