URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Литова М.В., Фоменкова И.А. Сборник фортепианных ансамблей западноевропейских и русских композиторов: Для средних классов детских музыкальных школ и школ искусств
Id: 72453
 

Сборник фортепианных ансамблей западноевропейских и русских композиторов: Для средних классов детских музыкальных школ и школ искусств

URSS. 2008. 64 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-0205-5.
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

В настоящем сборнике собраны фортепианные ансамбли, призванные развивать и совершенствовать основные навыки ансамблевого исполнительского мастерства. Особенностью данного сборника является то, что в нем представлены редко исполняемые произведения западноевропейских и русских композиторов для одного и двух фортепиано в четыре и восемь рук.

Сборник предназначен для учащихся ДМШ и ДШИ.


 Содержание

1. От составителей
2. Г.Гендель. Концерт (Concerto grosso) B-dur, IV ч. Переложение Л.Ройзмана для 2-х фортепиано
3. В.Моцарт. Соната D-dur op. З,1 ч. (Из Зальцбургских сонат В.Моцарта). Авторское переложение для фортепиано в 4 руки
4. В.Моцарт. Соната B-dur, op. З,1 ч. (Из Зальцбургских сонат B.Моцарта). Авторское переложение для фортепиано в 4 руки
5. В.Моцарт. Менуэт из симфонии Es-dur N 39. Из сборника "Пьесы и переложения для фортепиано в 4 руки", ч. 1. Составитель А.Астафьева. Л.: 1961
6. В.Моцарт. Менуэт из симфонии Es-dur N 39. Переложение C.Стемпневского для 2-х фортепиано.
7. Л.ван Бетховен. Полонез F-dur. Из сборника: "Слон-Бостон". Составитель Е.М.Иршаи. Л.: 1991. Переложение для фортепиано в 4 руки
8. М.И.Глинка. "Кавалерийская рысь" (Хрестоматия для фортепиано 3 кл. ДМШ). Составители: Н.А.Любомудрова, К.С.Сорокин, А.А.Туманян. М.: 1978. Переложение для фортепиано в 4 руки
9. А.Глазунов. Гавот из балета "Барышня-служанка". Переложение А.Рапопорта для фортепиано в 4 руки
10. А.Аренский. Фуга на тему "Журавель". Авторское переложение для фортепиано в 4 руки
11. В.Ребиков. Вальс из оперы "Елка". Переложение Э.Бабасяна для фортепиано в 4 руки
12. С.Прокофьев. Гавот из "Классической симфонии". Переложение П.Ламма для 2-х фортепиано в 8 рук

 От составителей

Настоящий сборник включает фортепианные ансамбли для исполнения в четыре руки на одном и двух роялях. Составители преследовали несколько целей: пополнить ансамблевый репертуар средних классов ДМШ, где особенно ощущается его недостаток; познакомить педагогов и юных пианистов с редко звучащими сочинениями отечественных и зарубежных композиторов, представляющими бесспорную художественную ценность; обратить внимание учителей, начинающих заниматься с детьми игрой в ансамбле, на типичные особенности и трудности совместного исполнения.

Обучение детей четырехручной игре на одном рояле начинается с правильной посадки. Партнеры должны уметь поделить клавиатуру пополам и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся или перекрещивающемся голосоведении, когда один локоть находится под другим. Педализирует, как правило, исполнитель второй партии, так как она служит основой (бас, гармония) для мелодии, которая чаще всего проходит в верхних регистрах (хотя может переходить и во вторую партию); что и более привычно и удобнее по расположению партнеров за инструментом.

Основа ансамблевого исполнения во всех его видах заключается в умении обоих партнеров слушать друг друга, что означает -- охватывать слуховым вниманием обе партии. Начинающих ансамблистов полезно менять местами -- и в разных произведениях, и в одном и том же, чтобы они не привыкали к звучанию только одного какого-либо регистра и достаточно быстро овладевали звуковой и технической спецификой, свойственной каждой партии. Особые стороны работы в классе ансамбля -- синхронность игры и так называемый баланс звучности, то есть необходимое в каждом конкретном сочинении равновесие, правильное соотношение звучания обеих партий. Это относится и к артикуляционной стороне и к динамическому соотношению звучности. Необходимо добиваться единства артикуляционных приемов, встречающихся в обеих партиях, очень точно исполнять различные штрихи.

Разделение музыкального материала на две партии, с одной стороны, облегчает исполнение (часть всегда легче сыграть, чем целое), с другой -- представляет специфическую трудность: то, что несложно и привычно играть двумя руками одному исполнителю, становится подчас более сложным для исполнения двумя исполнителями. При этом возникает необходимость передавать друг другу мелодию, фигурации, различные пассажи, аккомпанемент, подхватывать материал, сыгранный партнером, и все это -- не разрывая непрерывности музыкального процесса. Если у одного из партнеров случилась заминка, другой не должен прекращать игру, чтобы потерявший текст исполнитель мог сориентироваться и быстро включиться в исполнение.

Особая задача в классе ансамбля -- воспитание у учащихся пианистов хорошего темпоритмического чувства. Сюда входит многое: понимание и ощущение единого общего движения; устойчивость темпа и вместе с тем гибкость и живая выразительность метроритма. Если оба участника ансамбля страдают ритмической неустойчивостью (это может быть склонность как ускорять, так и затягивать движение), ансамбль долго не ладится, и свойственный обоим партнерам недостаток сразу становится очевидным; если же названный недостаток присущ только одному ученику, другой, "держа" темп, становится верным помощником педагога. Таким образом, в классе ансамбля возникают благоприятные возможности для исправления не только общих, но и индивидуальных недостатков учащихся.

Весьма важно научить юных пианистов, играющих в ансамбле, одновременно начать исполнение. Органичному и точному началу игры помогают такие приемы как "дирижерский" ауфтакт (это может быть кивок головой или легкое движение кисти), а также синхронное взятие дыхания -- в начале обучения возможен совместный вдох (в прямом смысле этого слова). Не меньшее значение имеет одновременное и точное снятие звучания -- в паузах и с окончанием игры. Необходим навык отсчета длительных пауз; неопытные ансамблисты часто боятся пропустить момент своего вступления, в этом случае хорошее знание музыки партнера помогает снять лишнее напряжение, ее мысленное проигрывание заменяет механическое отсчитывание тактов и позволяет исполнительски не выключаться из процесса.

Занятие ансамблевой игрой заметно и быстро развивает музыкальные и исполнительско-пианистические способности учащихся детской музыкальной школы. Особенно важна ансамблевая практика для детей со средними данными и ограниченными по каким-либо причинам возможностями уделять время работе на фортепиано. Бывает, что проучившись в школе семь лет, ребенок так ни разу и не вышел на сцену, не изведал радости концертного исполнения в качестве солиста. Играя же в ансамбле, учащиеся могут выступить в большой аудитории и с достаточно сложным репертуаром, ведь в ансамбле можно сыграть немало замечательных произведений мировой музыкальной литературы. Как отрадно видеть сияющие глаза детей, испытавших радость совместного творчества! Они будут вновь и вновь стремиться к новым достижениям и заслуженному успеху.

Фоменкова Ирина Александровна,
преподаватель ДМШ, г. Дедовск
Литова Марина Васильевна,
заслуженный работник культуры МО,
преподаватель ДМШ N 1, г. Реутов
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце