URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Келле В.Ж. Цивилизация, культура, личность
Id: 771
 
499 руб.

Цивилизация, культура, личность

URSS. 1999. 224 с. Мягкая обложка. ISBN 5-8360-0031-X.

 Аннотация

В книге обосновывается концепция цивилизации как социокультурного образования и способа бытия человечества в условиях общественного разделения труда, выявляется формообразующая роль культуры в определении специфики цивилизации, ставится проблема цивилизационных механизмов, обсуждаются методологические возможности цивилизационного подхода к анализу исторического процесса и типы цивилизационного развития, характеризуются возможности гуманизации современной социальной реальности и перспективы личности ее свободы и развития в динамике информационного общества. Дается анализ типа цивилизационного развития России, особенностей формирования политической элиты как субъекта российской модернизации, исследуются процессы становления личности в культурно-историческом развитии российского общества и создания предпосылок для ее самоопределения в будущем.


 Оглавление

Предисловие
Глава 1. Культура и социальность  
 Деструктурирование природы как планетарный процесс
 Две "логики"исторического процесса
Глава 2. Цивилизация как социокультурное образование
 К определению цивилизации
 Цивилизационные механизмы и их функции. К постановке проблемы
Глава 3. Типы цивилизационного развития
 Цивилизационные характеристики динамики традиционных обществ
 Особенности техногенного типа цивилизационного развития
 Модернизация как тип цивилизационного развития
Глава 4. Становление информационного общества и перспективы
 Социальные предпосылки самоопределения личности
 Противоречия личностного развития
 Личность в многообразии культур
Глава 5. Гуманистическая составляющая процессов глобализации в современном мире
 Исторические этапы глобализации
 Приоритеты человека в социально-историческом процессе
 Межцивилизационные отношения и принципы гуманизма
Глава 6. Тип развития общества как фактор цивилизационной специфики России
Глава 7. Проблемы субъекта развития российской цивилизации
Глава 8. Политические элиты России как субъект модернизации
Глава 9. Реалии и перспективы самоопределения личности в культурно-историческом развитии России
 Парадокс "культа личности и преодоления его последствий"
 Предпосылки появления личности
 Перелом судьбы
 Хаос как норма социальной жизни
 К чему приводит отказ от личностного принципа
 Петровский период: попытки структурирования
 Общество contra государства, или новый тип личности
 Личность против личностного начала, или культурно-историческая аберрация
 Что сегодня?..

 Предисловие

Вынесенные в название книги слова цивилизация, культура, личность являются в ней ключевыми. Они избраны потому, что открывают направление философского осмысления современной эпохи, определяют рамки того поворота в методологии анализа исторического процесса, от которого ожидают новых научных результатов. В самой жизни выявилась ограниченность формационного подхода к реальностям современного мира, необходимость учета культуры как мощного фактора исторического процесса, что достигается на уровне цивилизационного анализа. Если понятие общественной формации ориентирует на выделение социально-экономического аспекта действительности, то цивилизация представляет собой социокультурное образование. Не случайно уже в 80-е гг. наши философы и историки обратились к проблемам цивилизации, а еще значительно раньше -- к проблематике культуры, к концептуальной разработке этого понятия. Разработка методологии, совершенствование понятийного аппарата нужны для более адекватного понимания существующего, выявления реальных тенденций социального развития, учета исторического опыта.

Уроки истории... Гегель говорил: история учит тому, что она ничему не учит. На практике. А на уровне теории люди все-таки всегда стремились делать выводы из происходящего. Это неистребимо. А в наше беспокойное переломное время такое стремление особенно оправдано.

Кончается XX век, и вместе с ним уходит в прошлое второе тысячелетие христианской эры. Он как бы подытоживает эти тысячелетия. Но восприняв прошлое, он вносит в историю нечто свое. Интересно получается, что смена столетий оказывается не просто обычной хронологической датой, а обозначает какое-то содержательное изменение в ходе истории. Действительно, в нашем сознании, например, XVII, XVIII и XIX века в истории христианских стран значительно отличаются друг от друга, каждый имеет как бы свой "образ". И это при том, что во всех столетиях сохраняются и некоторые общие линии. Так же и XX век.

В нем также были войны, может быть более кровавые, чем прежде. Терзали общество бесчеловечные диктатуры. А разве их не было раньше? Во все века людей заставляли думать так, а не иначе, и этому давлению подчинялись. Как и прежде, побеждали и терпели поражение социальные революции. Но попытки покончить с миром угнетения и создать общество на принципиально иных основах, различные освободительные движения оказали мощное влияние на всю историю этого столетия.

С другой стороны, и такая отличительная его черта, как бурное развитие науки и технический прогресс, имеет аналоги в прошлом. Сейчас нам трудно представить, какое огромное впечатление произвело на современников возникновение классической механики, объяснившей действием одного закона и движение небесных тел, и падение яблока. И научно-техническая революция по некоторым параметрам сопоставима с промышленной революций XVIII века: она стала "третьей волной" (А.Тоффлер) в технологическом развитии общества.

Но в XX веке появилось и нечто качественно новое, а именно то, что современная цивилизация достигла в своем развитии критического рубежа, встала перед лицом глобального выбора -- либо гибель, либо осознание и преодоление нависших над ней угроз и опасностей. Правда, апокалиптические идеи "конца мира" страшили людей и раньше, но они покоились на мифах, а здесь опасность стала реальной и обрела конкретные формы.

История XX столетия четко делится на два периода. Его первая половина ознаменовалась борьбой гигантских сил за сферы влияния, за мировое господство, за свободу от эксплуатации и колониальной зависимости. Это была эпоха войн и революций, надежд и разочарований, реализации расистских доктрин и провозглашения гуманистических идеалов, усиления духовного гнета и утверждения принципов свободы и демократии. Великим счастьем для человечества стал тотальный разгром фашизма во Второй мировой войне. Но ее косвенным результатом явилось создание атомной бомбы. В условиях возникшего после войны противостояния двух социальных систем с взаимными обвинениями в агрессивных намерениях и наличия у обеих сторон атомного оружия, черной тенью нависла над миром угрозаядерной войны.

Ученые первыми предупредили человечество о ее опасных последствиях. Уже в 50-е гг. в "Манифесте" Рассела--Эйнштейна прозвучал призыв к формированию нового мышления во имя спасения человечества от угрозы уничтожения. За мир на планете выступило элитарное Пагуошское движение деятелей науки. Разворачивались и массовые движения в защиту мира. Все более обоснованным и доказательным становилось убеждение, что третьей мировой войны человечество не переживет, оно погибнет либо в дьявольском пламени термоядерной бомбы, либо от холода "ядерной зимы". Альтернативой войне было мирное сосуществование.

Однако "мирное сосуществование" обернулось созданием военных блоков, гонкой вооружений и развязыванием холодной войны. Атомные арсеналы заполнились таким количеством бомб, что их использование могло уже многократно сжечь на Земле все живое. Мир жил в постоянном напряжении. Развитие шло в соответствии с древним принципом: хочешь мира -- готовься к войне. А мира вроде бы хотели все. Стало очевидным, что конфронтация ни к чему хорошему не приведет, ее надо преодолеть. Стали предприниматься шаги по "разрядке международной напряженности". Но большого успеха они не имели. Холодная война продолжалась.

Политику, реально рассчитанную на ликвидацию холодной войны, замену конфронтации систем международным сотрудничеством, на демократизацию страны, начал М.С.Горбачев. Уже с первыми успехами его политики угроза ядерного конфликта стала отдаляться, напряжение спадать. Люди вздохнули с облегчением. Но назревшее внутреннее реформирование СССР запоздало и не состоялось. Обретенную свободу центробежные силы использовали для развала "империи". Одновременно довольно легко был изменен общественный строй России, так как советская система, уже ослабленная недееспособностью ее партийного руководства, заводившими ее в тупик ошибочными решениями, исходившими из устаревших догм, неэффективной в условиях НТР экономической системой и истощавшей страну гонкой вооружений, оказалась не способной себя защитить.

Новое политическое руководство, пришедшее к власти с обещаниями создать демократическое государство и построить процветающую рыночную экономику, пока не добилось желаемых результатов. Страна находится в состоянии депрессии, затянувшегося глубокого кризиса. Судьба России зависит от того, сможет ли она найти и реализовать модель развития, которая позволит ей достойно выйти из этой ситуации. Довольно очевидно, что прямая вестернизация для России не подходит. Но и опора лишь на самобытность не даст должных результатов. Оптимальным здесь, видимо, является признание экономических императивов, творческое использование мирового опыта в органичном соединении с особенностями культуры и традиций страны, менталитета ее народа.

В этих условиях первостепенное значение приобретает методология цивилизационного социокультурного подхода к действительности. Опираясь на эту методологию, авторы стремятся проанализировать и возникающие здесь проблемы личности, поскольку ее будущее зависит от перспектив цивилизационного развития с учетом многообразия культур современного мира. Открывшийся ныне веер возможностей заставляет задумываться над тем, что ожидает человека, какие перед ним встанут проблемы, есть ли надежда на осуществление гуманистических идеалов. Конечно, это одна из "вечных" тем, к которой возвращаются вновь и вновь и именно в переломные эпохи, когда интерес к ней резко возрастает. В советской философской литературе лишь в 60-е гг. появляется прежде забытая ею проблема человека, личности (раньше речь шла только о роли "великих личностей"). Одно из направлений ее исследования было определено развернувшейся в мире научно-технической революцией, обозначившимися глобальными проблемами, успехами биологии и, в особенности, генетики, микробиологии, проникавших в самые интимные механизмы живого. Все это поставило ряд требующих осмысления социальных, философских, нравственных проблем, которые активно разрабатывались и обсуждались. В обсуждение включались и зарубежные работы. Их оценка с чисто идеологических позиций уходила в прошлое. При постановке реальных проблем неизбежно прорывались узкие догматические рамки, и уже поэтому было бы неразумно отказываться от теоретических наработок этого периода и становиться на путь новой мифологизации нашей истории.

Центральной в настоящей работе является проблема самоопределения личности в динамике современной цивилизации. В ней продолжена разработка темы личности, но с акцентом именно на связь с цивилизационным подходом. Рассматриваются общие методологические проблемы цивилизационного подхода и развитие цивилизации на уровне глобальных процессов, но под углом зрения возможности их гуманизации. Гуманизация является не прекраснодушным пожеланием, а велением времени. И речь идет о том, чтобы она стала важнейшим ориентиром человеческой деятельности в наступающем XXI веке. Тогда в развитии информационного общества осуществятся гуманистические идеалы свободного самоопределения и развития человеческой личности, ее самореализации. Нельзя забывать при этом, что не исключены и иные возможности: подавления индивидуальности, манипулирования массовым сознанием и тотального контроля над личностью. Чтобы не допустить подобных угроз самому существованию человека как личности, общество обязано иметь соответствующие механизмы, обеспечивающие ее права и свободы.

Часть глав посвящена особенностям цивилизационного развития России. Именно учет этих особенностей потребовал внимательно рассмотреть проблемы ее политической элиты как в истории, так и в современных условиях. На фоне исторических особенностей развития России анализируются проблемы формирования личности, выявляются те тенденции и события, которые способствовали становлению личности на российской почве и которые этот процесс тормозили, показывается, как все это сказалось на отечественной истории и какие перспективы здесь открываются.

Можно с полным основанием сказать, что методология цивилизационного анализа достаточно продуктивна при рассмотрении проблем развития цивилизации, культуры, личности как на глобальном, так и на локальном уровне.

Книга подготовлена группой авторов. Их объединяет общая тема и единый план. Но внимательный читатель, конечно, заметит, что их взгляды не во всем совпадают. Однако нам представляется, что это обстоятельство не может служить препятствием для соединения написанных ими глав в одну цельную работу. Ибо существует единство в подходах к анализу коренных проблем цивилизации, культуры, личности, к оценке современного положения и перспектив развития России. А различия связаны с тем, что авторы излагают выработанные и выношенные ими концепции, каждая из которых представляет и самостоятельный интерес. В этих условиях "монолитное единство" невозможно по определению, да к нему и не нужно стремиться.

Авторство в работе распределено следующим образом:

О.В.Гаман-Голутвина -- гл.6, 7, 8;

Н.С.Злобин -- гл.1, 4;

В.К.Кантор -- гл.9;

В.Ж.Келле -- гл.2, 3, 4, 5, предисловие, послесловие.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце