Монография представляет собой историко-географическое (историографическое) исследование, выполненное автором как опыт рассмотрения становления и развития истории географии как науки в дореволюционной России. В ней подводятся итоги научных работ, проведенных русскими учеными: историками географии, географами, гражданскими историками и другими, которые заложили основы этой научной дисциплины, современного понимания ее развития. При этом главной теме в монографии предпослан краткий раздел о географических открытиях и исследованиях русских ученых, географов и путешественников, относящихся к рассматриваемому периоду, и – как вводная – теоретическая статья "О предмете и задачах истории географии". Все три части тесно взаимосвязаны между собой и входят в круг обсуждаемых вопросов (проблем) в работе. Автор монографии, профессиональный историк географии, смело поставил задачу и (впервые в литературе) успешно осуществил замысел показать формирование истории географии как науки в связи c развитием самой географии и как части ее. Им изучен и проанализирован огромный материал, введены в научный оборот архивные и малоизвестные источники и факты, которые достаточно полно раскрывают содержание работы и ставят задачи перед историками географии нашего времени. Думается, что созданный труд будет полезен не только специалистам – историкам географии, географам, историкам, но и многим другим научным сотрудникам, а также широким кругам читателей. Э.М.Мурзаев В основу этого раздела положена статья, опубликованная в Известиях Академии наук СССР, серия географическая за 1988 г., N4. История науки, так же как и сама наука, зародилась в глубокой древности. Являясь непосредственно частью самой науки, она со временем отделилась от нее, сделавшись самостоятельной дисциплиной. Прогресс знаний привел к дифференциации науки на отдельные отрасли знаний, при этом развитие науки в различных регионах Земли шло неравномерно. Историю географии (так же, как и историю астрономии) мы вправе считать одной из древнейших дисциплин историко-научных знаний, зародившихся из устных сказаний о Земле, ее поверхности и населявших ее живых существах. Человек, перемещаясь с места на место, должен был изучать место своего пребывания, приспосабливаться, используя дары природы в целях поддержания своей жизни. С появлением письменности историко-географические знания стали неотъемлемой частью многочисленных летописей, а затем и специальных произведений и трактатов – о природе вообще и о Земле в частности. Предмет истории географии развивался вместе с развитием самой географической науки, с процессом расширения географического кругозора человечества, а затем и углубленным изучением географических явлений на Земле, населяющего земную поверхность человечества и его деятельности. Содержание предмета истории географии прошло путь от элементарных историко-географических знаний о странах и народах, описания отдельных путешествий и географических открытий до систематических обобщений по истории изучения земной поверхности, анализа эволюции теоретических и методологических проблем географии, ее отдельных направлений и школ, анализа преемственности идей в открытии географических закономерностей на земной поверхности. Весь этот комплекс задач истории географии можно объединить в два тесно связанных между собой и развивающихся сопряженно друг с другом раздела: во-первых, историю географических открытий и исследований земной поверхности (географической оболочки Земли); во-вторых, историю теоретических идей в географии, или эволюцию географической мысли. Оба эти раздела включают в себя всю систему истории географических наук, в том числе и развитие методов познания в географии, историю ее организационных форм, структуры географии, ее научных школ, взаимоотношений и взаимовлияний естественных и общественных наук в процессе формирования географии как науки и др. То есть, многие другие направления истории географии являются производными от двух основных (названных выше) направлений. Таким образом, история географии, входя в систему географических наук, представляет собой свою систему дисциплин (знаний), которая связана и взаимодействует также с другими системами наук – истории, геологии, философии и др. А некоторые из разделов истории географии равно могут рассматриваться как части других дисциплин, например, история географических открытий и исследований – как часть гражданской истории, история геоморфологии – как часть истории геологии и др. Чем глубже мы познаем эти взаимосвязи, тем ближе становимся к природе и познанию ее закономерностей, взаимоотношений природы и человека и их обратных связей. Можно считать общепризнанным утверждение о том, что современные научные исследования невозможно вести без осмысления предшествующей истории науки, ее основных проблем и направлений. Об этом неоднократно писали классики географии, оно глубоко осознано крупными деятелями всех наук. Что касается истории географии, то ее влияние на формирование самой географической науки бесспорно – как в прошлом, так и в настоящее время. Многие выдающиеся отечественные географы являлись и крупными историками географии. Основополагающие труды по истории географии принадлежат выдающимся русским ученым-географам – В.Н.Татищеву, М.В.Ломоносову, Н.Я.Озерецковскому, Г.Ф.Миллеру и др. в XVIII в.; Д.Н.Анучину, А.Н.Краснову, П.П.Семенову-Тян-Шанскому и др. в XIX в. Их традиции в наше время продолжали выдающиеся советские ученые А.А.Григорьев, Л.С.Берг, И.П.Герасимов, Н.Н.Баранский, С.В.Калесник и др. Основополагающие теоретические идеи (А.А.Григорьева, Л.С.Берга, В.И.Вернадского и др.) в советской географии основаны на глубоком знании истории наук. Советские ученые придают большое теоретическое, культурное, мировоззренческое и практическое значение историко-научным исследованиям. В последние десятилетия в советской географии заметен новый значительный интерес к историко-географической проблематике. При этом ее разработка осуществлялась преимущественно рядом известных физико- и экономико-географов страны: Л.С.Абрамовым, Н.А.Гвоздецким, И.М.Забелиным, П.С.Кузнецовым, К.К.Марковым, Ф.Н.Мильковым, Э.М.Мурзаевым, А.А.Минцем, В.С.Преображенским, Ю.Г.Саукшиным, А.И.Соловьевым, А.Ф.Трешниковым и др. В это же время возникла специализация по истории географии в вузах, появились отдельные исследовательские подразделения в АН СССР и РАН. Образовалась особая группа специалистов – историков географической науки. К числу активных ее деятелей принадлежат А.А.Азатьян, А.С.Бейсенова, В.Н.Греков, А.Б.Дитмар, В.А.Есаков, Д.М.Лебедев, И.П.Магидович, Р.У.Рахимбеков, С.У.Умурзаков, И.А.Федосеев, Н.Г.Фрадкин, Р.Л.Югай и др. Большую работу по истории географических исследований провели гражданские историки – А.И.Алексеев, А.И.Андреев, М.И.Белов, Л.А.Гольденберг, А.В.Ефимов и др., а также связанные с географией историки-картографы – А.В.Постников, А.И.Преображенский, К.А.Салищев, С.Е.Фель и др.; в разработку историко-теоретических и методологических проблем географической науки стали активно включаться и географы-философы – Г.И.Григоров, В.С.Лямин, Н.К.Мукитанов и др. Новое усиление интереса к проблемам истории географии – явление вполне закономерное. Оно связано, скорее всего, с глубоким осознанием все возрастающей роли и большого значения историко-научных разработок, выполненных на уровне современных веяний истории науки, теории и методологии науки, науковедения и самой географии. Однако, несмотря на очевидный прогресс в развитии историко-географической мысли, пока еще недостаточно полно освещены с современных позиций такие теоретико-методологические проблемы, как предмет истории географической науки, ее место в системе наук, основной метод, закономерности и современные тенденции развития, а также все расширяющаяся социальная функция историко-географических исследований. Более того, все еще четко не определен тот круг наиболее актуальных на сегодняшний день проблем истории географических исследований – как общего, так и отраслевого и регионального характера. Эти задачи объективно должны вытекать из необходимости более глубокого и широкого анализа всего научного материала, накопленного в течение многовековой истории географической науки, возможно более точного установления ее периодов и этапов, определения характеристики и оценки наиболее существенных научных направлений, школ, концепций и опережающих идей прошлого, выявления их преемственности и скрытых возможностей. Разработка этих задач даст возможность четко разобраться в современном процессе развития географии, дать последнему адекватную его состоянию оценку, обнаружить новые, плодотворные струи в общем потоке обширной научно-географической информации, оказать посильную помощь в разработке теоретических проблем. При этом не меньшее значение имеет выявление "узких мест" современного хода географических исследований и восстановление ценных, но забытых по различным историческим причинам идей и концепций, а также их творцов. С другой стороны, современные тенденции в развитии географической науки: экологизация, математизация, методологизация, активное внедрение системно-структурного и конструктивного подходов, усиление дистанционных методов – настоятельно требуют изучения исторических и гносеологических корней, т.е. генезиса и логико-методологических основ этих тенденций. Перейдем к освещению содержания теоретико-методологических задач истории географической науки. По нашим представлениям, предметом истории географической науки является сама география как исторически и диалектически развивающаяся система и отрасль знания. Традиционные представления об истории географии как об истории накопления фактического материала и развития научной мысли в области географии страдают некоторой односторонностью, так как в задачи истории науки входят не только изучение, анализ и оценка конечных результатов исследований – фактов и идей, но и познание самого творческого процесса добывания их, формирования географических идей и мысли в целом. Отсюда одной из важных задач истории географии, вытекающей из широкого науковедческого принципа, является изучение опыта работы ведущих научных организаций и учреждений, научных коллективов, ведущих научных школ, творческой деятельности крупных ученых – их стиля работы, научного подхода, образа мышления, организаторского таланта и т.д. Словом, изучение развития науки должно строиться в определенной степени на анализе взаимоотношений объект–субъект, где объектом выступает сама наука, ее результаты, а субъектом – ученые творцы науки, ее основная действующая сила. Изучение диалектики этих взаимоотношений предостерегает историка науки от однобокости ее теоретического анализа, так как без такого подхода исторический анализ науки легко может превращаться в филиацию, т.е. пересказ идей, где историк науки остается часто в роли только интерпретатора, а не исследователя-теоретика. Естественный ход развития современной научной мысли показывает, что история географической науки должна найти свое место на стыке географии, истории и науковедения. Принадлежность истории географии к географической науке отражено в объекте ее исследования ("география"), а отношение к истории в ее предметной сущности (изучение географии как развивающейся системы) и ведущем принципе (историзм). Отношение истории географии к науковедению ясно видно из современного понимания последнего как отрасли исследования, комплексно изучающей закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействия науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества. Однако история географии относится к циклу географических наук, поскольку в творческой деятельности историко-географа, обладающего географическим складом мышления, явно превалирует географический подход к анализу и оценке изучаемой действительности. Известно, что сравнительно-исторический метод выполняет функцию основного метода в историко-научных, в том числе историко-географических исследованиях. Но этот интегральный метод несколько специализируется и конкретизируется под влиянием объекта историко-географических исследований. Отсюда, эту "географизированную" модификацию сравнительно-исторического метода можно назвать сравнительным историко-географическим методом. Использование сравнительного историко-географического метода предполагает выявление исторических корней географических событий, основных этапов и стадий развития географических представлений, идей и концепций, оценки их современного состояния и определения тенденций дальнейшего развития. Следовательно, структура и содержание этого метода включает в себя систему частных методов и приемов исследования (таких, как ретроспективный), сравнение и прогнозирование. Сравнительный аспект историко-географического метода связан с сущностью сравнения как важной познавательной операции и является одним из логических приемов исследования. В историко-географических исследованиях с помощью сравнения выявляются индивидуальные и общие, временные и пространственные, количественные и качественные характеристики изучаемого объекта. Теоретическая основа истории географической науки слагается из ее основополагающих принципов и закономерностей, а также базисного понятийного аппарата. Нам представляется, что основу современной историко-научной концептуальной схемы составляет принцип сочетания ретроспективного и перспективного (т.е. прогностического) подходов изучения истории развития науки на базе глубокого анализа современного его состояния. Прошлое должно изучаться и с целью понимания его настоящего и будущего. Следовательно, центр внимания историко-географов все более должен переноситься на широкое изучение всего процесса исторического развития нашей науки, т.е. целостного его изучения во времени. Поскольку категория "время" трехкомпонентная и состоит из преемственного единства прошлого, настоящего и будущего, то и рассмотрение науки как исторически и динамически развивающейся системы требует триединого подхода. Неслучайно с каждым годом растет число исследований, посвященных историко-теоретическому анализу и синтезу современной стадии развития географических идей. Это связано с тем, что в настоящем заключены как важные элементы прошлого, так и прогрессивные элементы будущего. Более того, в последнее время все больше находит признание утверждение о том, что прогноз – тоже история, но обращенная в будущее. Словом, сущность современных историко-научных исследований выражаетпринцип: "из прошлого через настоящее – в будущее". Осуществление этого принципа способствует выявлению основных закономерностей и тенденций развития географической науки. Руководствуясь этим принципом, историки науки могут успешно разрабатывать актуальные теоретические проблемы географии. Ведущими методологическими принципами истории науки, в том числе географии, являются историзм и единство исторического и логического, а к основным закономерностям истории географии относятся: а) этапность в развитии географического познания (периодизация); б) преемственность географических знаний; в) взаимодействие географии с другими науками; г) взаимодействие географических школ; д) дифференциация и интеграция; е) ускорение темпа развития географии под влиянием HТP. Основные же тенденции в развитии современной историко-географической мысли состоят из: нового анализа и расширения тематики исследований, главным образом за счет усиления проблемной ориентации; усиления интереса к современной, в особенности советской и русской, географии. Эти тенденции обусловлены общим процессом усиления самопознания географической науки в период научно-технического прогресса, изменением общественных отношений в СССР и образованием Союза независимых государств (СНГ). Конкретный учет этих принципов, закономерностей и тенденций при разработке историко-географических проблем является главнейшей задачей историко-научных исследований всех типов, уровней и направлений. Касаясь социальной функции истории географии, отметим, что роль и значение последней для общественного развития и формирования самой географической науки непреходящи. Она способствует выработке правильного диалектико-материалистического мировоззрения, более глубокому пониманию общественных и естественных наук и развитию культуры вообще. Участие географии в решении важнейших проблем по охране и преобразованию окружающей среды, рациональной территориальной организации производительных сил, конструктивные направления, интегральные тенденции, количественный и системный подходы, становление новых отраслей нашей науки и многие другие вопросы должны стать предметом изучения истории географии. Наряду с историей физической географии, историей географических открытий и исследований подобающее место в историко-географической проблематике должны занять история экономической и социальной географии, океанологии, географического почвоведения, биогеографии, экологии, медицинской географии и других отраслей наук, развитие отдельных теоретических проблем, а также региональная тематика. Из других проблем особо отметим: актуальность истории формирования и развития научных географических школ и направлений; создание справочных изданий и научной серии биографий ведущих ученых-географов, в первую очередь отечественных; значение и место коренного населения в изучении родного края, популяризации истории географических знаний, все более активного внедрения сведений по истории науки в учебный процесс в вузах и средней школе и т.д. Повышение актуальности историко-географической проблематики оказало бы благотворное влияние на развитие высшего географического образования. Так, введение обязательного курса "История и методология географической науки" в университетах страны значительно повысило интерес к историко-теоретическим и методологическим проблемам нашей науки. Этот курс и его программа должны быть стабильными в вузах. Однако в ее постановке и преподавании имеется ряд проблем. Известно, что к настоящему времени действующая программа по рассматриваемой дисциплине не соответствует современному пониманию содержания этого курса. Нет идентичности его понимания. Несколько необычное построение курса в Московском университете, насыщенность его "собственным отношением автора ко многим событиям, фактам, людям, работавшим в географической науке" (Саушкин, 1980, Предисловие), вызывает весьма негативные оценки этого опыта специалистами – историками географии – и настораживает своей предвзятостью и субъективизмом. Кроме того, в этом курсе имеются принципиальные недостатки, которые не могут быть приняты в учебным пособии по истории и методологии географии. К ним относятся: 1) полное игнорирование прежнего опыта чтения курса "История географии", его положительных сторон; 2) методически недостаточная приспособленность курса к практической деятельности выпускников вузов, в особенности для педагогов; 3) имеющиеся диспропорции в распределении материала; 4) явный субъективизм в оценке научного наследия крупнейших советских географов (в курсе очень слабо освещена роль Академии наук, Русского Географического общества и крупных вузовских центров географии, кроме географического факультета МГУ). Необходимо создать полноценное учебное пособие, а затем и стабильный учебник по истории географии, в который внести ясность и стройность в структуру и содержание курса, поднять его теоретико-методологический уровень. Создание учебника требует выработки определенного методического приема при подборе, систематизации, анализе и обобщении огромного историко-географического материала. Согласно данного материала характеристика каждого периода обязательно должна состоять из трех взаимосвязанных частей: а) оценки социально-экономических условий периода, предопределивших уровень и характер развития географической науки в этот период; б) определение характера накопления фактического материала и его географической значимости; в) конкретно-научный и методологический анализ основных достижений периода с установлением преемственности в развитии основных идей и концепций. Такой подход должен опираться на проведенные ранее исследования и, в частности, на лекции и труды по истории географии (землеведения) Д.Н.Анучина, П.П.Семенова-Тян-Шанского, Г.И.Танфильева, М.С.Боднарского и многих других. Стабильный учебник по истории географии и систематическое преподавание по этому предмету в вузах подняло бы престиж историко-географических исследований. История географической науки, как и история науки в целом, является промежуточной формой бытия между естествознанием и обществоведением. Она изучает историю познания материальных тел и явлений, логико-диалектические проявления. История географии как единая дисциплина относится и к самой географической науке, и к науке о природе в целом. Она не может отгораживаться от истории познания природы, ее отдельных компонентов, процессов и т.п. – с одной стороны, и должна опираться на логическое раскрытие мира вещей, рассмотрение эволюции самого мышления человека. Она сочетает в своих исследованиях историческое развитие с логическим в процессе эволюции мышления. Об этом неоднократно напоминают нам и философы. Однако, к сожалению, пока все остается в теории, ощутимых сдвигов в реализации этих идей в историко-научных и, конкретно, в историко-географических исследованиях не наблюдается. Продолжается традиционный процесс изучения географических открытий и исследований Земли и ее поверхности (географической оболочки), событий и явлений, происходящих на ней в течение исторического времени, а также формирования теории географической науки. Сложившиеся исторически два направления в истории географии: 1) история географических открытий и исследований; 2) история географической мысли – остаются и поныне главными ее направлениями. Все другие направления, о которых говорилось выше, являются производными от них, отражая новый этап в развитии истории науки. Изучение истории географии как науки (историография) может способствовать развитию современных направлений истории географии и самой географической науки, определить перспективы их развития. В представленных "Очерках истории географии в России как науки" (историография) делается первая попытка обобщения источников, посвященных истории географии, формирования ее как науки. Автор понимает трудности этой задачи и незавершенность ее решения, но надеется на то, что его изыскания принесут определенную пользу не только историкам географии, но и широкому кругу читателей, интересующихся географической наукой и ее историей. Главное – положить начало. История продолжается, и подобные исследования будут обогащаться со временем новыми подходами и идеями, приобретут более совершенный порядок. Есаков Василий Алексеевич – доктор географических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, почетный член Русского Географического общества, член-корреспондент Международного Географического Союза. Автор ряда фундаментальных монографий и статей по вопросам отечественной истории географических открытий и исследований, истории географической науки и образования, историографии и гумбольтоведения. См. о нем: Краткая географическая энциклопедия. Т. 5. М.: Сов. Энциклопедия, 1966. С.452; Вопросы истории естествознания и техники, 1984. N3. С.111; С.С.Илизаров. Формирование в России сообщества историков науки и техники. Сотрудники ИИЕТ РАН. Библиографический словарь. М., 1993. С.47, 89–90; А.В.Краснопольский. Отечественные географы (1917–1992). Библиографический справочник. Т. 1, СПб., 1993. С.307–308; Известия Русского Географического общества, сентябрь–октябрь. 1994. Т. 2. Вып. 5. С.89-90; Известия Российской Академии Наук, сер. географическая, 1994. N2. С.138; Вопросы истории естествознания и техники, 1994. N2. С.168–169; А.А.Чернобаев. Историки России... Центр Саратовской соц. экон. академии, Летопись, 1998. С.118–119; Известия Российской Академии Наук, сер. географическая, 1999. N2. С.6.
|
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |