URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности
Id: 65041
 
224 руб.

Основы психологической теории деятельности. Изд.2

URSS. 2008. 168 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-00474-7.

 Аннотация

В настоящей монографии подведены итоги исследований автора в области психологии деятельности. Выявлена понятийная система теоретических воззрений на деятельность, существующих в психологии. Сформулированы требования, которым должна удовлетворять любая психологическая концепция деятельности. Изложена разработанная автором на основе системного подхода обобщенная психологическая концепция деятельности.

Книга предназначена психологам, а также широкому кругу специалистов, интересующихся психологией деятельности.


 Содержание

От автора
Введение
1. Понятийная система психологии деятельности
 1.1. Понятие о деятельности
 1.2. Деятельность в системе психологических понятий
 1.3. Системный подход в психологии деятельности
  1.3.1. Методологические вопросы
  1.3.2. Психолого-биологическая, общепсихологические и праксиологическая концепции деятельности
  1.3.3. Профессиографические и психолого-педагогические концепции деятельности
  1.3.4. Социотехническая и инженерно-психологические концепции деятельности
2. Обобщенная психологическая концепция деятельности
 2.1. Постулаты и теоретическая схема
 2.2. Морфология деятельностей
  2.2.1. Составы
  2.2.2. Структуры
 2.3. Аксиология деятельностей
 2.4. Праксиология деятельностей
  2.4.1. Развитие
  2.4.2. Функционирование
 2.5. Онтология деятельностей
  2.5.1. Существование
  2.5.2. Характеристики
  2.5.3. Познание
Заключение
Указатель литературы

 От автора

За прошедшие 20 лет эта книга не только не устарела, но приобрела новую актуальность. Потому что за истекший период не появилось новых обобщающих монографий по психологии деятельности, а российская современность и перспектива развития в условиях глобализации требуют психологического изучения и проектирования новых систем человеко-технических видов деятельности от обучения в школе до управления производством, международным маркетингом и политической жизнью.

Я признателен издательству URSS за возможность переиздания этой моей книги и надеюсь на интерес к ней со стороны возможных потребителей научных знаний.

Г.В.Суходольский,
Санкт-Петербург
16.07.07

 Введение

В советской психологии сложился так называемый "деятельностный" подход, согласно которому психика человека формируется и изучается в деятельности и через Посредство деятельности. На основе методологического принципа единства сознания и деятельности создаются понятийный аппарат и методы психологии, ведутся теоретические и практические разработки в психологических отраслях, в результате чего развивается и деятельностный подход.

Главное направление этого развития связано с переходом от объяснения психики человека его деятельностью к психологическому изучению и проектированию самой деятельности как опосредствуемой психическими, а также социальными и биологическими свойствами действующих людей, т.е. "человеческим фактором". Ведущая роль принадлежит здесь инженерной психологии.

Инженерная психология -- отрасль психологии, изучающая взаимоотношения человека и техники с целью достижения высокой эффективности, качества и гуманности современного труда, путем его проектирования на основе психологических принципов конструирования техники, условий труда, профессиональной подготовки кадров и на основе инженерных принципов учета человеческого фактора в человеко-технических системах.

Новая техническая реконструкция производства на базе компьютеризации и роботизации, создания гибких производственных систем вносит существенные изменения в сложившиеся формы профессиональной деятельности. Главными функциями специалиста на производстве все больше становятся программирование работы машин, управление ими и контроль. Трудовая деятельность на производстве, в управлении и хозяйствовании, а по мере компьютеризации в школе и учебная деятельность все более приближаются в основных чертах к операторской деятельности. В этой связи инженерная психология становится непосредственной производительной силой и, будучи органически связана с психологической наукой в целом, принимает на себя всю сложную систему взаимосвязей психологии с другими науками и производством.

Несмотря на определенные достижения, проектирование деятельности остается одной из центральных проблем инженерной психологии и психологии в целом, поскольку до сих пор не обобщен опыт психологического описания деятельности и нет надежных средств психологической оценки, оптимизации и проектирования как старых, так и, особенно, новых видов деятельности. По этой причине проблема деятельности признана одной из важнейших проблем для теоретической и практической разработки. В частности, требуется создать такую психологическую теорию трудовой деятельности человека, которая вооружила бы практических работников четким знанием психологических механизмов этой деятельности, закономерностей ее развития и методами использования результатов психологических исследований для решения практических задач; необходимо создать психологическую теорию совместной деятельности, раскрывающую ее сложную структуру и динамику, пути ее оптимизации.

Считается, что психологическая теория деятельности, которая служит методологической базой для всех психологических дисциплин, является одним из важнейших достижений советской психологии. Однако в этой теории имеют место нечеткость и неоднозначность в истолковании основных терминов, понятийный слой концепции, синтезированной на предыдущем и дополнительаппарат недостаточно обобщен, слабо систематизирован и не сведен воедино. В большинстве общих и специальных психологических концепций отражено стремление ограничиться в изучении деятельности узкопсихологическими закономерностями функционирования психики. При этом остаются вне изучения собственно-профессиональные, материально-технические, технологические и другие непсихологические стороны деятельностей, от которых психика "человека работающего" оказывается искусственно оторванной. ИзНза такого стремления в общей психологии предмет изучения пытаются свести к некоему "психическому", "значащим переживаниям" или "ориентировочной деятельности". В социальной психологии преимущественно ограничиваются межличностными отношениями и основанными на них феноменами. В психологии труда профессиограммы в значительной мере сводят к психограммам, а психограммы -- к перечням профессионально важных свойств или качеств, мало специфичных для конкретной деятельности. По той же причине в инженерной психологии взаимодействия людей и машин сводятся в основном к информационным взаимодействиям, что представляет собой еще и определенный результат кибернетического редукционизма. В психологическом изучение деятельности почти повсеместно ограничиваются ее анализом, хотя это противоречит не только диалектике вообще, но и конкретно-психологической методологии, практическому использованию результатов.

Таким образом, с одной стороны, поставлены актуальные государственные задачи, в решении которых должна участвовать психология в целом как наука, а с другой стороны, этому участию препятствуют недостатки психологических воззрений на деятельность -- недостатки столь существенные, что позволительно говорить об отсутствии психологической теории деятельности. Не имея хотя бы основ (или начал) такой теории, очевидно, нельзя корректно решать требуемые задачи.

Думается, что приведенные соображения в достаточной мере обосновывают актуальность целей, которые мы преследуем и которым подчинены содержание книги, логика и характер изложения.

Прежде всего необходимо разобраться в существующих психологических и других воззрениях на деятельность, выявить, обобщить, уточнить и систематизировать понятийный аппарат психологии деятельности. Этому посвящен первый раздел книги, в котором определяются "ключевые" понятия; выявляется и систематизируется существующий в психологии деятельности понятийный аппарат; критически анализируются и оцениваются имеющиеся системные концепции деятельности.

Во втором разделе книги последовательно изложены сначала предпосылки и теоретическая схема обобщенной психологиченом материале, а затем понятийные структуры, отражающие строение, потребностно-ценностную сферу, развитие и функционирование, бытие и познание деятельностей.

В заключении подведены итоги и намечены некоторые перспективы развития психологии деятельности.

Считаю своим долгом выразить признательность моим учителям, сотрудникам и ученикам за доброе отношение, поддержку и помощь.


 Об авторе

Геннадий Владимирович СУХОДОЛЬСКИЙ

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Доктор психологических наук, профессор кафедры эргономики и инженерной психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Круг научных интересов -- общая, инженерная, математическая психология. Опубликовал 280 научных работ, в том числе несколько монографий: "Основы математической статистики для психологов" (1972, 1996); "Математическая психология" (1997); "Введение в математико-психологическую теорию деятельности" (1998); "Математика для гуманитариев" (2007).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце