URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Болдырев Н.Н. Функциональная категоризация английского глагола
Id: 72754
 
197 руб.

Функциональная категоризация английского глагола. Изд.2

URSS. 2009. 144 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-00543-2.

 Аннотация

Монография посвящена проблеме формирования категориальных значений английского глагола в предложении-высказывании. В ней исследуются общие вопросы функционально-семиологической грамматики и функциональной категоризации языковых единиц с использованием прототипического подхода к формированию языковых категорий. Формирование категориального значения глагола рассматривается как многофакторный процесс; анализируются различные факторы лексического и грамматического характера в их взаимодействии, выявляются основные принципы и механизмы функциональной категоризации английского глагола.

Издание адресовано студентам старших курсов, преподавателям и аспирантам лингвистических специальностей.


 Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КАТЕГОРИЗАЦИИ ГЛАГОЛА
 1.Функционально-семиологический подход к глагольной таксономии
 2.Функционально-семиологическая специфика категориального значения английского глагола
  2.1.Интегративный характер категориального значения английского глагола
  2.2.Акционально-актантные категориальные значения и факторы функциональной категоризации английского глагола
 3.Роль категориальных признаков субъекта и объекта в процессе функциональной категоризации английского глагола
  3.1.Категория субъекта и функционально-семиологический аспект категориального значения глагола
  3.2.Общая специфика категории объекта и объектно-ориентированные признаки глагольных категориальных значений
ГЛАВА II. КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ГЛАГОЛА В ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМИОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
 1.Акциональные категориальные значения
  1.1.Собственно акциональные категориальные значения
  1.1.1.Субъектно-ориентированные признаки акциональной категоризации английского глагола
  1.1.2.Объектно-ориентированные признаки акциональной категоризации английского глагола
  1.2.Каузативно-акциональные категориальные значения
  1.2.1.Функциональный класс каузативных глаголов
  1.2.2.Функционально-грамматические каузативы
  1.2.3.Функциональный класс лексических каузативов
 2.Неакциональные значения английского глагола в функционально-семиологическом аспекте
  2.1.Категориальное значение процессуальности
  2.2.Категориальное значение свойства
  2.3.Категориальное значение статальности
  2.3.1.Субъектно-ориентированная характеристика статальных глаголов
  2.3.2.Объектная характеристика статальных глаголов
  2.4.Релятивное категориальное значение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
СПИСОК СЛОВАРЕЙ
СПИСОК ЦИТИРОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

 Введение

Каждый акт речевой коммуникации, с точки зрения когнитивного подхода к языку, представляет собой установление соответствий между концептуальными сущностями в умах говорящего и слушающего с помощью языковых средств. В основе этого процесса лежит система общих представлений, без которых этот процесс невозможен. Эти представления связаны со всем предшествующим опытом человека и хранятся в его памяти в виде категорий. Процесс обмена информацией в языковой форме сводится к соотнесению с имеющейся у человека базой данных, к идентификации тех или иных событий с определенной группой аналогичных событий, т.е. с определенной категорией. Этот динамический процесс в отличие от категорий, представленных в статике, и составляет суть категоризации.

В самом общем виде понятие "категоризация", таким образом, предполагает мысленное соотнесение объекта или события с конкретной категорией (более общим классом или группой) объектов или событий на основе определенных представлений об их сущностных свойствах. При этом категоризация может пониматься двояко: как статическая система, отражающая наши знания о категориальном членении мира (выделение тех или иных категорий объектов или явлений: предметы, признаки, события и т.д.), и как динамический процесс, устанавливающий определенную связь между предметом мысли и конкретной концептуальной категорией (отнесение его к категории предметов, признаков, событий и т.д.) в речемыслительной деятельности. Этот динамический процесс, составляющий содержание понятия "функциональная категоризация" (подробнее см.: Болдырев 1994), и является основным предметом рассмотрения в данной монографии.

Категоризация событий или объектов осуществляется эмпирически и вербально -- с помощью языковых знаков. В процессе речевой деятельности одно неотделимо от другого. Чтобы передать слушающему такое содержание, которое будет достаточным для понимания ситуации, говорящий прежде всего должен интерпретировать объект или событие как проявление некоторой категории и отразить это с помощью языковых средств. В результате этого та или иная категоризация реальных объектов и событий находит свое отражение в соответствующей категоризации выражающих их семиотических единиц (в категориальных значениях слов и их грамматических форм). Если рассмотреть процесс вербализации в обратном направлении, т.е. от слушающего, то понимание высказывания также будет заключаться в определении категориальных значений соответствующих слов, которые позволят идентифицировать закодированные события реального мира. В этом случае можно говорить о категоризации посредством конкретного слова -- через его отнесение к определенному лексико-грамматическому классу, выражающему соответствующую концептуальную категорию, т.е. через его категориальное значение.

Таким образом, каждый акт речевой коммуникации основывается на категоризации как реальных событий, так и на категоризации семиотических единиц, используемых для передачи соответствующего содержания (т.е. категоризация первых через вторые). В конечном итоге, категоризация предполагает соотнесение конкретного события с конкретным словом. В семиотическом плане связь конкретного слова с определенной категорией (которая и позволяет любое проявление этой категории обозначить данным словом) отражается в его категориальном значении. Следовательно, соотнесение конкретного события или объекта с конкретным словом предполагает выбор определенного категориального значения (например, у глагола: действие, состояние, результат и т.д.) и актуализацию этого значения в слове, что и определяет окончательный выбор конкретной лексемы (ходит или ход, поход, приход или ходил, пойдет и т.д.). Поскольку область нашего исследования ограничивается рамками собственно языковых проблем, в дальнейшем изложении, говоря о "категоризации", будем прежде всего иметь в виду реализацию категориального значения знака как концептуальное (через посредство концептуальной категории) отражение связи между данным знаком и соответствующим событием (предметом мысли). Терминологически обозначим это как "грамматическая", или "функциональная категоризация" языкового знака.

Объектом исследования в данной монографии избраны категориальные значения английского глагола в составе предложения-высказывания. Под категориальным значением в работе понимается наиболее общее значение класса слов или грамматических форм, а также их значимость в структуре и релятивной схеме, т.е. принимается (вслед за А. А. Потебней, Л.В.Щербой, Б.Л.Уорфом, М.А.К.Хэллидеем, С.Д.Кацнельсоном и др.) широкое понимание грамматических категорий, включающее область скрытой грамматики. Как единица языка глагол отличается релятивным характером своего значения и поэтому обладает наибольшим количеством грамматических категорий, что также повлияло на выбор объекта исследования. Одни категории (категории-параметры) являются общесентенциональными и получают формально-морфологическое выражение. В данной работе эти категории не рассматриваются. Другие (категории-классы: акциональные глаголы, неакциональные глаголы, в том числе глаголы, выражающие процессы, свойства, состояния, отношения, а также каузативные и некаузативные, переходные и непереходные глаголы и т.д.) отражают собственно релятивный аспект глагольного значения. Часто они имеют скрытый характер и выявляются только в сочетании глагола с другими элементами предложения. Именно эти категориальные значения глагола, относящиеся к области скрытой грамматики, и являются предметом рассмотрения в настоящей работе.

Необходимость данного исследования вызвана отсутствием специальных работ обобщающего характера, раскрывающих специфику функционального, динамического аспекта формирования категориальных значений данного типа, в то время как эти значения и формируются, в основном, в процессе построения высказывания, т.е. в динамике. В настоящий момент трудно со всей определенностью утверждать, что выделяемые в разных языках схемы глагольных классов имеют законченный характер, поскольку используемые в них таксономические принципы недостаточно ориентированы на функциональный уровень, т.е. не учитывают динамику категориальных значений глагола, которая также законообоснована. Как правило, за рамками многих таксономических моделей остаются промежуточные и переходные явления, не поддающиеся однозначной интерпретации с точки зрения как отдельных лексико-грамматических классов и подклассов, так и разных значений одной и той же словарной единицы. Объяснение этих переходных явлений за счет действия процессов "нейтрализации" и специфики функционально -речевого уровня само по себе мало что проясняет. Оно скорее уводит от решения данной проблемы, оставляя неясными причины такой "нейтрализации", а также многие существенные аспекты функциональной специфики языковых единиц, ее закономерный характер. Между тем в реальности единственно надежным регулирующим и системообразующим фактором любой системы (в том числе, очевидно, и системы глагольных классов) может служить лишь результат ее функционирования (см.: Анохин 1978).

Проблема переходных явлений, а именно они и определяют действенность любой таксономической системы, едва ли может быть правильно осмыслена и решена, если не обращаться к случаям "ненормативного" (вопреки существующим правилам) использования языковых единиц. В этом случае многие гносеологические проблемы, возможно, перестали бы казаться столь значительными и неразрешимыми. Многочисленный характер "ненормативных" явлений в языке заставляет, в частности, предположить, что за ними скрываются закономерности сущностного свойства, которые обусловлены содержательной спецификой категориальных значений глагола, а также спецификой процессов их функциональной реализации. Переходный характер многих языковых явлений, вероятно, объясняется не столько их ненормативностью, сколько ошибочностью самих исходных таксономических понятий, что вызывает необходимость осмыслить их заново с учетом функционального фактора. В первую очередь требует пересмотра, на наш взгляд, оппозитивный принцип организации знаковых единиц языка и связанное с ним стремление к "жесткой" таксономии языковых средств, поскольку на уровне категорий и категориальных значений этот принцип, по всей видимости, не действует (Степанов 1985). В связи с этим требует нового осмысления, ориентированного на функциональный, динамический характер процессов вербализации, и само понятие категориального значения глагола, лежащее в основе деления глаголов на классы и подклассы.

Функциональный подход к изучению глагольных классов и категориальных значений так, как он представлен на современном этапе (в виде различных синтагматических, деривационных, "полевых" и др. моделей), в основном, не выходит за рамки вариантно-инвариантного подхода, т.е. сводится к анализу степени и способов реализации системных потенций глагола -- его валентностных и аспектуальных признаков, к изучению отдельных модификаций инвариантно-общих значений глагола в синтаксисе или к номенклатурному описанию частных значений его грамматических форм. Специфика подхода, принятого в данной работе, заключается в том, что формирование категориального значения глагола в предложении-высказывании рассматривается в его процессуальном аспекте -- как многофакторный процесс. Соответственно данный подход определяется как функционально-семиологический. В качестве основного методологического принципа исследования избран прототипический подход к формированию языковых категорий (подробнее см.: Болдырев 1994: 47--54), позволяющий в наибольшей степени учесть различные градации категориальных значений глагола за счет реализации тех или иных прототипических признаков.

Цель предлагаемого исследования -- выявить, изучить и концептуализировать основные принципы и механизмы формирования категориальных значений глагола в их динамическом, процессуальном аспекте, т.е. с учетом устойчивых результатов их взаимодействия с различными факторами лексического и грамматического характера в структуре предложений -высказываний. При этом имеется в виду именно предложение-высказывание как самостоятельная лингвистическая единица функционального уровня, принадлежащая одновременно языку как функционирующей системе и речи (тексту), т.е. предложение как структурная схема, пропозиция, выделяемое в составе текста, или дискурса (Звегинцев 1976; Степанов 1981, 1985; Бородина, Скрелина 1982; Ковалева 1987; Тарасова 1992 и др.). Соответственно структура предложения-высказывания, с точки зрения процессуального, деятельностного подхода, рассматривается в работе как система операций над исходными содержательными элементами (Леонтьев 1979: 31), т.е. как система векторов или факторов, воздействующих на эти исходные элементы. В качестве такого исходного содержательного элемента, вероятно, может выступать и категориальное значение глагольной лексемы, но не сама лексема, поскольку последняя представляет собой не элементарный воспроизводимый элемент содержания, а процесс оперирования с этим элементом (см.: Павлов 1973).

Исследование функциональной категоризации глагола как многофакторного процесса и анализ самих факторов в их взаимодействии основывается также на известном представлении о двуединой сущности глагола как лексемы и предиката. Глагол как лексема передает целостное событие (а не только действие, процесс, состояние и т.п.) и поэтому совмещает значение предиката и некоторое количество других признаков, вытекающих из семантики субъекта, объекта и различных модификаций данного предиката (Степанов 1985: 133; см. также: Уфимцева 1974; Арутюнова 1976; Кубрякова 1978 и др.). Эта специфика глагольного значения и послужила одной из важнейших методологических основ настоящего исследования.


 Об авторе

Николай Николаевич БОЛДЫРЕВ

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор филологических наук, профессор, президент Российской ассоциации лингвистов-когнитологов, главный редактор журнала "Вопросы когнитивной лингвистики", проректор по научной работе и международным связям Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Автор около 200 научных работ, ответственный редактор ряда сборников научных трудов, в том числе серии "Когнитивные исследования языка". Область научных интересов: семантика, грамматика германских языков, когнитивная лингвистика. Организатор Международных конгрессов по когнитивной лингвистике в России, руководитель ежегодного научного семинара по программе повышения квалификации "Проблемы когнитивной лингвистики". Подготовил более 20 кандидатов и докторов наук.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце