Идеал равенства сопровождает человечество на протяжении тысячелетий. Не было эпохи, когда бы он не занимал умы людей самого разного общественного положения. Не было философа, не посвятившего ему свои труды или, по крайней мере, не высказывавшегося по этому поводу. Не было и нет общественного движения, партии, политического деятеля, которые бы не манипулировали им. Проблема равенства неизменно оказывается связанной с институтом образования в силу выполняемых им функций. И потому, что важна справедливость реального распределения самих по себе потенциальных возможностей, предоставляемых обществом в области образования – возможностей учиться, получать знания, квалификацию. И потому, что образование, специальность, квалификация – ценности не только терминальные, но и инструментальные, способ достижения целей, капитал для инвестирования в жизненную карьеру. Получение возможностей в сфере образования в значительной степени обусловливает социальную мобильность, доступ в дальнейшем к другим общественным благам. Чтобы получить тот или иной статус в обществе, нужно овладеть определенными ролями; чем сложнее, по шекспировскому определению, "весь мир – театр" и выше (и, соответственно, привлекательнее) статус, тем труднее роли, которые должны освоить "женщины, мужчины – все актеры"; а в развитом обществе освоение многих ролей, обретение определенных статусов практически детерминируется учебой в образовательных учреждениях, прохождением через формальные организации института образования. Ни прежде, ни в настоящее время образование – не гарантия жизненного успеха (как в России, так и в других странах), однако существенно влияет на вероятность его и, обладая одновременно символической и практической значимостью, в большой степени определяет судьбу человека. Такие вечные вопросы человеческого бытия, как соотношение потребностей, устремлений индивида и его возможностей, пути достижения статуса, вероятность изменения жизненных шансов, – обречены быть в самой сердцевине социологических исследований. "Конечно, было бы совершенно бесполезно, если бы каждый индивид считал справедливой признанную общественным мнением иерархию функций, не признавая в то же самое время справедливым тот способ, каким рекрутируются исполнители этих функций", – в этой формуле Э.Дюркгейма содержится принципиальная постановка проблемы равенства в социологии образования. Путь, пройденный человечеством, нынешний отрезок пути России свидетельствуют, что острота проблемы не ослабевает. С иронией писал Э.Дюркгейм в 1897 году о наивности "некоторых авторов", считавших, что проблема устранится сама собой, "как только исчезнет передача по наследству экономического благосостояния". Думается, и сегодня подобное замечание было бы справедливо по поводу определенных обещаний со стороны одних лиц и ожиданий других (значительно более многочисленных). В связи с возрастанием роли, которую играет и, как прогнозируется, станет играть в будущем сфера образования, все большее внимание исследователей и общества в целом привлекают социальные процессы в ней, и прежде всего это относится к ориентациям и социальному поведению молодежи, в особенности – к ориентациям молодежи на получение тех или иных уровней образования и реальным возможностям их достижения. Противоречие между декларируемым равенством прав на получение образования и существующей в действительности социальной дифференциацией в образовательной сфере правомерно рассматривается как проблема социетального характера. Проблема равенства возможностей в сфере образования весьма значима и в плане использования интеллектуального потенциала общества. Привлекательность образования для молодежи, ее устремления в этой сфере, реальная доступность образования для выходцев из разных социальных групп, по сути, предопределяют завтрашний уровень образования населения, численность и качество квалифицированных работников, что во многом является решающим с точки зрения современных тенденций мирового развития. Проблема непосредственно связана и с состоянием рынка труда – в частности, с трудоустройством молодежи. Соотношение потребностей народного хозяйства в работниках той или иной квалификации по тем или иным профессиям, предложения рабочей силы, устремлений молодежи при выборе жизненного пути и структуры системы образования создает условия, в которых складываются различия в жизненных путях "сильных" и "слабых" групп. При этом сказывается влияние процессов, происходящих в экономике, демографических процессов, степени автономности социальных институтов и других. Особенно актуальной и в научном, и в практическом отношениях представляется эта проблема в условиях современной России. Ориентируясь на либеральные модели, наше общество неизбежно сталкивается с их как позитивными, так и негативными последствиями. Приходится как бы заново, на собственном материале, изучать и оценивать складывающиеся социальные механизмы, возникающие конфликты, пути их разрешения. Вопросы демократии, равенства, возможностей социальной мобильности крайне остры в условиях переходного общества, в обстановке социальной нестабильности. Следует учитывать, что усилившаяся социальная дифференциация не может не проявляться в сфере образования, а плюрализация в ней носит социальный характер. Нынешние процессы в экономике, современное состояние рынка труда заставляют с особенным беспокойством относиться к тому, как складываются жизненные пути молодых людей, к вероятным негативным последствиям их неудач и неудовлетворенности. Что касается интеллектуального потенциала, то эффективность его использования в немалой степени обусловит то, какое место займет Россия в быстро меняющемся мире. Каждая из сторон проблемы вносит свою составляющую в ее значение для формирования общественного мнения и государственной политики, оценки необходимости и возможности мер социального управления. Актуальность проблемы связана не только с образованием. Как процессы в этой сфере отражают происходящее в стране в целом, так и наблюдаемое в области образования влияет на все состояние нашего общества. Обрисовывая сложность, многогранность проблемы, Э.Дюркгейм указывал и на опасности, которыми грозит пренебрежение ею. Предупреждение Э.Дюркгейма, сделанное 100 лет назад, кажется написанным сегодня. Если система регламентации "держится только по принуждению и привычке, то мир и гармония существуют в обществе лишь по видимости, смятение и недовольство уже носятся в общественном сознании, и близко то время, когда по внешности сдержанные индивидуальные стремления найдут себе выход". Миф о равенстве возможностей – один из самых привлекательных. Наряду с другими мифами, он был важной частью идеологии советского периода в России. Он поддерживался официальной пропагандой посредством не только повторения лозунгов, но также и статистическими выкладками, которым надлежало быть убедительными. В частности, в качестве доказательства равенства возможностей приводились данные о представительстве рабочих, крестьян, женщин, национальных меньшинств в сфере образования. Миф был взорван социологическими исследованиями. Введенная в оборот научная информация опровергла его. В 60-х годах было начато и вызвало большой резонанс сибирское исследование В.Н.Шубкина, которое на репрезентативных материалах продемонстрировало, что советское общество отнюдь не свободно от неравенства в системе образования, трансмиссии статусов, прочих явлений такого рода, свойственных и другим обществам. Изучение отечественными исследователями социальной стратификации, механизмов социальной мобильности, связанных с системой образования, продолжалось. Это направление развивалось и в исследованиях, которые велись в рамках социологии молодежи, других отраслей социологии. В соответствии с логикой научного процесса и особенностями развития социологии в нашей стране, оно шло в том же русле, что и аналогичные исследования за рубежом. В последние годы, как справедливо отмечается, исследование проблем поколений, вступающих в жизнь, неоправданно сократилось (прежде всего в связи с общим кризисом науки). Тем не менее, острота социальных проблем, связанных с системой образования, инициирует их анализ. Накопление материалов способствует появлению работ, в которых особенное внимание уделяется рассмотрению динамики изучаемых процессов в связи с изменениями, происходящими в стране. Книга, предлагаемая вниманию читателя, основана на материалах тридцатилетних наблюдений. Она содержит анализ динамики ориентаций (на основе данных как о привлекательности профессий, так и о личных планах) и социального поведения в сфере образования разных групп молодежи (юношей и девушек из семей с различным социальным статусом, из поселений с тем или иным уровнем урбанизации) за период с начала 60-х годов, когда возникли такие исследования, по 90-е годы, с изучением воздействий наиболее существенных факторов, на материалах массовых обследований и при соблюдении требований, предъявляемых к динамическим рядам: постоянство методики, показателей и региона обследований. Особое внимание уделено различиям в динамике ориентаций и социального поведения разных групп, отражающим социальную дифференциацию в сфере образования, переменам в дифференциации и обусловленности ее социокультурными трансформациями, происходившими в стране. Тот отрезок времени, в котором нам выпало реализовать фундаментальную возможность, дарованную природой, возможность жить, представляет собой характерную "эпоху перемен" и в силу этого подвергает людей многим испытаниям. Социологу, по роду его деятельности, предоставляется таким образом обильный материал для исследований. Справедливости ради необходимо заметить, что социолог разделяет с современниками все, что им выпало. В книге предпринята попытка принять участие в реализации (применительно к данной тематике) функций социологии, которые, по-видимому, обретают все большее значение: исследовании актуальных проблем общества и информировании общества об его состоянии. Изложены как те из полученных результатов, которые могут прояснить понимание нашего социума, так и те, которые побуждают осознать еще не выявленное и надлежащее стать объектом дальнейшего изучения, т.е. представляют собой "знание о незнании". При этом задача ставилась таким образом, чтобы опираться только на факты (по возможности трезво оценивая доступные материалы). Это, однако, не означает "отстраненности", – как и обычно, когда социальные процессы описывает очевидец и вольный или невольный участник. Автор глубоко признателен своему неизменному, со времени работы в Сибири, научному руководителю Владимиру Николаевичу Шубкину и хотел бы иметь право считать себя его учеником и последователем. Автор благодарит всех, кто высказал замечания, поддержал мысль сделать эту работу, принимал участие в обсуждении материалов данной и предшествовавших ей работ, вошедших в содержание книги: В.А.Ядова, Л.А.Гордона, А.А.Овсянникова, К.Бодло, В.С.Собкина, В.С.Магуна, В.Я.Нечаева, П.С.Писарского и других. Особенная благодарность коллегам по исследовательскому проекту и всем, кто принимал участие в подготовке материалов, советами и замечаниями помогал осуществлению работы – Ф.А.Хохлушкиной, Е.Д.Вознесенской, Г.А.Чередниченко, В.Б.Комарову, И.Б.Мещерякову, С.А.Ланской, Ю.Б.Френкель, Н.Е.Тан. Нельзя не вспомнить с признательностью тех, с кем автор делал предшествовавшие работы, ставшие частью этой книги: М.М.Траскунову, М.И.Жданову, Е.Д.Гражданникова, В.Г.Костюка и других. От всего сердца автор благодарит свою семью и друзей за помощь и терпение, без которых эта книга не была бы написана..964
|
2023. 720 с. Твердый переплет. 21.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |