Учебно-методическое пособие посвящено недостаточно раскрываемой при обучении будущих психологов проблеме коллективных эмоциональных явлений – эмоциональному климату детского коллектива. Понятие "климат коллектива" возникло в научной литературе по аналогии с географическим климатом. Однако обыденный смысл этого, скорее образного, чем строго научного, выражения очень точно отражает существо проблемы: "подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом". Данная аналогия дает возможность выделить характерные особенности климата в коллективе: во-первых, он неодинаков в разных коллективах; во-вторых, он по-разному влияет на участников; в-третьих, его влияние сказывается на психологическом самочувствии людей. Отсюда со всей очевидностью вытекает задача целенаправленного формирования благоприятного климата коллектива. В подавляющем большинстве работ изучается, прежде всего, климат в трудовых и научных коллективах. Значительно меньше исследователи касаются проблемы климата в детских коллективах. При этом для характеристики групповых эффектов как особых условий жизнедеятельности человека в коллективе чаще употребляются такие понятия, как "психологический климат", "социально-психологический климат" и др. Это хоть и родственные по отношению к "эмоциональному климату", но различные по объему и содержанию определения. В их расшифровке имеются отличия, характеризующие различные нюансы объекта. Содержательный компонент понятий "психологический климат", "социально-психологический климат" характеризует совокупность всех психологических условий жизнедеятельности группы и представляет собой сплав рациональных суждений, различных видов настроений, преобладающих состояний коллективной воли. Это сложный спектр эмоциональных, интеллектуальных и волевых реакций, позиций и действий. "Эмоциональный климат" охватывает лишь эмоциональную сферу жизнедеятельности группы, представленную, по преимуществу, в коллективных настроениях. И хотя в реальной жизни эмоциональное, рациональное и волевое образуют тесное единство, в детских, в частности, ученических, коллективах на первый план выступает именно эмоциональная сторона: в это время сильна тяга к ярким впечатлениям, велика потребность в совместных переживаниях, романтике, игре. Недостаточное внимание к эмоциональной сфере жизнедеятельности детского коллектива, отсутствие целенаправленной и систематической работы по формированию благоприятного эмоционального климата в нем приводит к различным негативным последствиям в развитии личности. Данное учебно-методическое пособие посвящено эмоциональным аспектам психологии детского коллектива. Его назначение – дать специалистам основы знаний, позволяющих ориентироваться в таком сложном социально-психологическом образовании, которым является эмоциональный климат коллектива. В пособии описывается феноменология эмоционального климата классного коллектива, методы его изучения, а также пути его формирования. Пособие включает четыре главы. В первой главе раскрывается сущность, природа эмоционального климата, его основные характеристики. Во второй главе рассматриваются основные методы, с помощью которых можно изучать эмоциональный климат класса. Особый акцент в работе сделан на сознательном формировании эмоционального климата в классе. Этому вопросу посвящены третья и четвертая главы. В третьей главе рассматривается "деятельностный" путь формирования благоприятного эмоционального климата. В четвертой главе раскрывается еще одна сторона его формирования – развитие психологической культуры учащихся. Автор благодарит своих рецензентов за внимание к данной работе. |