URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Ашкинази Л.А. Экономическая и социальная жизнь глазами физика
Id: 75593
 
169 руб.

Экономическая и социальная жизнь глазами физика

URSS. 2008. 200 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-00764-9. Букинист. Состояние: 4+. .

 Аннотация

Настоящая книга иллюстрирует возможность физического по своей идеологии подхода к различным экономическим и психологическим задачам. Рассмотрены методы понимания ситуаций, сам смысл слова "понимание", некоторые инструменты понимания, отличия науки от "паранауки"; предложены методы исследования малочисленных объектов, а также некоторые методы противостояния попыткам манипуляции. Приведены примеры анализа некоторых психологических и экономических проблем. Предложен новый подход к футурологии и построению "мыслящей машины". В приложении изложены результаты исследования человеческого общества посредством Интернета.

Книга написана в общедоступном стиле, не требующем специальной физико-математической подготовки, и адресована широкому кругу читателей.


 Оглавление

Ученикам и женщинам, у которых хватало
терпения выслушивать
1. Понимание: методы
 1.1. Что такое понимание
  1.1.1. Потребность
  1.1.2. Ошибки понимания
  1.1.3. Человек-граф
  1.1.4. Замена объекта
 1.2. Инструменты понимания
  1.2.1. Обоюдоострая функция распределения
  1.2.2. Сравнение
  1.2.3. Изучение малочисленного
  1.2.4. С "Энигмой" на Конструктора мира
  1.2.5. Классы разрешимости
  1.2.6. Расширительное толкование терминов
  1.2.7. Физика -- настоящая и ненастоящая
  1.2.8. Необходимое, главное, единственное
  1.2.9. Вероятность
  1.2.10. Простота и сложность
  1.2.11. На минуточку -- связь наук
 1.3. Манипуляция и противостояние оной
  1.3.1. Что это такое
  1.3.2. Способы манипуляции
  1.3.3. Противостояние -- это не стояние напротив:
2. Понимание: результаты
 2.1. Экономика
  2.1.1. Как полопаем, так и потопаем
  2.1.2. Психология и паретовское распределение
  2.1.3. Психология и экономика
  2.1.4. Многослойность экономики
 2.2. Психология
  2.2.1. Трижды три -- девять
  2.2.2. Путь из мешка
  2.2.3. Агрессивность
  2.2.4. Интернет как хроматограф
  2.2.5. Человек в пространстве и времени
  2.2.6. Большая роль двух птиц
  2.2.7. Любовь как экономическое отношение
  2.2.8. Советский человек и его любовь
  2.2.9. В шутку и / или?
  2.2.10. Наш друг, господин Гистерезис
  2.2.11. Будущая наука -- наука о морали
  2.2.12. Сложность простых вопросов
 2.3. Введение в футурологию
  2.3.1. О смысле законов
  2.3.2. Типы законов
  2.3.3. Закон сохранения разрыва между возможностями и потребностями
  2.3.4. Закон сохранения адаптирующейся структуры
  2.3.5. Закон сохранения качества общества
  2.3.6. Закон сохранения квалифицированного действия
  2.3.7. Закон сохранения количества принимаемых решений
  2.3.8. Закон сохранения популизма
  2.3.9. Немного об альтернативном
  2.3.10. Может ли машина мыслить
  2.3.11. В заключение -- о фундаменте
 Приложение. Исследования общества посредством Интернета

 Вступление

Ученикам и женщинам, у которых
хватало терпения выслушивать

Вы спросите -- а почему не мужчинам и почему не всем ученикам и женщинам, а лишь некоторым? Не мужчинам потому, что я "распускал хвост" перед женщинами. Не всем ученикам и не всем женщинам потому, что некоторые ученики переключались на игрухи и иные полезные занятия. На что переключались женщины, я умолчу.

Если же говорить не о группах, а о персоналиях, то каждый, кто задавал мне вопросы, и каждый, чей ответный взор я видел -- в аудитории, классе, институтском коридоре, кафе, ресторане, квартире, -- каждый смело может считать эту книгу своей.

Она составлена из отступлений от законов Ньютона и петли гистерезиса магнито- ну, скажем, магнитотвердых материалов, которые я делал на занятиях со школьниками и студентами, когда видел, что аудитория выпадает в осадок. Можно порассуждать о том, почему эти отступления иногда оказывались интереснее аудитории, нежели уравнения Максвелла, но педагог-практик должен максимизировать усвоенное аудиторией. А для этого, как показал эксперимент, иногда полезнее отвлечься, чем насиловать несчастную мясорубку, пытаясь провернуть это месиво из свежескачанной... ну, скажем так, музыки, несданного курсовика по другому предмету, проблемы "куда пойти по пиву", нового прикида и призывного курлыкания сотовых... Тем более, если "отвлечение" оказывается опять же в некотором смысле связанным с физикой -- хотя бы по идеологии, по методике, по способу рассуждения. Это моя вина -- но иначе я не умею.

Что это за книга? Ее основная идея изложена в трех словах названия. Человек, который занимался с нами философией в аспирантуре, Ю.П.Трусов, говорил, что философия -- это внутренне непротиворечивый и всеобъемлющий взгляд на мир, который складывается со временем у некоторых людей. Оставляя без внимания очевидное рассуждение насчет всеобъемлемости слова "всеобъемлющий" и непротиворечивости слова "непротиворечивый", заметим, что здесь не изложена, выражаясь философским языком, моя философия -- ибо у меня ее пока нет. Однако название "Экономическая и социальная жизнь глазами физика" -- претензия на некоторую объективацию: это-де не мой личный взгляд, а в какой-то мере свойственный всей группе. Это действительно так, и данная претензия -- не слишком большой деликт. Группу эту я могу представлять (как по формальным, так и по неформальным признакам), да и от самой группы не поступало возражений.

Вторая претензия -- на полезность. Кое-что из содержимого этой книги публиковалось ранее в Сети или/и на бумаге и кое про что кое-кто мне говорил, что да, мол, интересно и полезно. Но на самом деле автор пишет потому, что он сам считает, что это интересно. А если совсем честно -- потому, что это ему самому интересно. Но раз это интересно автору -- то выше оказывается вероятность того, что это окажется интересно читателям: тем, кто по своей ментальности, кругу интересов, образованию и т. д. "социально близок". Свести же все это вместе и издать имеет смысл и потому, что многие источники труднодоступны, и потому, что есть разряд читателей, которые хотят "в одном флаконе", и потому, что никакая поисковая машина не идеальна. А главное -- потому что при объединении ранее написанных частей в единый текст возникает что-то такое -- как локально, так и в целом -- чего не было в отдельных текстах. Здесь где-то рядом притаилась и, затаив дыхание, прислушивается к неуверенным шагам моей мысли т. н. "проблема возникновения нового", важная философская проблема, к которой я уже обратился в моих воспоминаниях (искать в Сети "Неофициальное жизнеописание Всесоюзного", далее в тексте -- слово "родовспоможение"). При объединении отрывков обычно выясняется, что сами объединяемые отрывки неоднородны, они содержат меньшие части, которые должны компоноваться иначе -- и это делается. Текст становится стройнее. Но самое главное, что при такой технологии -- написании фрагментов и последующей сборке большого текста из них -- удается применить как и гениальные озарения, так и тягостные осмысления, обдумывания, мучительные развития каких-то мелькнувших между рыбой и ее гарниром (в столовой нашего МИЭМа ее очень вкусно готовят) эфемерно-воздушных идей... В качестве некоторого самобичевания замечу, что "озарения" всегда даются легче -- особенно при общении с симпатичной женщиной или с ехидной аудиторией студентов либо школьников, -- нежели серьезная работа. Поэтому метод сборки из отрывков позволяет увеличить эффективность работы. Тем более, что кажущаяся относительная простота "сборки из готового" облегчает самообман, единственной целью коего является заставить себя работать. Нормальный человек ленив! Но -- "ганбаттэ кудасай", как говорит редактор...... и остаются ночь, дуэт дождя и кулера, японская каллиграфия "читать при свете светляка и снега", начертанная подругой и, наконец, "синий экран и белые буквы, форматированный живой поток, поднятый моей волей и движущийся в никуда по багровой закатной степи"... (цитату найдете сами, а потом еще подумайте, какая цитата скрыта в ней).

Книги часто (хотя и не всегда) состоят из глав, параграфов и абзацев -- для облегчения восприятия текста читателем и писателем. Имеется это деление и в данном тексте, но тут есть проблема. Одни темы сравнительно резко отделены от других, а некоторые -- менее резко. Поэтому некоторая нечеткость неизбежна. Например, экономика во всех случаях (кроме тривиальных и неинтересных) связана с психологией человека. Попутно: для советских экономистов, даже лучших, это осталось неведомым -- что и стало одной из причин провала Перестройки (вторая причина объективна -- дикая инерция общественного сознания, успешная работа российского общества и государства по превращению людей в рабов). Но нельзя же всю экономику и всю психологию излагать в одном разделе -- хотя бы потому, что психология влияет и на все остальное. Поэтому возникают некоторая размытость границ и неоднозначность деления, за которые я приношу извинения, примерно наравне с извинениями за то, что g равно 9,8, а 1/alpha -- аж целых 137 с сотыми.

Примечание: -- alpha -- безразмерная "постоянная тонкой структуры" е2/2epsilon0hc. Численное значение отличается от целого на 0,02 %, каковой факт вызвал в свое время заявления некоторых писателей-фантастов, что это что-то да значит.

Первый раздел посвящен проблеме понимания, и он делится на три подраздела:

  1. что такое понимание вообще, что можно -- простите уж мне каламбур -- понимать под пониманием;
  2. инструменты понимания, способы описания явлений, улучшающие понимание;
  3. противостояние манипуляции или умышленному искажению понимания.

Последний пункт требует пояснения. Если создан эффективный способ понимания, как это имеется в виду в пунктах 1 и 2, то зачем нам пункт 3? Пользуйся этими способами и будь счастлив. Но, во-первых, нахождение каких-то инструментов понимания не означает нахождения полного набора инструментов и, стало быть, не означает нахождения оптимального способа. Потому что нет теории таких способов и, стало быть, нет гарантии, что мы нашли оптимальный; кроме того, нет критерия оптимальности, гарантирующего единственность оптимального способа.

Более того, даже при наличии такого набора, даже при наличии оптимального способа человеку свойственно искать новые решения. Поэтому деятельность манипуляторов имеет шансы на успешность -- под видом нового и эффективного подсовывается вранье. Следовательно, необходимо этой деятельности противостоять. Последнее утверждение следует из неэффективности на достаточно больших временах любой системы, построенной на вранье -- всего лишь потому, что чем менее адекватно система отражает природу, тем она менее эффективна. К сожалению, лишь на больших временных интервалах... но если бы это было иначе, если бы природа карала человечество за его дурацкие поступки сразу, то человек был бы почти начисто лишен свободы воли. Такую гипотезу я не могу принять даже гипотетически -- хотя бы ввиду моей конфессиональной принадлежности. А само понятие "манипуляции" ниже будет уточнено.

Второй раздел посвящен результатам попыток понимания, и он делится на три подраздела:

  1. экономика,
  2. психология и
  3. футурология.

Это последнее иностранное (как, впрочем и два предыдущих) слово, позволю напомнить, означает попытки понять, что будет дальше.

Почему именно на эти -- экономика, психология и футурология? Пространство вопросов, в которое мы можем направить острие своей мысли, делится во времени на прошлое (историю), настоящее (для изучения коего специальной науки нет) и будущее (футурологию), а в пространстве делится, например, на внутренний мир человека (психологию) и "внешний" (экономику). Комбинируя эти два деления, мы получаем шесть вариантов (психология и экономика прошлого, настоящего и будущего), но, исходя из личных особенностей автора, мы частично их объединим и рассмотрим психологию прошлого и настоящего, экономику прошлого и настоящего и, наконец, будущее. Вот мы и определились с направлениями.


 Об авторе

Леонид Александрович АШКИНАЗИ

Кандидат физико-математических наук, член Российского физического общества и Российского общества социологов. Окончил Московский институт электроники и математики. Работал до 1995 г. во Всесоюзном электротехническом институте, с указанного года -- в журнале "Химия и жизнь", и все время (начиная со второго курса) -- в Московском институте электроники и математики.

Области работы, они же основные области постоянных интересов: физика, электронные приборы, социология; все перечисленное в прикладном виде, а также преподавание указанных дисциплин. Временные либо не основные: альпинизм, спелеология, национальная культура, некоторые субкультуры, литература. Автор статей, посвященных перечисленным областям и опубликованных в разных журналах (научных, научно-популярных, популярных, бульварных), газетах, Интернете.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце