URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Федоров Ю.В. Принятие решений в управлении социально-экономическим развитием города
Id: 63225
 
321 руб.

Принятие решений в управлении социально-экономическим развитием города

URSS. 2007. 184 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-00456-3.

 Аннотация

В настоящей книге рассматриваются вопросы, связанные с выбором решений при наличии нескольких критериев, применительно к социально-экономической сфере города. Формулируется и обосновывается принцип перехода от многокритериальной задачи оптимизации к однокритериальной.

На примере оптимального распределения бюджетных финансовых ресурсов города развивается общий подход к решению многокритериальных задач повышения качества жизни населения и эффективности управления учреждений-получателей бюджетных средств. Система экономико-математических моделей как формирования расходных статей бюджета, так и развития транспортной подсистемы, получена с учетом необходимости принятия решений на основе неполной, неточной и нечеткой информации.

Книга предназначена всем, кто по роду своей деятельности сталкивается с необходимостью решения многокритериальных задач в области социально-экономического развития города --- экономистам-аналитикам, инженерам-разработчикам, исследователям. Может быть использована студентами старших курсов и аспирантами математических и экономических специальностей.


 Содержание

Введение
1. Состояние проблемы моделирования качества жизни, ее место в системе моделей социально-экономического развития города
 1.1. Сущность понятия "управление социально-экономическим развитием города"
 1.2. Качество жизни населения города: подходы к его измерению
 1.3. Обзор задач, методов и систем принятия решений
 1.4. Построение аналитической модели интегрального показателя повышения качества жизни
 1.5. Особенности исследуемой проблемы в применении метода анализа иерархии и построении интегрального показателя качества жизни
2. Математическая модель управления социально-экономической сферой города
 2.1. Организационно-методические основы муниципального планирования и принятия решений по распределению бюджетных средств
 2.2. Оптимальное распределение ресурсов как результат решения многокритериальных задач оптимизации
 2.2.1. Сравнительный анализ методов многокритериальной оптимизации
 2.2.2. Структурирование проблемы в виде иерархической системы
 2.3. Альтернативный вариант оценки эффективности управления социально-экономическим развитием города
 2.4. Применение метода нечетких множеств в прогнозировании доходов населения
3. Модели принятия решений в сфере распределения средств на уровне городских Департаментов
 3.1. Распределительная модель ресурсов Департамента энергетики, ЖКХ и связи
 3.2. Применение оптимизационной модели в задаче повышения эффективности функционирования Департамента по управлению имуществом
 3.2.1. Выбор предпочтительного варианта управления муниципальной собственностью
 3.3. Модель распределения бюджетных средств Департамента образования
4. Система моделей оптимального распределения ресурсов низшего уровня
 4.1. Аналитическое планирование развития отрасли переработки твердых бытовых отходов
 4.2. Повышение надежности муниципального банка как результат оптимального распределения ресурсов
5. Модели транспортной подсистемы города
 5.1. Расстановка приоритетов социально-экономических сценариев развития транспортной подсистемы города
 5.2. Решение задачи выбора возможного сценария развития транспортной подсистемы города с применением имитационного моделирования
 5.3. Интервальная математика в задаче выбора типа транспортного средства
 5.4. Выбор перевозчика для городских нужд в рамках выполнения заказов, связанных с реализацией национальных проектов
Приложение: Исходный текст программы получения компонент многомерного вектора
Список литературы

 Введение

Город -- большая социально-экономическая система с массой сложных причинно-следственных связей между факторами, описывающими функционирование и развитие его подсистем -- населения, производства, финансов, экологии, непроизводственной сферы, внешней экономической сферы, пространства. Исследование таких систем осложняется еще и тем, что это -- динамические, многоцелевые системы со значительной долей знаний о них качественного характера. Город имеет и внутренние и внешние цели, как, впрочем, и его подсистемы, и для принятия решения необходимо формировать согласованное, с учетом множества критериев эффективности, компромиссное решение, что совсем непросто. Что же касается того, что город -- динамическая территориальная система, то это означает, что он, и, в частности, его социально-экономическая сфера, находится в постоянном движении, результатом чего являются те или иные изменения в создании благоприятных условий жизнедеятельности населения. Главная задача управления городом -- обеспечение таких пропорций общественного воспроизводства, которые способствуют достижению прогрессивных изменений в социально-экономической сфере, приводящих к повышению качества городской жизни. Решение этой задачи происходит в условиях расширения функций городского самоуправления путем разработки стратегии социально-экономического развития на уровне муниципального управления. Такая стратегия предусматривает составление программ (планов) социально-экономического развития города по всем направлениям хозяйственной деятельности. При этом стремление не только дать этим планам количественную оценку, но и сделать их оптимальными относительно принятых оценок является естественным. Решение подобных задач возможно только на основе проблемно-ориентированных систем поддержки принятия решений, созданных с применением математического моделирования и современных информационных технологий. Центральное место в них занимают математические модели города и его подсистем, включающие важнейшие факторы и взаимосвязи между ними, и построенные на базе системного анализа с учетом элементов неопределенности.

Построение таких моделей сопряжено с массой теоретических и прикладных проблем. В данной работе рассматриваются математические модели управления социально-экономическим развитием города. Поскольку это управление осуществляется через такие механизмы, как законодательство, бюджет и др., а для местных органов власти бюджет является главным механизмом управления социально-экономическим развитием города, то наибольший интерес представляет построение моделей финансирования задач и функций местного самоуправления. Разработке именно этих моделей в значительной степени и посвящена настоящая работа.

Самой известной моделью городской системы является модель Дж.Форрестера [1]. Это попытка динамического описания города, как совокупности трех подсистем -- населения, жилого фонда и предприятий, в которой автору удалось решить задачу предсказания динамики занятости населения и старения материальных фондов в предположении того, что внешняя среда обладает бесконечной мощностью для удовлетворения всяких потребностей города и бесконечной емкостью для сбыта товаров, производимых в городе. Однако, несмотря на то, что основой проведения любых городских программ является их финансирование, финансовые отношения между органами власти и объектами управления в работе Форрестера не рассматриваются.

Не столь известная, как модель Форрестера, модель Лоури [2] представляет собой первую попытку описания процесса развития городской системы. Она предназначена для прогнозирования изменений в городской системе вследствие изменений в градообразующей базе (например, реконструкции или строительства новых мощных предприятий) и в транспортной системе (например, строительства новых магистралей). Составной частью этой модели является модель финансирования, в которой анализируются соотношения между капиталовложениями в различные отрасли городского хозяйства и окружающей его среды. Однако жесткой привязки к бюджету этих капиталовложений модель Лоури не предусматривает. Модель эта статическая, основанием для этого служит обширный фактический материал различных исследований, подтверждающий тот факт, что городская система обладает значительной инерцией.

В [201] количественные методы позволили создать классификации городов по их функциям и с учетом 13 различных критериев, построить зависимость средней цены на землю (от времени, необходимого для поездки в центр, плотности населения, коэффициента занятости, типа исследуемого микрорайона, уровня торгового обслуживания), определить и обосновать факторы, определяющие развитие городов, разработать модель размещения торговых предприятий. П.Мерлен подчеркивает в данной работе, что наиболее важными темами для понимания закономерностей освоения городской территории (как и для выявления возможных градоустроительных мер) являются:

1) пространственный анализ видов деятельности и функций городов;

2) образование цен на землю;

3) механизмы развития городов;

4) городской транспорт и перемещения горожан.

При этом предлагаемые к рассмотрению модели достаточно просты. С бюджетом города никак не связаны, фактор неопределенности в них не учитывается.

Модель BASEHOC [3], применявшаяся для анализа вариантов развития  г.Москвы относится к моделям функционально-пространственной структуры города. Здесь город рассматривается как система элементов территории, каждый из которых может быть охарактеризован по типу и активности использования и функциональной связанности с другими элементами территории. И гравитационный и энтропийный подходы, используемые в данной модели, позволяют учесть большое число параметров, характеризующих городскую систему в общем и подсистемы "градообразующая база", "обслуживание", "население", "транспорт", в частности. Что касается стоимостного подхода, то он в модели города, как, впрочем, и в оценочных моделях -- размещения обслуживания и размещения населения -- не используется.

Социо-эколого-экономическая модель региона [4] может быть реализована и на примере города. Она представляет собой систему балансовых уравнений, каждое из которых соответственно описывает использование продукта (экономического, природного и социального), с критерием эффективности в виде накопленного конечного продукта. Итогом использования этой модели является получение сценария устойчивого развития региона. Параметры расходной части бюджета здесь не используются.

Ни одна из известных на сегодняшний день моделей не дает всесторонней картины городских процессов. Рано или поздно любая попытка строгого и полного описания городской системы приводит к тому, что обнаруживается факт недостаточно глубокого проникновения в суть процессов и элементов, чрезвычайная сложность и даже невозможность процедуры формализации отношений между подсистемами и их характеристиками [5]. Это является главной причиной того, что большинство подобных исследований посвящены изучению отдельных сторон и аспектов городской действительности.

Одной из немногих, претендующих на построение целостной картины города, типа уже упомянутой BASEHOC, является имитационная модель [6], построенная как модель системной динамики, для чего использована система моделирования Vensim PLE. Помимо моделирования предпринимательской активности в городе, финансовых отношений, демографических и миграционных процессов, эта модель позволяет описывать динамику развития городской системы с учетом эволюции жилого фонда и планирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства.

Последняя модель наиболее близка (из всех, приведенных выше) к той, которая будет описана в настоящей работе. Близка по кругу рассматриваемых вопросов и проблем социально-экономического развития, а самое главное потому, что в ее основе, также как и в предлагаемой, лежит признание (и использование) того факта, что для местных органов власти бюджет является главным механизмом управления социально-экономического развития города.

Однако и в этой модели нет того, что служит отправной точкой моделирования в предлагаемом варианте, а именно: задача моделирования социально-экономического развития города должна ставиться и решаться исходя из необходимости решения главной задачи функционирования органов местного самоуправления -- повышения качества жизни горожан. Да, во многих известных моделях подчеркивается важность (первостепенность) решения этой проблемы, но чтобы вся система моделей своим возникновением была бы обязана рассмотрению проблемы повышения качества жизни и органически вытекала бы одна из другой так, что решение одной из них являлось бы ограничением в другой -- такого нет нигде.

При этом единственно возможным путем решения поставленной социально-экономической проблемы повышения качества жизни является повышение эффективности использования ресурсов [7], прежде всего финансовых -- расходной части бюджета города. Повышение эффективности использования этих ресурсов во многом означает их оптимальное распределение по получателям. Таким образом, говоря о системе взаимосвязанных моделей, следует иметь в виду совокупность оптимизационных задач оптимального распределения ресурсов. Для решения прежде всего этих задач и должна быть предназначена информационно-аналитическая система поддержки принятия решений, которая может быть разработана на основе данной работы.


 Об авторе

Юрий Владимирович ФЕДОРОВ

Кандидат технических наук, преподаватель Самарского государственного университета путей сообщения. Область научных интересов -- методы исследования операций в экономике. Автор ряда научных статей и учебных пособий по математическим методам и моделям в управлении. Настоящая книга адресована студентам вузов, получающим образование по направлениям экономики и менеджмента, информатики и вычислительной техники, ученым и специалистам, работникам сферы управления, финансистам, руководителям всех рангов.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце