URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Бабич М.В. Государственные учреждения России XVIII в. Обложка Бабич М.В. Государственные учреждения России XVIII в.
Id: 677
465 р.

Государственные учреждения России XVIII в. Вып.1

URSS. 1999. 144 с. ISBN 5-901006-80-1.
  • Твердый переплет

Аннотация

Книга посвящена институтам власти первого века Российской империи и конкретно -- истории складывания научно-справочного аппарата их документальных фондов и изучения их деятельности. Реконструкция формирования информационно-поисковых систем наследия XVIII в., сосредоточенного сегодня в федеральных архивах, выстраивается на фоне обзора традиций делопроизводства разных «ведомств», эволюции приемов повседневной практики архивистов и научных приоритетов... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
1. Архивная история документации государственных учреждений XVIII в.
 1.1.Первоначальная обработка делопроизводства XVIII в. (1730-1810-е гг.)
 1.2.Становление учетно-поисковых систем собраний XVIII в. (1810-е гг. – середина 1860-х гг.)
 1.3.Развитие научно-справочного аппарата материалов XVIII в. и их издание (середина 1860-х – начало 1910-х гг.)
 1.4.Систематизация и описание наследия XVIII в. в новейшее время (1917 г. – середина 1990-х гг.)
 1.5.Современное состояние фондов органов высшего, центрального и местного управления XVIII в.
2.История изучения государственных учреждений XVIII в.
 2.1.Историографическая традиция
 2.2.Указатель изданий
  2.2.1.Принципы построения
  2.2.2.Список учреждений
  2.2.3.Список изданий
Литература

Введение
top
Памяти моей матери
Людмилы Викторовны Щурихиной

Настоящее пособие представляет собой опыт курса истории государственных учреждений России от петровских реформ до начала XIX в. Целью его является обобщенная характеристика правительственного аппарата империи - совокупности высших, центральных и местных органов, на всем протяжении своего существования подвергавшихся перестройкам и реорганизациям.

Важность изучения институтов управления ввиду огромной роли власти в истории нашей страны не требует доказательств, как и факт, что в XVIII в. – во времена становления и расцвета абсолютизма – эта роль реализовалась едва ли не особенно очевидно и ярко. Кроме того, без знания работы государственного механизма все материалы эпохи, подавляющее большинство которых возникло в недрах разных официальных инстанций, неизбежно предстают хаотичным нагромождением "бумаг". Помочь сориентироваться в них путем ознакомления со всем многообразием часто меняющих свой статус и вытесняющих друг друга "коллегий", "канцелярий", "контор", "комиссий" составляет главную задачу данной работы.

В силу прикладного назначения пособия сведения по истории учреждений не соотносились в нем с известными концепциями абсолютизма. Не стали предметом рассмотрения – даже в той степени, в какой это принято в популярных учебниках – и проблемы политической борьбы, сословных реформ, эволюции законодательства, организации государственной службы, порядка делопроизводства, "нравов" столичного и провинциального чиновничества.

Все эти и связанные с ними вопросы затрагиваются лишь постольку, поскольку непосредственно проявлялись в деятельности аппарата власти. Основное же внимание уделено структуре и функциям, а по возможности – и взаимодействию его отдельных элементов. Изложенные наблюдения об администрации эпохи были сделаны автором в ходе подготовки "Путеводителя" по фондам Российского государственного архива древних актов, статей для словаря "Государственность России", а также в ходе изысканий, специально предпринятых для данного издания.

Структура пособия включает характеристики высших, центральных и местных учреждений, которые руководствовались общеимперским законодательством и действовали преимущественно в XVIII в. Так, институты приказного строя, возникшие до начала петровских реформ и продолжавшие существовать до 1720-х гг., или "установления" 1790-х гг., затем вошедшие в систему министерств, упоминаются лишь в связи с эволюцией государственного строя в целом. Ряд "правительств" Белоруссии, Прибалтики, Украины, российские органы сословного самоуправления не рассматривались вовсе, а бюрократические новообразования, порожденные губернской реформой 1775 г., обрисованы только в самых общих чертах и исключительно на первом этапе их функционирования.

В силу разновременности складывания и коренной реорганизации основных звеньев высшего, центрального и местного уровней аппарата XVIII в. хронологические рамки показа их истории дифференцированы: от оформления Ближней канцелярии и Кабинета е. и. в. до прекращения деятельности последнего в качестве личной канцелярии монарха в царствование Александра I, от основания Ратуши и заметных изменений в номенклатуре приказов до министерской реформы и от становления в 1700-е гг. новых форм управления посадским и уездным населением до ликвидации этой группы органов на протяжении второй половины 1770-1780-х гг.

Полнота и подробность освещения тех или иных сюжетов определяются состоянием изученности различных ветвей власти, степенью их участия в решении вопросов администрации и суда, а также уровнем научной обработки их архивных фондов. Особенно важное место отведено работе центрального аппарата как до сих пор наименее исследованной сфере, а затем учреждениям общеадминистративного профиля и учреждениям по управлению крупными сословными группами, которые играли главную роль в проведении правительственного курса на местах. Советы при монархах, Сенат и другие относительно глубоко анализировавшиеся историками высшие "установления" характеризуются, главным образом, в аспекте их внутриполитической деятельности и взаимодействия с подчиненными структурами, а властвовавшие обычно над ограниченным кругом лиц и территорий учреждения военного и церковного управления – с точки зрения их участия в осуществлении функций общегосударственного значения.

В настоящий первый выпуск вошли обзор истории обработки и современного состояния архивных фондов, которые содержат делопроизводственные комплексы XVIII в., характеристика изучения деятельности создавших их органов, а также аннотированный указатель освещающих эту деятельность изданий.