URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Миллер Е.Н. Что такое язык?: Гносеологический аспект
Id: 65762
 
179 руб.

ЧТО ТАКОЕ ЯЗЫК?: Гносеологический аспект. Изд.2
Что такое язык?: Гносеологический аспект

URSS. 2009. 96 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-00337-7.

 Аннотация

В настоящем пособии рассматривается непреходящая проблема языкознания --- онтология языка. Проведен аналитический обзор литературы по ряду аспектов проблемы: методологического, философского, лингвистического, лингвологического, психолого-физиологического, нейрофизиологического и др. Комплексный подход к проблеме языка позволил автору сформулировать свое понимание языка и его базовых характеристик --- субстанций, свойств, отношений, функций, форм существования. В пособии изложен ряд идей, которые в совокупности представляют новый взгляд на проблему "Язык".

Книга предназначена в первую очередь для творчески настроенных студентов-языковедов, но она также будет полезна филологам разных специальностей, историкам языка, психологам и всем заинтересованным читателям.


 Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава первая. К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЯЗЫКА
 1.Краткий экскурс в историю
 2.Речь, язык, языковая память
 3.Что есть "практическое.., действительное сознание"?
 4.Локализация значения
Глава вторая. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА
 1.Немного истории
 2.Речевой иллюстративный материал
 3.Определение конститутивных функций языка
 4.Что может и чего не может язык?
Глава третья. ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА И РЕЧИ
 1.Формы существования языка
 2.Варианты форм слова
 3.Формы существования речи
Глава четвертая. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ
 1.Языковые закономерности
 2.О связи языка с мышлением
 3.Эволюция языка и воздействие общества на его развитие
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

 Предисловие

В книге поставлена цель обсудить центральную проблему языкознания -- проблему сущности языка как объекта лингвистики. В опоре на большой теоретический материал, на современные исследования, с учетом фундаментальных трудов прошлого (Гумбольдт, Соссюр и др.) вскрыт ряд существенных противоречий -- как между различными подходами, так и внутри них. Вместо общепринятой, по существу, корреляции "язык -- речь" предложена триада "язык-речь-языковая память", где язык и речь суть явления, локализующиеся вне мозга человека. Отстаивается мнение, что язык и речь -- это два разных состояния одного и того же явления. Анализу подвергнута также проблематика значения языковой единицы, ее моно- или билатеральности. Предлагается "компромиссное" решение: с одной стороны, значение входит в состав языковой единицы, с другой -- указывает на мыслительную информацию; языковые фигуры, повторенные миллиарды раз, обретают те значения, которые передавались с помощью этих фигур в процессе общения.

Эти положения получают развитие в анализе конститутивных функций языка, в описании и объяснении базовых форм существования языка, в критическом осмыслении закономерностей языкового развития.

Осуществлена попытка рассмотреть наиболее сложные и спорные проблемы с позиций марксистско-ленинской методологии, однако в собственном ракурсе, нетривиально, не по известным учебникам или по "общим" разделам языковедческих исследований. Сама необычная сложность объекта и сама диалектика познания не позволяют надеяться на решение вопроса "в последней инстанции". Однако без новых подходов проблема, являющаяся, как указывалось, центральной в языкознании, может остаться в состоянии догматической неподвижности.

Автор выражает искреннюю признательность научному редактору проф. Моисею Михайловичу Копыленко, рецензентам проф. Илье Наумовичу Горелову, проф. Зинаиде Даниловне Поповой, доц. Александру Ивановичу Фефилову, коллегам проф. Венедикту, Федоровичу Барашкову, доц. Дине Аристарховне Куделиной, доц. Виктору Ивановичу Шаховскому, доц. Анатолию Федоровичу Юдину, доброжелательная критика которых способствовала более успешной работе над рукописью, преподавателю Любови Григорьевне Миллер, оказавшей большую помощь в подготовке книги к печати.

Данная книга предназначена в первую очередь для чески настроенных студентов, живо интересующихся вопросами языкознания. В связи с этим рекомендуем обратить внимание на следующие два момента.

Во-первых, может создаться впечатление, что в книге слишком много ссылок на работы других авторов. Да, в этом проявляется общечеловеческая слабость: в трудных случаях мы стремимся укрыться в тени авторитета выдающихся предшественников. Однако в этом же проявляется и общечеловеческая сила: мы опираемся на гений коллективной научной мысли, и это правомерно, ибо в любой творческой деятельности только благодаря преемственности можно успешно продвигаться вперед. Острополемический характер изложения делает использование обширной литературы оправданным: необходимо конкретно показать различные, в том числе крайние, точки зрения, взвесить все "за" и "против ", подвергнуть критическому анализу воззрения оппонентов и призвать на помощь единомышленников.

Во-вторых, в ряде разделов книга может оказаться для начинающего языковеда не очень простой для усвоения. Но она принесет пользу, как уже отмечалось, лишь тем студентам, которые испытывают тяготение к глубокому осмыслению "языковых явлений и понимают, что получить фундаментальное лингвистическое образование в стенах высшей школы невозможно без усиленного самостоятельного изучения важнейших языковедческих проблем.

Примерная тематика курсовых работ: 1. Сопоставительная характеристика определений языка. 2. Проблема соотношения языка и речи. 3. Язык, речь, языковая память. 4. Формы и значения единиц номинации. 5. Проблема функций языка в трудах ученых. 6. Функции современного естественного языка. 7. Устная и письменная формы существования языка. 8. Языковые закономерности и эволюция языка.


 Об авторе

Евгений Николаевич МИЛЛЕР

Кандидат филологических наук, профессор. Родился в 1929 г. в г. Энгельсе на Волге. В 1942 г. родители и старший брат Е. Н. Миллера были депортированы. Тринадцатилетний Е. Н. Миллер, на попечении которого осталась шестилетняя сестра, вынужден был бросить школу и пойти работать в колхоз.

Позднее Е. Н. Миллер учится заочно. Он заканчивает Барнаульское педучилище; работая учителем немецкого языка в сельской школе, заканчивает заочное отделение Иркутского института иностранных языков, Высшие педагогические курсы немецкого языка и аспирантуру в Алма-Ате, и в 1974 г. защищает кандидатскую диссертацию.

С 1990 г. -- главный редактор общероссийской немецкой газеты "Rundschau" ("Обозрение"). Автор нескольких монографий и десятков статей в научных журналах, сотен статей на русском и немецком языках в России, Германии, Австрии, США.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце