URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Шелейкова Н.И. Это было так…: История социальных новаций глазами очевидца: МЖК (молодёжных жилых комплексов), фирма 'СИ'
Id: 71206
 
139 руб.

Это было так…: История социальных новаций глазами очевидца: МЖК (молодёжных жилых комплексов), фирма "СИ"

URSS. 2008. 112 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-00668-0.

 Аннотация

На основе обширной информации автор анализирует инновационную деятельность 1988--1995 гг. в нашей стране через призму воспоминаний о своей работе во Всероссийском центре МЖК при ЦК ВЛКСМ и фирме "Социальная инновация".

Эти годы были периодом расцвета социальной инициативы молодежи в форме массового строительства молодежных жилых комплексов (МЖК). Опыт внедрения социальных новаций в движении МЖК послужил основой для создания авторской концепции "Движение социальных новаторов", которая нашла наиболее полную реализацию в деятельности Научной консультационно-внедренческой фирмы "Социальная инновация".

С благодарностью и трепетом автор вспоминает многих замечательных людей, с которыми ей приходилось встречаться и работать в те годы и которых можно с полным основанием считать социальными новаторами. Особую признательность она выражает А.Г.Дмитриеву, бывшему заместителю директора ВЦ МЖК при ЦК ВЛКСМ и нынешнему Президенту Регионального общественного фонда содействия внедрению социальных новаций (Фонд "СИ"), организатору и руководителю "Семейного клуба" в микрорайоне "Отрадное" г. Москвы.

Книга адресована социальным менеджерам, социальным работникам и организаторам работы с населением по месту жительства. Она может быть интересна бывшим "эмжековцам", комсомольским активистам и даже историкам советского периода жизни в России.


 Оглавление

1. Опыт советского прошлого -- проверенный источник возрождения будущего
2. Новация как благо и как наваждение. О роли личности в нашей истории, то есть -- об А.Г.Дмитриеве
3. Немного о себе: "Синергичный контакт"
4. МЖК как инновационная структура комсомола и советского общества
5. Там, где когда-то кипела жизнь... Всесоюзный Центр МЖК при ЦК ВЛКСМ на Фрунзенской набережной
6. Социальный десант и капиталистическая "диверсия": "плюсы" и "минусы" социальной инициативы комсомольцев
7. Продолжение следует: Фирма "СИ"
8. "Куча мала" и управление внедрением новаций
9. "Куда ж нам плыть?.." "Регуляция полноты жизни" как комплексная модель организации жизнедеятельности человека
Литература
Приложение. Концепция движения социальных новаторов
 1.Народная инициатива и социальные новации
 2.Значение социальных новаций в жизни общества и их проявления
 3.Отношение общества к новациям и новаторам
 4.Модель службы развития и внедрения новаций
 5.Самоорганизация новаторов как социально-политическое движение и ее этапы
 Литература к Приложению
 Регистрационные формы 1, 2, 3, 4, 5

 Из главы 1

Несколько поколений людей разных национальностей на территории нынешней России выросли при социализме, в стране Советов, Союзе Советских Социалистических Республик. Почти все современные политики, бизнесмены, ученые и деятели культуры, старше 25--30-ти лет, являлись свидетелями прежнего порядка, власти КПСС, приобщились к советскому образу жизни; очень многие были членами коммунистической партии, комсомола или хотя бы октябрятами...

Советский период отечественной истории, как и любой другой, не должен стать всеобщим пугалом, источником только отрицательных оценок и эмоций. Негоже огульно охаивать наше недавнее прошлое. Бывшее население СССР и нынешней России распад СССР, как и предшествующий развал КПСС и ВЛКСМ, утрату этими политическими структурами власти и управляемости страной никогда не оценивали однозначно (см. [п.2]bib:9), то есть общественное мнение по поводу оценки нашей истории, как и недавних преобразований, весьма неоднородно.

В своей обширной монографии "Российский парламентаризм. Между признанием и отторжением. (1989--2005 гг.)" С.П.Обухов (М.: Институт сравнительной политологии, РАН, 2005), подытоживая многочисленные исследования ученых и политиков, констатирует: "Из полосы общественных сдвигов конца 80 -- начала 90-х годов XX века российское общество вышло, что называется, в "разобранном" состоянии. Система общественно-политических ориентиров и ценностей, скреплявших народ воедино, оказалась взорванной и во многом разрушенной... шедшая ей на смену "демократическая" сумма воззрений так и не сложилась до конца". В демократический характер событий 19--21 августа 1991 года, как в 1994, так и в 2005 году, верило не больше 10--11% опрошенных; с 27% в 1994 году до 36% увеличилось число убежденных в трагичности этих событий для страны и ее народа; но большинство видели в этом лишь "эпизод борьбы за власть в высшем руководстве страны" (53% в 1994 и 43% в 2005). Весьма сходная оценка общественного мнения получен опросом 2003 года и по поводу событий 1993 года (сторонников Ельцина не более 11%; сторонников или сочувствующих Верховному Совету РСФСР -- около 32%; нейтральных -- 37% и 18% -- не определившихся).

Самое сложное и важное, наверное, -- не только провести всесторонний анализ общественного мнения о прежней и нынешней власти, об общественном строе, выявить ценностные ориентации отдельных групп людей и глубину понимания целей и задач, стоящих перед каждым отдельным человеком, Россией и человечеством в целом. Намного важнее -- извлечь уроки из недавнего прошлого, обрести в нем не только огромный жизненный опыт, но и энергию, заряд для движения вперед, -- к лучшему, "светлому будущему", как хотелось бы верить большинству наших людей.

Неужели от "Советской цивилизации" (С.Кара-Мурза), от "Советской империи" (А.Проханов) и "Советской державы" (Г.А.Зюганов) останутся только "рожки да ножки", а прежнее поколение "советских людей" вымрет как мамонты по тем или иным причинам?! "Распалась связь времен!" -- этот гамлетовский тезис нуждается в антитезисе, устремляющем нас если не к "жизни вечной", то к более полному существованию во всей совокупности земной жизни. Необходимо выстроить, своего рода, коридоры, мосты между прошлым и будущим, соединить в живом, эмоциональном и практическом порыве мысль и усилия людей разных поколений, восстановить диалог между ними.

Такие мосты не могут строиться из ненадежного информационного материала либеральной цензуры (вдумайтесь в это сочетание!) или закоренелого цинизма кухонных пересудов любой власти, непрерывной односторонней рефлексии при дремучей отстраненности от ответственности за происходящее. Лозунги: "Мы все равно ничего не решаем" и "Все они одинаковы" (излюбленная оценка любой власти), -- на самом деле несут большой заряд агрессии и разрушения, хотя и выстраданы некоторыми в период их неудачного "хождения во власть", в результате утраты своей профессиональной значимости, заданы общей социально-экономической ситуацией в стране. Мост между прошлым и будущим должен строиться общими усилиями и, по возможности, с противоположных сторон: со стороны власть предержащих и "простого народа"; со стороны молодежи (будущего) и со стороны ветеранов (прошлого).

Одной из форм необходимого взаимодействия и восстановления "связи времен" являются мемуары, воспоминания участников прежних событий и, прежде всего, недавнего советского прошлого. Многочисленные мемуары известнейших политиков и государственных деятелей тех лет, воспоминания ветеранов войны и труда погружают нас в сложный эмоциональный сплав эйфории свободы, гласности и непробудной апатии, скептицизма; веры, убежденности в своей правоте и разочарования, стойкой обиды; пафоса созидания, жертвенного героизма и трусливого предательства, духа наживы. (См.: Варенников В.И. Неповторимое. Т. 1--9. М.: Советский писатель, 2001; Горбачева Р.М. "Я надеюсь..." М.: Новости, 1991; Зюганов Г. Верность. М: Молодая гвардия, 2003; Коржаков А. Борис Ельцин: от рассвета до заката. М.: Интербук, 1997; Рубикс А. "Отечество -- боль моя..." М.: Информпечать, 1999; Рыжков Н. Перестройка: история предательств. М.: Новости, 1992; Собчак А. Хождение во власть. М.: Новости, 1991; Шеварднадзе Э. Мой выбор. М.: Новости, 1991 и др.)

Обширна библиография и аналитических материалов, исторических хроник, обзоров тех лет, в которых исследуются причины неудач, гибели и распада СССР и КПСС. (Например, см.: "Антихрист в Москве", Материалы Общественного комитета "За нравственное возрождение Отечества" и Общественного объединения родителей и близких погибших граждан, пострадавших в событиях 21 сентября -- 5 октября 1993 года. М.: Новая книга, 1997; Байгушев А. Русский орден внутри КПСС. М.: Алгоритм, 2006; "Белая книга". Экономические реформы в России 1991--2001 г. М.: Алгоритм-Книга, 2002; Бунич А. Осень олигархов. История приватизации и будущее России. М.: Эксмо, 2005; Видьманов В. "Кто виноват? Что делать". М.: ЗАО "Газета "Правда"", 2003; Воротников В.П. У критической черты. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003; Восленский М. Номенклатура. М.: Советская Россия, 1991; Глазьев С. Геноцид. М.: Терра, 1998; Емельянов Ю. Сталин. Путь к власти. На вершине власти. М.: Вече, 2007; Илюхин В. "Куда идешь, Россия...". М: Звонница-МГ, 2003; "Итоги президентской власти в России" (статистические данные). М.: ИТРК, 1999; Лигачев Е.К. Измышления и правда о советском прошлом и настоящем буржуазной России. М., 2006; Лисичкин В.А. Черная приватизация. М., 1997; "Московский апокалипсис". Материалы парламентских слушаний ГД ФС РФ "Духовно-нравственная, морально-правовая оценка трагических событий 21 сентября -- 5 октября 1993 года". М.: АО "Диамант СВ", 1996; "О государственном геноциде в России". Материалы круглого стола "Кризис нации" при Председателе Комитета по обороне и безопасности ГД РФ. М., 1998; "От катастрофы к возрождению". Причины и последствия разрушения СССР. М.: Былина, 1999; Панкратов Н. Разрушители Советского Союза перед судом истории. М.: Информпечать, 2000; Платонов О. Государственная измена. М.: Алгоритм, 2004; Современная Россия и социализм. (Опыт непредвзятой дискуссии). М.: ИТРК, 2000; Уткин А. Месть за Победу -- новая война. М.: Алгоритм, 2005; Уткин А. Мировая холодная война. М.: Эксмо, Алгоритм, 2005; Чекалин А.Н. Темнее всего перед рассветом. М.: "Экономическая газета", 1999).

В настоящее время большинству людей советское прошлое кажется во многом жестоким, даже безжалостным по отношению к людям, а принесенные ими жертвы видятся в свете утраты справедливого вознаграждения за них, отсутствия воздаяния за ошибки и преступления прошлого, -- напрасными. Чрезмерными и даже нелепыми кажутся понесенные страной потери. И все это -- на фоне цинизма нынешней власти и вскрывшегося многолетнего обмана и мистификации общественного сознания. Ведь очень многие из тех, кто был идеологом коммунизма, трубил о героизме советских людей и взывал к новым трудовым и воинским подвигам, сам не верил в пропагандируемые идеалы, обманом зарабатывал на хлеб с маслом! И многие окружающие это ясно осознавали и никогда не забудут, как вряд ли смогут простить и человеческие жертвы, предательство общенациональных интересов со стороны бывшей верхушки КПСС и ВЛКСМ. Невольно естественное осуждение переносится не только на "перевертышей" у нынешней власти, но и на верных носителей прежних идеалов -- как в советском прошлом, так и в настоящем (В.И.Ленин, И.В.Сталин, Г.А.Зюганов, КПРФ находят понимание и встречают доверие не более чем у трети населения России).

Автор данных воспоминаний, придя во Всесоюзный Центр МЖК при ЦК ВЛКСМ в 1988 году из науки и оказавшись "вблизи" одной из элитарных структур тех лет, вынуждена была сравнивать и анализировать многое. Однажды ей пришлось участвовать в неформальном мероприятии комсомола в честь очередного юбилея БАМа. Один из организаторов "народного порыва" тех лет весьма иронично рассказывал, как шли "мешки писем" от людей, воспринявших призыв партии и комсомола на полном серьезе и пожелавших отдать свою энергию, пожертвовать даже благополучием ради реализации общенародной мечты. С уверенностью можно сказать, что ни один из комсомольских вожаков тех лет и сейчас не потерял бразды правления; "выплыл" в той или иной политической структуре, занял ключевую позицию в бизнесе. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: "школа комсомола" действительно учила многому, а навык управления, привычка к лидерству и уверенность в своей правоте были привиты потомственным вожакам с детства! Некоторые в нынешних условиях "капсоревнования" лишь стали сами собой, давно забыли про общественные интересы; некоторые отчасти продолжают прежнюю линию "двойных стандартов". Лишь незначительная часть из них, как и в прежние времена, способна на жертвы, открыта для настоящего творчества и созидания, может возглавить переход России и человечества к новой парадигме жизнедеятельности, способствовать возрождению России.

Сейчас, когда вся наша жизнь воспринимается многими через призму догматов примитивных экономических теорий, а пропавшее "золото партии" (по мнению А.Бунича, на самом деле, это -- "политико-экономическая власть", которая периодически переходит из рук одной группы в руки другой) не дает покоя обывателям, впору осознать: "Не там ищем, ребята!" От вульгарных и одномерных моделей человека и общества необходимо переходить к современным, то есть основанным на "спектрально-целостном" (квантово-волновом) представлении о мире. Движение МЖК (Молодежных Жилых Комплексов) качественно отличалось от многих строек социализма и комсомольских инициатив (освоения целины, строительства БАМа и других). Оно было лишено их многих недостатков, обладало широким спектром достоинств.

Прежде всего, оно, хотя и "задавалось" сверху, вмещало в себя не только формальную, но и неформальную инициативу молодежи.

Оно отражало и отстаивало коренную потребность человека в собственном жилище, личном материальном благополучии. При этом (а это, наверное, самое важное!) -- в сочетании с духовным развитием, с учетом интересов семьи и общества в целом.

Движение МЖК было направлено на решение общих проблемам советского общества тех лет и, одновременно, решало частные проблемы семьи, общины по месту жительства и отдельного человека.

Наконец, оно "канализировало" скопившуюся энергию молодежи и общества в конструктивное русло строительства новой жизни и позволяло очень многим пассионарным, инициативным людям тех лет реализовать свои самые сокровенные и безумные замыслы, найти понимание и поддержку в молодежной социальной среде.

Движение МЖК в СССР было примером попытки "многомерного" и целостного подхода к человеку, стремления выстроить жизнестрой новых людей, воплотивших гармонию коллективного и индивидуального начал в человеке; духовного и материального; творческого созидания и трезвого бытового прагматизма. Оно изначально было задумано и воплощалось с учетом гармонии индивидуального энтузиазма, порыва и общественной пользы, не только для безликого "общего блага", но и для решения конкретных личных проблем молодых людей и их семей.

Если напряжение очень многих завоеваний социализма и "строек коммунизма" являлось жертвой одних людей ради пользы других и будущего, то движение МЖК было живым воплощением будущего, во многом счастливого, свободного и гармоничного жизнестроя людей. В жертву приносилась лишь часть рабочего времени, так как прорыв к лучшему осуществлялся за счет разумно выстроенной перемены труда, совмещения навыков и профессий, творческого досуга и содержательного общения.

Конечно, строительству нового жизнестроя в форме движения МЖК помогало государство в лице, прежде всего, центрального партийного аппарата (ЦК КПСС) и комсомола. Более того, средства для развития этой системы во многом изымались из обычных предприятий, перераспределялась из других сфер жизни советского общества, то есть молодежь получала возможность через МЖК быстрее многих решить собственную проблему с жильем, улучшить социально-психологические показатели свой жизни. Качество жизни в МЖК действительно было привлекательным и отличалось от качества жизни окружающей территории, даже большей части граждан советского общества. Но право на лучшую жизнь в МЖК надо было заслужить в честном соревновании! Предстояло, действительно, стать лучшим, а не только инициативным и предприимчивым. И это было справедливо, так как стимулировало стремление к самосовершенствованию и улучшению общественного жизнеустройства. Кроме того, "эмжековцы" никогда не замыкались в собственном благополучии, своей социальной среде, не превращались в отстраненную от других людей "элиту". Они "шли в народ", ставили задачи по обустройство смежных с МЖК территории, стремились максимально распространить свой опыт.

На наш взгляд, возрождение нашей страны, спасение ее народа, как и человечества в целом, возможны лишь на пути решения следующих задач:

-- Поиск оптимальной модели потребления человека и общества при согласовании духовных и материальных начал в человеке.

-- Снижение уровня преступности и агрессивности в обществе и создание коллективной системы безопасности.

-- Развитие научно-технического прогресса при своевременном отслеживании отрицательных его сторон и воздействий на природу и общество.

-- Согласование экономики и производства с возможностями биосферы и их оптимизация в мировом масштабе. Отказ от вредного производства и устранение из жизни общества "ссудного", ростовщического капитала. Более равномерное распределения материальных и духовных благ.

-- Превращение любого общеполезного труда в престижный и хорошо оплачиваемый, обеспечение перемены труда и сотрудничества; усиление творческого, развивающего и общеполезного начала в любой работе и деятельности.

-- Формирование общедоступной непрерывной системы образования и экологического воспитания; переход от человека ограниченного и отчужденного к высоко духовному и целостному.

-- Стимулирование и поддержание в людях стремления к развитию, самосовершенствованию, возвышению потребностей. Культивирование практики добровольного отказа от накопленных преимуществ в пользу других.

-- Формирование навыков естественного и здорового образа жизни.

-- Построение разумной модели управления природой и обществом. Организация природосообразного и справедливого жизнестроя людей. Развитие общественных институтов власти; постепенная интеграция во власть и управление все большего числа людей, переход к более полному народовластию. Способы решения большинства этих задач в свое время были предметом обсуждения, поиска в недрах движения МЖК.

Позднее, инновационный задор комсомола, носителем которого во многом был заместитель директора Всесоюзного Центра МЖК при ЦК ВЛКСМ, А.Г.Дмитриев, переместился в фирму "Социальная инновация". О возникновении и развитии этих двух социальных структур и пойдет речь в нашей "истории". Их опыт может стать ценным источником для возрождения России. Ведь он проверен на практике. Он доступен для изучения, так как носители этого опыта готовы поделиться им с другими. Ведь МЖК, как и "Социальная инновация" это, прежде всего, люди, "чудаки", о которых также пойдет речь в нашей "истории".

* * *


 Об авторе

Нина Ивановна ШЕЛЕЙКОВА

Геолог-геофизик по образованию (в 1972 г. закончила геологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова). Более 15 лет проработала в лаборатории прогнозирования и перспективного планирования ВНИИГеофизики. В 1988--1989 гг. была методистом Всероссийского центра МЖК при ЦК ВЛКСМ, где систематизировала обширный банк информации движения МЖК СССР. В 1989--1995 гг. координировала внедрение новых идей в Научной консультационно-внедренческой фирме "Социальная инновация".

В настоящее время работает во фракции КПРФ в Государственной Думе ФС РФ. Автор книги "Перспектива перехода России и человечества к новой парадигме жизнедеятельности" (М.: URSS, 2007). В ней она излагает авторскую концепцию "Регуляция полноты жизни" на основании "Спектральной логики" В.П.Грибашева.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце