URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Смолицкая Т.А. К истории отечественного градостроительства  30-60-х годов XX века: Л.М.Букалова и А.С.Смолицкий (100 лет со дня рождения)
Id: 70549
 
1399 руб.

К истории отечественного градостроительства 30-60-х годов XX века: Л.М.Букалова и А.С.Смолицкий (100 лет со дня рождения)

URSS. 2007. 256 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-00496-9. Букинист. Состояние: 4+. .

 Аннотация

В книге рассказывается о судьбе отечественного градостроительства первой половины ХХ века, о зарождении Московских институтов по проектированию советских городов (Горстройпроекта и Гипрогора). На примере двух крупных зодчих нашей страны Л.М.Букаловой и А.С.Смолицкого показана творческая жизнь архитекторов-градостроителей 30--60-х годов минувшего века. Эти зодчие внесли значительный вклад в развитие практики отечественного градостроительства, разрабатывали проекты генпланов новых промышленных городов Кузбасса (Новокузнецка, Прокопьевска, Магнитогорска, Кемерова), восстанавливали разрушенный после Великой Отечественной войны город Ялту. Под руководством Л.М.Букаловой был разработан генплан города Горького (Нижнего Новгорода) и районная планировка Горьковской области. А.С.Смолицкий --- автор генплана города Иркутска и его спутников, города Фрунзе (Бишкек) и пр. Будучи руководителем общественной экспертизы в МОСА (1969 г.), архитектор провел анализ генерального плана Москвы и дал свои предложения по совершенствованию его структуры. Проектные разработки зодчих оказали большое влияние на науку и практику советского градостроительства и воспитали плеяду градостроителей --- авторов многих генпланов построенных в нашей стране городов.

Книга рассчитана на архитекторов и градостроителей, а также на широкий слой культурного сообщества --- всех, кто интересуется историей градостроительства.


 Оглавление

От автора
1. Биография зодчих
2. Учеба во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе
 История, люди, факты
 Программа обучения
3. Зарождение треста Горстройпроект
 Структура организации. Первые проекты
 Этапы развития социалистических городов
 Особенности методики Горстройпроекта. Создание филиалов
4. Жизнь на Конюшковской
 История места
 Репрессии сестер, судьба братьев
5. Военные годы
 Эвакуация Горстройпроекта
 Первые годы после войны
6. Восстановление разрушенных городов
 Проектирование Ялты и ее центра
 Градостроительные проекты в Академии архитектуры СССР
7. Проблемы градостроительства в Гипрогоре
 История института
 Проектирование Горького (Нижнего Новгорода) и района "Мещерское озеро"
8. Зодчие на отдыхе
 Культурная среда в Суханове
 История преобразования памятника архитектуры
9. Горстройпроект 1950--1960-х годов
 Поиски планировочных решений городов Восточной Сибири
 Разработка генерального плана города Фрунзе
 Преобразование Горстройпроекта в 1960--1963-е годы
10. Проекты и статьи А.С.Смолицкого 1970-х годов
 Предложения по генеральному плану Москвы
 Предложения по проектной документации генеральных планов крупных городов
Заключение
Графика Л.М.Букаловой (1950--1958) и А.С.Смолицкого (1950--1969)
Приложения (фотокопии)
Именной указатель

 От автора

...Жизнь есть личное творчество.
Андрей Белый. Искусство. 1908

Предлагаемое исследование является еще одним шагом в изучении истории отечественной градостроительной практики 30--60-х годов XX века. Нужно ли наследие современному градостроительству? Вопрос далеко не праздный. Идеальные города XV века в трактате Филарета нашли отражение в идеях города будущего во второй половине 20-х годов XX века градостроителей России. Дисгармония "новой массовой архитектуры" с мягким среднерусским ландшафтом, со складывающимся не одно столетие обликом города, с близким человеку масштабом стала настолько очевидной, что в середине и второй половине XX века объектом защиты стали не только отдельные здания-памятники, но и старый город с его микрорельефом, своеобразной застройкой и живописной планировкой.

Однако уже в первые годы XXI века градостроительная профессия становится "не модной". При всей восстребованности архитекторов новый век служит разрушением отечественного градостроительства. Экономический строительный бизнес не учитывает последствия уничтожения самого главного стержня существования и развития отечественных городов. Негативные последствия такого недальновидного отношения неминуемо с катострофической скоростью уже в первое десятилетие сказались на нашей культуре. Разрушаются градостроительные традиции в отечественной практике. Уничтожается азбука архитектурной профессии. Нивелируются национальные особенности, сформировавшие ценности культурного наследия российских городов. Многие молодые специалисты архитекторы-градостроители, окончившие архитектурные вузы страны, не работают по специальности. Они занимаются штучным проектированием отдельных зданий, часто не обращая внимания на существующий генеральный план города. В результате разрушаются лучшие городские площади, застраиваются парки, исчезают пешеходные улицы, ломаются визуальные связи с историческими памятниками и т.д.

В городах сносятся целые исторические районы, что снижает ценность культурного наследия нации.

Изменившиеся социальные условия повлекли за собой деградацию общей градостроительной культуры: разрушаются ансамбли, исчезает понятие композиции в градостроительстве, что приводит к серьезным профессиональным ошибкам. Сплошь и рядом локальное решение отдельных комплексов вне связи с существующей городской средой разрушает основные градостроительные символы -- нарушается масштаб улиц и отдельных сооружений, появляются ложные ориентиры, исчезает профессионализм в организации общественных пространств и т.д. Города лишаются некоторых существенных качеств, определяющих жизненность и гуманность человеческого окружения.

В связи с этими непоправимыми ошибками нашего времени необходимо срочно вновь повернуться лицом к нашему наследию и возобновить градостроительные исследования, связанные с анализом огромного пласта отечественного проектирования населенных мест. Одним из таких очень серьезных трудов начала XXI века являются два тома по градостроительству (под руководством Е.И.Кириченко и М.В.Нащокиной). В первом томе авторы рассматривают проблемы исторического и историко-теоретического характера. Во втором -- рассказывают о том, что и каким образом превращало город из совокупности отдельных сооружений в произведение градостроительного искусства.

Исторические исследования персональной практики мастеровградостроителей первой половины и середины XX века уже проводились, хотя в очень ограниченных рамках, в основном речь шла о творчестве всем известных авторов. В работе В.Э.Хазановой анализировались идеи мастеров архитектуры (А.Н.Милютина, Л.Сабсовича, М.Охитовича, М.Гинзбурга, А.Мордвинова, И.Леонидова, Н.Ладовского и др.), связанные с формированием городов будущего во второй пловине 20-х--начале 30-х годов XX века. Довольно подробно опубликован материал о творческом градостроительном наследии В.Н.Семенова. Выпущена монография о выдающемся ученом А.Иваницком, положившем начало созданию советской градостроительной школы.

Опубликованы работы Г.Б.Бархина, И.В.Жолтовского, А.В.Щусева, В.Н.Симбирцева, М.В.Посохина, связанные с восстановлением городов, разрушенных во время Великой Отечественной войны (Севастополя, Сталинграда и т.д.), и реконструкцией Москвы, Новгорода, Кишинева и пр. О градостроительных работах А.Веснина написано А.Г.Чиняковым и С.О.Хан-Магомедовым.

Однако за границами публикаций остался невскрытый пласт отечественной градостроительной культуры, в том числе анализ творчества больших мастеров, которые создали градостроительную школу и построили в XX веке огромное количество городов в нашей великой стране.

Изучение профессиональных методов расширенного круга лучших мастеров-градостроителей XX века, анализ их градостроительной практики может стать инструментом возвращения утраченных качеств этого вида деятельности.

Автор данной темы подробно раскрывает индивидуальный творческий почерк, сформированный в определенных условиях становления и развития первого в мире социалистического государства, двух мастеров-градостроителей Л.М.Букаловой и А.С.Смолицкого. Их жизнь и вся деятельность протекала на фоне огромных исторических перемен в стране, которые требовали реконструкции на новых социальных и технических основах исторически сложившихся городов и строительства на неосвоенных территориях новых, проведения гигантской работы по восстановлению разрушенных во время Второй мировой войны городов, социалистического преобразования столицы Москвы и т.д.

Эта тема связана с тщательным изучением формирования профессионального фона архитектурно-градостроительной среды 1930--1960-х годов, ознакомлением документов, касающихся проблем развития теоретических концепций градостроительной науки того времени, анализом градостроительных проектов и выявлением творческих концепций их авторов.

Лидия Михайловна Букалова и Абрам Соломонович Смолицкий принадлежали к блестящей плеяде архитекторов-градостроителей, заложивших в своих проектах основу отечественного градостроительного искусства и воспитавших не одно поколение молодых градостроителей, обеспечивших лидирующее положение в градостроительстве нашей страны на протяжении всего XX столетия. В силу многих субъективных и объективных причин, связанных с трудностями той исторической эпохи, в которой мастерам довелось прожить, к сожалению, им не удалось вполне реализовать все свои богатые творческие возможности.

Влияние таких зодчих на развитие градостроительства трудно бывает оценить спустя много лет, так как их немногочисленные постройки теряются среди массы других, не всегда даже выделяясь художественным совершенством, а их идейные установки со временем становятся общепризнанными и кажутся само собой разумеющимися.

Однако в свое время каждый их проект и постройка ожидались с нетерпением и вызывали горячие споры. Это зодчие-мыслители: они искали новые пути развития градостроительства, каждый их проект -- это результат долгих и часто мучительных поисков. Эти люди шли впереди, прокладывали дорогу другим, выполняя трудную задачу разведчиков неведомого будущего.

Высочайшая архитектурная культура и профессионализм оказали огромное влияние на молодежь. Опыт мастеров сохранился в памяти людей, работавших с ними и поныне.

В отдельных главах монографии раскрываются биографические эпизоды жизни зодчих: рассказывается о Московской опытнопоказательной школе коммуне -- "МОПШИКе", в которой училась Л.М.Букалова; о среде ВХУТЕМАСа, истории ул.Мясницкой и дома N21, где было общежитие ВХУТЕМАСа и жили его педагоги; о зарождении треста Горстройпроект и его жизнедеятельности, об эвакуации Горстройпроекта во время войны и службе А.С.Смолицкого в саперных войсках; работа в Академии архитектуры и Гипрогоре. На основе архивных документов и публикаций освещаются вопросы разработки первых промышленных городов Кузбасса: Сталинска (Новокузнецка) и Магнитогорска, в послевоенные годы -- восстановление разрушенного курортного города Ялты, работы над первыми проектами районной планировки (ТЭО Горьковской области, Городецкого промышленного узла и пр.), над генеральным планом города Горького и детальным проектом района "Мещерское озеро", над генеральными планами городов Восточной Сибири (Иркутска, Шелехова и Усолье-Сибирское) и столицы Киргизии Фрунзе (ныне Бишкек).

В книге рассказывается об отдыхе зодчих в Доме творчества "Суханово", истории его преобразования и создания комфортной среды обитания; о культурном пространстве Конюшковской улицы, где были построены первые кооперативные дома Союза архитектора и жили зодчие, художники, прославленные деятели науки, культуры, о событиях, связанных с репрессиями, которые коснулись ближайших родственников Л.М.Букаловой. Таким образом сделана попытка раскрыть историю страны через историю семьи зодчих.

В конце 60-х -- начале 70-х годов XX века А.С.Смолицкий был ведущим экспертом по проекту центрального района Генерального плана г.Москвы и сделал ряд существенных предложений, которые легли в основу проекта. Его пригласили выступить на бюро секции градостроительства МОСА, на расширенном заседании Правления МОСА совместно с активом московских архитекторов по составленному им заключению к проекту центра планировочных зон Москвы и для обсуждения "Основных принципов проектного решения центра Москвы" (главный проектировщик -- институт Моспроект 2).

В последние годы А.С.Смолицкий участвовал в ряде работ в ЦНИИПе Градостроительства, связанных с разработкой зон отдыха: вдоль водохранилища г.Темир-Тау в Казахстане, вдоль озера Иссык-Куль в Киргизии и вдоль Волги в районе российских городов Иванова и Кинешмы. Зодчий не пропускал ни одного градостроительного конкурса ("Застройка Норильска", "Поселок энергетиков ", "Совхозы и колхозы", "Комплекс нового здания Академии наук СССР" и др.).

Значительным вкладом в градостроительную практику явилась статья А.С.Смолицкого "О повышении эффективности и качества проектов генеральных планов городов" (Архитектура СССР 1973. N10). В ней автор обращал внимание на отсутствие стабильности генпланов многих городов в силу бесконечных их переделок. А.С.Смолицкий вскрывает причины нестабильности и дает рекомендации к их устранению.

Через 30 лет, в марте 2007 года в МОСА вновь возобновились общественные обсуждения проекта Генерального плана Москвы. Проводились ряд круглых столов, посвященных проблемам актуализации генерального плана столицы на период до 2020 года. Документ существенно изменился, но архитектурно-планировочные проблемы остались по-прежнему нерешенными. Основная задача -- поиск "Путей и средств решения современных проблем градостроительной практики Москвы" -- явилась целью этих заседаний, ведущим которых был президент СМА В.Н.Логвинов.

При написании книги были использованы многочисленные ранее нигде не опубликованные материалы (проекты, рукописи, документы и т.д.), хранящиеся в частных архивах семьи архитекторов, их друзей и знакомых, в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им.А.В.Щусева (фонд биографического словаря под руководством А.Ф.Крашениникова), в архитектурном кабинете Центрального дома архитектора, в архивах ЦНИИП градостроительства и Гипрогора, в библиотеке Дома творчества "Суханово" и др.

В тексте приведены исторические и литературные сюжеты, связанные с событиями учебы, жизни и работы Л.М.Букаловой и А.С.Смолицкого. Автор книги умышленно привлекает разнообразный материал, излагая его в разных жанрах и чередуя с профессиональным научным исследованием, для более выпуклого изображения действительности первой половины XX века. К такой форме раскрытия частных семейных архивов нередко прибегают мемуаристы современности в других областях культурного наследия.

Особое место автор уделяет природным и историческим условиям развития некоторых районов Москвы, чтобы показать складывающуюся культурную среду мест, где жили зодчие. Хотелось бы думать, что такой подход несколько оживит сухой научно-исследовательский материал и поможет заинтересовать широкий круг читателей проблемами жизни лидеров архитектурно-градостроительной профессии.

Таким образом, вскрывая новые факты истории развития отечественного градостроительства и показывая их через творчество видных архитекторов-градостроителей XX века, автор предполагает в дальнейшем привлечение более широкого круга исследователей, которые будут заниматься анализом неопубликованного ранее персонального творчества широкого круга отечественных архитекторов -градостроителей. Этот материал поможет создать более объемную картину развития отечественной градостроительной культуры уходящего времени.

Хочется выразить благодарность всем друзьям и коллегам, сделавшим ряд ценных замечаний и предложений за время работы над книгой и оказавшим помощь в подборе материалов на всех стадиях организации производства.


 Об авторе

Тамара Абрамовна СМОЛИЦКАЯ

Кандидат архитектуры. В 1963 г. работала архитектором в Горстройпроекте, с 1968 г. по 1971 г. училась в аспирантуре ЦНИИП градостроительства. 20 лет работает старшим и ведущим научным сотрудником во ВНИИТАГе (НИИТАГе). Сфера научных интересов - проблема культурного ландшафта. Имеет более 50 научных работ, в том числе 35 публикаций. Автор учебника "Архитектура и градостроительство" (2005).

Помимо научной работы занимается педагогической деятельностью - в МАРХИ (1974-1978 гг., 2004--2005 гг.) и в МГУ им. М.В.Ломоносова (с 2002 г. по настоящее время) на кафедре "Рациональное природопользование и ландшафтное планирование" географического факультета. Со студенческих лет серьезно увлекается живописью и графикой, участник 30 выставок; училась у Б.Биргера, работы которого находятся в музейных коллекциях Германии.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце