URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Кудаков А.Д. Ст.22. Убийство бренда: Прекращение правовой охраны товарного знака при его неиспользовании
Id: 64084
 
389 руб.

Ст.22. Убийство бренда: Прекращение правовой охраны товарного знака при его неиспользовании

URSS. 2007. 248 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-9710-0158-4.

 Аннотация

Ст.22. Убийство бренда: Прекращение правовой охраны товарного знака при его неиспользовании


 Оглавление

Введение
Глава 1. Возникновение в законодательстве о товарных знаках требования об использовании правообладателем товарного знака и выполнение товарным знаком своих функций
 1.1.Причины введения в законодательство требования об использовании товарного знака
 1.2.Обязательное использование товарного знака как необходимое условие выполнения товарным знаком своих основных функций
Глава 2. Правовое регулирование прекращения охраны товарного знака за рубежом в случае его неиспользования правообладателем
 2.1.Административный и судебный пути прекращения охраны товарного знака.
 2.2.Возможность использования правообладателем измененного знака с целью сохранения действия регистрации
 2.3.Использование товарного знака по лицензионному соглашению и на основе других соглашений
 2.4.Объем и характер использования товарного знака
 2.5.Объективные причины неиспользования товарного знака.
Глава 3. Правовые основы прекращения охраны неиспользуемого правообладателем товарного знака в международных соглашениях
 3.1.Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. и документы Ассамблеи Парижского союза
 3.2.Договор о законах по товарным знакам
 3.3.Законодательство Европейского сообщества о прекращении охраны товарного знака в связи с его неиспользованием
 3.4.Соглашение ТРИПС
Глава 4. Правовые основы прекращения охраны неиспользуемого правообладателем товарного знака в России
 4.1.Обязательное использование товарных знаков в Российском законодательстве дореволюционного периода
 4.2.Требование использования товарного знака в законодательстве СССР
 4.3.Требование использования товарного знака как условие сохранения права на товарный знак в современном российском законодательстве
 4.4.Проблема переходных положений при изменении законодательства
Глава 5. Анализ практики применения в России нормы о прекращения охраны неиспользуемого правообладателем товарного знака
 5.1.Принимаемые во внимание виды использования и возможность сохранения регистрации при неиспользовании товарного знака
 5.2.Использование товарного знака иными лицами для целей сохранения регистрации
 5.3.Исчисление срока непрерывного неиспользования после уступки знака или в случае выделения отдельной регистрации
 5.4.Проблема надлежащего уведомления владельца товарного знака при рассмотрении вопроса о прекращении охраны товарного знака в связи с его неиспользованием
 5.5.Необходимость введения принципа заинтересованности лица подающего заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака
Литература
Приложение 1
Сведения о числе поданных заявлений о досрочном прекращении правовой охраны товарных знаков из отчетов Роспатента за 2000--2005 гг.
Приложение
Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"
Приложение
Примеры решений Палаты по патентным спорам

 Введение

Товарный знак является одним из самых востребованных объектов интеллектуальной собственности, его охрана наиболее протяженна по времени -- может продолжаться так долго, как этого пожелает владелец. Степень охраны товарного знака также очень велика -- в отношении однородных товаров недопустимым является применение третьими лицами не только тождественного, но и сходного до степени смешения товарного знака. На 01.01.2006 г. в России действовало 186352 регистрации товарных знаков (по сравнению с 123089 патентами на изобретения, 28364 патентами на полезные модели, 12646 патентами на промышленные образцы). Предоставление охраны товарным знакам способствует развитию конкуренции и экономики в целом. Однако предоставление исключительных прав на товарный знак может явиться и источником негативных процессов. Это стало очевидным в процессе становления рыночных отношений в России. Зарубежные производители не сразу стали рассматривать рынок России как перспективный. И в этих условиях регистрация российскими организациями (и предпринимателями) на свое имя товарных знаков зарубежных компаний, своевременно не зарегистрированных в России, превратилась в самостоятельную отрасль бизнеса. Рост предпринимательства и широкие возможности для выбора направлений развития, а также небольшая величина пошлин за регистрацию товарных знаков в 90-х годах прошлого века, привели к тому, что товарные знаки регистрировались впрок, без намерения их использовать. Широко распространилась практика регистрации знака для всех 42 классов товаров и услуг, приведенных в перечне Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). В этих условиях Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (в дальнейшем Реестр) оказался переполнен товарными знаками, которые не используются правообладателями. Однако утверждать, что знак зарегистрирован без намерения его использовать, или с заранее намеченной противоправной целью, без внимательного изучения конкретного случая нельзя. В этих условиях особое значение приобретают различные способы ограничения исключительных прав на товарный знак.

В процессе развития международного товарообмена и увеличения количества охраняемых объектов в прошлом с подобной проблемой столкнулись и за рубежом. Во многих странах это привело к:

1. Переполнению реестра знаков неиспользуемыми товарными знаками, которые в большинстве стран являются препятствием для регистрации тождественных и сходных знаков, на имя заявителей, использующих или намеренных их применять, и что, таким образом, ограничивает свободную конкуренцию.

2. Недобросовестному блокированию торговли регистрацией защитных знаков (знаков, изначально не предназначенных для использования, и зарегистрированных только с целью противодействия регистрации тождественных или сходных знаков конкурентами).

3. Резкому увеличению объема и стоимости работы ведомств по экспертизе заявляемых на регистрацию обозначений.

В процессе поиска возможных методов борьбы с этими негативными последствиями предоставления исключительных прав на товарные знаки, сначала в Швейцарском законе о товарных знаках 1879 года, а с течением времени, в абсолютном большинстве национальных законодательств о товарных знаках появилось положение о возможности прекращения охраны товарного знака в случае его неиспользования.

Аналогичное положение было включено в законодательство СССР еще в 1974 году, однако, в условиях плановой экономики оно не было востребовано. В Законе РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" 1992 года оно содержалось в 22 статье, однако, вплоть до создания Высшей патентной палаты в 1998 году, к компетенции которой было отнесено рассмотрение подобных вопросов, эта часть статьи 22 не имела случаев практического применения. Последующая правоприменительная практика показала, что положения статьи не в полной мере отвечают решению поставленной задачи в условиях развития рыночной экономики и конкуренции, зачастую приобретающей характер недобросовестной, и способствующей возникновению конфликтных ситуаций.

В связи с этим представляет значительный интерес анализ существующего зарубежного законодательства, правоприменительной практики национальных и региональных патентных ведомств, а также направлений и тенденций развития законодательного регулирования этого способа ограничения исключительных прав на товарный знак.

Законодательство Российской Федерации, касающееся регулирования правоотношений, связанных с товарными знаками, было изменено в 2002 году. В настоящее время в России готовится новое изменение законодательства. В связи с этим необходимо проанализировать и подробно изучить последствия проведенных в 2002 г. изменений с учетом переходных положений.

Расширение ассортимента товаров, инновации в производстве и социальной сфере требуют подробного изучения допустимых видов использования и, в некоторых случаях, возможности сохранения регистрации неиспользуемых знаков.

Широкое развитие международного разделения труда, при котором правообладатель товарного знака, определяющий параметры и качество выпускаемого товара, и производитель этого товара часто являются разными организациями, требует изучения возможных способов сохранения действительно используемых товарных знаков и, в тоже время, сохранения возможности противодействовать неиспользованию знаков.

Нерешенной проблемой является также исчисление времени непрерывного неиспользования при уступке знака или при выделении отдельной регистрации. Значительный рост количества подаваемых в Палату по патентным спорам заявлений о прекращении правовой охраны товарных знаков в связи с непрерывным неиспользованием (в 1999 г. -- 197 заявлений, в 2005 г. -- около 1000), и возрастающий оборот товарных знаков (1999 г. -- зарегистрировано 2608, а в 2005  г. -- 4540 договоров уступки товарных знаков) делают актуальным вопрос об исчислении этого срока после регистрации договора уступки знака.

Правообладатели товарных знаков, исключительные права которых могут быть прекращены по заявлению любого лица, должны быть надлежащим образом уведомлены об этом, чтобы иметь возможность осуществить свои права, гарантированные Конституцией. Неурегулированность этой проблемы, видимо, требует внесения определенных изменений в законодательство.

Существует противоречие между общим принципом обязательной заинтересованности истца в исходе дела, действующем в гражданском процессуальном праве (п.1 ст.4 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ), и возможностью подачи заявлений о досрочном прекращении охраны товарного знака от имени любого лица, зафиксированной в Законе РФ "О товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров". Это противоречие также требует своего решения.

Эти проблемы становятся все более актуальными в связи с ускорением интеграционных процессов России и Европейского Союза, а также с возможностью вступления России во Всемирную Торговую Организацию.

Многие проблемы, описанные автором в настоящей работе, были учтены при разработке четвертой части Гражданского Кодекса РФ. Однако эта часть Кодекса вступит в действие только в 2008 г., а до тех пор действует прежнее законодательство.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце