URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Ларионова И.С., Алексеев А.А. Системное мышление в практике биолога и врача: Философский анализ. (В 2-х томах)
Id: 64878
 
399 руб.

Системное мышление в практике биолога и врача: Философский анализ. (В 2-х томах). Т.1

URSS. 2008. 360 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-00411-2. Букинист. Состояние: 4+. .

 Аннотация

В настоящей книге, выходящей в двух томах, представлена системная сущность факторов, детерминирующих здоровье индивида и социума. На основе философской методологии системности и новейшей соединительнотканной теории биологии и медицины, многолетней педагогической, врачебной и биологической практики дана философская и медицинская основа главных, определяющих жизнь, принципов системности в борьбе за здоровье человека. С помощью целого ряда новых системных категорий показана системообразующая роль соединительной ткани в медико-биологическом мышлении.

Впервые введенные понятия (около 50) в корне меняют представления об интегративном мышлении биолога, врача, философа, социолога. Приведены иллюстративные биологические и клинические примеры с системными способами интегративного лечения больных.

Книга рассчитана на студентов и аспирантов, преподавателей, а также философов, социальных и медицинских работников, учителей, психологов и экологов.


 Оглавление

Том первый
Предисловие авторов
Коротко о практической значимости и сути проблемы медико-биологического системного анализа и мышления
Введение. Общие сведения по обсуждаемой проблеме
Глава 1. Соединительнотканная система организма -- жизненная "емкость" тела человека и "место общего пользования" организменных субсистем разного уровня. Гармоничная соединительнотканная реструктуризация тела человека -- основа качества жизни
Глава 2. Понятийный комплекс системного социо-биологического и врачебного мышления с клинико-наднозологическими примерами "соединительнотканной недостаточности"
Глава 3. Системное медико-биологическое мышление лишает Вас заблуждений, иллюзий и продляет жизнь
 3.1.Любая ментальная модель -- система
 3.2.Что дает системное мышление пациенту, врачу и биологу
 3.3.Логика и системное мышление
 3.4.Достоверность (качественность) и точность в биологическом лечебно-диагностическом системном мышлении, определяющая этапность действий врача
 3.5.Системное понимание фокусировки, перспективного видения и ракурса
 3.6.Многовариантность проявлений системного мышления (вертикальное, горизонтальное, многомерное, пространственное)
 3.7.Объективно или субъективно системное мышление?
 3.8.Как можно изобразить систему на бумаге, чтобы подумать о вариантах ее поведения
 3.9.Пределы роста параметров системы, в том числе и эффективного лечения
 3.10.Мобильность системы в связи с изменением цели воздействия
 3.11.Может быть так, что субъективно болезнь для больного -- лучше, чем лечение? Как лечить зависимости и вообще лечиться
 3.12.Несколько принципов организации параметров жизни субсистемы соединительнотканной массы "общего пользования"
Глава 4. Принципы системного медико-биологического мышления
 4.1.Знакомьте администрацию с принцами системности
 4.2.Системное мышление врача
  4.2.1.Что такое системное мышление?
  4.2.2.Почему так важно системное мышление?
  4.2.3.Три причины плохой медицины сегодня
 4.3.Что же с позиции системности мешает работе врача с биологической системой и отрицательно влияет на качество лечения?
 4.4.Основы познания системности -- постоянное образование
 4.5.Как преодолеть патологическую болезненную стабильность (торпидность) системы. Что должно быть рычагом?
 4.6 Некоторые побочные эффекты системного врачебного мышления
 4.7 Системное мышление -- это мышление "контурами" обратных связей
  4.7.1.Усиливающая обратная связь
  4.7.2.Уравновешивающая обратная связь
 4.8.Формирование системного мышления и инстинкта самосохранения -- эликсир молодости и "вечной" жизни
 4.9.Об ответной реакции системы, новое в лечебной практике
Глава 5. Врачебная философия качественного лечения. Предложенный нами способ управления сложнейшей биологической системой "человек"
 5.1.Откажитесь от оценки результатов лечения по усредненным показателям и их сравнению с общепризнанными параметрами
 5.2.Разработка и внедрение системных проблем качества и количества здоровья определяются заинтересованностью и приверженностью к этому процессу высшего руководства биологического и медицинского учреждения
 5.3.Без культурной трансформации биолога, врача и пациента невозможно сформировать работающую и жизнеспособную систему диагностики и лечения
 5.4.Необходимо покончить с мыслью о том, что практическое лечение будет хорошим и качественным тогда, когда, потратив время на поиски, вы все же найдете дешевого врача
 5.5.Наша задача -- улучшать качество функции каждого элемента или субэлемента общеорганизменной системы
 5.6.Уход от иллюзий и постоянное совершенствование процессов трансформации
 5.7.Немного о значении отношений
 5.8.Разрушайте межличностные барьеры, особенно между Вами и администрацией
 5.9.Администратор (лидер) должен быть умен, мудр и богат идеями
 5.10.Не обещайте исцелить, а повседневно занимайтесь наставничеством, помощью и лидерством
 5.11.Несколько способов управления сложнейшей в Природе медико-биологической системой -- "человек"
  5.11.1.Управление по целям
  5.11.2.Управление по результатам и квотам на основе динамического контроля
  5.11.3.Управление био-социальной системой "человек" по "вертикали", связь с общебиологическими причинами смерти
  5.11.4.Десять системных закономерностей управления живой биологической системой
  5.11.5.Управление системой по "горизонтали"
  5.11.6.Способ управления живыми системами телесно-социальной терапией
Глава 6. Соединительнотканная теория (СТ) биологии и медицины -- новая естественнонаучная основа философии здоровья. Некоторые причины написания двухтомника, отражающие социальную роль современной науки
Глава 7. Новое (системное, соединительнотканное, интегративное) видение структуры и функций человеческого организма
Возможности контакта с авторами

 Из предисловия авторов

Коротко о практической значимости и сути проблемы медико-биологического системного анализа и мышления

"Речь идет о понимании мира и его фрагментов, осваиваемых человеком, как сложной, развивающейся синергетическими характеристиками системы, в которую включен и человек. В такой системе есть и точки бифуркации, и кооперативные эффекты, когда минимальные воздействия в одном месте могут резонировать в других подсистемах целого. По отношению к такого рода объектам нужна особая стратегия деятельности, требующая учета нравственных императивов, которые могут играть решающую роль при выборе действий и зависящих от них направлений развития системы... именно в процессе взаимной адаптации, разных культурных миров и возникнут основания для нового цикла цивилизационного развития с оптимистическим сценарием для человечества. А пессимистических сценариев для его гибели значительно больше. Человечеству придется буквально пройти по лезвию бритвы, чтобы выйти на путь нового типа развития" (акад. В.С.Степин).

Перечислим несколько основных актуальных, на наш взгляд, проблем, которые мы в книге постарались переосмыслить по-новому, соблюдая принципы системности, сформированные нами сегодня системно-философским подходом к медико-биологическим проблемам. Предлагаемые нами варианты толкований ряда системных понятий, естественно, не окончательны, они написаны в процессе совместной работы с философами, математиками, кибернетиками, не говоря уже о биологах и медиках. В связи с этим мы чрезвычайно благодарны: Титову О.В., Белову В.И., Шебшаевичу Л.Г., Фанченко М.С., Мыслицкой Л.В., сестрам Т.Е. и Н.Е.Шапцевым, и всем, кто принимал участие в развитии проблемы интегративной системной семейной соединительнотканной медицины (Андрееву Ю.А., Абраменковой Н.Ю., Агаджанян Н.А., Алешину С.В., Банковой В., Бессоновой Т.И., Беляевой Е.А., Бельмер С.В., Бутовой О.А., Волкову В., Велиготской З.М., Виилме Лууле, Васильевой С.А., Викторовой С.И., Васневой С.И., Верещагиной Г.Н., Герви И.П., Гладких Н.А., Дудиной Н.А., Евсеевой М.Е., Иванченко В.А., Кадуриной Т.И., Корневу Ю.О., Корнетову Н.А., Клюеву А., Кузяеву А.И., Лысовой А.В., Лисиченко О.В., Малахову Г.П., Мальцевой Н.А., Мирошниченко Г.Г., Масловой Н.А., Мартынову В.А., Неумывакину И.П., Никитюк Б.А., Нечаевой Г.И., Огулову А.Т., Остроумовой О.Д., Петрову В.С., Подзолкову В.И., Перетолчиной Т.Ф., Полунину И.Н., Пискунову В., Пономаренко В., Разумову А.С., Савинову В.А., Свищевой Т.Я., Снежневскому Ю.В., Смольновой Т.Ю., Сухановой Г.А., Трофимовой С.Ф., Украинцеву Б.С., Фомину М.И., Фоминой Л.М., Цветковой Н.А., Цветкову Э.А., Чижову А.Я., Ярошук Г., Ягоде А.В. и многим другим).

I. Философия и социология здоровья

Зачастую здоровье трактуется как отсутствие болезни. Таково, кстати, и определение ВОЗ. Дополнение насчет физического, социального и духовного благополучия скорее все только запутывает, чем проясняет. В Большом энциклопедическом словаре (БЭС, 1999) понятие здоровье отсутствует вообще. А болезнь определяется так: "БОЛЕЗНЬ -- нарушение нормальной жизнедеятельности организма, обусловленное функциональными или (и) морфологическими изменениями. Возникновение болезни связано с воздействием на организм вредных факторов внешней среды (физических, химических, биологических, социальных), с его генетическими дефектами и т.д. У человека и животных болезнь выделяют в определенную нозологическую форму, если известны ее причины, патогенез, характерные изменения в органах. Болезни животных наносят ущерб животноводству; возбудители некоторых из них опасны и для человека, вызывая, например, бруцеллез, трихофитию и другие заболевания. У растений, как и у животных, наряду с инфекционными (вирусными, бактериальными, грибковыми и др.) болезнями наблюдаются патологические процессы, обусловленные неблагоприятными абиотическими факторами среды; болезни растений наносят ущерб сельскому и лесному хозяйству".

То есть, сегодня господствует понимание здоровья как отсутствие болезней. Неудовлетворенность таким пониманием пытаются обойти за счет использования применительно к человеку понятия "практически здоров".

Человек может стать совершеннее, лишь обучаясь (действие, предполагающее изменение). Процесс этот происходит постоянно, так как жизнь требует адаптации, то есть, изменений. Человек меняется только в процессе этой формы обратной связи. Ведь насыщенность и активность нашей жизни определяется тем, насколько наш мозг, наша ментальность способны к осознанию. Последнего ждать, например, от инфантила невозможно.

Экономические диспропорции общества, развитие социальных противоречий не только нарушают биотический баланс, приводя к возникновению новых заболеваний, к деформации параметров жизни, но и порождают новые экологические и социальные проблемы -- как регионарные, так и глобальные.

II. Социо-биологическое общественно-воспитываемое системное определение понятия "жизнь"

При представлении ежегодного послания Федеральному собранию Президент Российской Федерации В.В.Путин отметил, что развитие страны определяется духовным и физическим здоровьем нации. Настало время ответственной и глубокой работы для "философии и социобиологии", как наук, определяющих человеческое бытие. Заводнюк В.Г. и Исупов С.А. в кн.: "Биомасса и личность... " (2001) очень правильно замечают: "Чувство вины и связанное с ним чувство внутренней неполноценности за неустроенную общественную жизнь, поиски мистического особого пути, -- пафосный патриотизм и морализаторство  -- вот характеристики русской философии, которые нам менее всего симпатичны. К сожалению, именно эта традиция, похоже, опять входит в моду, вытесняя устаревшие еще лет пятьдесят тому назад упрощенные марксистские схемы".

Вот и получается, что жизнь -- это непрерывный процесс обучения и самообучения, если вопрос рассматривать только в этом контексте. Законы обучения тоже системны. Как и в любой системе, обучение имеет цель и действия по обстоятельствам, соразмерно этой цели. Если цель поставлена неверно (в современной медицине и ветеринарии, например, -- лечить болезнь, а не больного или животное), то и результаты будут искажены, и применяемые решения будут не сообразны действиям для получения эффективного результата.

Получив искаженные знания (о болезни, а не о больном), врач эти знания уже несет в "массы". Таких специалистов-лекарей сегодня уже более 80 разновидностей. И это -- последствие инфантильной неосознанности результатов действия медицины.

Не зная даже основ функции тела человека, например, что такое соединительнотканная системность организации тела, доведенные до автоматизма навыки и бездумные действия этих 80-ти разновидностей лекарей, абсолютно исключают синтетический этап в познании и оценке качества здоровья, в то время, как без динамического равновесия анализа и синтеза, целостности, организм существовать не может в принципе.

Человек -- системно-организованная целостная структура. (Врач -- тоже человек). И если врач, профессионально не понимает, что часть работы заключается в изменении ментальной модели пациента в сторону самооздоровления и самосохранения, то знания о болезнях никак не могут дать успешного врачевания. Это следует из целостной структуры здоровья, 60% которого зависит от ментальной модели пациента (понимания своего места в Природе и социуме и образ жизни), и 40% -- от сомнительно здравомыслящей медицины и экологии, наследственности.

Без обучения нет понимания врачом двух главных задач:

1) выявлять факторы, требующие уравновешивания (телесные, экологические, профессиональные, семейные, социальные и др.) в сложнейших системах обратной связи;

2) на основе знания системных закономерностей жизни в динамике оценивать влияние каждого из факторов на состояние биологической системы в целом.

Современные заскорузлые врачебные ментальные модели и безграмотность в понимании системной организации тела пациента или животного -- основа неповоротливости, не эффективности всей организационной структуры здравоохранения.

III. Интегративная медицина в системном решении демографических проблем

Для успешного решения демографических проблем России необходимо, вероятно, вначале системно реорганизовать управленческий аппарат, который должен строится на основе интегративных представлений о больном и сочетании иерархического и сетевого подходов к процессу оздоровления нации.

Создание интегративной медицины, интегративного врача предполагают повышение квалификации врачебных кадров и здесь работают системно-организованные принципы:

Первый принцип: учитель кажется умелым тогда, когда он, "учится" у ученика, как нужно учить. Общеизвестно, что лучший способ поучится чему-то -- учить этому других. При этом система обучения складывается как минимум из трех компонентов процесса (точек зрения).

В кибернетически обратных связях состоят каждое действие учителя, учеников и их взаимодействующего единства.

Второй принцип: динамическая сложность любой системы, которая связана с людьми. При этом любой фактор здоровья нужно изначально соотносить с фазами жизненного цикла, особенно, с детством. Нужно помнить, что в любой сложной динамической системе большинство эффективных реакций -- отсрочены. Нужно время для завершения круга обратных связей по системе и достижение пороговой величины реакции, так как любая сложная система "сопротивляется" изменению в зависимости от степени стабильности ее состояния.

Третий принцип -- учет характера ментальных моделей.

Восприятие действительности разными людьми субъективно и различно, оно соответствует их разным ментальным моделям. Принцип системности исключает принятие решений на основе субъективных ожиданий. Он основан на динамическом наблюдении. Если организационная структура в медицине собрана из индивидуальных субъективистов, то она, вероятнее всего, никогда не будет работать. Сама система не позволит собрать таких людей в единый коллектив.

Четвертый принцип: оценка величины и характера обратной связи. Когда мы работаем в системе (или с больным) и получаем сигналы, посылаемые организмом о качестве жизни и здоровье врача или пациента, то должны знать разрешающую способность "приборов" восприятия обратной связи (сигналов).

К примеру, боль. Она может иметь сотни характеристик и локализаций. Но механизмов и возникновения лишь несколько, все они по своей природе на тканевой периферии суть соединительнотканны.

С одной стороны, боль -- сигнал обратной связи, полезный для организма, заставляет вовремя реагировать на патологический процесс, с другой -- боль у очень чувственных и истероидных личностей может вызвать сумасшествие или болевой шок и гибель.

IV. Формирование новых системных взаимоотношений "врач-больной"

Межличностные, межврачебные объяснения и отношения "врач -- больной" строятся на основе ментальности отдельной личности. Каждого из нас держит "в руках" система (телесная, социальная, ментальная), которая дает нам привычную структуру обратных связей, т.е. наших ценностей жизни.

Ни вы, ни другой человек не виновны в этом, это -- его жизнь, включающая системно морфо- и психогенез его родителей. Даже если просто примете чью-то точку зрения, не поломав старых и не построив новых системных обратных связей, все равно хорошего ничего не получится в вашей, якобы новой, ментальности. Просто согласиться с кем-то -- "хорошие намерения, которыми вымощена дорога в ад". Каждый из нас живет в тех или иных условиях и обстоятельствах и руководствуется сообразно им и структуре собственной системы социальных, моральных и других обратных связей, т.е. его ценностей.

Очень редко, мы можем увидеть мир чужими глазами, а побывать в "чьей-то шкуре" -- совсем сложно так как все системно и диалектично меняется, а "шкура" уже не та, она -- другая. И о другом человеке мы можем рассуждать, фактически его не понимая, по "результатам, которые мы видим, а они наши -- лично воспринятые нами, результаты, субъективные". Так и получается, что пациент думает, что во всем виновен врач, а врач думает -- что пациент. На самом деле -- не виновен никто. Ведется врачебный прием пациента очень короткий. Если мы -- пациент, то нам кажется, что мы ущемлены, на нас нужно лучше врачу реагировать, хотя бы с пониманием. А мы не знаем, кто перед нами был у врача на приеме, может быть он нагрубил врачу, его не поняв. У врача, за отпущенные ему Минздравом на осмотр пациента 10 минут, нет возможности вообще ничего узнать про болезнь пациента, с которой тот пришел, а не только оценить личность его, и возможность наладить с ним контакт.

Наверное, в отношениях с другими людьми мы стараемся скрывать свои мысли и эмоции, как впрочем, и тот, с кем нам все же хотелось бы наладить контакт (врач, больной, родственник больного). Мы осторожничаем, "не раскрывая друг другу карт", так что честной обратной связи между нашими ментальными моделями-системами -- нет. И каждый по этой дорожке с разной скоростью движется в "ад". Ведь дорога с враньем, ложью, изворотливостью больше никуда вести не может. Поэтому-то в ситуации невозможности понять друг друга, чем больше Вы будете предпринимать усилий, доказывая свою правоту, по закону усиливающей обратной связи в Вашей межличностной системе сопротивление будет все ярче и ярче.

Приведем очень показательный пример. Вы -- врач, и с глубоким знанием предмета объясняете пациенту необходимость выполнения той или иной последовательности лечебных и оздоровительных мероприятий, Вы тратите на это весь свой интеллект и полдня времени. Через пару дней -- звонок от этой пациентки (академик, директор крупного физического НИИ) и она говорит Вам: "Доктор, я была поражена логикой Ваших размышлений и согласилась с Вами во всем при встрече, а сейчас мне кажется, это Вы меня просто "зазомбировали". Сидим мы вдвоем с моим семейным терапевтом и приходим к выводу, что с Вашим лечением мы повременим".

Означает это, что после многочасовой Вашей консультации пациентка Вас не поняла и, вероятно, потому, что Вы, как врач, при встрече поставили перед собой одну задачу -- понять болезнь, а пациентка -- совсем другую -- понять "знаменитого врача". Вы оба "не сошлись" во время консультации логикой отслеживания честности отношений в понимании друг друга. И замечу, что подобная ситуация -- травма и для врача и для пациента. Для врача -- унижение его профессионализма; для пациента -- смерть, ведь у нее рак матки. Именно так дорого мы платим за свое вранье, свое изворачивание, свое вихляние, свою самодостаточность и самомнение. Кстати, ситуация нежелания понять позитивную работу врача -- обычное дело, если пациент либо богат, либо высок чиновничьим положением, либо художественно сложен, например -- артист, да еще и успешный, пусть даже и не знаменит. В этой ситуации чем больше во время консультации "выкладывается" врач перед больным, стараясь ему помочь, стараясь его переубедить в чем-то, тем подозрительнее и непонятнее пациенту кажется и поведение врача, и то, что он советует.

V. Системные аспекты формирования ментальных моделей врача и пациента

Получается, что "столкнув" две ментальные и физические системы (врач и пациент), оба имеют негативный результат. Какие же связи в этой межличностной системе мы можем разорвать, чтобы улучшить ситуацию? Этих связей всего две:

Первая -- пациент должен поверить в разумность Ваших намерений, а Вы, как врач, должны "унять" в себе раздражение (в связи с неверием в Вас пациента). Повторяем, вот эта связь между Вами и пациентом -- первая. Есть второй способ улучшить ситуацию: нужно разорвать обратную связь между поведением врача и его негативным толкованием со стороны больного. Ведь если Вы не умеете "донести" до больного и объяснить болезнь пациенту так, чтобы он понял ее суть позитивно и общеорганизменно, это еще не значит, что именно пациент в этом виновен. Итак, подведем некоторые итоги.

Даже если биолог или врач по законам статистики довели свое врачебное мастерство до статистически управляемого им уровня качества, то ему уже получается и учиться не нужно? Жизнь врача не может быть столь предсказуемой и точно планируемой и вырвать ее из рамок врачебной системы невозможно, поэтому врачебная система должна сама совершенствоваться, чтобы дальше смог совершенствоваться врач. Система здравоохранения -- вот главный источник заботы о здоровье народа, а не отдельно биологи, врачи, медсестры и т.д. Если система изначально неправильно обучает врача, то новый тип врачевания включает изменение системы врачевания сразу в двух этапах: избавление от неверного варианта (не интегративного, не конституционнального, не соединительнотканного) и обучение новому, правильному, соответствующему новой сформированной соединительнотканной теории биологии и медицины и принципов системности.

Для пациента в начале лечения учителем должен быть врач, а лечение врач должен завершить тогда, когда он почувствовал, что в вопросах своего здоровья лидером становится пациент. Это в целом, как в системности, задача лидера -- помочь человеку делать свою работу наилучшим образом. Работая в системе лидер (врач), должен понимать вариабельность, обеспечивать сотрудничество, прививая удовольствие от работы.

VI. Системность в административной структуре здравоохранения

Больной и врач по отдельности в своих неудачах невиновны, так как почти всегда в этом виновна структура системы здравоохранения. Всегда находятся общие и особые причины для снижения заботы о здоровье и больного, и врача. Каждая из этих причин (общая и особая) действует с одинаковой силой и на врача, и на больного, то есть -- это элементы системы, зависят они от системы в целом, совершенно не важно от какой (межличностной, скоропомощной и т.д.). Однако, очень грамотный, истинно мудрый врач находится как бы вне пределов системы (хотя бы виртуально, в своем сознании), потому что он понимает эту систему, он знает "как и чем" работает его учреждение и его лидеры. Оценивая это, если он боец, то он пытается оптимизировать работу больницы, индивидуальную работу врачей в ней. Он разбирается в вариациях возможного, создает атмосферу доверия, улучшает взаимоотношения, слушает и учится, не высказывая осуждений тем, кого он слушает. Такой врач -- мудр, и его задача -- сделать пациента в вопросах его личной проблемы мудрее, чем он есть.

Статистический показатель качества работы системы -- уменьшение средних величин ошибок в лечении больных. Ясно, что у разных врачей будет разное число ошибок, но система здравоохраненческая будет хороша тогда, когда возникнет функциональный оптимум качества, то есть, работают интегративные врачи, а плохих специалистов система отторгнет сама.

Если не удается улучшить показатели лечебной работы только индивидуальной работой с медперсоналом, значит, улучшение работы медучреждения лежит за пределами возможности самой системы. В этом случае не меняя систему здравоохранения, попытки "надавить" на врачей (аттестации, премии, повышение, выговоры и т.д.) в плане повышения качества их работы приведут лишь к ухудшению общего климата в коллективе (которому уже будет не до лечения больных), надрыву части медперсонала (семейным трагедиям, пьянству, наркомании и т.д.). При появлении каждого такого случая лидера этого учреждения (его руководителя) выгонять с работы, вероятно, нужно сразу, так как он лишен своего главного качества -- желания помочь тем, за кого он в ответе. В частности, проблемы медперсонала в биологических и медицинских медучреждениях могут возникать в связи с оборудованием, процедурами, документациями, жалобами больных, трудностями в личной жизни -- все это профессиональные трудности, и чем бы они не были спровоцированы, они разрешены могут быть в оптимальном варианте только целостной системой места работы, а руководитель -- лидер -- должен организовать обнаружение этих трудностей, должен помочь человеку, обязан улучшить систему, внутри которой работает он сам и которой он сам руководит.

Мы должны помнить причины, которые мешают нам системно мыслить, учиться и преодолевать в себе негативное; получение неполной информации, динамичность сложной системы, самоограничения в понимании действительности (в т.ч. нашей ментальной модели); трудная измеряемость обратной связи; перестановка местами понятий достоверности и точности; неверное "включение" нашей обратной реакции (слишком высокого или низкого порогов); неучет наших представлений, чувствований; неправильно задаваемые вопросы.


 Об авторах

Ирина Сергеевна ЛАРИОНОВА

Доктор философских наук, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных наук Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии (МГАВМ и Б) им. К. И. Скрябина. Крупный ученый в области философских проблем биологии и медицины, автор ценностно-ориентированной концепции здоровья человека и общества. Научные результаты ее исследований были использованы при разработке социальной доктрины Российской Федерации и приняты как методологические принципы организации деятельности по укреплению здоровья и практики здравоохранения в современных условиях развития России. Автор более 70 научных работ, в том числе 14 монографий.

Александр Алексеевич АЛЕКСЕЕВ

Доктор медицинских наук, консультант Центра интегративной системной и семейной соединительнотканной медицины им. А. А. Алексеева (Минск), специалист по хирургии и терапии сердечно-сосудистой, гастроэнтерологической и костно-суставной патологии; лимфолог, ангиолог, иммунолог. Сформировал принципы соединительнотканной медицины и наднозологию "соединительнотканная недостаточность". В 1993 г. создал следующую после теории нервизма Павлова и стрессорно-адаптационной теории Селье свою соединительнотканную новейшую теорию биологии и медицины. Автор более 200 печатных работ и патентов, в том числе 19 монографий и четырехтомного руководства "Интегративная (системная, семейная) соединительнотканная медицина".

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце