URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Кареев Н.И. Письма к учащейся молодежи о самообразовании
Id: 58773
 
199 руб.

Письма к учащейся молодежи о самообразовании. Изд.10

URSS. 2009. 168 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-00826-6.

 Аннотация

Автор настоящей книги --- выдающийся отечественный историк и философ, социолог и педагог Николай Иванович Кареев (1850--1931) --- создал много работ, посвященных задачам преподавания гуманитарных наук, выступая в этой области как теоретик и методист. В данной работе он ставит задачу помочь молодым людям, решившим улучшить свое образование путем самостоятельного чтения книг, разобраться в вопросах о цели, сущности и средствах самообразования. Книга, представляющая собой своеобразное руководство по самообразованию, имела широкую популярность в России и была многократно переиздана.

Книга будет интересна не только философам, психологам, социологам и историкам науки, но и широкому кругу читателей, как имеющих отношение к педагогике, так и занимающихся самообразованием.


 Оглавление

Предисловiе къ 5 изданiю
I. 0 томъ, для кого, съ какою целью и почему я пишу эти письма
II. 0 томъ, что главною целъю самообразованiя должна быть выработка мiросозерцанiя
III. 0 томъ, что должно стремиться къ цельности, полноте и стройности мiросозерцанiя
IV. 0 томъ, что нужно вырабатывать въ себе личность и признавать личность въ другихъ
V. 0 томъ, въ чемъ заключаются образовательныя средства вообще, въ особенности наука, и какъ следуетъ къ наук относиться
VI. 0 томъ значенiи, какое для самообразованiя должно иметь знакомство съ исторiей
Послесловiе
Краткiй указатель самообразовательнаго чтенiя въ области наукъ гуманитарныхъ

 Предисловие к пятому изданию

Ровно годъ тому назадъ, въ то же число того же месяца, когда мне приходится писать настоящiя строки, я написалъ первыя странички этихъ "Писемъ". Быстрая распродажа четырехъ изданiй этой книжки, равно какъ не менее быстрая распродажа последовавшихъ за ними тремя изданiями "Беседъ о выработке мiросозерцанiя" указываетъ на то, какъ велика потребность въ такого рода книжкахъ. Желая удовлетворить этой потребности, я пишу въ данную минуту третью книжку, которая, вероятно, будетъ названа "Мыслями объ основахъ нравственности" и по окончанiи не замедлитъ появиться въ печати.

Списокъ книгъ для чтенiя, приложенный къ настоящему изданiю этихъ "Писемъ", несколько измененъ сравнительно съ темъ, что представлялъ изъ себя въ прежнихъ изданiяхъ. Первоначально онъ появился въ первомъ изданiи "Беседъ", къ тексту которыхъ и былъ прiуроченъ. Считаю нужнымъ указать на то, что въ настоящее время уже опубликована въ VIII томе "Историческаго Обозренiя", издаваемаго Историческимъ Обществомъ при петербургскомъ университете, и перепечатывается въ особомъ "Сборнике для самообразованiя" программа энциклопедическаго чтенiя, составленная въ Петербурге особой коммиссiей спецiалистовъ разныхъ отраслей знанiя. Программа эта более или менее соответствуетъ тому, въ чемъ, по моему мненiю, нуждается молодежь, стремящаяся къ самообразованiю. По всей вероятности, упомянутый "Сборникъ для самообразованiя" выйдетъ въ светъ около того же времени, какъ и настоящее изданiе "Писемъ". Н.К. З-го iюля 1895 г.


 Отрывок из главы I


Письмо первое

о томъ, для кого, съ какою целью и почему я пишу эти письма

Эти "Письма о самообразованiи" я пишу, имея въ виду преимущественно, -- чтобы не сказать исключительно, -- лишь одинъ, весьма определенный кругъ читателей-ту часть учащейся молодежи, которая чувствуетъ или, по крайней мере, начинаетъ чувствовать потребность въ самообразованiи и для которой поэтому вопросъ о немъ долженъ представлять особый, непосредственно жизненный интересъ, Посвящая свои письма такому предмету, я исхожу изъ мысли о громадной культурной и соцiальной важности этого вопроса, но обращаясь съ ними къ указанному кругу читателей, я считаю нужнымъ выдвинуть на первый планъ существованiе въ учащейся молодежи стремленiя къ самообразованiю,-стремленiя вполне естественнаго, совершенно законнаго и въ высшей степени симпатичнаго, а потому и заслуживающаго сделаться предметомъ самаго серьезнаго вниманiя. Здесь я не стану распространяться на тему о важномъ значенiи самообразованiя съ культурной и соцiальной точекъ зренiя, надеясь, что, кто съ некоторымъ вниманiемъ прочтетъ эту книжку съ первой до последней страницы, тому станетъ совершенно яснымъ, какую роль можетъ играть самообразованiе,-конечно, правильно поставленное,-въ качестве одного изъ факторовъ культурнаго и соцiальнаго прогресса. Въ данную минуту я чувствую необходимость прежде всего объяснить, что думаю я дать въ своихъ письмахъ тому кругу читателей, для котораго они мною предназначаются, и какимъ образомъ я пришелъ къ мысли написать эту книжку.

Я только-что назвалъ стремленiе къ самообразованiю въ учащейся молодежи явленiемъ вполне естественнымъ, совершенно законнымъ и въ высшей степени симпатичнымъ: оно, действительно, и естественно, и законно, и симпатично. Во-первыхъ, я думаю, что каждый молодой человекъ (имею въ виду одинаково и мужскую, и женскую молодежь), одаренный нормальными способностями, кое-чему учившаiйся, кое-что читавшiй и вместе съ этимъ не испорченный воспитанiемъ въ неблагопрiятной среде, необходимо долженъ-въ известную пору жизни, наступающую у кого раньше, у кого позднее,-обнаружить особый интересъ къ высшимъ вопросамъ человеческаго знанiя и существованiя,-къ вопросамъ, которые обладаютъ свойствомъ волновать и мучить и властно требовать своего разрешенiя. Я буду еще иметь случай вернуться къ более подробной характеристике этой жизненной поры, а тутъ мне достаточно только отметить тотъ общiй фактъ, что такая пора переживается весьма значительною частью молодежи, получающей образованiе въ среднихъ и высшихъ школахъ разнаго типа и наименованiя, и что въ эту пору своей жизни юноша прежде всего стремится установить свое теоретическое, моральное и соцiальное мiросозерцанiе, между прочимъ путемъ чтенiя книгъ, которыя, какъ ему кажется, наиболее соответствуютъ той цели, съ какою онъ къ нимъ обращается. Конечно, далее, ему приходится искать ответовъ на волнующiе и мучащiе его вопросы, главнымъ образомъ, въ книгахъ, имеющихъ къ этимъ вопросамъ то или другое отношенiе, т.-е приходится заниматься именно самообразованiемъ, такъ называемымъ въ отличiе отъ образованiя, сообщаемаго школою. Никакое преподаванiе не можетъ претендовать на то, чтобы дать помимо самостоятельнаго чтенiя все, что нужно знать и понимать образованному человеку. Напротивъ того, однимъ изъ признаковъ успешности преподаванiя и можетъ служить прiохочиванiе къ чтенiю книгъ по соответственной отрасли знанiя. Съ другой стороны, общее образованiе дается у насъ только въ средней школе, но на то она и есть средняя школа, что не даетъ законченнаго образовавiя, служа лишь ступенью къ высшей школе,-да и давать его не можетъ, темъ более, что въ средней школе молодые люди оканчиваютъ свое ученiе какъ-разъ около того времени, когда въ ихъ жизни только-что начинается та особая пора, о которой я сейчасъ говорилъ. Замечу вообще, что указаннымъ настроенiемъ учащаяся молодежь характеризуется преимущественно въ старшихъ классахъ средней школы и на первыхъ курсахъ высшихъ учебныхъ заведенiй. Въ последнихъ, какъ говорится, происходитъ продолженiе образованiя, начатаго въ средней школе, но на самомъ деле, въ общемъ образованiи, даваемомъ среднею школою, совершается перерывъ и начинается уже новое делоусвоенiе разныхъ спецiальныхъ дисциплинъ, преподаваемыхъ на отдельныхъ факультетахъ университета, иногда еще подразделенныхъ на секцiи, и въ разныхъ самостоятельныхъ академiяхъ и институтахъ. Если средняя школа не даетъ и не можетъ давать законченнаго образованiя, то школа высшая-все эти факультеты, академiи и институты-даетъ образованiе законченное лишь по отношенiю къ известнымъ спецiальностямъ. Конечно, между науками, преподаваемыми на отдельныхъ факультетахъ и въ разныхъ академiяхъ и институтахъ, есть имеющiя общеобразовательный характеръ, но и оне являются здесь спецiальностями, прiуроченными лишь къ той или другой высшей школе и совершенно исключенными изъ всехъ другихъ. Философiя и исторiя преподаются главнымъ образомъ филологамъ и отчасти юристамъ, но преподаванiя этихъ наукъ совершенно лишены натуралисты, медики, техники разныхъ спецiальностей. Общая теорiя права, основы государствоведенiя и политическая экономiя преподаются только однимъ юристамъ. Зато филологи и юристы лишены какого бы то ни было естественно-историческаго преподаванiя, да и само последнее организовано далеко не одинаковымъ образомъ въ разныхъ спецiальныхъ академiяхъ и институтахъ, включая въ ихъ число и физико-математическiе и медицинскiе факультеты университетовъ. То, чего не даетъ и дать не можетъ одна высшая школа, поскольку она есть прежде всего школа спецiальная, но чего всегда и везде требуетъ съ большею или меньшею настойчивостью лучшая часть учащейся молодежи, можетъ быть поэтому достигнуто только путемъ самообразованiя. Не забудемъ еще одного важнаго обстоятельства: некоторая часть мужской молодежи и почти вся молодежь женская, кроме того, свое школьное образованiе и оканчиваютъ съ выходомъ изъ среднеучебныхъ заведенiй,-образованiе, которое требуетъ, конечно, продолженiя, да и печально было бы, если бы средняя школа не развивала въ своихъ питомцахъ стремленiя къ дальнейшему образованiю. Хотя та часть молодежи, которая бываетъ вынуждена ограничиваться среднеучебными заведенiями, и поставлена по отношенiю къ образованiю вообще въ худшее положенiе, нежели молодежь, имеющая возможность поступать въ университеты, академiи и институты, темъ не менее по отношенiю къ известнымъ отраслямъ знанiя обе эти категорiи молодыхъ людей обоего пола оказываются поставленными въ совершенно одинаковое положенiе, т.-е. и темъ, и другимъ со многими вопросами знанiя и окружающей действительности приходится знакомиться исключителъно путемъ самостоятельнаго чтенiя соответственныхъ книгъ.

Вотъ въ немногихъ словахъ те соображенiя, которыя заставили меня назвать стремленiе известной части молодежи къ самообразованiю вполне естественнымъ и совершенно законнымъ. У этого стремленiя есть, кроме того, две въ высшей степени симпатичныя стороны. Несомненно, что поступая на тотъ или другой факультетъ, въ ту или другую академiю, въ тотъ или другой институтъ, громадное большинство молодежи въ очень и очень значительной мере руководствуется соображенiями, имеющими мало общаго съ стремленiемъ къ чистому знанiю; насколько же при выборе будущихъ спецiальностей играетъ роль и это стремленiе, настолько оно проявляется, въ громадномъ же большинстве случаевъ, въ виде иногда очень узкаго интереса къ какой-нибудь весьма тесной области знанiя. Наоборотъ, когда мы имеемъ дело съ ясно выраженнымъ стремленiемъ къ самообразованiю, то, съ одной стороны, не можетъ быть и речи о какихъ бы то ни было постороннихъ соображенiяхъ, заставляющихъ юношу интересоваться темъ или другимъ знанiемъ, а съ другой-самый интересъ этотъ необходимо является более широкимъ, ибо въ такомъ случае онъ объясняется не особенною любовью даннаго лица къ известнаго рода занятiямъ, могущимъ вестись, ничего не давая ни уму, ни сердцу, а общечеловеческою духовною потребностью понять, что такое окружающiй человека внешнiй мiръ, что такое и чемъ долженъ быть самъ человекъ, что такое, наконецъ, и чемъ должно быть общество, въ которомъ онъ живетъ. Симпатичныя стороны стремленiя къ самообразованiю и заключаются въ совершенной безкорыстности этого стремленiя и въ его несомненной связи съ высшими потребностями нашей духовной природы. Эти два отличительныя свойства истиннаго стремленiя къ самообразованiю сообщаютъ признанной нами выше естественности и законности этого стремленiя верховную моральную санкцiю: оно оказывается не только естественнымъ и законнымъ, но и нравственнымъ, ибо вытекаетъ изъ безкорыстной любви къ истине, изъ безкорыстнаго исканiя правды. Если выше я упомянулъ о важномъ культурномъ и соцiальномъ значенiи самообразованiя, то прежде всего именно потому, что въ деле духовнаго и общественнаго прогресса человечества любовь къ истине и исканiе справедливости, безъ коихъ, на мой взглядъ, и не можетъ быть настоящаго стремленiя къ самообразованiю, являются весьма могучими факторами первостепенной важности.

Конечно, всякая естественная и законная потребность должна быть удовлетворяема. Темъ больше ея право быть удовлетворенной, если она, кроме того, имеетъ за себя моральную санкцiю и, наконецъ, является, вдобавокъ, какъ одна изъ силъ, созидающихъ культурный и соцiальный прогрессъ человечества и, такимъ образомъ, способствующихъ осуществленiю конечныхъ целей всемiрной исторiи, а стремленiе къ самообразованiю какъ-разъ и обладаетъ всеми свойствами явленiя нравственнаго и вместе съ темъ прогрессивнаго. Вотъ почему я и сказалъ еще въ самомъ начале, что предметь этотъ заслуживаетъ самаго серьезнаго вниманiя.


 Об авторе

Николай Иванович КАРЕЕВ (1850--1931)

Выдающийся отечественный историк, философ, социолог, педагог и общественный деятель. Родился в Москве. В 1873 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета, где учился у известных ученых -- филолога Ф. И. Буслаева, историков С. М. Соловьева и В. И. Герье. Читал лекции по истории в Московском и Варшавском университетах. В 1879 г. успешно защитил магистерскую диссертацию, а в 1884 докторскую -- "Основные вопросы философии истории". В 1885 г. переехал в Петербург, где работал сначала приват-доцентом, а затем профессором по курсу всеобщей истории в столичном университете. В 1905 г. был избран в Государственную Думу от партии кадетов. С 1910 г. -- член-корреспондент Петербургской академии наук, с 1929 г. -- почетный член Академии наук СССР.

Н. И. Кареев -- один из основателей отечественной социологии, крупнейший представитель классического позитивизма в социологии, последователь и популяризатор учения О. Конта и других западных философов и социологов. Он одним из первых предпринял попытку осмысления исторического развития социологии в России, обращая внимания на закономерности этой отрасли социального знания, обусловленные не только общемировыми тенденциями, но и исключительно специфическими для России. Помимо ряда историко-философских и социологических работ, он также был автором гимназических учебников, пользовавшихся большой популярностью: "Учебная книга новой истории" (1900) выдержала 15 изданий, "Учебная книга истории средних веков" (1900) -- 9 изданий, "Учебная книга древней истории" (1901) -- 8 изданий.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце