URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Фома Аквинский Сумма теологии. Т.II: Часть первая. Вопросы 65--119. Пер. с лат. Билингва (латынь-русский) / Summa Theologiae. Pars Prima. Quaestiones 65--119. Пер. с латинского Апполонова А.В.
Id: 57990
 
3999 руб.

Сумма теологии. Т.II: Часть первая. Вопросы 65--119. Пер. с лат. Билингва (латынь-русский) / Summa Theologiae. Pars Prima. Quaestiones 65--119. Пер. с латинского Апполонова А.В. Т.II

2007. 656 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-902121-24-4. Букинист. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 5-.

 Аннотация

Во втором томе издания представлены заключительные Вопросы первой части Суммы теологии великого средневекового теолога и философа святого Фомы Аквинского.

В данных Вопросах обсуждаются проблемы сотворения мира, антропологии и божественного управления сотворенным миром. Перевод впервые осуществлен с языка оригинала.


 Оглавление

Глава 65. О деянии сотворения телесного творения
 Раздел 1.От Бога ли телесное творение
  Articulus  1.Utrum creatura corporalis sit a Deo
 Раздел 2.Создано ли телесное творение ради благости Божией
  Articulus  2.Utrum creatura corporalis sit facta propter Dei bonitatem
 Раздел 3.Произведено ли телесное творение Богом при посредствовании ангелов
  Articulus  3.Utrum creatura corporalis sit producta a Deo mediantibus angelis
 Раздел 4.Происходят ли формы тел от ангелов
  Articulus  4.Utrum formae corporum sint ab angelis
Глава 66. О порядке сотворения в отношении различения
 Раздел 1.Предшествовала ли неоформленность материи по времени ее оформлению
  Articulus  1.Utrum informitas materiae tempore praecesserit formationem ipsius
 Раздел 2.Одна ли неоформленная материя у всего телесного
  Articulus  2.Utrum una sit materia informis omnium corporalium
 Раздел 3.Было ли небо эмпирея сотворено вместе с неоформленной материей
  Articulus  3.Utrum caelum empyreum sit concreatum materiae informi
 Раздел 4.Сотворено ли время вместе с неоформленной материей
  Articulus  4.Utrum tempus sit concreatum materiae informi
Глава 67. О деянии различения самом по себе
 Раздел 1.Сказывается ли имя "свет" о духовном в собственном смысле
  Articulus  1.Utrum lux proprie in spiritualibus dicatur
 Раздел 2.Является ли свет телом
  Articulus  2.Utrum lux est corpus
 Раздел 3.Является ли свет качеством
  Articulus  3.Utrum lux sit qualitas
 Раздел 4.Верно ли полагают, что свет был произведен в первый день
  Articulus  4.Utrum convenienter lucis productio in primo die ponatur
Глава 68. О деянии второго дня
 Раздел 1.Была ли небесная твердь создана во второй день
  Articulus  1.Utrum firmamentum sit factum secunda die
 Раздел 2.Есть ли воды над небесной твердью
  Articulus  2.Utrum aquae sint supra firmamentum
 Раздел 3.Отделяет ли небесная твердь воды от вод
  Articulus  3.Utrum firmamentum dividat aquas ab aquis
 Раздел 4.Существует ли только одно небо
  Articulus  4.Utrum sit unum caelum tantum
Глава 69. О деянии третьего дня
 Раздел 1.Подобающе ли говорится о том, что собрание вод произошло в третий день
  Articulus  1.Utrum aquarum congregatio convenienter dicatur facta tertia die
 Раздел 2.Подобающе ли говорится о том, что создание растений произошло в третий день
  Articulus  2.Utrum plantarum productio convenienter tertia die facta legatur
Глава 70. О деянии украшения в том, что касается четвертого дня
 Раздел 1.Надлежало ли светилам быть созданными в четвертый день
  Articulus  1.Utrum luminaria debuerint produci quarta die
 Раздел 2.Подобающим ли образом указана причина создания светил
  Articulus  2.Utrum convenienter causa productionis luminarium describatur
 Раздел 3.Одушевлены ли небесные светила
  Articulus  3.Utrum luminaria caeli sint animata
Глава 71. О деянии пятого дня
Глава 72. О деянии шестого дня
Глава 73. О том, что относится к седьмому дню
 Раздел 1.Должно ли завершение божественных деяний приписываться седьмому дню
  Articulus  1.Utrum completio divinorum operum debeat septimo diei adscribi
 Раздел 2.Отдыхал ли Бог от всех своих трудов в день седьмой
  Articulus  2.Utrum Deus septima die requievit ab omni opere suo
 Раздел 3.Подобало ли седьмому дню благословение и освящение
  Articulus  3.Utrum benedictio et sanctificatio debeatur diei septimae
Глава 74. Обо всех семи днях в общем
 Раздел 1.Удовлетворительно ли указанное число этих дней
  Articulus  1.Utrum sufficienter isti dies enumerentur
 Раздел 2.Являются ли все эти дни одним днем
  Articulus  2.Utrum omnes isti dies sint unus dies
 Раздел 3.Использует ли Писание подходящие слова, описывая деяния шести дней
  Articulus  3.Utrum Scriptura utatur convenientibus verbis ad exprimendum opera sex dierum
Глава 75. О человеке, состоящем из духовной и телесной субстанции. И во-первых, в том, что касается сущности
 Раздел 1.Является ли душа телом
  Articulus  1.Utrum anima sit corpus
 Раздел 2.Является ли душа неким самостоятельным сущим
  Articulus  2.Utrum anima humana sit aliquid subsistens
 Раздел 3.Являются ли души неразумных животных самостоятельными сущими
  Articulus  3.Utrum animae brutorum animalium sint subsistentes
 Раздел 4.Является ли душа [самим] человеком
  Articulus  4.Utrum anima sit homo
 Раздел 5.Состоит ли душа из материи и формы
  Articulus  5.Utrum anima sit composita ex materia et forma
 Раздел 6.Является ли человеческая душа тленной
  Articulus  6.Utrum anima humana sit corruptibilis
 Раздел 7.Принадлежит ли душа к тому же виду, что и ангел
  Articulus  7.Utrum anima et angelus sint unius speciei
Глава 76. О соединении души с телом
 Раздел 1.Соединяется ли разумное начало с телом как форма
  Articulus  1.Utrum intellectivum principium uniatur corpori ut forma
 Раздел 2.Умножается ли разумное начало по числу сообразно умножению тел, или же у всех людей имеется один разум
  Articulus  2.Utrum intellectivum principium multiplicetur secundum multiplicationem corporum
 Раздел 3.Есть ли в человеке помимо разумной души и другие души, отличные по сущности
  Articulus  3.Utrum praeter animam intellectivam sint in homine aliae animae per essentiam differentes
 Раздел 4.Есть ли в человеке помимо разумной души и другая форма
  Articulus  4.Utrum in homine sit alia forma praeter animam intellectivam
 Раздел 5.Подобает ли разумной душе соединяться с таковым телом
  Articulus  5.Utrum anima intellectiva convenienter tali corpori uniatur
 Раздел 6.Соединяется ли разумная душа с телом посредством неких акцидентальных предрасположенностей
  Articulus  6.Utrum anima intellectiva uniatur corpori mediantibus dispositionibus accidentalibus
 Раздел 7.Соединяется ли душа с телом живого существа посредством некоего тела
  Articulus  7.Utrum anima uniatur corpori animalis mediante aliquo corpore
 Раздел 8.Находится ли душа целиком в любой части тела
  Articulus  8.Utrum anima sit tota in qualibet parte corporis
Глава 77. О том, что относится к способностям души, в общем
 Раздел 1.Является ли сама сущность души ее способностью
  Articulus  1.Utrum ipsa essentia animae sit eius potentia
 Раздел 2.Существует ли несколько способностей души
  Articulus  2.Utrum sint plures potentiae animae
 Раздел 3.Различаются ли способности души сообразно действиям и объектам
  Articulus  3.Utrum potentiae distinguantur per actus et obiecta
 Раздел 4.Имеется ли в способностях души порядок
  Articulus  4.Utrum in potentiis animae sit ordo
 Раздел 5.Все ли способности души находятся в душе как в субъекте
  Articulus  5.Utrum omnes potentiae animae sint in anima sicut in subiecto
 Раздел 6.Исходят ли способности души от ее сущности
  Articulus  6.Utrum potentiae animae fluant ab eius essentia
 Раздел 7.Происходит ли одна способность души от другой
  Articulus  7.Utrum una potentia animae oriatur ab alia
 Раздел 8.Все ли способности души сохраняются в душе, отделенной от тела
  Articulus  8.Utrum omnes potentiae animae remaneant in anima a corpore separata
Глава 78. О способностях души в частном
 Раздел 1.Надлежит ли различать пять родов способностей души
  Articulus  1.Utrum quinque genera potentiarum animae sint distinguenda
 Раздел 2.Подобающим ли образом указываются части растительной души, т.е. питающая способность, а также способности роста и порождения
  Articulus  2.Utrum convenienter partes vegetativae assignentur, scilicet nutritivum, augmentativum, et generativum
 Раздел 3.Подобающе ли различают пять внешних чувств
  Articulus  3.Utrum convenienter distinguantur quinque sensus exteriores
 Раздел 4.Подобающе ли подразделяются внутренние чувства
  Articulus  4.Utrum interiores sensus convenienter distinguantur
Глава 79. О разумных способностях
 Раздел 1.Является ли разум некоей способностью души
  Articulus  1.Utrum intellectus sit aliqua potentia animae
 Раздел 2.Является ли разум пассивной способностью
  Articulus  2.Utrum intellectus sit potentia passiva
 Раздел 3.Следует ли полагать действующий разум
  Articulus  3.Utrum sit ponere intellectum agentem
 Раздел 4.Есть ли действующий разум нечто, относящееся к душе
  Articulus  4.Utrum intellectus agens sit aliquid animae
 Раздел 5.Один ли действующий разум у всех [людей]
  Articulus  5.Utrum intellectus agens sit unus in omnibus
 Раздел 6.Имеется ли в разумной части души память
  Articulus  6.Utrum memoria sit in parte intellectiva animae
 Раздел 7.Является ли память разумной части души способностью, отличной от разума
  Articulus  7.Utrum alia potentia sit memoria intellectiva et alia intellectus
 Раздел 8.Является ли рассудок способностью, отличной от разума
  Articulus  8.Utrum ratio sit alia potentia ab intellectu
 Раздел 9.Являются ли высший и низший рассудки различными способностями
  Articulus  9.Utrum ratio superior et interior sint diversae potentiae
 Раздел 10.Является ли разумение способностью, отличной от разума
  Articulus  10.Utrum intelligentia sit alia pottentia ab intellectu
 Раздел 11.Являются ли теоретический и практический разумы различными способностями
  Articulus  11.Utrum intellectus speculativus et practicus sint diversae potentiae
 Раздел 12.Является ли синдересис некоей особой способностью, отличной от других
  Articulus  12.Utrum synderesis sit quaedam specialis potentia ab aliis distincta
 Раздел 13.Является ли совесть некоей способностью
  Articulus  13.Utrum conscientia sit quaeda potentia
Глава 80. О способностях желания в общем
 Раздел 1.Является ли желание некоей особой способностью души
  Articulus  1.Utrum appetitus sit aliqua specialis animae potentia
 Раздел 2.Являются ли чувственное и разумное желания различными способностями
  Articulus  2.Utrum appetitus sensitivus et intellectivus sint diversae potentiae
Глава 81. О чувственности
 Раздел 1.Является ли чувственность исключительно желающей способностью
  Articulus  1.Utrum sensualitas solum sit appetitiva
 Раздел 2.Подразделяется ли чувственное желание на гневность и вожделение как на различные способности
  Articulus  2.Utrum appetitus sensetivus distinguatur in irascibilem et concupiscibilem, sicut in potentias diversas
 Раздел 3.Подчиняются ли гневность и вожделение рассудку
  Articulus  3.Utrum irascibilis et concupiscibilis obediant rationi
Глава 82. О воле
 Раздел 1.Желает ли воля чего-либо по необходимости
  Articulus  1.Utrum voluntas aliquid ex necessitate appetat
 Раздел 2.Волит ли воля все, что она волит, по необходимости
  Articulus  2.Utrum voluntas ex necessitate omnia velit quaecumque vult
 Раздел 3.Является ли воля более высокой способностью, нежели разум
  Articulus  3.Utrum voluntas sit altior potentia quam intellectus
 Раздел 4.Движет ли воля разум
  Articulus  4.Utrum voluntas moveat intellectum
 Раздел 5.Следует ли в высшем желании различать гневность и вожделение
  Articulus  5.Utrum irascibilis et concupiscibilis distingui debeant in appetitu superiori
Глава 83. О свободном решении
 Раздел 1.Обладает ли человек свободным решением
  Articulus  1.Utrum homo sit liberi arbitrii
 Раздел 2.Является ли свободное решение способностью
  Articulus  2.Utrum liberum arbitrium sit potentia
 Раздел 3.Является ли свободное решение желающей способностью
  Articulus  3.Utrum liberum arbitrium sit potentia appetitiva
 Раздел 4.Является ли свободное решение способностью, отличной от воли
  Articulus  4.Utrum liberum arbitrium sit alia potentia a voluntate
Глава 84. Каким образом душа, соединенная с телом, мыслит телесное, которое ниже ее
 Раздел 1.Познает ли душа тел'а посредством разума
  Articulus  1.Utrum anima cognoscat corpora per intellectum
 Раздел 2.Мыслит ли душа телесное через свою сущность
  Articulus  2.Utrum anima per essentiam suam corporalia intelligat
 Раздел 3.Мыслит ли душа все посредством познавательных форм, данных ей от природы
  Articulus  3.Utrum anima intelligat omnia per species sibi naturaliter inditas
 Раздел 4.Изливаются ли познавательные формы в душу от неких отделенных форм
  Articulus  4.Utrum species intelligibiles effluant in animam ab aliquis formis separatis
 Раздел 5.Познает ли разумная душа материальные вещи в вечных образцах
  Articulus  5.Utrum anima intellectiva cognoscat res materiales in rationibus aeternis
 Раздел 6.Приобретается ли интеллектуальное познание от чувственно воспринимаемых вещей
  Articulus  6.Utrum intellictiva cognitio accipiatur a rebus sensibilibus
 Раздел 7.Может ли разум актуально мыслить посредством познавательных форм, которыми обладает в себе, не обращаясь к фантасмам
  Articulus  7.Utrum intellectus possit actu intelligere per species intelligibiles quas penes se habet, non convertendo se ad phantasmata
 Раздел 8.Препятствует ли суждению разума [временное] прекращение чувственного восприятия
  Articulus  8.Utrum iudicium intellectus impediatur per ligamentum sensus
Глава 85. О способе и порядке мышления
 Раздел 1.Мыслит ли наш разум телесные и материальные вещи посредством абстрагирования от фантасмов
  Articulus  1.Utrum intellectus noster intelligat res corporales et materiales per abstractionem a phantasmatibus
 Раздел 2.Относятся ли абстрагированные от фантасмов познавательные формы к нашему разуму как то, чт'о он мыслит
  Articulus  2.Utrum species intelligibiles a phantasmatibus abstractae, se habeant ad intellectum nostrum sicut id quod intelligitur
 Раздел 3.Первичнее ли в нашем интеллектуальном познании более общее
  Articulus  3.Utrum magis universalia sint priora in nostra cognitione intellectuali
 Раздел 4.Можем ли мы разом мыслить многое
  Articulus  4.Utrum possimus multa simul intelligere
 Раздел 5.Мыслит ли наш разум посредством соединения и разделения
  Articulus  5.Utrum intellectus noster intelligat componendo et dividendo
 Раздел 6.Может ли разум заблуждаться
  Articulus  6.Utrum intellectus possit esse falsus
 Раздел 7.Может ли одна и та же вещь мыслиться одним [человеком] лучше, чем другим
  Articulus  7.Utrum unam et eandem rem unus alio melius intelligere possit
 Раздел 8.Мыслит ли разум неделимое прежде, чем делимое
  Articulus  8.Utrum intellectus per prius intelligat indivisibile quam divisibile
Глава 86. Что наш разум познает в материальных вещах
 Раздел 1.Познает ли наш разум единичное
  Articulus  1.Utrum intellectus noster cognoscat singularia
 Раздел 2.Может ли наш разум познавать бесконечное
  Articulus  2.Utrum intellectus noster possit cognoscere infinita
 Раздел 3.Познает ли разум контингентное
  Articulus  3.Utrum intellectus sit cognoscitivus contingentium
 Раздел 4.Познает ли наш разум будущее
  Articulus  4.Utrum intellectus noster cognoscat futura
Глава 87. Каким образом разумная душа познает себя и то, что в ней
 Раздел 1.Познает ли разумная душа самое себя через свою сущность
  Articulus  1.Utrum anima intellectiva seipsam cognoscat per suam essentiam
 Раздел 2.Познает ли наш разум хабитусы души через их сущность
  Articulus  2.Utrum intellectus noster cognoscat habitus animae per essentiam eorum
 Раздел 3.Познает ли разум свой собственный акт
  Articulus  3.Utrum intellectus cognoscat proprium actum
 Раздел 4.Мыслит ли разум акт воли
  Articulus  4.Utrum intellectus intelligat actum voluntatis
Глава 88. Каким образом человеческая душа познает то, что выше нее
 Раздел 1.Может ли человеческая душа в этой жизни мыслить нематериальные субстанции сами по себе
  Articulus  1.Utrum anima humana, secundum statum vitae praesentis, possit intelligere substantiis immaterialis per seipsis
 Раздел 2.Может ли наш разум достичь мышления нематериальных субстанций через познание материальных вещей
  Articulus  2.Utrum intellectus noster per cognitionem rerum materialium possit pervenire ad intelligendum substantias immateriales
 Раздел 3.Является ли Бог первым, что познается человеческим разумом
  Articulus  3.Utrum Deus sit primum quod a mente humana cognoscitur
Глава 89. О познании отделенной души
 Раздел 1.Может ли отделенная душа мыслить нечто
  Articulus  1.Utrum anima separata aliquid intelligere possit
 Раздел 2.Мыслит ли отделенная душа отделенные субстанции
  Articulus  2.Utrum anima separata intelligat substantias separatas
 Раздел 3.Познает ли отделенная душа все природное
  Articulus  3.Utrum anima separata omnia naturalia cognoscat
 Раздел 4.Познает ли отделенная душа единичное
  Articulus  4.Utrum anima separata cognoscat singularia
 Раздел 5.Сохраняется ли в отделенной душе хабитус знания, приобретенного в земной жизни
  Articulus  5.Utrum habitus scientiae hic acquisitae remaneat in anima separata
 Раздел 6.Сохраняется ли в отделенной душе акт знания, приобретенного в земной жизни
  Articulus  6.Utrum actus scientiae hic acquisitae maneat in anima separata
 Раздел 7.Препятствует ли познанию отделенной души удаленность по месту
  Articulus  7.Utrum distantia localis impediat cognitionem animae separatae
 Раздел 8.Познают ли отделенные души то, что происходит в этом мире
  Articulus  8.Utrum animae separatae cognoscant ea quae hic aguntur
Глава 90. О создании первого человека в том, что касается души
 Раздел 1.Является ли душа созданной, или же она – от субстанции Бога
  Articulus  1.Utrum anima sit facta, vel sit de substantia Dei
 Раздел 2.Про-изведена ли душа в бытие посредством сотворения
  Articulus  2.Utrum anima sit producta in esse per creationem
 Раздел 3.Произведена ли разумная душа непосредственно Богом
  Articulus  3.Utrum anima rationalis sit producta a Deo immediate
 Раздел 4.Была ли разумная душа произведена раньше тела
  Articulus  4.Utrum anima humana fuerit producta ante corpus
Глава 91. О создании тела первого человека
 Раздел 1.Создано ли тело первого человека из праха земного
  Articulus  1.Utrum corpus primi hominis sit factum de limo terrae
 Раздел 2.Произведено ли тело человека непосредственно Богом
  Articulus  2.Utrum corpus humanum sit immediate a Deo productum
 Раздел 3.Имело ли человеческое тело подобающую пред-расположенность
  Articulus  3.Utrum corpus hominis habuerit convenientem dispositionem
 Раздел 4.Подобающим ли образом Писание повествует о произведении тела человека
  Articulus  4.Utrum convenienter corporis humani productio in Scriptura describatur
Глава 92. О создании женщины
 Раздел 1.Надлежало ли женщине быть созданной при первом произведении вещей
  Articulus  1.Utrum mulier debuerit produci in prima rerum productione
 Раздел 2.Надлежало ли женщине быть созданной из мужчины
  Articulus  2.Utrum mulier debuerit fieri ex viro
 Раздел 3.Надлежало ли женщине быть созданной из ребра мужчины
  Articulus  3.Utrum mulier debuerit formari de costa viri
 Раздел 4.Была ли женщина создана непосредственно Богом
  Articulus  4.Utrum mulier fuerit immediate formata a Deo
Глава 93. О цели, или о пределе произведения человека
 Раздел 1.Присутствует ли в человеке образ Божий
  Articulus  1.Utrum imago Dei sit in homine
 Раздел 2.Обнаруживается ли образ Божий в неразумных творениях
  Articulus  2.Utrum imago Dei inveniatur in irrationalibus creaturis
 Раздел 3.В большей ли степени образ Божий присутствует в ангеле, нежели в человеке
  Articulus  3.Utrum angelus sit magis ad imanem Dei quam homo
 Раздел 4.Обнаруживается ли образ Божий в каждом человеке
  Articulus  4.Utrum imago Dei inveniatur in quolibet homine
 Раздел 5.Пребывает ли в человеке образ Божий сообразно Троице Лиц
  Articulus  5.Utrum in homine sit imago Dei quantum ad Trinitatem Personarum
 Раздел 6.Присутствует ли образ Божий в человеке только сообразно уму
  Articulus  6.Utrum imago Dei sit in homine solum secundum mentem
 Раздел 7.Обнаруживается ли образ Божий в душе сообразно акту-действию
  Articulus  7.Utrum imago Dei inveniatur in anima secundum actus
 Раздел 8.Присутствует ли в душе образ божественной Троицы только сообразно соотнесению с объектом, которым является Бог
  Articulus  8.Utrum imago divinae Trinitatis sit in anima solum per comparationem ad obiectum quod est Deus
 Раздел 9.Подобающе ли различают подобие и образ
  Articulus  9.Utrum "similitudo" ab "imagine" convenienter distinguatur
Глава 94. О состоянии и положении первого человека в том, что касается разума
 Раздел 1.Созерцал ли первый человек Бога через сущность
  Articulus  1.Utrum primus homo per essentiam Deum viderit
 Раздел 2.Созерцал ли Адам в состоянии невинности ангелов через сущность
  Articulus  2.Utrum Adam in statu innocentiae angelos per essentiam viderit
 Раздел 3.Обладал ли первый человек знанием обо всем
  Articulus  3.Utrum primus homo habuerit scientiam omnium
 Раздел 4.Мог ли человек в своем изначальном состоянии заблуждаться
  Articulus  4.Utrum homo in primo statu decipi potuisset
Глава 95. О том, что относится к воле первого человека, т.е. о благодати и праведности
 Раздел 1.Был ли первый человек сотворен в благодати
  Articulus  1.Utrum primus homo fuerit creatus in gratia
 Раздел 2.Обладал ли первый человек страстями души
  Articulus  2.Utrum in primo homine fuerint animae passiones
 Раздел 3.Обладал ли Адам всеми добродетелями
  Articulus  3.Utrum Adam habuerit omnes virtutes
 Раздел 4.Были ли деяния первого человека менее действенными для обретения заслуг, нежели наши деяния
  Articulus  4.Utrum opera primi hominis fuerint minus efficacia ad merendum quam opera nostra
Глава 96. О господстве, которое подобало человеку в состоянии невинности
 Раздел 1.Господствовал ли Адам в состоянии невинности над животными
  Articulus  1.Utrum Adam in statu innocentiae animalibus dominaretur
 Раздел 2.Господствовал ли человек над всеми прочими творениями
  Articulus  2.Utrum homo habuisset dominium super omnes alias creaturas
 Раздел 3.Были ли люди в состоянии невинности равными
  Articulus  3.Utrum homines in statu innocentiae fuissent aequales
 Раздел 4.Господствовал ли в состоянии невинности один человек над другим
  Articulus  4.Utrum homo in statu innocentiae homini dominabatur
Глава 97. Об относящемся к состоянию первого человека в том, что касается сохранения индивида
 Раздел 1.Был ли человек в состоянии невинности бессмертным
  Articulus  1.Utrum homo in statu innocentiae esset immortalis
 Раздел 2.Мог ли человек в состоянии невинности претерпевать [нечто]
  Articulus  2.Utrum homo in statu innocentiae fuisset passibilis
 Раздел 3.Нуждался ли человек в состоянии невинности в пище
  Articulus  3.Utrum homo in statu innocentiae indigebat cibis
 Раздел 4.Приобрел ли человек в состоянии невинности бессмертие от древа жизни
  Articulus  4.Utrum homo in statu innocentiae per lignum vitae immortalitatem consecutus fuisset
Глава 98. О том, что относится к сохранению вида
 Раздел 1.Могло бы в состоянии невинности иметь место порождение [человека человеком]
  Articulus  1.Utrum in statu innocentiae fuisset generatio
 Раздел 2.Было бы порождение в состоянии невинности порождением через соитие
  Articulus  2.Utrum in statu innocentiae fuisset generatio per coitum
Глава 99. О состоянии потомства, которому надлежало бы быть произведенным на свет, в том, что касается тела
 Раздел 1.Могли бы дети, рожденные в состоянии невинности, сразу же обладать совершенной телесной силой, [достаточной] для движения членов тела
  Articulus  1.Utrum pueri in statu innocentiae, mox nati, virtutem perfectam habuissent ad motum membrorum
 Раздел 2.Могли бы в изначальном состоянии рождаться женщины
  Articulus  2.Utrum in primo statu feminae natae fuissent
Глава 100. О состоянии потомства, которому надлежало бы быть произведенным на свет, в том, что касается праведности
 Раздел 1.Могли бы люди рождаться праведными
  Articulus  1.Utrum homines fuissent nati cum iustitia
 Раздел 2.Могли бы дети в состоянии невинности рождаться утвержденными в праведности
  Articulus  2.Utrum pueri in statu innocentiae nati fuissent in iustitia confirmati
Глава 101. О состоянии потомства, которому надлежало бы быть произведенным на свет, в том, что касается знания
 Раздел 1.Могли бы дети в состоянии невинности рождаться с совершенным знанием
  Articulus  1.Utrum in statu innocentiae pueri nati fuissent in scientia perfecti
 Раздел 2.Могли бы дети сразу после рождения пользоваться разумом совершенным образом
  Articulus  2.Utrum pueri mox nati habuissent perfectum usum rationis
Глава 102. О месте человека, т.е. о рае
 Раздел 1.Является ли рай телесным местом
  Articulus  1.Utrum paradisus sit locus corporeus
 Раздел 2.Был ли рай местом, подходящим для обитания человека
  Articulus  2.Utrum paradisus fuerit locus conveniens habitationi humanae
 Раздел 3.Был ли человек поселен в раю для того, чтобы возделывать и охранять его
  Articulus  3.Utrum homo sit positus in paradiso ut operaretur et custodiret illum
 Раздел 4.Был ли человек сотворен в раю
  Articulus  4.Utrum homo factus fuerit in paradiso
Глава 103. Об управлении вещами в общем
 Раздел 1.Управляется ли мир чем-либо
  Articulus  1.Utrum mundus gubernetur ab aliquo
 Раздел 2.Является ли целью управления миром нечто вне мира
  Articulus  2.Utrum finis gubernationis mundi sit aliquid extra mundum
 Раздел 3.Управляется ли мир [чем-то] одним
  Articulus  3.Utrum mundus gubernetur ab uno
 Раздел 4.Сколько следствий [божественного] управления: одно или несколько
  Articulus  4.Utrum effectus gubernationis sit unus tantum, et non plures
 Раздел 5.Все ли подчиняется божественному управлению
  Articulus  5.Utrum omnia divinae gubernationi subdantur
 Раздел 6.Все ли управляется непосредственно Богом
  Articulus  6.Utrum omnia immediate gubernentur a Deo
 Раздел 7.Может ли случиться нечто, не соответствующее порядку божественного управления
  Articulus  7.Utrum aliquid praeter ordinem divinae gubernationis contingere possit
 Раздел 8.Может ли нечто противодействовать порядку божественного управления
  Articulus  8.Utrum aliquid possit reniti contra ordinem gubernationis divinae
Глава 104. О следствиях божественного управления в частном
 Раздел 1.Нуждаются ли творения в сохраняющей деятельности Бога
  Articulus  1.Utrum creaturae indigeant ut a Deo conserventur
 Раздел 2.Сохраняет ли Бог каждое творение непосредственно
  Articulus  2.Utrum Deus immediate omnem creaturam conservet
 Раздел 3.Может ли Бог обратить нечто в ничто
  Articulus  3.Utrum Deus possit aliquid in nihilum redigere
 Раздел 4.Обращается ли нечто в ничто
  Articulus  4.Utrum aliquid in nihilum redigatur
Глава 105. Об изменении творения Богом
 Раздел 1.Может ли Бог непосредственно двигать материю к оформленности
  Articulus  1.Utrum Deus possit immediate movere materiam
 Раздел 2.Может ли Бог непосредственно двигать некое тело
  Articulus  2.Utrum Deus possit immediate movere aliquod corpus
 Раздел 3.Движет ли Бог некий тварный разум непосредственным образом
  Articulus  3.Utrum Deus moveat immediate intellectum creatum
 Раздел 4.Может ли Бог двигать тварную волю
  Articulus  4.Utrum Deus possit movere voluntatem creatam
 Раздел 5.Действует ли Бог в каждом действующем
  Articulus  5.Utrum Deus operetur in omni operante
 Раздел 6.Может ли Бог совершить нечто, минуя порядок, приданный вещам
  Articulus  6.Utrum Deus possit facere aliquid praeter ordinem rebus inditum
 Раздел 7.Все ли, что Бог совершает, минуя естественный порядок вещей, является чудом
  Articulus  7.Utrum omnia quae Deus facit praeter ordinem naturalem rerum, sint miracula
 Раздел 8.Является ли одно чудо б'ольшим, нежели другое
  Articulus  8.Utrum unum miraculum sit maius alio
Глава 106. Каким образом одно творение движет другое
 Раздел 1.Просвещает ли один ангел другого
  Articulus  1.Utrum unus angelus illuminet alium
 Раздел 2.Может ли один ангел двигать волю другого
  Articulus  2.Utrum unus angelus possit movere voluntatem alteris
 Раздел 3.Может ли более низкий ангел просвещать более высокого
  Articulus  3.Utrum angelus inferior superiorem illuminare possit
 Раздел 4.Просвещает ли более высокий ангел более низкого во всем, ему известном
  Articulus  4.Utrum angelus superior illuminet inferiorem de omnibus sibi notis
Глава 107. О беседе ангелов
 Раздел 1.Разговаривает ли один ангел с другим
  Articulus  1.Utrum unus angelus alteri loquatur
 Раздел 2.Говорит ли низший ангел с высшим
  Articulus  2.Utrum inferior angelus superiori loquatur
 Раздел 3.Говорит ли ангел с Богом
  Articulus  3.Utrum angelus Deo loquatur
 Раздел 4.Действительно ли удаленность по месту влияет на что-либо при разговоре ангелов
  Articulus  4.Utrum localis distantia operetur aliquid in locutione angelica
 Раздел 5.Познают ли все ангелы то, что один из них говорит другому
  Articulus  5.Utrum locutionem unius angeli ad alterum omnes cognoscant
Глава 108. О порядке ангелов сообразно иерархиям и чинам
 Раздел 1.Принадлежат ли все ангелы к одной иерархии
  Articulus  1.Utrum omnes angeli sint unius hierarchiae
 Раздел 2.Имеется ли в одной иерархии несколько чинов
  Articulus  2.Utrum in una hierarchia sint plures ordines
 Раздел 3.Имеется ли в одном чине несколько ангелов
  Articulus  3.Utrum in uno ordine sint plures angeli
 Раздел 4.Происходит ли различие иерархий и чинов ангелов от природы
  Articulus  4.Utrum distinctio hierarchiarum et ordinum sit a natura in angelis
 Раздел 5.Подобающе ли именуются ангельские чины
  Articulus  5.Utrum ordines angelorum convenienter nominentur
 Раздел 6.Подобающим ли образом указан порядок чинов
  Articulus  6.Utrum convenienter gradus ordinum assignentur
 Раздел 7.Сохранятся ли чины после судного дня
  Articulus  7.Utrum ordines remanebunt post diem iudicii
 Раздел 8.Принимаются ли люди в ангельские чины
  Articulus  8.Utrum homines assumantur ad ordines angelorum
Глава 109. О порядке злых ангелов
 Раздел 1.Имеются ли у демонов чины
  Articulus  1.Utrum ordines sint in daemonibus
 Раздел 2.Имеется ли у демонов главенство
  Articulus  2.Utrum in daemonibus sit praelatio
 Раздел 3.Имеется ли у демонов просвещение
  Articulus  3.Utrum in daemonibus sit illuminatio
 Раздел 4.Обладают ли благие ангелы главенством над злыми
  Articulus  4.Utrum bomi angeli habeant praelationem super malos
Глава 110. О главенстве ангелов над телесным творением
 Раздел 1.Управляется ли телесное творение ангелами
  Articulus  1.Utrum creatura corporalis administretur per angelos
 Раздел 2.Подчиняется ли телесная материя ангелам по одному только их желанию
  Articulus  2.Utrum materia corporalis obediat angelis ad nutum
 Раздел 3.Подчиняются ли тела ангелам в том, что касается локального движения
  Articulus  3.Utrum corpora obediant angelis ad motum localem
 Раздел 4.Могут ли ангелы совершать чудеса
  Articulus  4.Utrum angeli possint facere miracula
Глава 111. О воздействии ангелов на людей
 Раздел 1.Может ли ангел просвещать человека
  Articulus  1.Utrum angelus possit illuminare hominem
 Раздел 2.Могут ли ангелы изменять волю человека
  Articulus  2.Utrum angeli possint immutare voluntatem hominis
 Раздел 3.Может ли ангел изменять воображение человека
  Articulus  3.Utrum angelus possit immutare imaginationem hominis
 Раздел 4.Может ли ангел изменять человеческое чувство
  Articulus  4.Utrum angelus possit immutare sensum humanum
Глава 112. О ниспослании ангелов
 Раздел 1.Ниспосылаются ли ангелы для служения
  Articulus  1.Utrum angeli in ministerium mittantur
 Раздел 2.Все ли ангелы ниспосылаются для служения
  Articulus  2.Utrum omnes angeli in ministerium mittantur
 Раздел 3.Предстоят ли [перед Богом] ниспосылаемые ангелы
  Articulus  3.Utrum angeli qui mittuntur, assistant
 Раздел 4.Все ли ангелы второй иерархии ниспосылаются [для служения]
  Articulus  4.Utrum angeli secundae hierarchiae omnes mittantur
Глава 113. Об охраняющем служении благих ангелов
 Раздел 1.Охраняются ли люди ангелами
  Articulus  1.Utrum homines custodiantur ab angelis
 Раздел 2.Охраняется ли каждый из людей отдельным ангелом
  Articulus  2.Utrum singuli homines a singulis angelis custodiantur
 Раздел 3.Относится ли охранение людей только к ангелам низшего чина
  Articulus  3.Utrum custodire homines pertineat solum ad infimum ordinem angelorum
 Раздел 4.Ко всем ли людям приставляются ангелы-хранители
  Articulus  4.Utrum omnibus hominibus angeli ad custodiam deputentur
 Раздел 5.Приставлен ли ангел-хранитель к человеку с самого его рождения
  Articulus  5.Utrum angelus deputentur homini ad custodiam a sua nativitate
 Раздел 6.Оставляет ли иногда человека его ангел-хранитель
  Articulus  6.Utrum angelus custos quandoque deserat hominem
 Раздел 7.Скорбят ли ангелы о бедах своих подопечных
  Articulus  7.Utrum angeli doleant de malis eorum quos custodiunt
 Раздел 8.Может ли возникнуть вражда или раздор между ангелами
  Articulus  8.Utrum inter angelos possit esse pugna seu discordia
Глава 114. О нападении демонов
 Раздел 1.Подвергаются ли люди нападению демонов
  Articulus  1.Utrum homines impugnentur a daemonibus
 Раздел 2.Является ли искушение [людей] собственным признаком дьявола
  Articulus  2.Utrum tentare sit proprium diaboli
 Раздел 3.Все ли грехи происходят от искушения дьявольского
  Articulus  3.Utrum omnia peccata procedant ex tentatione diaboli
 Раздел 4.Могут ли демоны вводить людей в искушение при помощи неких истинных чудес
  Articulus  4.Utrum daemones possint homines seducere per aliqua miracula vera
 Раздел 5.Действительно ли демон, побежденный неким [человеком], вследствие этого удерживается от [дальнейшего] нападения
  Articulus  5.Utrum daemon qui superatur ab aliquo, propter hoc ab impugnatione arceatur
Глава 115. О действии телесного творения
 Раздел 1.Является ли некое тело активным
  Articulus  1.Utrum aliquod corpus sit activum
 Раздел 2.Имеются ли в телесной материи некие семенные начала
  Articulus  2.Utrum in materia corporali sint aliquae rationes seminales
 Раздел 3.Являются ли небесные тела причиной того, что происходит здесь, в телах подлунного мира
  Articulus  3.Utrum corpora caelestia sint causa eorum quae hic in inferioribus corporibus fiunt
 Раздел 4.Являются ли небесные тела причиной человеческих действий
  Articulus  4.Utrum corpora caelestia sint causa humanorum actuum
 Раздел 5.Могут ли небесные тела воздействовать на демонов
  Articulus  5.Utrum corpora caelestia possint imprimere in ipsos daemones
 Раздел 6.Налагают ли небесные тела необходимость на то, что подчиняется их действиям
  Articulus  6.Utrum corpora caelestia imponant necessitatem his quae eorum actioni subduntur
Глава 116. О судьбе
 Раздел 1.Есть ли судьба нечто [реальное]
  Articulus  1.Utrum fatum sit aliquid
 Раздел 2.Присутствует ли судьба в тварных вещах
  Articulus  2.Utrum fatum sit in rebus creatis
 Раздел 3.Недвижна ли судьба
  Articulus  3.Utrum fatum sit immobile
 Раздел 4.Все ли подчиняется судьбе
  Articulus  4.Utrum omnia fato subdantur
Глава 117. О том, что относится к действию человека
 Раздел 1.Может ли один человек учить другого
  Articulus  1.Utrum unus homo possit alium docere
 Раздел 2.Может ли человек обучать ангелов
  Articulus  2.Utrum homines possint docere angelos
 Раздел 3.Может ли человек силой души изменять телесную материю
  Articulus  3.Utrum homo per virtutem animae possit corporalem materiam immutare
 Раздел 4.Может ли отделенная человеческая душа двигать тела по меньшей мере локальным движением
  Articulus  4.Utrum anima hominis separata possit corpora saltem localiter movere
Глава 118. О порождении человека человеком в том, что касается души
 Раздел 1.Передается ли чувственная душа с семенем
  Articulus  1.Utrum anima sensitiva traducatur cum semine
 Раздел 2.Действительно ли разумная душа причинно обусловливается семенем
  Articulus  2.Utrum anima intellectiva causetur ex semine
 Раздел 3.Были ли человеческие души сотворены в начале мира
  Articulus  3.Utrum animae humanae fuerint creatae simul a principio mundi
Глава 119. О воспроизведении человека в том, что касается тела
 Раздел 1.Действительно ли некая часть пищи обращается в истинную человеческую природу
  Articulus  1.Utrum aliquid de alimento convertatur in veritatem humanae naturae
 Раздел 2.Производится ли семя из избыточной пищи
  Articulus  2.Utrum semen sit de superfluo alimenti
Примечания

 Об авторе

Фома Аквинский
Выдающийся философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики. Родился в замке Рокказекка близ Неаполя, в знатной семье. В 1239–1243 гг. учился в университете Неаполя, затем принял монашеские обеты Доминиканского ордена и отправился в Парижский университет, где стал учеником видного философа Альберта Великого. В 1248–1250 гг. учился в Кельнском университете. Преподавал богословие в Парижском университете, а в 1259 г. приехал в Рим и в течение десяти лет преподавал богословие в Италии, одновременно занимаясь написанием философско-богословских сочинений. В 1269 г. вернулся в Париж, но позже был отозван в Италию для учреждения новой школы доминиканцев в Неаполе. Во время поездки для участия в соборе, происходившем в Лионе, тяжело заболел и умер в 1274 г. в монастыре бернардинцев в Фоссанова. В 1323 г., во время понтификата папы Иоанна XXII, был причислен к лику святых.

Учение Фомы Аквинского оказало большое влияние на католическую теологию и философию. Его идеи получили развитие в рамках философского направления, названного "томизмом", и повлияли на развитие философской мысли Нового времени. Его основные труды: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля. Им были даны пять доказательств существования Бога; систематизирована схоластика; доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом; выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере; разделены философия и теология; логически доказан ряд положений теологии и схоластики. В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце