URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Панов В.И., Сараева Н.М., Суханов А.А. Влияние экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие детей
Id: 61639
 
257 руб.

Влияние экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие детей

URSS. 2007. 224 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-00423-5.

 Аннотация

В монографии представлены материалы исследования комплексного влияния жизненной среды территорий региона экологического неблагополучия (Читинской области) на развитие интеллекта младших школьников. Показано, что физическая среда региона экологического неблагополучия, имея негативные физико-химические параметры, создает предпосылки изменения (в пределах нормы) показателей интеллектуального развития детей, проживающих в нем, становится условием и фактором таких изменений. В работе реализован экологический подход к анализу психических явлений как вариант применения принципа системности в психологии.

Монография представляет интерес для специалистов в области психологии, экологии человека, для учителей, студентов соответствующих специальностей.


 Оглавление

Введение

I Жизненная среда и развитие интеллекта человека: обусловливающая связь

1 Теоретический анализ проблемы влияния на человека окружающей среды в психологической науке
2 Основные концепции интеллекта в отечественной и зарубежной психологии
3 Проблема роли средовых влияний в развитии интеллекта

II Исследование интеллектуальных показателей детей, проживающих в неблагоприятных условиях физической среды

4 Специфика физической среды Восточного Забайкалья как совокупности условий интеллектуального развития детей
5 Методы исследования и схема анализа данных
6 Интеллектуальные показатели детей на территориях экологического неблагополучия как функция физической среды

III Жизненная среда территорий экологического неблагополучия как фактор развития интеллекта детей младшего школьного возраста

7 Понятие жизненной среды и ее характеристики на территориях исследования
8 Методы исследования на основном этапе работы
9 Развитие интеллекта детей в регионе экологического неблагополучия как функция жизненной среды
Заключение
Литература

 Введение

Монография посвящена изучению комплексного влияния психогенных факторов жизненной среды на развитие интеллекта детей, проживающих на территориях экологически неблагополучного региона (Читинская область).

Проблема устойчивого развития, ориентированная на сохранение экологического равновесия на планете и тем самым жизненных условий для человека, включает в себя вопросы влияния свойств окружающей среды на психику человека, его психическое и психологическое здоровье (С.Д.Дерябо, А.Л.Журавлев, А.Ю.Гусева, В.А.Моляко, В.И.Панов, В.О.Скребец, В.А.Ясвин и др.). Чаще всего эта проблема ассоциируется в общественном сознании с технологическими катастрофами типа Чернобыльской и аналогичными ей. Однако на территории России имеется ряд регионов, которые по своим природно-климатическим показателям и профилю своей экономической деятельности исходно отличаются повышенным "загрязнением" естественной и антропогенной среды как жизненной среды человека. К таким регионам, в частности, относится и Читинская область, в экономике которой основное место занимает горнодобывающая промышленность.

Как известно, медицинский аспект негативного влияния на человека окружающей среды подобного рода изучается экологией человека и экологической медициной, включая и экологическую психиатрию (О.А.Ахвердова, И.В.Боев, Ю.Е.Вельтищев, Н.В.Говорин, Л.А.Ермолина, Л.И.Колесникова, В.Н.Краснов, В.Г.Маймулов, Б.Н.Пивень, М.И.Сердцев и др.). Выделены индикаторные, экологически зависимые и экологически обусловленные патологии (Ю.П.Гичев, 1997). Клинические данные говорят о высокой чувствительности организма человека на всех его уровнях от субклеточных органоидов до систем органов -- к воздействиям экологически "загрязненной" среды, вызывающим изменения и "сбои" в функционировании.

Взаимосвязь физического, физиологического и психического в человеке не требует доказательств. Несмотря на ведущую роль социальной среды в психическом развитии человека (Л.С.Выготский, 1986), биологической основой, материальным субстратом его реализации является организм и головной мозг. Понятно, что, если организм человека так тяжело переносит влияния "загрязненной" среды, то и психика его не может оказаться не подверженной воздействию экологического неблагополучия, и наверняка аномалии не исчерпывают диапазон возможных изменений в психике людей, проживающих на экологически неблагополучных территориях.

Психологический аспект, т.е. психогенное влияние химико-физических факторов жизненной среды на психику человека, входит в предмет психологической экологии как одного из направлений экологической психологии (Ю.Г.Абрамова, С.Д.Дерябо, Г.А.Ковалев, В.И.Панов, В.В.Рубцов, В.А.Ясвин и др.). В последние десятилетия в проблемном поле экологической психологии выполнен ряд серьезных исследований, раскрывающих существенные стороны воздействия на человека окружающей среды (В.И.Екимова, 1998; Л.В.Лысенко, 2003; Н.Н.Хащенко, 2002; А.В.Храбров, 2003 и др.). Однако продолжают оставаться нерешенными многие конкретные вопросы, касающиеся региональной специфики негативных средовых влияний на человека. При этом особое значение имеет исследование воздействий указанных факторов жизненной среды на развитие интеллекта человека, поскольку именно интеллект по определению обеспечивает наиболее высокую способность адаптации к окружающей среде и гибкого взаимодействия с ней.

Во многих работах установлено отрицательное воздействие повышенной радиации, вредных химических веществ, тяжелых металлов и других агентов природного и антропогенного характера на психические процессы, состояния и свойства человека. Однако эти исследования проводились в основном как изучение психогенного влияния отдельных химико-физических параметров окружающей среды. При этом мало изученным остается системное (комплексное) влияние на здоровье и психику этих факторов как совокупности природных (химико-физических) и социальных компонентов жизненной среды человека, когда воздействие одних ее особенностей среды может компенсироваться или усиливаться воздействием других.

Исходя из этого, актуальность настоящего исследования определяется общим ухудшением экологического состояния регионов России, необходимостью нахождения средств минимизации влияния негативных средовых факторов на психику человека, а также сугубо научными задачами исследования комплексного влияния жизненной среды на развитие интеллекта как интегративного показателя состояния психики людей, проживающих на территориях экологически неблагоприятных регионов. Кроме того, как показывает ряд исследователей (Е.Н.Дзятковская, И.В.Дубровина, Д.С.Ермаков, А.Н.Захлебный, И.В.Кузнецова и др.), восстановление психологического здоровья детей, внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих, экологосообразных технологий требует учета особенностей интеллектуального статуса детей в регионах экологического неблагополучия.

Экологический подход, реализуемый в настоящей работе, представляет собой вариант применения принципа системности к анализу психических явлений (Б.Г.Ананьев, П.К.Анохин, А.Г.Асмолов, В.А.Барабанщиков, Н.А.Бернштейн, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.Р.Лурия, К.К.Платонов, Я.А.Пономарев, С.Л.Рубинштейн, Д.В.Ушаков, М.А.Холодная, В.Б.Швырков, Г.П.Щедровицкий и др.). Выделим основные позиции, в которых находит свое осуществление принцип системности в нашей работе.

Выполняя исследование в междисциплинарной области экологической психологии (на пересечении психологической экологии и психологии среды), мы исходили из основного ее положения о системном характере связей между человеком и средой. Это отличительная характеристика экопсихологических исследований. На этой основе мы решали задачу теоретического анализа проблемы влияний жизненной среды на психику человека, в том числе на развитие интеллекта детей, проживающих на территориях экологического неблагополучия. С опорой на этот постулат составлялась и программа эмпирического исследования.

Изучалось интегральное полисистемное образование -- интеллект, развитие интеллекта детей. Основными задачами практической части работы было проведение сравнительного исследования развития интеллекта детей, проживающих в отличающихся условиях жизненной среды, и выявление особенностей развития интеллекта детей в регионе экологического неблагополучия.

Реализовано представление о системной организации психических функций человека. Этим, в частности, обусловлен выбор конкретных интеллектуальных функций, уровень развития которых определялся в работе -- восприятия и мышления. Одна из них (восприятие) первична, на ее основе и над ней надстраиваются другие. Если страдает восприятие, не могут остаться без изменений и более сложные интеллектуальные функции.

Представление о системной детерминации развития интеллекта поставило нас перед необходимостью исследовать наряду с природным и социальный фактор развития детей на территориях экологического неблагополучия, соотношение между ними. Определение специфики соотношения влияний природной (физической) и социальной среды на развитие интеллекта детей в регионе экологического неблагополучия являлось самостоятельной задачей исследования.

Мы исходили из положения о том, что разные детерминанты имеют на "загрязненных" территориях разный "вес" и "зону влияния". Параметры физической среды на территориях экологического неблагополучия рассматривались как условие и фактор развития интеллекта детей -- это одна из позиций системного подхода, согласно которому соотношение детерминант очень подвижно. То, что в одних условиях выступает в роли предпосылки, в других может оказаться причиной, фактором или опосредствующим звеном, и наоборот, -- подчеркивал Б.Ф.Ломов (1996). Это мы старались показать, анализируя эмпирический материал исследования.

Работа представляет собой попытку комплексного исследования причин изменения интеллектуальных показателей детей, живущих на территориях экологического неблагополучия.

Теоретико-методологическую базу исследования составили также концепция единства биологического и социального в психическом развитии человека (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); концепция зонального взаимодействия психологических и социально-экономических факторов (А.Л.Журавлев). В работе мы опирались на теоретико-эмпирический опыт отечественных и зарубежных исследований интеллекта и детерминант его развития (М.К.Акимова, Г.А.Берулава, В.Н.Дружинин, М.А.Холодная, А.Анастази, Р.Стернберг, Э.Хант и др.).

Гипотеза исследования заключалась в следующих допущениях: жизненная среда территорий экологического неблагополучия обладает особыми характеристиками, которые в своем комплексном влиянии могут обусловить возникновение специфических тенденций в развитии интеллекта детей, здесь проживающих. Так, физическая среда территорий экологического неблагополучия становится условием и фактором возможного изменения (снижения) показателей развития интеллекта. Социальная среда территорий экологического неблагополучия может компенсировать негативные влияния среды физической, но при высокой степени "загрязнения" физической среды социальные воздействия оказываются недостаточными для полной компенсации ее влияний.

Выборку исследования составили дети дошкольного и младшего школьного возраста, проживающие на отличающихся по параметрам жизненной среды территориях Читинской области и Красноярского края. Всего в исследовании приняли участие 1034 человека.

Считаем необходимым сделать предварительные пояснения к ряду используемых в работе понятий. Понятие "жизненная среда" трактуется нами несколько иначе, чем в работах Г.А.Ковалева (Г.А.Ковалев, 1993) и М.Черноушека (М.Черноушек, 1989). Соглашаясь в целом с определениями жизненной среды, данными этими авторами, мы уточняем содержание этого понятия применительно к регионам и территориям экологического неблагополучия. В данной проблематике жизненная среда представляет собой комплекс условий природной (физической) и целостной социальной среды, оказывающих непосредственное влияние на человека. В литературе этот комплекс еще называют "средой человека". Как писал В.А.Ясвин, "...среда человека охватывает совокупность природных (естественных и антропогенных: физических, химических, биологических, пространственно-предметных и т.п.), а также социальных (образовательных, информационных, межличностных, архитектурных и т.п.) факторов и условий, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей" (В.А.Ясвин, 1997, с.9).

Понятие "природная среда" имеет достаточно широкие границы. Природная среда -- это естественный ландшафт, растения, животные. Одновременно в природную среду входит такой важный компонент, как среда физическая. Физической средой в экологической психологии называется "совокупность физико-химических свойств окружающей среды (радиационный фон, степень загрязненности воздуха или воды, уровень освещенности и т.п. факторы непсихологической природы)" (В.И.Панов, 2001, с.36). Употребляя термин "природная среда" в данной монографии, мы имеем в виду именно среду физическую. Чтобы уточнить это, к словам "природная среда" в скобках добавляется слово "физическая". Термином "природный фактор" мы обобщенно обозначаем влияния природной (физической) среды, термином "социальный фактор" -- влияния среды социальной в самом широком понимании последней как совокупности социально-экономических, образовательных, культурных и иных условий жизни человека.

Конечно, природная (физическая) и социальная среда -- это разные виды среды со своими специфическими признаками и характеристиками. Но одновременно физическая и социальная среда входят в качестве составляющих в целостную жизненную среду. Понятие "жизненная среда" в данном случае выступает в качестве родового по отношению к двум другим.

Комплекс характеристик природной (физической) среды конкретной территории представляет собой условия интеллектуального развития детей, т.е. определяют возможности для такого развития, задают изначальные границы. Они, чаще всего не являясь непосредственной причиной изменений в интеллектуальных показателях детей, проживающих на территориях экологического неблагополучия, становятся предпосылками возникновения тенденции к изменениям. Однако при значительном экологическом "загрязнении" то, что было предпосылкой, условием (влияния негативной физической среды), превращается в фактор изменений интеллектуального развития детей, т.е. прямой причиной этих изменений.

Для более объективного определения и различения степени "загрязнения" физической среды территорий, на которых проводилось исследование, и, соответственно, силы влияния природного фактора на интеллектуальное развитие детей, а также для различения уровня развития социальной среды, т.е. силы влияния социального фактора, применялось понятие "градиент фактора". Термин "градиент" [лат. gradiens (gradientis) шагающий] означает меру возрастания или убывания в пространстве какой-либо физической величины (Словарь иностранных слов..., 2003). Сопоставление градиентов фактора "загрязненности" физической среды территорий позволило ранжировать их по степени экологического неблагополучия.

В заключение скажем, что вполне осознаем необходимость дальнейшей разработки намеченных в монографии направлений исследования.


 Об авторах

Виктор Иванович ПАНОВ

Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат Премии правительства РФ в области образования, заведующий лабораторией экопсихологии развития Психологического института РАО. Имеет более 200 научных публикаций и является редактором и соредактором 15 научных сборников и пособий для учителя. В сферу научных интересов В.И.Панова входят: методология изучения человека, его психики и сознания, психология одаренности и одаренных детей, психологические и психодидактические основы развивающего образования, экологическая психология.

Надежда Михайловна САРАЕВА

Кандидат психологических наук, доцент, заведующая лабораторией региональных исследований психики Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. Ее список научных публикаций включает 79 источников, в том числе два учебных пособия. В сферу научных интересов Н.М.Сараевой входят кризисные состояния личности, проблемы экологической психологии.


Алексей Анатольевич СУХАНОВ

Кандидат психологических наук, доцент, сотрудник лаборатории региональных исследований психики Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. Имеет более 30 научных публикаций. Сфера научных интересов А.А.Суханова -- экологическая психология, проблемы психической адаптации человека.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце