URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе. Ориентации и пути в сфере образования. От 1960-х годов к 2000-му
Id: 758
 
1199 руб.

Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе. Ориентации и пути в сфере образования. От 1960-х годов к 2000-му

URSS. 1999. 344 с. Твердый переплет. ISBN 5-8360-0020-4.

 Аннотация

В книге анализируется влияние происходящих в обществе перемен на устремления и жизненные пути молодежи, показано усиление социальной дифференциации в сфере образования. На материалах массовых социологических обследований рассматривается динамика (с начала 60-х годов) привлекательности профессий для старшеклассников, личных планов выпускников средних школ и их реальных шагов. Особое внимание уделено различиям в ориентациях и социальном поведении молодежи в зависимости от уровня урбанизации места жительства, социально-профессионального статуса родителей, пола. Сопоставляются результаты, полученные в 90-х годах в разных регионах. Исследуются, с привлечением данных государственной статистики, возможности разных когорт. Предназначается для социологов, работников сферы образования, преподавателей и студентов гуманитарных факультетов, для всех, кто интересуется актуальными проблемами молодежи.


 Предисловие

Идеал равенства сопровождает человечество на протяжении тысячелетий. Не было эпохи, когда бы он не занимал умы людей самого разного общественного положения. Не было философа, не посвятившего ему свои труды или, по крайней мере, не высказывавшегося по этому поводу. Не было и нет общественного движения, партии, политического деятеля, которые бы не манипулировали им.

Проблема равенства неизменно оказывается связанной с институтом образования в силу выполняемых им функций. И потому, что важна справедливость реального распределения самих по себе потенциальных возможностей, предоставляемых обществом в области образования -- возможностей учиться, получать знания, квалификацию. И потому, что образование, специальность, квалификация -- ценности не только терминальные, но и инструментальные, способ достижения целей, капитал для инвестирования в жизненную карьеру. Получение возможностей в сфере образования в значительной степени обусловливает социальную мобильность, доступ в дальнейшем к другим общественным благам.

Чтобы получить тот или иной статус в обществе, нужно овладеть определенными ролями; чем сложнее, по шекспировскому определению, "весь мир -- театр" и выше (и, соответственно, привлекательнее) статус, тем труднее роли, которые должны освоить "женщины, мужчины -- все актеры"; а в развитом обществе освоение многих ролей, обретение определенных статусов практически детерминируется учебой в образовательных учреждениях, прохождением через формальные организации института образования. Ни прежде, ни в настоящее время образование -- не гарантия жизненного успеха (как в России, так и в других странах), однако существенно влияет на вероятность его и, обладая одновременно символической и практической значимостью, в большой степени определяет судьбу человека.

Такие вечные вопросы человеческого бытия, как соотношение потребностей, устремлений индивида и его возможностей, пути достижения статуса, вероятность изменения жизненных шансов, -- обречены быть в самой сердцевине социологических исследований. "Конечно, было бы совершенно бесполезно, если бы каждый индивид считал справедливой признанную общественным мнением иерархию функций, не признавая в то же самое время справедливым тот способ, каким рекрутируются исполнители этих функций", -- в этой формуле Э.Дюркгейма содержится принципиальная постановка проблемы равенства в социологии образования.

Путь, пройденный человечеством, нынешний отрезок пути России свидетельствуют, что острота проблемы не ослабевает. С иронией писал Э.Дюркгейм в 1897 году о наивности "некоторых авторов", считавших, что проблема устранится сама собой, "как только исчезнет передача по наследству экономического благосостояния". Думается, и сегодня подобное замечание было бы справедливо по поводу определенных обещаний со стороны одних лиц и ожиданий других (значительно более многочисленных).

В связи с возрастанием роли, которую играет и, как прогнозируется, станет играть в будущем сфера образования, все большее внимание исследователей и общества в целом привлекают социальные процессы в ней, и прежде всего это относится к ориентациям и социальному поведению молодежи, в особенности -- к ориентациям молодежи на получение тех или иных уровней образования и реальным возможностям их достижения. Противоречие между декларируемым равенством прав на получение образования и существующей в действительности социальной дифференциацией в образовательной сфере правомерно рассматривается как проблема социетального характера.

Проблема равенства возможностей в сфере образования весьма значима и в плане использования интеллектуального потенциала общества. Привлекательность образования для молодежи, ее устремления в этой сфере, реальная доступность образования для выходцев из разных социальных групп, по сути, предопределяют завтрашний уровень образования населения, численность и качество квалифицированных работников, что во многом является решающим с точки зрения современных тенденций мирового развития.

Проблема непосредственно связана и с состоянием рынка труда -- в частности, с трудоустройством молодежи. Соотношение потребностей народного хозяйства в работниках той или иной квалификации по тем или иным профессиям, предложения рабочей силы, устремлений молодежи при выборе жизненного пути и структуры системы образования создает условия, в которых складываются различия в жизненных путях "сильных" и "слабых" групп. При этом сказывается влияние процессов, происходящих в экономике, демографических процессов, степени автономности социальных институтов и других.

Особенно актуальной и в научном, и в практическом отношениях представляется эта проблема в условиях современной России. Ориентируясь на либеральные модели, наше общество неизбежно сталкивается с их как позитивными, так и негативными последствиями. Приходится как бы заново, на собственном материале, изучать и оценивать складывающиеся социальные механизмы, возникающие конфликты, пути их разрешения.

Вопросы демократии, равенства, возможностей социальной мобильности крайне остры в условиях переходного общества, в обстановке социальной нестабильности. Следует учитывать, что усилившаяся социальная дифференциация не может не проявляться в сфере образования, а плюрализация в ней носит социальный характер. Нынешние процессы в экономике, современное состояние рынка труда заставляют с особенным беспокойством относиться к тому, как складываются жизненные пути молодых людей, к вероятным негативным последствиям их неудач и неудовлетворенности. Что касается интеллектуального потенциала, то эффективность его использования в немалой степени обусловит то, какое место займет Россия в быстро меняющемся мире. Каждая из сторон проблемы вносит свою составляющую в ее значение для формирования общественного мнения и государственной политики, оценки необходимости и возможности мер социального управления.

Актуальность проблемы связана не только с образованием. Как процессы в этой сфере отражают происходящее в стране в целом, так и наблюдаемое в области образования влияет на все состояние нашего общества. Обрисовывая сложность, многогранность проблемы, Э.Дюркгейм указывал и на опасности, которыми грозит пренебрежение ею. Предупреждение Э.Дюркгейма, сделанное 100 лет назад, кажется написанным сегодня. Если система регламентации "держится только по принуждению и привычке, то мир и гармония существуют в обществе лишь по видимости, смятение и недовольство уже носятся в общественном сознании, и близко то время, когда по внешности сдержанные индивидуальные стремления найдут себе выход".

Миф о равенстве возможностей -- один из самых привлекательных. Наряду с другими мифами, он был важной частью идеологии советского периода в России. Он поддерживался официальной пропагандой посредством не только повторения лозунгов, но также и статистическими выкладками, которым надлежало быть убедительными. В частности, в качестве доказательства равенства возможностей приводились данные о представительстве рабочих, крестьян, женщин, национальных меньшинств в сфере образования.

Миф был взорван социологическими исследованиями. Введенная в оборот научная информация опровергла его. В 60-х годах было начато и вызвало большой резонанс сибирское исследование В.Н.Шубкина, которое на репрезентативных материалах продемонстрировало, что советское общество отнюдь не свободно от неравенства в системе образования, трансмиссии статусов, прочих явлений такого рода, свойственных и другим обществам.

Изучение отечественными исследователями социальной стратификации, механизмов социальной мобильности, связанных с системой образования, продолжалось. Это направление развивалось и в исследованиях, которые велись в рамках социологии молодежи, других отраслей социологии. В соответствии с логикой научного процесса и особенностями развития социологии в нашей стране, оно шло в том же русле, что и аналогичные исследования за рубежом. В последние годы, как справедливо отмечается, исследование проблем поколений, вступающих в жизнь, неоправданно сократилось (прежде всего в связи с общим кризисом науки). Тем не менее, острота социальных проблем, связанных с системой образования, инициирует их анализ. Накопление материалов способствует появлению работ, в которых особенное внимание уделяется рассмотрению динамики изучаемых процессов в связи с изменениями, происходящими в стране.

Книга, предлагаемая вниманию читателя, основана на материалах тридцатилетних наблюдений. Она содержит анализ динамики ориентаций (на основе данных как о привлекательности профессий, так и о личных планах) и социального поведения в сфере образования разных групп молодежи (юношей и девушек из семей с различным социальным статусом, из поселений с тем или иным уровнем урбанизации) за период с начала 60-х годов, когда возникли такие исследования, по 90-е годы, с изучением воздействий наиболее существенных факторов, на материалах массовых обследований и при соблюдении требований, предъявляемых к динамическим рядам: постоянство методики, показателей и региона обследований. Особое внимание уделено различиям в динамике ориентаций и социального поведения разных групп, отражающим социальную дифференциацию в сфере образования, переменам в дифференциации и обусловленности ее социокультурными трансформациями, происходившими в стране.

Тот отрезок времени, в котором нам выпало реализовать фундаментальную возможность, дарованную природой, возможность жить, представляет собой характерную "эпоху перемен" и в силу этого подвергает людей многим испытаниям. Социологу, по роду его деятельности, предоставляется таким образом обильный материал для исследований. Справедливости ради необходимо заметить, что социолог разделяет с современниками все, что им выпало.

В книге предпринята попытка принять участие в реализации (применительно к данной тематике) функций социологии, которые, по-видимому, обретают все большее значение: исследовании актуальных проблем общества и информировании общества об его состоянии. Изложены как те из полученных результатов, которые могут прояснить понимание нашего социума, так и те, которые побуждают осознать еще не выявленное и надлежащее стать объектом дальнейшего изучения, т.е. представляют собой "знание о незнании". При этом задача ставилась таким образом, чтобы опираться только на факты (по возможности трезво оценивая доступные материалы). Это, однако, не означает "отстраненности", -- как и обычно, когда социальные процессы описывает очевидец и вольный или невольный участник.

Автор глубоко признателен своему неизменному, со времени работы в Сибири, научному руководителю Владимиру Николаевичу Шубкину и хотел бы иметь право считать себя его учеником и последователем.

Автор благодарит всех, кто высказал замечания, поддержал мысль сделать эту работу, принимал участие в обсуждении материалов данной и предшествовавших ей работ, вошедших в содержание книги: В.А.Ядова, Л.А.Гордона, А.А.Овсянникова, К.Бодло, В.С.Собкина, В.С.Магуна, В.Я.Нечаева, П.С.Писарского и других.

Особенная благодарность коллегам по исследовательскому проекту и всем, кто принимал участие в подготовке материалов, советами и замечаниями помогал осуществлению работы -- Ф.А.Хохлушкиной, Е.Д.Вознесенской, Г.А.Чередниченко, В.Б.Комарову, И.Б.Мещерякову, С.А.Ланской, Ю.Б.Френкель, Н.Е.Тан. Нельзя не вспомнить с признательностью тех, с кем автор делал предшествовавшие работы, ставшие частью этой книги: М.М.Траскунову, М.И.Жданову, Е.Д.Гражданникова, В.Г.Костюка и других.

От всего сердца автор благодарит свою семью и друзей за помощь и терпение, без которых эта книга не была бы написана..964


 Оглавение

Предисловие
Глава 1. Дифференциация в сфере образования. Подходы к исследованию
 § 1.1.Общество, индивид, образование
 § 1.2.Операционализация понятий. Система показателей
 § 1.3.Информационная база исследования
 § 1.4.Опыт первого этапа исследования (на материалах от 1960-х до 1980-х годов)
 § 1.5.Метод детерминационного анализа
Глава 2. Молодежь в меняющемся социуме
 § 2.1.Динамика основных влияний
 § 2.2.Аспекты анализа и рассматриваемые группы
 § 2.3.Изменения конкурсной ситуации
Глава 3. Школа и социальная дифференциация
 § 3.1.Усиление социальной дифференциации
 § 3.2.Социальный отбор и урбанизация
 § 3.3.Гендерный аспект
 § 3.4.Когорта, школа, особенности ситуации
Глава 4. Мир профессий глазами старшеклассников. Анализ динамики
 § 4.1.Предварительные замечания
 § 4.2.Специфические аспекты методики
 § 4.3.Динамика привлекательности профессий
 § 4.4.Социально-профессиональный статус родителей и предпочтения детей
 § 4.5.Воздействие уровня урбанизации
 § 4.6.Особенности привлекательности профессий для юношей и девушек
Глава 5. Социальная обусловленность динамики личных планов выпускников средних школ
 § 5.1.Динамика личных планов
 § 5.2.Обусловленность устремлений статусом родителей
 § 5.3.Влияние уровня урбанизации
 § 5.4.Пол подростка и его намерения
 § 5.5.Интегральное воздействие рассматриваемых факторов
Глава 6. Изменения в обществе и социальное поведение выпускников средних школ в сфере образования
 § 6.1.Динамика действительного распределения выпускников
 § 6.2.Социальное происхождение и шансы
 § 6.3.Роль уровня урбанизации
 § 6.4.Статус родителей плюс урбанизация
 § 6.5. ... Плюс пол
 § 6.6."Сильные" и "слабые"
Заключение
Литература
Приложение
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце