URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Дьячкова Н.М. Формирование эмоционального климата классного коллектива Обложка Дьячкова Н.М. Формирование эмоционального климата классного коллектива
Id: 72278
399 р.

Формирование эмоционального климата классного коллектива

URSS. 2008. 160 с. ISBN 978-5-382-00916-2.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В настоящей книге описывается феноменология эмоционального климата классного коллектива. Раскрывается сущность этого явления, рекомендуются методы изучения, а также пути формирования благоприятного эмоционального климата в классном коллективе.

Книга предназначена для детских психологов, педагогов и специалистов, работающих с детьми. Она может быть использована в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений,... (Подробнее)


Оглавление
top
 Введение
 Глава 1. Эмоциональный климат классного коллектива
 Глава 2. Диагностика эмоционального климата
 Глава 3. Пути формирования эмоционального климата классного коллектива
 Глава 4. Обучение школьников способам общения. Психокоррекция межличностных отношений в колллективе
 Сценарные планы корригирующих занятий
 Принципы правильного общения
 Темы для рефератов
 Темы для самостоятельной исследовательской работы
 Литература

Введение
top

Учебно-методическое пособие посвящено недостаточно раскрываемой при обучении будущих психологов проблеме коллективных эмоциональных явлений – эмоциональному климату детского коллектива.

Понятие "климат коллектива" возникло в научной литературе по аналогии с географическим климатом. Однако обыденный смысл этого, скорее образного, чем строго научного, выражения очень точно отражает существо проблемы: "подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом".

Данная аналогия дает возможность выделить характерные особенности климата в коллективе: во-первых, он неодинаков в разных коллективах; во-вторых, он по-разному влияет на участников; в-третьих, его влияние сказывается на психологическом самочувствии людей. Отсюда со всей очевидностью вытекает задача целенаправленного формирования благоприятного климата коллектива.

В подавляющем большинстве работ изучается, прежде всего, климат в трудовых и научных коллективах. Значительно меньше исследователи касаются проблемы климата в детских коллективах. При этом для характеристики групповых эффектов как особых условий жизнедеятельности человека в коллективе чаще употребляются такие понятия, как "психологический климат", "социально-психологический климат" и др. Это хоть и родственные по отношению к "эмоциональному климату", но различные по объему и содержанию определения. В их расшифровке имеются отличия, характеризующие различные нюансы объекта.

Содержательный компонент понятий "психологический климат", "социально-психологический климат" характеризует совокупность всех психологических условий жизнедеятельности группы и представляет собой сплав рациональных суждений, различных видов настроений, преобладающих состояний коллективной воли. Это сложный спектр эмоциональных, интеллектуальных и волевых реакций, позиций и действий.

"Эмоциональный климат" охватывает лишь эмоциональную сферу жизнедеятельности группы, представленную, по преимуществу, в коллективных настроениях. И хотя в реальной жизни эмоциональное, рациональное и волевое образуют тесное единство, в детских, в частности, ученических, коллективах на первый план выступает именно эмоциональная сторона: в это время сильна тяга к ярким впечатлениям, велика потребность в совместных переживаниях, романтике, игре. Недостаточное внимание к эмоциональной сфере жизнедеятельности детского коллектива, отсутствие целенаправленной и систематической работы по формированию благоприятного эмоционального климата в нем приводит к различным негативным последствиям в развитии личности.

Данное учебно-методическое пособие посвящено эмоциональным аспектам психологии детского коллектива. Его назначение – дать специалистам основы знаний, позволяющих ориентироваться в таком сложном социально-психологическом образовании, которым является эмоциональный климат коллектива.

В пособии описывается феноменология эмоционального климата классного коллектива, методы его изучения, а также пути его формирования.

Пособие включает четыре главы.

В первой главе раскрывается сущность, природа эмоционального климата, его основные характеристики.

Во второй главе рассматриваются основные методы, с помощью которых можно изучать эмоциональный климат класса.

Особый акцент в работе сделан на сознательном формировании эмоционального климата в классе. Этому вопросу посвящены третья и четвертая главы. В третьей главе рассматривается "деятельностный" путь формирования благоприятного эмоционального климата. В четвертой главе раскрывается еще одна сторона его формирования – развитие психологической культуры учащихся.

Автор благодарит своих рецензентов за внимание к данной работе.