URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Щапова Ю.Л. Византийское стекло: Очерки истории
Id: 72351
 
389 руб.

Византийское стекло: Очерки истории. Изд.3, стереот.

URSS. 2008. 288 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-00576-8. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 5-.

 Аннотация

Автор, применив новые подходы и естественно-научные методы исследования, впервые определил материальные признаки стекла византийского происхождения. Кроме византийских мозаик, посуды, украшений и оконного стекла изучены остатки стекольных мастерских. Описаны организация и структура византийского стеклоделия, определена его роль в развитии производства стекла и отдельных элементов культуры христианского и исламского мира.

Для специалистов по археологии и истории культуры Византии, Древней Руси, Болгарии, истории древних производств и торговли, музейных работников, художников-прикладников.


 Оглавление

Введение
Глава 1. Некоторые аспекты изучения византийского стекла
Глава 2. Из истории византийских мозаик
 О ранневизантийских мозаиках в Болгарии
 О смальтах раннехристианской церкви в Звартноце (Армения)
 О смальтах Апсилии и Западной Грузии
  Примечания
Глава 3.  Стекольные мастерские IV--VII вв.
 Позднеантичные и ранневизантийские мастерские. Мастерская на вилле Бела Вода
 Мастерские в Крыму и на Боспоре
 Мастерская в Сандански (Болгария)
 Мастерская на острове Торчелло (венецианская лагуна)
 Мастерская в городе Новы (Болгария)
 Примечания
Глава 4.  Стекольные мастерские X--XII вв.
 О монастырской стекольной мастерской в Патлейне (Болгария)
 К характеристике стеклоделия в Преславе
 Первая киевская мастерская (у собора Св. Софии)
 Вторая киевская мастерская (Киево-Печерская лавра)
 О мастерской в византийской крепости Мелник (Болгария)
 О химическом составе византийского стекла IV--XII вв.
 Примечания
Глава 5.  Украшения из стекла
Браслеты
 Восточноевропейские находки византийских браслетов
 Стеклянные браслеты Восточного Причерноморья и Крыма
 Находки стеклянных браслетов в Подунавье
 О стеклянных браслетах Коринфа
 Характеристика и история византийских стеклянных браслетов
 Примечания
Бусы
 О стеклянных бусах IV--IX вв.
 О стеклянных бусах X--XII вв.
 История производства бус Византии
 Примечания
Глава 6. Византийская стеклянная посуда
 Метрика византийских сосудов XII в. (принципы и правила реконструкции сосудов по осколкам)
 Византийская стеклянная посуда XI--XII вв. по находкам на территории древней Руси
 Византийское резное стекло
 Резное стекло в музеях Средней Азии
 Резное стекло из музеев Армении
 О химическом составе так называемого раннеисламского стекла
 Общепринятые представления об истории раннеисламского резного стекла
 Верификация гипотезы о византийском происхождении раннеисламского резного стекла
 Примечания
Заключение
Приложение I
 Описание исследованных мозаик с болгарских памятников
Приложение II
 Каталог анализов стекол византийского происхождения
 Источники
Приложение III
 Каталог сосудов византийского происхождения (по находкам на территориях, сопредельных с Византией)
Список сокращений
Summary

 Введение

Византийское стекло как научное понятие очень трудно поддается определению, равно как византийское искусство в целом и отдельные его жанры. Именно поэтому Ж. Филипп, крупнейший специалист в истории стекла, византийского в том числе, заменил это понятие другим -- византийский мир в истории стеклоделия, что позволило более конкретно определить предмет исследования, его географические, хронологические и исторические пределы.

Византийский мир с географической точки зрения огромен: он включает в себя наряду с Восточной Римской империей (Малая Азия, Балканы, Египет и Ближний Восток), Италию, Сицилию, Сардинию и Корсику, а также Болеарские острова, часть Испании и Северной Африки, которые недолго, только в юстиниановскую эпоху, входили в состав Византийской империи. К византийскому миру Ж. Филипп относит также Болгарию, Сербию, Русь, Армению и Грузию, которые связаны общей религией и культурой. Границы, в которых рассматривается история византийской культуры, столь широки, что следует разделять этот мир на собственно византийский и byzantinis\'e (т.е. почти византийский).

Правильность такого широкого подхода к теме подтверждает практика научных исследований. Византийское стекло (как и другие произведения византийского искусства) довольно легко выделяется в общем контексте материальной культуры на фоне так называемых местных изделий. Отделив образцы вероятного византийского стекла, находимые в разных местах, можно было бы составить адекватное представление о самом объекте исследования.

Однако в различные эпохи территория Византии была различной: огромная империя эпохи Юстиниана включала Египет, Тунис, Сирию, Италию, Грецию, собственно Малую Азию, Причерноморье, часть Закавказья и Подунавья. Пределы Византии VII--IX вв. более узкие: Малая Азия и Балканы -- вот основная часть Византийской империи этого времени; африканские территории, а также Сирия, Италия и Закавказье вышли из-под ее эгиды. Византия эпохи Комнинов вернула часть своих территорий, восстановила власть над Балканами и Северной Сирией, но никогда не смогла вернуть африканских владений и Италии, более того, сама была разграблена крестоносцами в 1204 г. Совсем иначе выглядит на географической карте Византия эпохи Палеологов: небольшая территория по обоим берегам Мраморного моря.

Географические и политические границы Византии менялись много раз, вместе с ними менялись исторические условия развития, ее социальная и экономическая структура, направление и характер политических и культурных связей, место в международной системе и т.д.

Поскольку политическая география Византии изменчива, очевидно, что географический критерий для установления пределов византийского мира ненадежен. Не более надежен и исторический подход. Так, в состав Византийской империи времени Юстиниана входили территории, где и в раннее и в более позднее время существовали независимые самостоятельные государства. Их история в византийскую эпоху является частью истории Византии, как и отдельные этапы истории таких стран, как Кипр, Египет, Сирия, Болгария, Грузия, Сербия и т.д.

Экономика Византии в целом и состояние отдельных ее отраслей (стеклоделия в том числе) всегда были неоднородными. Византийский мир в истории стекла, который является предметом нашего исследования, представляется не целостной, а скорее мозаичной картиной. Византийский мир в истории стекла -- это определенный этап в истории стекла и стеклоделия Ближнего Востока, Италии, Грузии, Сербии, Болгарии и Руси. (Это лишь отдельные примеры, составление полного списка может стать темой специального исследования.) Изучать византийское стеклоделие как самостоятельную тему -- значит пытаться представить его как систему со своим содержанием и связями. Представление интересующего нас сюжета в виде такой системы требует особой осторожности и дополнительных знаний. Необходимы знания специальной литературы по истории искусства, социальной и экономической истории отдельных стран и византийского мира в целом. Решение такой грандиозной по своим масштабам задачи связано с преодолением разных трудностей, прежде всего организационных. Они возникают как неизбежное следствие того, что многие необходимые данные опубликованы в местных и редких изданиях, а обобщающих работ по теме практически нет.

Византийский мир в истории стекла полярен, если так можно сказать. Один его полюс -- это высокое искусство мозаичной живописи, другой -- мир прикладного искусства, бытовых предметов и мелких украшений. Эти составляющие мира изучают по-разному: мозаику -- по законам большого искусства, посуду и украшения -- по правилам изучения древностей и археологических находок. Суммарное рассмотрение византийского стекла сопряжено с преодолением и методологических трудностей. Более того, византийское бытовое стекло существует как периферийная научная тема. Интерес к бытовому стеклу -- принципиальная новизна научной позиции Ж. Филиппа.

Византийское бытовое стекло стало известно благодаря раскопкам в Болгарии и Румынии, в Югославии и Греции, на Кипре и на Ближнем Востоке; велико число находок на территории средневековых государств Закавказья, Северного Кавказа и Крыма, на территории древней Руси и ее соседей.

В пределах византийского мира открыты остатки стекольных мастерских, в одних византийцы работали самостоятельно, в других -- совместно с местными мастерами. Это еще один мир, населенный теми, кто создавал материальную основу византийского стекла, которое для современников было предметом искусства и быта, а для нас стало предметом исследования.

За те 20 лет, которые отделяют от нас "Византийский мир в истории стеклоделия" Ж. Филиппа, накоплены новые данные. Сейчас это не только шедевры: мозаичная живопись, драгоценные эмали, художественное стекло, немногие украшения, экзагии и литики, новые данные объемлют разнообразные браслеты, перстни и бусы, пуговицы и привески; оконное стекло, бытовые и культовые сосуды, поливу (глазурь), бесформенные слитки и осколки стекла, а также остатки печей, стекловаренных горшков и разных инструментов. Новых археологических данных так много, что необходимо ограничить их объем, иначе вряд ли можно достичь положительных результатов.

Накопленные данные целесообразно делить на части. Принципы деления могут быть разными, мы выбрали такой, который можно было бы назвать морфофункциональным. Это означает, что отдельные археологические категории (бусы, браслеты, сосуды и т.д.) будут рассмотрены независимо от хронологии и географии находок. Такой подход на первых этапах исследования заметно облегчает сбор информации не столько о византийском стекле, сколько о византийском стеклоделии.

Историю византийского стекла последовательно изложить в настоящее время вряд ли возможно. Зависит это от многих причин, из них самая главная -- нехватка источников, вещественных прежде всего.

Первая задача, которая встает перед исследователем, -- сформировать самый источник, качества и надежность которого могли бы удовлетворить требованиям, предъявляемым к нему. Решение такой задачи возможно лишь после того, как будут найдены критерии, руководствуясь которыми можно будет надежно отличать стекла византийского происхождения.

Очевидно, что поиск критериев нужно начинать в тех областях материальной и художественной культуры, византийский характер, византийская принадлежность, наконец, византинизм которой если не бесспорен, то принят в некотором круге исследователей. Сходство стекол, определяемое по форме, декору и художественной стилистике изделий, не является достаточным основанием для их надежного различения. Необходимо учитывать родство изделий, коль скоро известно, что сходными могут быть вещи неродственные и, напротив, несходные -- родственными. Идеальный вариант сходных и родственных (вещей) возможен не более чем в половине рассматриваемого множества (согласно закону Г. Менделя, 1:2:1).

Родство стеклянных изделий скрыто в их внутренних свойствах: в химическом составе стеклянной массы и в использованных технологиях. Химический состав является своего рода обобщающей характеристикой, которая включает в себя сведения о сырье, правилах соединения основных стеклообразующих, о практике использования обесцвечивателей, красителей и глушителей.

Особенности такого подхода определили во многом направление исследования, сосредоточенное внимание к частностям и к внутренним характеристикам каждого отдельного предмета или некоторой их совокупности. В предлагаемой нами книге использованы неизданные материалы из раскопок в Новгороде, Старой Рязани, Турове, Пинске, Старой Ладоге, Новогрудке, Киеве, Суздале, Смоленске, Гнездове; учтены материалы из раскопок в Херсонесе, Нижнем Архызе, Тмутаракани, Саркеле (Белой Веже), Керчи, Двине и Питиунте; мозаики Звартноца, Киева и некоторых болгарских памятников; стеклянные сосуды и бусы из черняховских памятников, из дреговичских курганов и курганов верхней Волги. Кроме того, использованы неопубликованные материалы из раскопок в Преславе и Стырмене и коллекции некоторых зарубежных музеев (национальные музеи в Будапеште и в Софии, музеи в Пернике, Благоевграде, Эскусе, Шумене и Велико Тырнове; коллекции среднеазиатских музеев в Ташкенте, Самарканде и Душанбе; музеи Украины во Львове, Киеве, Чернигове; музей искусств и стекла в Льеже).

Большая часть необходимых материалов изучена непосредственно в музейных хранениях или в экспедиционных фондах, некоторая -- по публикациям и литературе. Для установления функции некоторых предметов использованы изобразительные материалы.

Осмысление процесса организации византийского производства, будь то стеклоделие в целом или отдельные его отрасли, невозможно без изучения некоторых законов из кодекса Юстиниана, трактата Юлиана Аскалонита; не оставлены без внимания некоторые прозаические и поэтические тексты.

Под новым углом зрения рассмотрены ранее опубликованные находки из Новгорода, Киева, Херсонеса, Саркела, Тмутаракани, Двины и Средней Азии, находки в Болгарии, Румынии и Венгрии.

Работа над византийским стеклом продолжалась более 30 лет. Византийское стекло раскрывало свои тайны медленно и неохотно. Потребовались усилия, во много раз превосходившие силы одного человека. В этой связи хотелось бы вспомнить всех и выразить глубокую признательность всем -- и ныне здравствующим, и ушедшим из жизни, всем -- соотечественникам и зарубежным коллегам. Вот их имена: А.В. Арциховский, В.Д. Блаватский, М.А. Тиханова, В.Н. Лазарев, М.А. Ильин, М.А. Безбородов, Б.А. Колчин, В.В. Кропоткин, Д.Б. Шелов, В.П. Даркевич, М.В. Седова, М.Д. Полубояринова, З.А. Львова, Н.Н. Угрелидзе, Н.Н. Бахтадзе, Л.Г. Колесникова, Л.Г. Хрушкова, Ф.Д. Гуревич, М.В. Малевская, Р.М. Джанполадян, К.М. Скалон, В. Любенова, В. Попова--Мороз, А. Джурова, М. Декувна, А. Хшановская, Е. Ольчак, А. Гирдвойнь, Р. и Ж. Филипп, Э. Табачиньска, М.-К. Гери, В.Л. Янин, С.П. Карпов, Н.М. Богданова, Б.Б. Пиотровский, Г.Д. Белов, В.А. Галибин, Д.В. Наумов, К. и Т. Тотевы, Б.Х. Цветков, М.-Д. Ненна, Ю.А. Лихтер, В.Б. Розенбаум, Н.П. Довгалюк, Е.К. Столярова, Ю.А. Фалькович, Л. Мавродинова, Н. Дуйчева, Я.Н. Щапов, И.И. Кондратьев. Без их поддержки и помощи вряд ли удалось бы добиться положительных результатов. Свой возможный успех я с благодарностью и с удовольствием делю с коллегами. Что касается недостатков, промахов и просчетов, то за каждый из них я несу единоличную ответственность.


 Об авторе

Щапова Юлия Леонидовна
Доктор исторических наук, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, крупный специалист в области изучения истории стекла и древних производств. Занимается методологией и теорией археологических исследований. В числе ее научных заслуг — возрождение вещеведения как науки, создание научной школы изучения древнего стекла и древнего техноценоза в целом, лидерство в использовании естественно-научных методов в археологии.

Ю. Л. Щапова — автор более 200 работ, среди которых 3 учебных пособия и 6 монографий. Одна из них, «Принципы описания изделий из стекла с древнейших времен до XIII в.» — совместное грузино-польско-российское исследование, было издано на французском языке в Варшаве в 2002 г., 28 лет спустя после его завершения. В новой книге, предлагаемой читателю, представлена оригинальная модель хронологии, периодизации и развития археологической эпохи в целом.

Ю. Л. Щапова — признанный авторитет среди отечественных и зарубежных специалистов, член российских и международных научных объединений: МОИП при МГУ, Ассоциации «История и компьютер», Международной ассоциации по истории стекла, Международного общества по применению методов технических и точных наук в археологии при ЮНЕСКО и Совете Европы. Подготовила 13 кандидатов исторических наук. Награждена медалями. Лауреат премии имени М. В. Ломоносова, дипломант МОИП.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце