URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Головин Б.Н. Введение в языкознание
Id: 64719
 
399 руб.

Введение в языкознание. Изд.3, испр.

1977. 312 с. Твердый переплет. Букинист. Состояние: 4. Потерты края переплета. Есть погашенная печать расформированной библиотеки.

 Аннотация

В пособии изложены важнейшие современные проблемы языкознания в пределах программы учебного курса «Введение в языкознание». Последовательно и доступно' излагаются сведения, необходимые для введения в науку о языке на современном уровне, рассматриваются некоторые «ранний иально важные вой росы, например, методика лингвистических исследований.

В отличие от издания 1973 года в книгу введен краткий указатель основных терминов.


 Оглавление

Предисловие
Введение
Глава 1. Природа, сущность и функции языка
 Природа и сущность языка. Функции языка. Язык и мышление. Язык и народ, язык и классы, язык и личность. Общественное значение языка. Общие сведения о строении языка и науках о нем. Язык и речь.
Глава 2. Фонетика
 Речевой аппарат и его работа. Акустические свойства звуков речи. Понятие о фонеме. Классификация звуков речи. Гласные звуки. Согласные звуки. Слог и слогоделение. Ударение. Интонация. Исторические и функциональные изменения фонем.
Глава 3. Лексика и фразеология
 Понятие о слове. Слово и предмет. Слово и понятие. Лексическое значение и его типы. Развитие лексических значений. Перенос значений. Этимология. Ономастика и топономика. Словарный состав языка. Неологизмы и архаизмы. Активная и пассивная лексика. Лексика общеязыковая, литературная, разговорная, местная. Лексика нейтральная, терминологическая, канцелярская, поэтическая. Синонимы, антонимы, омонимы. Заимствования. Фразеологизмы. Классификация фразеологизмов.
Глава 4. Лексикография
 Словари понятий и лексиконы. Типы лексиконов.
Глава 5. Материальная структура слова
 Понятие о морфемах. Основы. Корень и аффиксы. Изменение материальной структуры слова.
Глава 6. Понятие о словообразовании
 Словообразовательные типы. Способы словообразования.
Глава 7. Грамматика
 Грамматическое значение. Материальное выражение грамматических значений. Грамматические категории. Грамматическая форма.
Глава 8. Морфология языка
 Слово как элемент морфологии и элемент синтаксиса. Части речи и их классификация. Структура отдельных частей речи.
 Имя существительное
 Категория рода. Категория числа. Категория падежа.
 Выражение категорий рода, числа и падежа
 Имя прилагательное
 Категория качественности - относительности. Категория рода, числа и падежа. Сочетаемость имени существительного и имени прилагательного.
 Глагол
 Категория залога. Категория вида. Категория времени
 Специфика частей речи в разных языках
Глаза 9. Синтаксис языка
 Сочинение и подчинение. Словосочетание. Предложение. Члены предложения. Синтагма. Предложение и суждение, актуальное членение предложения. Типы предложений. Типы предложений в разных языках.
Глава 10. Функционирование и развитие структуры языка
 Структурность языка. Функционирование и развитие языка. Две формы функционирования языка. Дифференциация языковой структуры и ее функционирование.
Глава 11. Закономерности развития языка
Глава 12. О происхождение языка
Глава 13. Из истории письма
 Письмо
 Пиктография. Идеография. Фонография Развитие письма.
 Графика
 Орфография
 Фонетический принцип орфографии. Морфологический принцип орфографии. Исторический принцип орфографии
 Специализированные системы письма
 Стенография. Транскрипция.
Глава 14. Классификация языков
 Генеалогическая классификация языков. Морфологическая классификация языков
Глава 15. Методы лингвистического исследования
 Методы изучения языка
 Понятие об исследовательском методе. Описательный метод. Сравнительно-исторический метод. Исторический метод. Сопоставительный метод.. Структурный метод. Стилистический метод. Количественный метод. Метод автоматического анализа.
 Методики изучения языка
 Методика наблюдения. Методика описания. Методика сопоставления. Методика исторического сравнения. Методика речевого эксперимента. Методика трансформации. Методика речевой и языковой дистрибуции. Методика языкового соотнесения. Методика внеязыкового соотнесения. Методика лексикографического описания. Методика картографирования. Инструментальная методика. Статистическая методика. Методика психологического эксперимента.
Глава 16. Развитие языкознания
 Наука о языке в древности. Философская грамматика. Сравнительно-историческое языкознание. Выход за пределы сравнительно-исторического метода. Младограмматики. Русские школы в языкознании. Критика младограмматиков. Структурализм. Этнолингвистика, психолингвистика, ареальная лингвистика. Советское языкознание.
Рекомендуемая литература
Условные сокращения
Терминологический указатель

 Предисловие

Задача настоящего пособия -- ознакомить студентов с наиболее значительными вопросами науки о языке в пределах программы учебного курса "Введение в языкознание". Вниманию читателей предлагаются, как правило, "отстоявшиеся" в науке взгляды, но автор не избегает изложения как новых, так и спорных точек зрения.

Автору хотелось, чтобы эта книга могла служить введением в науку о языке и могла более или менее последовательно, доказательно и доступно сообщить студентам элементарные сведения, необходимые для "вхождения" в лингвистику

Первое издание книги вышло в 1966 г., третье -- в 1977 г. В четвертое издание внесены отдельные уточнения и изменения, не меняющие, однако, общего облика книги. Четвертое издание пособия дополнено информацией, предусмотренной университетской программой курса, но отсутствовавшей в предыдущих изданиях: понятие об ономастике, о катахрезе, о типах знаков, о речевой деятельности; дополнены сведения о социальной дифференциации языка, в особенности о его стилях. В настоящем издании после глав даны сжатые обобщения -- для систематизации, повторения и закрепления той информации, которая содержится в соответствующей главе.

"Введение в языкознание" неоднократно обсуждалось и рецензировалось кафедрами и отдельными учеными. Первое издание в рукописи прочитали акад. В.В.Виноградов и доц. В.В.Симонов, и автор им очень благодарен. Автор благодарит языковедческие кафедры Ленинградского, Саратовского, Воронежского, Горьковского, Калининградского, Ростовского-на-Дону университетов и Кировского пединститута за советы и помощь. Особую признательность автор выражает профессорам О.С.Ахмановой, Л.И.Баранниковой, Ю.С.Маслову, И.П.Распопову, О.Б.Сиротининой, И.Г.Добродомову, А.П.Журавлеву, доцентам В.Г.Краснову, Г.С.Токарю.

Автор

 Введениe

Язык -- важнейшее средство человеческого общения. Нет ни одного вида деятельности людей, в котором не применялся бы язык для выражения их мыслей, чувств и воли, для достижения взаимопонимания между ними.

И нет ничего удивительного в том, что люди с течением времени заинтересовались языком и создали науку о нем. Эта наука называется языкознанием, или лингвистикой (от лат. lingua -- язык). Знание основных сведений, даваемых этой наукой, полезно каждому человеку, оно необходимо и тем, чья профессия связана с преподаванием или исследованием языка; оно необходимо и тем, кому приходится применять язык как орудие профессиональное (преподавателям, пропагандистам, журналистам, писателям и т.д.).

Ознакомиться даже с основными вопросами современного языкознания -- задача нелегкая. Это объясняется не только обилием сведений, но и сложностью внутреннего состава науки. Языкознание включает в себя целый ряд отдельных наук, изучающих различные стороны языков. Например, русский язык изучают несколько наук: фонетика -- его звуковую сторону, лексикология -- его словарный состав, грамматика -- способы и средства построения слов и предложений, диалектология -- местные говоры (диалекты) и т.д. Наука о языке внутренне членится и в зависимости от того, изучает она строение и "работу" языка (его функционирование) или его изменения во времени (развитие). Если изучаются система и функционирование языка в какой-то определенный период его жизни, принято говорить об описательной лингвистике (например, существует описательная лексикология современного русского литературного языка, описательная фонетика современного английского языка, описательная грамматика современного японского языка). Неправильно было бы думать, что описательные лингвистические науки имеют дело лишь с современными языками: язык можно описать в любой из периодов его развития, если для такого описания есть необходимые факты и методы (описательная морфология латинского языка, описательный синтаксис древнегреческого языка и т.д.). Если же изучаются изменения языка (его система и функционирование) во времени, т.е. если изучается так называемое развитие языка, принято говорить об исторических языковедческих науках (например, историческая фонетика русского языка, историческая лексикология английского языка, историческая морфология французского языка, исторический синтаксис шведского языка и т.д.).

Описательные и исторические науки об отдельных сторонах языка взаимно связаны, составляют единое целое и образуют внутренне расчлененную, но единую лингвистику. Для того чтобы можно было ориентироваться в многообразии лингвистических наук, начать знакомство с ними нужно с науки-компаса. Эта наука называется общим языкознанием, а вузовский курс, содержащий элементарное изложение ее важнейших сведений, получил название введения в языкознание.

Чем же занимается общее языкознание? Каков его предмет изучения? Для того чтобы ответить на такой вопрос, нужно попытаться понять, есть ли в различных языках что-то общее, в равной мере существенное и характерное для каждого из них. Например, одинаково или различно общественное назначение (функция) испанского, украинского и литовского языков? Очевидно, одинаково: все эти языки используются в качестве средства общения. Можем ли мы думать, что наличие звуков, слов и предложений характерно не только для русского, но и для других языков? Практический речевой опыт людей и данные науки позволяют и на этот вопрос ответить утвердительно. Нет ли в словах, несмотря на их конкретные различия, какихто существенных признаков, которыми характеризуется каждое слово любого языка? Нет ли чего-то существенного и общего в зависимости языков от истории народов, которым языки принадлежат?

Общее языкознание как раз и занимается изучением существенного и общего в разных конкретных языках. В известном смысле его можно назвать наукой о языке вообще, наукой о природе и сущности языка (его сторон, его составных частей и единиц).

Какие важнейшие вопросы решает эта наука? Прежде всего она устанавливает, какова природа языка, т.е. принадлежит язык к числу явлений общественных или биологических, физических или психических. Одновременно общее языкознание решает и второй важнейший вопрос -- о сущности языка, т.е. о том коренном отличии, которое выделяет язык среди других явлений жизни. Таким образом, первая проблема общего языкознания -- это проблема природы и сущности языка, включающая важнейшие вопросы об отношении языка к обществу и мышлению.

Вторая, наиболее обширная проблема предполагает исследование большого круга вопросов, связанных с пониманием структуры, т.е. строения, языка. Какими главными сторонами располагает язык? Что представляет собой звуковая сторона языка? Из каких составных частей и единиц она построена? Что такое звуки речи? Что такое лексика, или словарный состав языка? Что называется словом? Что такое грамматический строй языка? Какими сторонами и явлениями он располагает? Что такое части речи, члены предложения и предложение?

Третья проблема общего языкознания ставит перед учеными вопросы, связанные с пониманием системы языка, т.е. тех многочисленных и разнообразных связей и отношений, которыми составные части и элементы языковой структуры объединены в целое. Язык -- это не набор разрозненно существующих звуков, слов, интонаций, предложений, частей речи и т.п. Язык -- это строжайше организованная система, закономерно согласованное единство сторон, частей и единиц, где каждая отдельная сторона, часть или единица связана со многими другими сторонами, частями и единицами. Эту строгую систему, это внутреннее единство языка и должно осмыслить общее языкознание.

Четвертая проблема этой науки охватывает многие вопросы развития языка в связи с развитием человеческого коллектива. Как, по каким направлениям и в зависимости от чего изменяется язык в целом? Каковы главные направления и причины изменения звуковой стороны языка, его лексики и грамматики? Что такое внутренние законы языкового развития и насколько они независимы от внешних влияний на язык? Что представляют собой основные формы существования и развития каждого языка -- общенародный разговорный язык, местные говоры (диалекты) и литературный язык? Каковы главные этапы развития языка со времени его возникновения? Наконец, как, когда, в каких условиях возникла человеческая речь, началось развитие языков?

Пятая, несколько обособленная проблема общего языкознания -- возникновение и развитие письма. Современное человечество располагает несколькими различными видами письма. Как эти виды возникли? Что каждый из них собой представляет? В чем вообще сущность письма в его отношении к живой звучащей речи? Какие алфавиты известны человечеству и как они складывались? Что такое графика в ее отношении к звукам человеческой речи? Что такое орфография и каковы ее принципы?

Шестую проблему можно назвать проблемой классификации, или типологии, языков. На земном шаре насчитывается в настоящее время от 2500 до 5000 языков. Некоторые языки очень близки (например, русский, украинский и белорусский), их родство очевидно. Другие языки как будто вообще ничего сходного между собой не имеют (например, узбекский и английский). Могут ли быть языки объединены в какие-то группы, классы, разряды по общим признакам, объективно им принадлежащим? Если могут, то как же будет выглядеть эта классификация языков? И одна ли классификация возможна? И если не одна, то сколько же? Каково назначение различных классификаций?

Седьмую проблему общего языкознания мы сможем представить себе, вспомнив, что каждая наука, исследуя свой предмет, применяет определенные исследовательские приемы, а также методы исследования. Например, в естественных науках широко применяется метод эксперимента, в математических -- метод подстановки равновеликих величин, в различных областях науки используется сравнительный метод. Языкознание также выработало свои исследовательские приемы, свои научные методы: сравнительно-исторический, описательный, сопоставительный, экспериментальный, количественный и т.д. Общее языкознание стремится теоретически понять сущность каждого метода и определить границы его наиболее разумного применения.

Восьмая проблема общего языкознания приобретает с каждым десятилетием все большее значение. Это проблема приложения научных знаний о языке к решению различных практических задач: лингвистика и школа, лингвистика и "ручной", а также машинный перевод, лингвистика и служба научно-технической информации и т.д. Теоретическим осмыслением соответствующего круга вопросов и практическим поиском возможных путей решения возникающих задач занимается так называемая прикладная лингвистика.

Девятая проблема общего языкознания предполагает понимание необходимости, условий и влияния на лингвистику ее связей с другими науками. Лингвистика издавна связана с историей, логикой, психологией, литературоведением; в недавнее время возникли и укрепляются широкие связи лингвистики с математикой (в частности, с теорией вероятности и математической Статистикой) и кибернетикой.

Этими девятью проблемами не ограничивается, конечно, круг вопросов, исследуемых общим языкознанием. Очевидно, что по мере развития лингвистической науки, ее теоретических и прикладных ответвлений и направлений обогащается и углубляется проблематика общего языкознания, расширяются и упрочиваются его связи с другими науками.


 Об авторе

Борис Николаевич Головин

(1916--1984)

Доктор филологических наук, профессор Нижегородского (Горьковского) университета им.Н.И.Лобачевского. Автор более ста научных работ, среди которых монографии "О культуре речи" (1953), "Как говорить правильно" (1966), учебные пособия "Язык и статистика" (1971), "Общее языкознание" (в соавторстве с Ф.М.Березиным, 1979), "Основы культуры речи" (1980; 3-е изд. М.: УРСС, 2005), "Основы терминоведения" (в соавторстве с Р.Ю.Кобриным, 1987), "Основы теории синтаксиса современного русского языка" (1994), а также "Введение в языкознание", четырежды переизданное в нашей стране и переведенное на немецкий язык (1976).

Несмотря на то, что четвертое издание "Введения в языкознание" вышло в свет более двадцати лет назад, оно не утратило своей научной значимости, потому что по-прежнему актуально описание языка как многофункциональной системы знаков. Выдержали проверку временем лингвистические идеи Б.М.Головина: предложенная им типология лексических значений, классификация грамматических категорий, последовательное разграничение языка и речи, позволяющее осознать работу языка как сложного организма, тесно связанного со сферами человеческой деятельности. В этом пособии, как и в других трудах Б.Н.Головина, в полной мере проявляется свойственная ученому способность увидеть сущность сложного явления и раскрыть ее в четкой, ясной форме, доступной даже малоподготовленному читателю.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце