URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Липина С.А. Республики Северного Кавказа: Приоритеты развития агропромышленного комплекса
Id: 77289
 
274 руб.

Республики Северного Кавказа: Приоритеты развития агропромышленного комплекса

URSS. 2008. 248 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-00842-4.

 Аннотация

Предлагаемая читателю книга --- итог исследования процессов трансформации, произошедших в сельскохозяйственном производстве в республиках Северного Кавказа за время его реформирования. Автором рассмотрены тенденции и факторы изменений в соотношении собственности в АПК, включая изменения в земельных отношениях и становление рынка сельхозпроизводства отдельно в каждой республике. Переход к рыночной экономике в республиках Северного Кавказа диктует необходимость принципиально других подходов к сельхозпроизводству, ориентированных на традиционные формы собственности, исторически сложившиеся в этом регионе.

Особое внимание уделено этноэкономическим и социальным ресурсам республик и проблемам становления новых рыночных отношений в сельскохозяйственном производстве в свете новых стратегических программ и национальных проектов.

Монография опирается на широкую информационную и статистическую основу, научные исследования, их анализ и нормативно-правовые документы.

Книга предназначена для представителей исполнительной власти, бизнес-сообщества, преподавателей учебных заведений, студентов, аспирантов, социологов, экономистов, научных сотрудников и всех, кому небезразлично будущее развитие республик Северного Кавказа.


 Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ (А.Г.ГРАНБЕРГ)
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РЕСПУБЛИК
 1.1. Республика Дагестан
 1.2. Чеченская Республика
 1.3. Республика Ингушетия
 1.4. Республика Северная Осетия -- Алания
 1.5. Кабардино-Балкарская Республика
 1.6. Карачаево-Черкесская Республика
 1.7. Республика Адыгея
ГЛАВА 2. ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
 2.1. Землеобеспеченность и земельные отношения
 2.2. Специфика формирования нормативно-правовой базы регулирования земельных отношений
 2.3. Создание государственного земельного кадастра
ГЛАВА 3. ИНСТИТУТЫ, ИНФРАСТРУКТУРА, ИННОВАЦИИ, ИНВЕСТИЦИИ
 3.1. Этноэкономические особенности
 3.2. Поддержание экономического паритета
 3.3. Формы финансового оздоровления субъектов АПК
 3.4. Растениеводство
  3.4.1. Техническое оснащение, мелиорация
  3.4.2. Зерновое хозяйство
  3.4.3. Территориальная специализация
  3.4.4. Виноградарство и садоводство
  3.4.5. Приоритетные направления развития
  3.4.6. Источники повышения высокодоходности плодоводства
  3.4.7. Горное садоводство
 3.5. Животноводство
  3.5.1. Основные причины падения производственного потенциала
  3.5.2. Государственные и республиканские инструменты поддержки
  3.5.3. Горное животноводство
  3.5.4. Особенности развития животноводства в республиках
  3.5.5. Птицеводство -- высокоинтенсивная отрасль
 3.6. Пищевая промышленность
  3.6.1. Основные причины неудовлетворительной работы
  3.6.2. Критерии и индикаторы развития
  3.6.3. Оценка развития плодоконсервной промышленности
  3.6.4. Состояние и тенденции развития мясо-молочной промышленности
  3.6.5. Производство минеральных вод
  3.6.6. Инновационное развитие
 3.7. Возрождение села
  3.7.1. Развитие рыночных отношений
  3.7.2. Молодежная политика
  3.7.3. Роль государственной поддержки учреждений культуры, здравоохранения
  3.7.4. Развитие жилищной сферы
  3.7.5. Инвестиции и кредитование
  3.7.6. Обеспечение экологического равновесия
ЛИТЕРАТУРА
ОБ АВТОРЕ

 Предисловие

Светлана Артуровна Липина родилась и выросла на Северном Кавказе (г. Грозный), ее многие научные работы посвящены социально-экономическим проблемам этого района. Данная монография представляет анализ послереформенных перемен, происходящих в ключевом секторе экономики республик Северного Кавказа -- в аграрно-промышленном комплексе. С.А.Липина подчеркивает, что, несмотря на ряд последних инициатив как со стороны Федерального центра, так и со стороны республиканских правительств, многие проблемы стабильного развития сельского хозяйства республик Северного Кавказа, еще не решены. В связи с этим существует объективная необходимость в теоретическом анализе и модификации имеющегося механизма развития республиканских АПК на основе государственной поддержки и инвестиционных программ.

Информационная основа книги -- личные исследования автора и данные официальной статистики Госкомстата, данные республиканских ведомств и комитетов, доклады и публикации российских и республиканских ученых и экспертов, нормативно-правовые документы, которые были изучены и проанализированы с позиции региональной проблематики, исторического сопоставления развития сельскохозяйственного комплекса республик до и после преобразования государственной и коллективной собственности. В связи с этим особое значение приобретает анализ изменения структуры собственности в землепользовании. Особое внимание в монографии уделено земельным отношениям, которые сложились в соответствии с традициями и историческими особенностями хозяйствования в республиках Северного Кавказа.

Опираясь на выявленные особенности структуры формирования этноэкономики республик, их природнохозяйственного потенциала, С.А.Липина дает оценку возможностей и хозяйствования каждой республики. Показывая неравное экономическое развитие горных и равнинных районов Северного Кавказа, автор убеждает, что именно это предопределило не только неравномерное развитие хозяйства современных республик, но и неодинаковое экономическое развитие отдельных районов, локализованных в горах и на равнинах. Указанные факты свидетельствуют о необходимости приведения в действие программы восстановления социальной инфраструктуры на селе.

В настоящее время еще рано говорить о наличии комплексных научно-практических разработок по развитию сельскохозяйственного комплекса республик Северного Кавказа, что объясняется, прежде всего, спецификой этнического многообразия этого региона. Поэтому ценность данного издания в том, что здесь Светлана Артуровна не только характеризует ситуацию в сельскохозяйственном производстве, пытается прогнозировать развитие каждой республики, но и определяет направления экономической политики -- сотрудничества бизнес-сообщества и власти.

Предлагая свое видение развития АПК в республиках на современном этапе, С.А.Липина подчеркивает, что неэффективность экономической политики, проводимой в Северо-Кавказском регионе, обусловлена недооценкой роли этноэкономики как субъекта республиканского хозяйства. Поэтому особый интерес в книге представляет аргументированная оценка природноресурсного и людского потенциала разных республик с точки зрения конкурентных преимуществ в рыночном пространстве Северного Кавказа.

Автор уверена, что у каждой республики есть не только потенциал для возрождения своего направления этноэкономики, но и большой запас людских, геоэкономических и организационных ресурсов для того, чтобы АПК стал эффективной частью стабильно развивающейся экономики Северного Кавказа.

Председатель Государственного
научно-исследовательского учреждения
"Совет по изучению производительных сил",
Президент Международной академии
регионального развития и сотрудничества,
академик РАН
А.Г.Гранберг

 Введение

"Наконец-то, сейчас термин "продовольственная безопасность" начинает звучать не только из уст ученых-аграриев, но и представителей финансово-экономического блока. Из-за того, что он все эти годы держал сельское хозяйство в черном теле и недофинансировал нашу отрасль, теперь мы вынуждены пожинать плоды, в том числе и мировых тенденций, когда вопрос обеспечения продовольствием становится все более напряженным".

"Натуральный продукт никто нигде не рекламирует. Не выработан государственный подход. Нужно, чтобы хотя бы через стандарты люди понимали, что такое биологически ценное питание и стремились следовать его принципам, -- заметил А.Гордеев. -- Анализируя ситуацию на рынке, я сделал для себя вывод, что продукция бывает для жизни и для удовольствия. Западная продукция, в том числе и молочная, -- для удовольствия, не дающая здоровья нашим гражданам, включая молодежь", -- подчеркнул министр.По данным федеральной таможенной службы, в минувшем году импорт товаров из дальнего зарубежья в Россию возрос на 45,2 %. Особенно сильно увеличился приток иностранных продуктов: мяса и субпродуктов на 190, сахара -- на 290, алкогольных и безалкогольных напитков -- на 180, фруктов и орехов -- на 160 %. И хотя по качеству отечественные продукты значительно превосходят импортные, притом речь идет даже не о вкусовых свойствах, а об экологической безопасности ингредиентов, наши рынки буквально завалены импортными продуктами, овощами и фруктами, качество которых ниже всякой критики.

Приготовленные по высоким технологиям, рафинированные, ароматизированные, с добавлением консервантов и синтетических красителей, имея красивый вид и долгий срок хранения, они становятся просто опасными для здоровья граждан. Кроме того, к нам приходят продукты 3 класса, (для третьих) стран, т. е. для голодающих, т. к. в развитых странах их продавать просто запрещено. На этикетках продукции, продаваемой в цивилизованных странах, вы можете найти обширную информацию о составе ингредиентов, вплоть до количества калорий, для продукции же, продаваемой в нашей стране, это писать не обязательно.

Некоторая плодоовощная продукция, имея красивый вид, далеко не безопасна для организма человека, и в большинстве своем она поражена грибковыми и вирусными болезнями, из-за малоземелья фермеры стран-поставщиков не санируют пашню. Огромный по размерам картофель из соседствующих с нашей страной государств, такие же яблоки свидетельствуют о наличии в них нитратов, нитритов и других удобрений, В экономике "потребителей" важен внешний вид продукта и возможные сроки хранения. Порой европейские фермеры обрабатывают картофель цезием, чтобы он не прорастал весной. Приготовленные по безотходной технологии мясные продукты во многих развитых странах содержат перетертые в порошок кости, рога и копыта, а вскормленная на искусственных белках живность: коровы, бараны, куры и гуси -- в мясе содержат ингредиенты, которые вызывают онкологические заболевания.

Все заморские продукты питания стоят еще и огромные деньги, вот получается, что люди платят невообразимые деньги, фактически принося вред своему здоровью.

В 2006 г. Россельхознадзор вводил запрет на ввоз импортного риса в связи с нарушением санитарных норм. В рисовой крупе, ввозимой из Китая, было обнаружено остаточное количество ртутьорганических соединений, в рисе из Таиланда, Испании и Уругвая найдены пестициды, из Вьетнама -- содержание остаточного количества хлорпирифоса, а рис родом из США оказался генно-модифицированным. А ведь ежегодно в нашу страну завозится около 450 тыс. т этой зерновой культуры (объем российского рынка риса составляет 650--700 тыс. т). Кстати, к экологической безопасности российского -- дагестанского, краснодарского и астраханского -- риса у проверяющих организаций никогда не было претензий.

Сам собой напрашивается вопрос: неужели в таком благодатном крае, как Северный Кавказ, республики не могут сами обеспечить себя своими экологически чистыми продуктами? Конечно же, могут. Ведь совсем недавно на наших столах были дивные яблоки из Алагирской долины Северной Осетии, фрукты Кабардино-Балкарии, впитавшие в себя солнечную энергию высокогорья,крупные, сочные, всех сортов сливы из Чечни и Карачаево-Черкесии, налитый солнечным светом и согретый теплом людских сердец столовый виноград из Дагестана, удивительно ароматный чай для гурманов из Адыгеи. А набор овощей всех сортов и различных сроков созревания радовал изобилием и качеством не только жителей Северного Кавказа. Эти продукты были не только вкусны и красивы, но и экологически чисты и полезны. Чтобы все это возродить, требуется время и деньги. Для стабилизации и возрождения аграрно-промышленного комплекса республик нужны значительные финансовые вливания.

А пока ситуацию в республиках можно рассматривать в контексте инвестиционных проблем. В условиях политической нестабильности, социальной и межэтнической напряженности, неразвитости инфраструктуры, дефицита квалифицированных кадров и прочего республикам приходилось рассчитывать на нестабильные бюджетные средства, а не на приток частного капитала. Поэтому в ближайшей перспективе определяющую роль в инвестициях в республики будут играть средства бюджета и государственных корпораций. Однако, пока дефицит собственных инвестиционных ресурсов (по республикам Северного Кавказа из собственных средств финансируется от 11,6 % -- Республика Северная Осетия -- Алания -- до 25 % -- Республика Дагестан) заставляет работать на экономику привлеченные средства, которые пока вкладываются, естественно, не в сельскохозяйственное производство, кардинальным образом изменить ситуацию в АПК республик не представляется возможным.

В ближайшее время для привлечения инвесторов должна быть создана достаточно гибкая нормативная база, с решением проблемы разработки схем территориального планирования в регионах, что очень важно для решения земельного вопроса, особенно в условиях малоземелья республик Северного Кавказа. Ни для кого не секрет, что идет интенсивный земельный передел, когда в результате рейдерства самые плодородные земли используются не по назначению. Для снятия социальной напряженности и формирования эффективного аграрного сектора необходимы оформление права на пользование землей, урегулирование арендных земельных отношений и выработка системы земельного налогообложения для каждой республики или даже района. С целью упорядочения прав на землю и по постановке на кадастровый учет, а также юридической регистрации прав и сделок, которая до сих пор нормативно урегулирована не в полной мере, необходимо закрепить в соответствующих нормативно-правовых актах все положения, регулирующие земельные отношения на территориях республик.

Не приходится обходить стороной и рост потребительских цен на продукты первой необходимости, т. к. это проблема не только сегодняшнего дня. Анализ продуктовой корзины повышения цен дает очень неутешительные результаты. В основном это социально значимые товары: молочные, мясные, макаронные и хлебобулочные изделия. Цены осенью 2007 г. на муку выросли на 48 %, на пшено -- на 66 %, на масло почти вдвое. А влиять республиканским правительствам на цены сложно -- 70 % продукции привозится в республики.

"Поэтому необходимо больше производить самим", -- отметил президент Адыгеи А.Тхакушинов.

В современных условиях, когда, с одной стороны, ухудшилась структура питания основной части населения, а с другой, имеется кризис сбыта дорогого продовольствия, речь должна идти о возможностях снижения уровня потребительских цен на продукты питания.

"Мы стали больше есть картошки и хлеба, чем ели в СССР. Но существенно сократили среднедушевое потребление мяса и молока -- на 40 процентов. Наметился заметный перекос в сторону растениеводства", -- отметил министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев, подводя итоги прошлого года.

Не случайно показатель "Минимальная потребительская корзина", так часто употребляемый для характеристики питания нашего населения, не включается в перечень базовых, поскольку его продовольственная составляющая не должна отличаться от рациональныхнорм потребления основных продуктов питания -- мяса, молока, хлеба, сахара и т. д. В противном случае использование на государственном уровне медицинских норм порога выживаемости имеет ярко выраженный антисоциальный характер. Однако Госкомстат Российской Федерации до сих пор пользуется устаревшей методикой расчета еженедельного индекса потребительской корзины на основе 19 продуктов питания. Помимо того что эта методика не выдерживает критики по причине занижения физиологических норм потребления, она еще и опасна, т. к. является частью обоснования уровня минимальной заработной платы.

А теперь для выяснения истинных приоритетов развития сельскохозяйственного производства и развития пищевой промышленности в республиках Северного Кавказа назовем цифру безработного населения -- в среднем около 35 %! Эти люди не получают и минимальную заработную плату.

Сегодня необходимо понять, что личные подворья и крестьянско-фермерские хозяйства пока будут доминировать на территории республик Северного Кавказа на локальных рынках, на уровне муниципальных и районных образований, когда требуется не только поставка свежей, качественной, натуральной продукции, но и деньги на покупку товара, не производимого в личном хозяйстве.

Здесь важен немаловажный момент -- традиция установления 25--30%-й торговой надбавки, что является одной из причин высоких розничных цен, ограничивающих спрос на продукты питания. Высокая торговая надбавка обусловила недоступность цен на многие продукты питания для массового потребителя и повлияла на изменение структуры питания. Неплатежеспособность населения вызвала, в свою очередь, уменьшение прибыли и убыточность некоторых предприятий пищевой промышленности, а это спровоцировало спад в сельском хозяйстве. Для преодоления подобной ситуации необходимо законодательным путем снизить предельный уровень торговой надбавки, учитываемый при налогообложении, до 5--10 % в зависимости от объемов товарооборота.

В связи с этим необходимы серьезные изменения в подходах к решению всех назревших социально-политических проблем, активной мобилизации имеющихся в республиках природно-климатических, трудовых и национальных ресурсов с тем, чтобы обеспечить стабилизацию и подъем аграрного сектора.

Ведь на сегодняшний день республиканские АПК конкурируют не только с дорогой импортной продукцией, но и с соседними региональными производителями продуктов. И при сегодняшнем положении дел приходится серьезно опасаться особенно за пищевую промышленность республик, которая может пострадать еще более при вступлении России во Всемирную торговую организацию, т. к. давление не только импорта, но и отечественного производителя с более рентабельной и конкурентной продукцией будет только усиливаться. Поэтому становление агропромышленного комплекса каждой республики Северного Кавказа зависит от ее ресурсного, инвестиционного, социального и этнокультурного потенциала.

При анализе вопроса самообеспеченности республик вышеназванными видами сельскохозяйственной продукции учтено следующее:

-- в данных республиках в ассортименте производимых овощей учтены основные овощные культуры, производимые в регионе (что в любом случае обуславливает ввоз многих видов холодостойких культур и, следовательно, ограниченный рост собственного производства);

-- увеличение производства мяса осуществляется за счет говядины как сопряженного продукта производства молока, баранины -- через увеличение поголовья овец. Повышение уровня самообеспеченности наблюдается только по производству картофеля, а по остальным видам сельскохозяйственной продукции наметилась тенденция к снижению. Это указывает на то, что сельское хозяйство республик находится перед лицом серьезных угроз, обусловленных намечаемым вступлением России в ВТО, и требуются действенные меры по укреплению позиций республиканских производителей на внутреннем продовольственном рынке.


 О СОПС

Государственное научно-исследовательское учреждение "СОВЕТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ" (СОПС) -- научное учреждение, выполняющее фундаментальные и прикладные научные исследования в области развития и размещения производительных сил, использования природных ресурсов, проблем Мирового океана, экономического сотрудничества России с государствами на постсоветском пространстве с целью научных обоснований экономического и социального развития страны, выработки предложений для государственных стратегий, прогнозов, программ развития.

В 1915 г. по инициативе академика В.И.Вернадского была создана Комиссия по изучению естественных производительных сил в составе Императорской академии наук, которая в 1930 г. была преобразована в Совет по изучению производительных сил. В 1960 г. в связи с развертыванием территориального планирования в стране СОПС из Академии наук СССР был передан в ведение Госплана СССР. С 1997 г. Совет по изучению производительных сил находится в ведении двух федеральных органов -- Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Российской академии наук. В последние 15 лет основная деятельность СОПС, наряду с теоретическими исследованиями в области пространственной и региональной экономики, сосредоточена на разработке стратегий и программ территориального социально-экономического развития крупных макрорегионов, отдельных субъектов Российской Федерации, федеральных целевых программ, инвестиционных проектов государственного значения, охватывающих значительные территории страны; теоретических и методологических исследованиях, решающих практические и юридические вопросы, связанные с Мировым океаном; проблемах экономической интеграции России и ее регионов со странами СНГ и Балтии; эколого-экономических исследованиях, направленных на изучение и использование природных ресурсов РФ.


 Об авторе

Светлана Артуровна ЛИПИНА

Профессиональные научные интересы: региональная экономика, экономическая безопасность, социальная экономика, кавказоведение. В качестве эксперта-аналитика принимала участие в крупных исследовательских проектах по разработкам программных документов стратегического характера для следующих регионов: Магаданской области, Иркутской области, Красноярского края, Кемеровской области, Пермского края, Республики Дагестан, Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Ставропольского края, Республики Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Краснодарского края, Республики Адыгея, Ростовской области, г. Москвы, Ленинградской области.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце