URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия
Id: 72518
 
449 руб.

Вербальная агрессия. Изд.2, стереот.

URSS. 2008. 360 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-00631-4. Уценка. Состояние: 4-. Блок текста: 4. Обложка: 4. Следы влаги в нижней части книги, не задевающие текст.

 Аннотация

В монографии излагаются теоретические основы комплексного исследования феномена вербальной агрессии как лингво-риторической, психолого-педагогической и социально-философской проблемы. Рассматриваются практические подходы к осуществлению контроля над агрессивными компонентами речи в профессионально-педагогической коммуникации.

Адресована студентам, аспирантам, преподавателям педагогических и гуманитарных вузов. Может быть использована в практике преподавания лингвистических и речеведческих дисциплин в вузе, в работе по подготовке и повышению квалификации работников высшей школы, учителей средней школы, детских психологов (в форме курса лекций, материала семинаров-тренингов, методических рекомендаций).


 Содержание

Введение
ГЛАВА I. Определение вербальной агрессии
 1.1.Понятие агрессии в современных научных исследованиях. Определение вербальной агрессии
 1.2.Отличие вербальной агрессии от сходных и смежных явлений
  Конфликтное речевое взаимодействие
  Спонтанные словесные реакции на стресс
  Вербальная самоагрессия
  Словесные агрессивные фантазии
  Имитирование речевой агрессии
  Инвектива
  Языковое насилие
 1.3.Понятия "отрицательные чувства", "отрицательные эмоции", "негативные намерения" и феномен вербальной агрессии
 1.4.Основные факторы агрессивности высказывания
ГЛАВА II. Природа вербальной агрессии
 2.1.Взгляд на вербальную агрессию в рамках основных подходов к изучению человеческой агрессивности
  Психоаналитическая концепция агрессии, или теория влечений
  Этологическая концепция агрессии
  Фрустрационная концепция агрессии
  Бихевиористическая концепция агрессии, или теория социального научения
  Психолингвистический подход к изучению речевой агрессии
 2.2.Проблема вербальной агрессии в зеркале философии
 2.3.Вербальная агрессия в оценке православной культуры
 2.4.Причины проявления вербальной агрессии в современном мире
 2.5.Оценка степени опасности и последствий вербальной агрессии
ГЛАВА III. Методы исследования вербальной агрессии
 3.1.Определение оптимального диагностического комплекса изучения вербальной агрессии
 3.2.Методы диагностики вербальной агрессии
  Визуальное наблюдение с вербальной регистрацией
  Метод опроса
  Мини-сочинение на заданную тему
  Проективные методы. Методика "Рисунок несуществующего животного" (РНЖ)
  Ассоциативный эксперимент (АЭ)
  Методика незаконченных фраз (МНФ)
  Запись реальных ситуаций проявления вербальной агрессии на скрытый диктофон
 3.3.Общие результаты констатирующего эксперимента
ГЛАВА IV. Основные виды и формы проявления вербальной агрессии
 4.1.Виды вербальной агрессии
 4.2.Основные формы проявления вербальной агрессии
  Оскорбление
  Враждебное замечание
  Угроза
  Грубое требование
  Грубый отказ
  Порицание (упрек, обвинение)
  Насмешка
  Жалоба
  Донос и клевета
  Ссора
 4.3.Вербальная агрессия и специфические формы речевого поведения в детской и молодежной субкультурах
 4.4.Вербальная агрессия в педагогическом общении
 4.5.Невербальные компоненты агрессивных высказываний
 4.6.Восприятие вербальной агрессии
ГЛАВА V. Пути преодоления вербальной агрессии
 5.1.Основные принципы контроля над вербальной агрессией
 5.2.Общие коммуникативные подходы к преодолению вербальной агрессии
 5.3.Частные коммуникативные приемы контроля над вербальной агрессией
 5.4.Речевой этикет как средство предотвращения вербальной агрессии
 5.5.Риторика и риторизация в системе контроля над вербальной агрессией
Заключение
Библиография

 Введение

Термины "речевая агрессия", "вербальная агрессия", "словесная агрессия" широко используются как в российской, так и в зарубежной научной литературе последних десяти лет, однако феномен агрессии как объект изучения современного речеведения до сих пор остается мало исследованным, особенно на отечественном материале. Кроме того, ни одна из существующих научных концепций, объясняющих природу человеческой агрессии (этологическая, фрустрационная, бихевиористическая, психоаналитическая) не рассматривает вербальные проявления агрессии как самостоятельный предмет научного анализа.

Актуальность изучения феномена вербальной агрессии определяется прежде всего неблагополучным социокультурным положением в большинстве современных логосфер: ростом асоциальности, общим снижением уровня речевой культуры, инвективизацией и вульгаризацией речи, пропагандой насилия в средствах массовой информации, существенным ослаблением коммуникативных механизмов, традиционно сдерживавших проявления агрессии слова.

"Существует страшный, иронический парадокс в следующем выводе: человеческий мозг, высочайшее орудие сохранения жизни, созданное эволюцией, сделал один из видов столь могущественным в управлении внешним миром, что внезапно он теряет контроль над собой... Мозг обнаруживает, что ему угрожает враг, созданный им самим. Мы должны понять, что это за враг", -- пишет Н.Тинберген, один из основоположников этологического подхода к изучению агрессии.

Вербальная агрессия препятствует реализации основных задач эффективного речевого взаимодействия: деструктивно воздействует на сознание участников общения, затрудняет полноценный обмен информацией, существенно снижает возможности взаимопонимания коммуникантов, блокирует выработку общей стратегии взаимодействия. В связи с этим всестороннее исследование феномена вербальной агрессии и -- особенно -- разработка приоритетных направлений ее преодоления и контроля являются необходимыми условиями, обеспечивающими коммуникативную безопасность как отдельной языковой личности, так и общества в целом.

Предмет научного исследования

Определяя предмет настоящего исследования, прежде всего отметим, что речевые формы агрессии специфической этиологии (например, провоцируемой органическими поражениями головного мозга, психическими отклонениями), являющаяся "компонентом саморазрушения в структуре девиантных и делинквентных форм поведения" [14, c. 103], не являются предметом нашего научного анализа.

Во-вторых, подчеркнем, что, несмотря на тесную связь агрессивных компонентов речи с выражением отрицательных эмоциональных переживаний, предмет данного исследования составляют не сами негативные аффекты как таковые (предмет клинической психологии и психиатрии), а их словесные реализации в агрессивной форме. В этом отношении нельзя не согласиться с утверждением о том, что "речевое нападение -- это больше чем просто проявление эмоции. Это скорее следствие эмоции, чем ее часть. Следовательно, точнее рассматривать его как форму агрессии" [52, c. 303].

Общим объектом данного исследования является феномен вербальной агрессии во всем многообразии условий и разновидностей его существования в современных логосферах. Предметом конкретного дифференцированного изучения выступают агрессивные компоненты детской и подростковой речевой среды.

В последние годы существенно возрос научный интерес к агрессии именно в детской коммуникативной среде. Однако если раньше внимание исследователей привлекали, а воспитателей тревожили в большей степени физические проявления этого феномена (ребенок дерется, толкается, щипается, кусается, отнимает игрушки, портит вещи и пр.), то в последнее время особую тревогу вызывает именно агрессия слова ("ругается", "дерзит", "огрызается", "пререкается" и т.п.). Как показывают наблюдения за речью детей, большинство из них еще в дошкольном возрасте демонстрируют очевидную склонность к речевой агрессии, оскорбляя, запугивая, высмеивая друг друга, ссорясь между собой и "выясняя отношения" на "повышенных тонах" со взрослыми -- родителями, воспитателями, учителями.

Исследования, представленные в данной работе, проводились на речевом материале детей дошкольного, младшего школьного возраста и учащихся средних классов общеобразовательной школы. Данная возрастная группа выбрана для изучения на том основании, что "периоды выраженной агрессивности ребенка, нарушающие его гармоничные отношения с окружающими, наблюдаемые в процессе нормального аффективного развития, в основном совпадают с моментами его наибольшей эмоциональной лабильности, с переживанием возрастных аффективных и личностных кризисов" [194, c. 141].

Методологические основания и принципы работы

В настоящей монографии предпринимается попытка комплексного и многоаспектного описания вербальной агрессии -- как культурного и субкультурного феномена, психического состояния, явления речи, лингво-риторической и педагогической проблемы.

Всестороннее исследование речевой агрессии как лингвистической и риторической проблемы потребовало комплексного использования достижений различных наук и междисциплинарных комплексов: лингвистики, психологии, риторики, педагогики, этики, философии, социологии, этологии, психолингвистики, лингвоэтологии, лингвопрагматики, коммуникативистики.

В целях комплексного изучения агрессивных компонентов школьной речевой среды используется деятельностный подход, который является ведущим в современном языкознании и психолингвистике и предполагает рассмотрение языка как "лингвистический вариант социальной деятельности" человека [82, c. 135].

Для выделения и описания основных видов и типичных форм бытования вербальной агрессии в детской речевой среде и в педагогическом общении используется жанровый подход (М.М.Бахтин, А.Вежбицка, Т.В.Шмелева и др.), в рамках которого любое высказывание рассматривается как реальная единица речевого общения, "четко отграниченную сменой речевых субъектов" [11, c. 237], а речевой жанр -- как феномен речи; особая модель и "относительно устойчивый тип высказывания" [11, c. 250]. Данный подход позволяет, с нашей точки зрения, не только описать различные словесные формы проявления агрессии, но и вычленить оппозиционные типы высказываний -- жанры, не допускающие в своей реализации речевой агрессии (например, угроза / предупреждение; колкость / комплимент; грубое требование / вежливая просьба и т.п.); дает возможность целенаправленно и осознанно подойти к решению проблемы ограничения, пресечения и общего контроля вербальной агрессии в исследуемой речевой среде.

Цели исследования:

1) изучение природы вербальной агрессии, функционирования основных ее проявлений в реальных условиях повседневно-бытового и профессионально-педагогического общения;

2) исследование основных видов и форм реализации вербальной агрессии;

3) определение общих путей преодоления вербальной агрессии и разработка системы частных методов, приемов, средств ее устранения и предупреждения в конкретных речевых ситуациях.

Практическая значимость исследования

Материалы и результаты данной работы могут найти широкое практическое применение в работе по подготовке и повышению квалификации педагогических кадров (воспитателей ДОУ, преподавателей вузов, учителей общеобразовательной школы), в процессе организации и в ходе осуществления учебно-воспитательного процесса в начальной и средней школе (в форме курса лекций, семинаров-тренингов, материалов дискуссий, методических разработок и практических рекомендаций).

Монография сопровождается многочисленными развернутыми примерами конкретных высказываний и речевых ситуаций, что позволяет рассчитывать на интерес к ней самого широкого круга читателей -- студентов, аспирантов, преподавателей гуманитарных дисциплин, ученых-специалистов (лингвистов, филологов, культурологов, педагогов, психологов, медицинских работников) родителей и всех, кому небезразлично отношение к проблемам современного языка и родной речи.


 Рецензии

Научная монография Ю.В.Щербининой рассматривает феномен вербальной агрессии в совокупности его социокультурной, лингво-речеведческой и психолого-педагогической составляющих. При этом особое внимание уделяется анализу проявлений агрессии в детской речи. Центральное место в монографии занимает исследование практических возможностей осуществления контроля над агрессивными компонентами речевой среды. Данный подход реализует современную концепцию здоровьесберегающего обучения, что определяет бесспорные актуальность, новизну, теоретическую и практическую значимость рецензируемой работы. Монография отличается четкостью структуры, композиционной стройностью и состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии.

Первая глава посвящена определению исследуемого явления и установлению его сущностных отличий от сходных и смежных явлений речи. Представленный в этой части работы терминологический аппарат и обобщение теоретических изысканий позволяют сделать вывод о системности и достаточной объективности данных проведенного научного анализа.

Во второй главе рецензируемой работы рассматриваются различные научные подходы к изучению вербальной агрессии, выделяются и классифицируются основные причины и последствия ее реализации в детской речевой среде, в повседневном (семейном) и профессиональном (педагогическом) общении. Анализ агрессивных словесных проявлений в русле философского и религиозного знания, безусловно, позволяет существенно расширить границы исследования данного феномена.

Несомненный научный интерес представляет третья глава монографии, в которой Ю.В.Щербинина предлагает системную модель методологического анализа феномена вербальной агрессии. Автор последовательно классифицирует и подробно описывает возможные методы и методики изучения речевой агрессии с точки зрения целесообразности и эффективности их использования в исследуемой коммуникативной среде.

В четвертой главе автор на основании жанрового подхода выделяет и описывает основные виды и формы реализации вербальной агрессии в различных условиях общения. Особое внимание Ю.В.Щербинина уделяет проблемам невербального оформления и субкультурного функционирования агрессивных высказываний. Кроме того, не менее значимой в методическом отношении представляется анализ агрессивных элементов речи в процессе осуществления педагогической коммуникации. Невозможно не согласиться с автором, утверждающим, что агрессия в речи педагога представляет собой одно из наиболее негативных и деструктивных проявлений вербальной агрессии в целом.

Последняя глава монографии представляется наиболее значимой в теоретическом и практическом отношениях, поскольку именно здесь автором предлагается концепция последовательного преодоления вербальной агрессии как явления, разрушающего гармонию речевого общения и препятствующего осуществлению эффективной коммуникации. На основании проведенного констатирующего эксперимента и анализа значительного объема психолого-педагогической, лингво-речеведческой и методической литературы Ю.В.Щербинина постулирует важнейшие принципы и разрабатывает приоритетные направления контроля над агрессивными компонентами изучаемой речевой среды.

Предложенные в данной главе методические разработки и рекомендации отличаются научной обоснованностью и методической значимостью и могут быть широко использованы в практике преподавания средней и высшей школы.

Таким образом, рецензируемая монография представляет собой самостоятельное завершенное значимое в научном отношении исследование и может быть опубликована.

Доцент кафедры риторики и культуры речи филологического факультета МПГУ, кандидат педагогических наук Липатова В.Ю.

Монография Ю.В.Щербининой "Вербальная агрессия" посвящена изучению вербальной агрессии как актуальной проблемы современного речеведения и социально-психологического явления. В работе излагаются теоретические основы исследования вербальной агрессии как лингво-риторической, психолого-педагогической и социально-философской проблемы и рассматриваются практические подходы к осуществлению контроля над агрессивными компонентами речи.

Монография состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы.

В первой главе "Определение вербальной агрессии" раскрывается основное содержание исследуемого феномена, выделяются отличия вербальной агрессии от смежных и сходных речевых явлений, рассматриваются факторы агрессивности высказывания в конкретных условиях коммуникации.

Вторая глава работы систематизирует основные научные подходы к изучению вербальной агрессии, раскрывает социальные, психологические, коммуникативные причины и последствия ее проявления в современных логосферах, в частности, в детской коммуникативной среде и в педагогическом общении.

Одной из наиболее значимых в практическом отношении представляется третья глава монографии, в которой проводится анализ методологического комплекса исследования словесной агрессии и подробно рассматриваются возможности использования конкретных диагностических методик на основании обобщения экспериментальных данных.

В четвертой главе Ю.В.Щербинина дает комплексное речеведческое описание основных видов и форм реализации вербальной агрессии, специфики их функционирования в различных речевых ситуациях. Особо рассматриваются особенности субкультурной реализации агрессивных высказываний.

Очень актуальной и значимой в методическом отношении является обращение автора к проблеме словесной агрессии в структуре педагогического общения. Последовательно и убедительно доказывается, что именно агрессивные компоненты речи учителя, воспитателя относятся к наиболее деструктивным проявлениям исследуемого феномена. Наглядно демонстрируются методическая и воспитательная непродуктивность негативных моделей речевого поведения педагога.

Несомненно, интересными в наглядно-дидактическом плане представляются параграфы, в которых рассматриваются невербальные компоненты агрессивных высказываний, выделяются и обобщаются формы их рече-поведенческого восприятия.

Наиболее ценной как в теоретическом, так и в методическом аспектах можно считать главу "Пути преодоления вербальной агрессии", в которой Ю.В.Щербинина предлагает научно обоснованную и последовательно внедряемую в практику современного преподавания (в форме лекций, отдельного практического курса, разделов школьного и вузовского учебников, специального учебного пособия) систему общих риторических принципов и частных коммуникативных приемов контроля над вербальной агрессией в профессионально-педагогическом и повседневно-бытовом общении. Автор подробно раскрывает комплексное содержание и методические возможности применения различных приемов позитивного разрешения конфликтов, способов предотвращения и устранения речевой агрессии в реальных условиях коммуникации, способствующих гармонизации общения в профессиональном коллективе, школе, семье.

Монография может быть успешно использована в практике преподавания лингвистических и речеведческих дисциплин в педагогических вузах, в научной и методической работе преподавателей высшей школы, школьных учителей, практикующих психологов.

Рецензируемая работа представляет собой теоретически и практически значимое научное исследование и может быть рекомендована к публикации.

Кандидат педагогических наук, доцент, декан филологического факультета Московского гуманитарного педагогического института Романичева Е.С.

Монография Ю.В.Щербининой посвящена важной и значимой в методическом отношении проблеме вербальной агрессии, рассматриваемой автором преимущественно на речевом материале школьной среды. Преодоление грубости речи, контроль над речевой агрессией на всех уровнях ее проявления -- необходимые условия успешного осуществления учебно-воспитательного процесса, гармонизации педагогического общения и детско-родительских отношений.

Не вызывает сомнения актуальность рецензируемой работы, обусловленная общей социальной нестабильностью в современном мире, снижением уровня речевой культуры, ослаблением нравственных механизмов, традиционно сдерживавших словесную агрессию, при явно недостаточной исследованности данного феномена в отечественной науке и на отечественном речевом материале.

Монография отличается логичностью структуры, достоверностью полученных экспериментальных данных, ясностью выводов и обобщений. Представляется оправданной предложенная автором пятичастная композиция работы, определяющая многоаспектность изучаемого феномена и полноту проведенных научных изысканий.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования Ю.В.Щербининой заключается в формулировке определения вербальной агрессии; выявлении различных методологических подходов к изучению этого явления в различных условиях его функционирования, в частности -- в школьной речевой среде; установлении отличий вербальной агрессии от сходных и смежных феноменов речи; выделении и описании методов диагностики вербальной агрессии в общении школьников, основных видов и форм ее реализации, невербальных компонентов агрессивных высказываний и ответных реакций адресата; определении основных путей и разработке частных направлений контроля над вербальной агрессией в детской речи и в педагогическом общении.

Практическая значимость рецензируемой работы состоит в установлении сущности феномена вербальной агрессии; апробации комплекса приоритетных методов ее изучения; развернутом исследовании основных форм словесного бытования агрессии; создании методических разработок и разработке практических рекомендаций для педагогов, психологов, родителей; сборе и систематизации дидактического материала для занятий со студентами педагогических вузов.

Обоснованность и достоверность результатов проведенного автором исследования подтверждается данными анализа значительного объема лингвистической, психолого-педагогической, философской и учебно-методической литературы, комплексным применением исследовательских методов и методик, использованием данных смежных наук, результатами констатирующего эксперимента и опытного обучения, а также непосредственным личным участием автора в опытной работе.

Таким образом, рецензируемая монография соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам данного типа, и может быть рекомендована к печати.

Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой риторики и культуры речи МПГУ Ипполитова Н.А.

 Об авторе

Юлия Владимировна Щербинина

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры риторики и культуры речи филологического факультета Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Автор 13 статей, 2 учебных пособий и ряда учебно-методических материалов по проблеме вербальной агрессии.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце