URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Азизян И.А. ДИАЛОГ ИСКУССТВ XX ВЕКА: Очерки взаимодействия искусств в культуре
Id: 72906
 
549 руб.

ДИАЛОГ ИСКУССТВ XX ВЕКА: Очерки взаимодействия искусств в культуре

URSS. 2008. 592 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-382-00635-2.

 Аннотация

Диалог искусств XX века --- это, прежде всего, сопряжение основных стилевых направлений начала века. Это диалог различных видов искусства в культуре, а также в творчестве универсальных художественных личностей. Переломы и переходы художественного сознания --- один из главных ракурсов рассмотрения материала. Анализ становления и развития ар-деко в Парижской школе, парадоксальность его бытия наряду с искусством Матисса и Пикассо, Цадкина и Липшица, Кокто, Арто, Бунюэля, Кальдера, --- снимает излишнее напряжение парадоксальности со-бытия отечественного официального искусства 1930--1950-х гг. с искусством мастеров авангарда и близких к нему художников, а также андерграунда 1950-х гг. Часть монографии посвящена эпохе после Второй мировой войны. Анализируется интеллектуальное движение к синтезу искусств, возникшее на Западе в середине 1940-х гг., в том числе в рамках послевоенных Международных конгрессов современных архитекторов. Рассматриваются первые реализации этого движения в Европе и Латинской Америке, поиски синтеза искусств в университетских городках Мехико и Каракаса. Анализируются мемориальные ансамбли, сооруженные во всем мире в память о героях и жертвах Второй мировой войны. Еще один пласт --- анализ стилеобразующих влияний в отечественной художественной культуре 1960--1980-х гг. Таким образом, рождение и развитие начал диалогичности художественного сознания становится сквозной идеей исследования взаимодействия пространственных искусств XX века.

Для искусствоведов, культурологов и широкого круга читателей.


 Оглавление

Введение
ЧАСТЬ 1. Диалогизм авангарда ХХ века
 Глава 1. Авангард. Диалогизм становления
 Глава 2. Диалог авангарда с символизмом
 Глава 3. Диалогизм в теоретической рефлексии лидеров русского авангарда
 Глава 4. Диалогизм поэтики авангарда
 Глава 5. Символ в поэтике архитектуры первой трети XX века. Башни
 Глава 6. Художественные идеи итальянского футуризма, их параллели и отголоски в русском авангарде
 Глава 7. Первая волна скульптурного авангарда: Архипенко, Цадкин, Липшиц
 Глава 8. Александр Архипенко. Революция в скульптуре XX века.
ЧАСТЬ 2. Диалог искусств межвоенных десятилетий
 Глава 9. Ар-деко: диалог, компромиссы, синтез
 Глава 10. Искусство сталинской эпохи
 Глава 11. Вхутемас -- центр взаимодействия искусств
 Глава 12. Жан Кокто. Cтиль души
 Глава 13. Мобили и стабили А. Кальдера
 Глава 14. Александр Быховский -- мастер декоративного искусства
ЧАСТЬ 3. От модернизма -- к постмодернизму
 Глава 15. "Новая монументальность", ее теоретики и практики
 Глава 16. Синтез искусств в памятниках и мемориальных ансамблях
 Глава 17. Взаимодействие искусств в отечественной культуре 1960-1980 годов. Тенденции стилеобразования, синтеза искусств и средоформирования
 Глава 18. Диалог архитектуры, скульптуры, живописи и театра. Взаимопроникновение и диалог архитектуры и скульптуры
 Глава 19. Возрождение жанра декоративного плафона и тенденции постмодернизма
 Глава 20. Взаимодействие искусств XXI века в художественной культуре России
Вместо заключения. Диалог искусства и науки
Список сокращений
Указатель имен

 Введение

Историк архитектуры и других пространственных искусств ХХ века в начале века ХХI стоит перед задачей осмыслить прошедший век, сфокусировав все его культурные феномены -- в их отражении, воплощении и порождении искусством -- в момент векового и тысячелетнего кануна в проекции в ХХI век. Философия и теория культуры полагают главным транслируемым в ХХI век смыслом двадцатого -- диалог культур и лежащее в его основании диалогическое мышление.

Осознание бытия как культуры, перенос культуры в эпицентр всех бытийных вопросов есть реалия кануна ХХI века, реалия, обусловленная задачей сохранения человеческого общества, его бытия в трагический век истребительных мировых войн и кровопролитных национальных конфликтов, век создания, испытания и применения оружия массового уничтожения, тотального распространения терроризма, ставящих под угрозу само существование человека. Приоритет культурных общечеловеческих ценностей над всеми остальными, освятивший начало посткоммунистической эры в России и ее встраивание в мировое открытое общество, при всей парадоксальности его воплощения/невоплощения, есть, тем не менее, главная постсоветская ценность, задающая новые параметры ценностей бытия.

В этой связи сущностно необходимая гуманитаризация как архитектурной и искусствоведческой науки, так и самого архитектурного и художественного сознания представляется невозможной вне сопряжения с главным смыслом культуры ХХ века, открытым в ХХI век, -- диалогом культур и порождающим его диалогическим мышлением.

Исследование проблем взаимодействия искусств, проводимое автором в течение почти четырех десятилетий в качестве закономерной части разработки теоретических проблем архитектуры, ее осознания в контексте культуры, в настоящее время нуждается в расширении исследовательского поля и рассмотрении процессов взаимодействия искусств в мировой художественной культуре в сопряжении (или несопряжении) с процессами в современной ей отечественной культуре ХХ века.

Целью настоящего исследования является новое, более объемное представление о художественной культуре ХХ века в ее сущностных аспектах, обращенных в третье тысячелетие -- аспектах диалогичности архитектурной, скульптурной и живописной форм, диалога -- сочетания, со-бытия, сопряжения и взаимоосвещения искусств, диалога культур.

Поскольку идеи диалогизма являются центральными для настоящего исследования, его предметом и стало выявление диалогизма архитектуры и других пространственных искусств в культуре ХХ века. Явления диалогизма рассмотрены как на уровне отдельных произведений мастеров ХХ века ("Герника" Пикассо, "Разрушенный город" Цадкина), их творчества в целом (Гауди, Цадкина, Кальдера, Липшица, Корбюзье и др.), программных художественных течений и направлений (модерн, авангард -- кубизм, футуризм, кубофутуризм, дадаизм, сюрреализм, постмодернизм, деконструктивизм), так и на уровне сопряжения-взаимодействия разных видов в творчестве мастеров искусства и в культуре в целом и диалога культур: одновременных, ХХ века (инонациональных, народной и т. д.), и исторических.

Задача выявления диалогизма обуславливает избирательность материала исследования. Идеи и концепции синтеза искусств, выраставшие из стремления к органической целостности формы, а по существу к унисонности или соподчиненности форм-голосов разных искусств, меньше всего сопрягаются с идеями диалогизма.

Представлялось необходимым собрать и осветить пластические (как пространственные, так и цветовые) интуиции неорганической формы, не сводимой к одному началу, но гетерогенной, выявить попытки преодоления гомогенности синтеза, поисков полифонии, а также стремлений не победить разорванность форм, двойственность или множественность сознания, но поставить эту разорванность и двойственность в смысловой центр произведения, творчества мастера или художественного направления.

Диалог внешнего и внутреннего во всей своей двойственности взаимопроникновения и взаимоосвещения, связанный с существом авангардной эстетики и пронизывающий эпоху модернизма, развитие ее архитектуры, скульптуры, живописи, прикладного и монументального искусства, также стал предметом исследования.

Разработка проблем взаимодействия в настоящем исследовании виделась мне по двум направлениям: 1) Дальнейшее углубление исследования в отечественной культуре ХХ века, от его начала до кануна века ХХI, от модерна и авангарда до постмодернизма и даже его нового изживания. 2) Параллельное исследование процессов взаимодействия искусств в мировой художественной культуре, выявление сближений и расхождений, влияний и пересечений культур.

Результат настоящего исследования видится автору в более полном представлении о художественной культуре ХХ века в ее динамике, ибо процессы взаимодействия искусств по существу составляют механизм изменения формообразования и смыслопорождения, а выдающиеся произведения пространственных искусств ХХ века, такие как "Герника" Пикассо или "Разрушенный город" Цадкина, есть действительно образы культуры ХХ века, открытые в третье тысячелетие.

Понятие "диалог" -- знак принадлежности исследователя бахтинской философской традиции диалогического мышления как оппозиции мышлению монологическому. Понимание Бахтиным бытия как диалога, сосуществования и взаимодействия привносит в исследование именно эти смыслы. В завершенной автором работе "Диалог искусств Серебряного века" была сделана попытка выявить интуиции идей диалогизма-полифонизма у Вячеслава Иванова и Василия Кандинского, в художественной культуре Серебряного века в целом. В настоящей работе сделана попытка продолжить поиски начал диалогического мышления в мировой художественной культуре ХХ века, проследить сложную судьбу диалога, по существу его не-бытие в отечественной культуре 1930--1950-х годов, возрождение в последней трети минувшего и начале нового века.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце