URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Бреева Е.Б. Дети в современном обществе Обложка Бреева Е.Б. Дети в современном обществе
Id: 579
Предварительный заказ!  499 р.

Дети в современном обществе

URSS. 1999. 216 с. ISBN 5-901006-91-7. Букинист. Состояние: 4+.
  • Мягкая обложка

Аннотация

Предложена концепция исследования детей, которая базируется на следующих положениях дети рассматриваются как самостоятельная группа населения; положение детей оценивается на основе использования их качественных характеристик, учитываются финансовое положение государства и возможности семьи; используются принципы социальной психологии. Разработаны принципы социальной поддержки детей.

Для демографов, экономистов, социологов и всех, кто интересуется... (Подробнее)


Предисловие
top

Перемены в материальной и духовной жизни России изменили взгляды общества на детей и молодое поколение, по-новому определяя их роль и функции в формировании рыночных отношений. Трансформация социально-экономических условий жизни, поляризация доходов привели к глубокой дифференциации общества, сформировав, с одной стороны, пока еще немногочисленную благополучную среду для качественного воспроизводства детей, а с другой – общая кризисная ситуация разрушила уже достигнутый уровень. Положительные сдвиги пока настолько незначительны, что в большинстве случаев они малозаметны на фоне общего глобального ухудшения ситуации. Однако, как справедливо отмечает автор, новые ростки позитивного воспроизводства детей в России все-таки есть. А сколько их, как и в каком направлении должно общество обеспечить дальнейшее улучшение качественных характеристик подрастающего поколения, остается "белым пятном" не только демографической науки, но и практики социальной жизни.

Автор беспристрастна в обосновании своей темы и общей проблематики настоящей монографии. Она обращает внимание на масштабы проблемы, так как речь идет о четверти населения страны. Однако главное состоит в том, что состояние детей сегодня жестко программирует будущее страны на 30–40–50 лет. Не мудрствуя лукаво, можно представить себе контуры российской жизни в 2010–2040 годах, оценив образованность, здоровье, культурный потенциал подрастающего поколения России 90-х годов. При определении состояния детей в книге используются жесткие оценки: обнищание, десоциализация, ухудшение здоровья детей, снижение уровня образованности, нарастание эгоизма взрослых и межпоколенческое отчуждение – когда дети становятся "лишними".

Представленная работа показывает, что одно из ключевых направлений Института социально-экономических проблем народонаселения РАН – проблема качественных характеристик населения – получила свое реальное воплощение. Осуществлен развернутый теоретико-методологический и прикладной анализ. Полученные результаты позволяют сказать, что данное направление имеет серьезный теоретический и методологический фундамент, который может быть использован в других аналогичных исследованиях.

Важными представляются ясно показанные в работе возможности интегрированного подхода к анализу социального развития, соотношения социальных гарантий и социальной поддержки применительно к детям как демографическом слое населения. Очень важно, что социальные механизмы поддержки развернуты широко и предметно. Показано, что теоретические конструкции не простой звук, они наполнены конкретным и аргументированным содержанием.

Главным достоинством книги является системный подход к анализу положения и социальных проблем детства. Можно сказать, что это первая работа, в которой удалось реализовать комплексное и всестороннее рассмотрение объекта изучения с учетом возрастных стадий развития институциональной и социальной среды жизнедеятельности детей. Это действительно новое научное направление модельного подхода к социальным явлениям, в то время как мы очень часто грешим, не только в изучении народонаселения, но и в других областях, разорванными исследованиями.

В первой главе книги "Дети и методология их исследования" критически рассматриваются существующие подходы к изучению качественных характеристик детей, предлагается комплексная концепция научных разработок. Основное ее достоинство заключается в том, что воссоздается целостная картина объекта изучения. Автор вплотную подходит к идее о необходимости разработки интегрированных индикаторов качественных характеристик детей, понимая их как физическое и психическое здоровье, интеллектуально-образовательный и нравственный потенциал. Важный элемент концепции – это убедительно аргументированное положение о необходимости признания детей не только объектом, но прежде всего, субъектом социальных отношений.

Вторая глава посвящена исследованию проблем здоровья и культурно-образовательного уровня детей как важнейших элементов их характеристики. При анализе здоровья используются не только традиционные показатели государственной статистики, но и индикаторы, полученные путем проведения специальных обследований. К их числу автор относит наличие у детей хронических заболеваний, отклонения от нормы в физическом и психическом развитии, инвалидность, частоту заболеваний ребенка. Использование системы показателей позволяет существенно расширить и уточнить характеристики здоровья детей.

При анализе здоровья большое внимание уделено факторам, оказывающим на него наибольшее влияние. Проведение автором ряда обследований позволило выявить взаимосвязи, значительно дополнившие все то, что вытекает из традиционных данных государственной статистики. Оказалось, что на здоровье детей сильнейшим образом влияет плохое здоровье родителей, в первую очередь матери; наличие у женщины отклонений от нормы при беременности, исход родов. Велико воздействие условий труда родителей. Важным фактором является отношение родителей к рождению ребенка: если оно было заранее запланировано, ребенок был желанным, то выше доля здоровых детей. В тех случаях, когда ребенок оказывался "неожиданностью", доля здоровых детей снижается.

Третья глава монографии – "Семья: отношения поколений" – посвящена исследованию современных проблем семьи. В условиях становления рыночных отношений семья становится все более независимой и автономной ячейкой общества. Одновременно существенно меняется и мнение о роли и функциях семьи. По этому поводу существуют две точки зрения. Одна из них постулирует роль семьи, которая воспринимается как единственное прибежище для современных людей, и в этом случае дети рассматриваются как важнейшая ценность. Другая исходит из того, что сегодня для человека все большее значение приобретает развитие способностей и целью создания семьи является стремление к собственному благополучию. Однако это отнюдь не означает кризиса или отмирания института семьи. Идет процесс формирования семьи нового типа, где ценность детей значительно падает. На смену детоцентристской приходит супружеская семья с другими ценностями и нормами. И именно подобная установка приводит, в конечном счете, к сокращению рождаемости и изменению отношения к детям. Отсюда и рост так называемых "социальных" сирот, детской преступности, самоубийств, разводов, бродяжничества детей. В то же время результаты обследования автора показывают, что для детей семья по-прежнему играет важную роль. Не случайно поэтому исследование завершается проблемами социальной защиты, чему посвящена четвертая глава книги. При изучении этой проблемы автор большое внимание уделила вопросу обеспечения нормальной среды обитания детей и убедительно доказала, что в программах социального развития эти аспекты практически отсутствуют. Между тем весьма важной следует считать задачу оказания помощи агентам воспитания детей. Здесь тесно переплетаются интересы взрослых и детей. В процессе социализации дети должны понять, что сложные вопросы наиболее успешно могут решаться путем отказа от конфронтации.

В заключение хотелось бы подчеркнуть ряд важных вопросов. В книге представлена методика и результаты апробации мониторинга, оценивающего качество вступающего в жизнь поколения, человеческий потенциал России XXI века. Надо сказать, что мы многократно обращались в различные властные структуры и другие инстанции с тем, чтобы получить поддержку этого исследования. Но оказалось, что "верхние" эшелоны общества думают лишь о сегодняшнем дне, мало заботясь о том, что произойдет с нашим обществом даже через 10–20 лет. Достоинством же предлагаемой монографии является освещение результатов фактически реализованного мониторинга, который, к сожалению, пока носит пилотажный характер. Автор проработала и адаптировала методические основы мониторинга, предложенные зарубежными учеными, для наших условий. Если мы рассматриваем детей как наше будущее, то нас должно волновать формирование их поведения, качественные характеристики.

И еще один момент, который следует отметить. Дети – это нетрудоспособная часть общества, и поэтому очень важна проблема их материального содержания. Кто их должен материально обеспечивать: государство, семья или работник на свою заработную плату? В системе распределительных отношений советской эпохи считалось, что минимальная заработная плата должна обеспечивать воспроизводство работника и его продолжателя, его ребенка, хотя бы одного. Поэтому когда определялся уровень минимального заработка, то считалось, что он должен соответствовать при двух работниках полутора прожиточным минимумам, и это как-то реализовывалось. Сегодня все разрушено, проблема материального обеспечения детей стала особено серьезной, и автор совершенно правильно акцентировала на ней свое внимание. Мы не можем идти по утрированно либеральному пути, отказываясь от социалистического; следовательно, нужно избрать какой-то третий путь, путь социально ориентированной рыночной экономики.

Автор критически оценивает западные модели образования. Видимо, неспроста повышены ассигнования на обучение американских студентов. Ведь все, кто сталкивается с людьми, получившими среднее образование в США, видят, что они менее подготовлены и культурны, чем наши девяти-, десятиклассники. Задача американской школы – не столько получение знаний, сколько самоутверждение.

Автор не ограничивается характеристикой сегодняшнего дня, но сопоставляет ситуацию с прошлым. Работа имеет хороший исторический и социокультурный контекст. В ней постоянно присутствуют параллели с российской историей (наш опыт попечительства, оплаты учителям), с достижениями различных стран мира, например, США (образование, занятость подростков, раздельное обучение), Германии (благотворительность, детские деревни, приюты), Швеции (семья, семейное законодательство, сексуальное воспитание).

Дети рассматриваются не только как особый социальный слой, но как приоритетная группа. Приоритетность представлена автором двояко. Во-первых, это социокультурный аспект, означающий, что степень образованности и социализированности, масштабы и уровень культуры, здоровья детей материализуются завтра в здоровье нации, в качество жизни народа, в новые технологии и безопасность социальной жизни, в авторитет страны в мире. Во-вторых, это экономический аспект приоритетности, означающий, что финансирование детства – это не затраты, а инвестиции, которые, естественно, должны увеличиваться. Приоритетность детства абсолютна: дети должны иметь более высокие качественные характеристики, чем их родители. Это очевидное условие развития. В противном случае мы попадаем в "социальную" воронку, когда бедные рождают бедных, а больные матери воспроизводят больное поколение.

Позиция автора, анонсированные ею задачи, разумеется, предполагали получение новых научных и практических результатов. Надо сказать, что ожидания не были напрасными. Назову главные из них.

Во-первых, предложен, обоснован и реализован метод потенциалов для оценки детства. Определен состав потенциалов (здоровье, образованность, семейность), даны их оценки и трансформации, происшедшие за последние 10 лет.

Во-вторых, особое внимание обращено на здоровье детей, состояние которого вызывает тревогу. Все чаще встречаются врожденная инвалидность, болезни, врожденные аномалии, смертность при родах. Матери все с большим трудом вынашивают детей. Ухудшается здоровье матерей и отцов. Причины, по мнению автора, социальны: обнищание и снижение качества питания (на 22–34% уменьшилось потребление мяса, фруктов, ягод), рост алкоголизма, наркомании, свертывание лечебно-профилактического здравоохранения. Социальные трансформации настолько мощны, что они меняют биологические качества населения страны. Какими они будут у тех, кто переживет нынешние времена? Каким будет биологический портрет (рост, вес, здоровье, психологический строй, интеллектуальные способности) гражданина России лет через 50? Выводы автора оптимизма не вызывают.

В-третьих, проведен анализ интеллектуально-образовательного потенциала населения, результаты которого сводятся к следующему: идет интенсивное свертывание системы дошкольного воспитания; обучение в школе (как и в старые советские времена) авторитарно. Ученик так и не стал главным субъектом, личностью в российской школе, за что дети ее по-прежнему не любят (как и 10 лет назад, только 7% она нравится).

Снижается (и стремительно) качество образования. Учителя унижены и социально (статус!), и экономически (мало того, что у них самая низкая оплата труда, но и это жалование не платят по 2–4 месяца). Реформы в системе образования свернуты. Ценность образованности низка. Треть выпускников школы – лишние люди, они не могут трудоустроиться. Растет криминализация детей.

В-четвертых, автором выявлены переживаемые семьей серьезные социальные трансформации, обусловленные капитализацией отношений, сломом иждивенчества и госпатернализма. Отмечены процессы меркантилизации семьи, рост ее неустойчивости (увеличивается количество разводов, снижается число браков, растет число неполных семей); вдвое увеличилось число детей, рожденных вне брака; дети становятся экономически обременительны, доступны лишь состоятельным слоям населения. В бедных семьях живет до половины детей. Бедность стала явлением социализирующим: здесь царят униженность, агрессивность, озлобленность, криминальность. Особенно опасны бездомность и беспризорность.

В-пятых, несомненным достижением автора являются предложения по социализации детей и подростков в новых социально-экономических условиях. Хорошо прописаны функции и механизм формирования фонда защиты детей.

В целом надо сказать, что это очень достойная работа, чрезвычайно интересная, фундаментально прописанная. В книге не только представлена важная народнохозяйственная задача, но и закладываются основы нового научного направления в социальной демографии.

Книга носит энциклопедический характер и будет полезна всем, кто интересуется проблемами детей.

Директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, академик Российской Академии естественных наук, доктор экономических наук, профессор Н. М. Римашевская


Введение
top

Население как предмет изучения демографии выступает сложным по своей структуре объектом. Особое значение имеет возрастной состав. Его исследование позволяет выявить функции и роли, которые осуществляют различные группы населения. Одной из таких групп являются дети. На начало 1997 г. доля детей в численности населения России составляла почти четверть. Но значение этой группы обусловлено не только ее масштабами, сколько ролью, которую она играет в жизни общества. Дети – главный, определяющий элемент развития России. От их состояния зависят количественные и качественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; изменить их в последующем достаточно сложно, а в ряде случаев – практически невозможно. Успешное становление ребенка как личности определит не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но, в конечном счете – прогресс развития общества в целом. Однако роль детей этим не ограничивается. Их ценность для человечества, общества, семьи прежде всего в том, что они есть.

Осознание и понимание такой роли детей предопределяет огромную ответственность государства и семьи при решении социально-экономических проблем, требующих максимального учета их интересов. Именно поэтому так важно создать благоприятную среду обитания, нормальные условия жизни и развития каждого ребенка – будущего гражданина.

Чрезвычайное значение проблемы детей приобретают в современных условиях социально-экономических трансформаций в России. Радикально изменяется все: отношения собственности, распределения, интересы, ценности и мотивы поведения. Переход к рыночным отношениям несет с собой не только позитивные моменты: в значительно большей мере происходящие перемены послужили причиной негативных явлений и обострения социальных проблем. Среди них нужно отметить по крайней мере три: обнищание населения, его маргинализацию и расширение социального дна; поляризацию доходов; ухудшение здоровья населения и его депопуляцию.

Обострение социально-экономических проблем прежде всего сказалось на наиболее слабых слоях и группах населения, в первую очередь на детях. Они оказались наименее защищенной и наиболее страдающей группой населения. Дети больше других ощутили все превратности реформ. Снизилась (и продолжает снижаться) рождаемость, упал уровень их физического и психического здоровья. Существенно снижается их интелектуально-образовательный потенциал, изменились культурно-нравственные ценности. Эти процессы, если их не приостановить, могут иметь далеко идущие последствия. Особенно если учесть, что завтра эти дети станут работниками, а уже сегодня мир переживает второй компьютерный этап научно-технической революции, в ходе которой все более расширяется спрос на кадры, работающие посредством знаний. Активно идет процесс формирования "экономики знаний". В этих условиях становление ребенка работником может быть успешным только если он сформируется как полноценная личность. Вместе с тем для определенной части населения дети стали лишними. Сегодня в детских домах их больше, чем в годы войны. Дети попадают туда при живых родителях, формируя новое явление – "социальное сиротство". Все это не может не определять характер и содержание процесса развития детей и, соответственно, будущего России. Серьезные трудности испытывают и главные институты социализации детей – семья и школа. Весь этот комплекс проблем находит свое освещение в научной литературе, обсуждается общественностью. Внимание ему уделяет и государство. Об этом свидетельствуют принятые программы "Дети России", "Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)" и некоторые другие. Вместе с тем они пока практически не стали объектом самостоятельного исследования. Они в основном изучаются при рассмотрении проблем развития семьи, школы, занятости женщин. При этом в центре всегда находится взрослый, дети – на периферии. Исключение здесь, пожалуй, представляют педагогика и психология. Дети в подавляющем большинстве исследований выступают только как объект общественного воздействия. Их состояние изучается через призму мнения взрослых: родителей, учителей, воспитателей, научных работников. Все это свидетельствует о том, что дети не занимают соответствующего места в перечне приоритетов общества, его системы ценностей. Именно в этой связи остро стоит проблема признания детей как целостной категории. В современных условиях это потребует системного подхода к изучению и формированию концепции детей. Решению этих проблем и посвящена настоящая работа.

Автор выражает искреннюю и глубокую благодарность и признательность всем коллегам, и прежде всего коллективу лаборатории качественных характеристик населения Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук, которые своими ценными замечаниями и полезными советами помогли в подготовке книги.


Summary
top

Analysis of the publications in Russia and other countris shows that children are studied mainly in terms of traditional concrete disciplines, such as demography, medicine, pedagogics which deal only with separate aspects of children's lives. Of course, these investigations are necessary. But they do not give an integrated picture of the children's population position. Moreover, children are considered mainly as the objects of action, of care. This approach excludes them from the life of the whole society. But this is not correct. Children are the future of our society and, therefore, they are of vital impotance to it.

This situation is actually caused by lack of a conception of research on children.

My conception is based on the following propositions:

1. Children are considered as a separate and independente group of population. They are not only the object, but also the subject of action.

2. Complex assessment of the children's position is based on their qualitative characteristics.

3. The financial position of the State and the resources of families are taken into account.

4. Principles of social psychology are used in the course of investigation. They allow us to choose the ways of solving the children's problems with minimum expenses and with due account of children's mentality.

Application of these principles makes it possible to bring the study of children population to a certain completion.

The above mentioned conception was used as the basis for assessing the position of children in Russia.

We took the following characteristics as qualitative: health, education, moral state of children.

Children's health can be characterised by such indicators as infant mortality, child mortality by age groups, child morbidity.

Analysis of the statistical data shows a certain decline in infant mortality rate: in 1990 it was 17.4%, by 1993 it rose to 19.9%, and by 1997 it fell to 17.2%. But still it is 2–3 times higher than in developed industrial countries. Child mortality rates by age groups also remain high. Morbidity rates have risen too: infectious diseases – by 18%, venereal diseases – almost twice.

The most complete characteristic of the children's health status can be presented by the outcomes of medical examination of the young men called up for military service. They show that only 20% of the total amount of young men in call-up age have the health status required for military service.

Children's health is determined by many factors. We should note above all the economic crisis in our country. It has actually predetermined all negative aspects of children's health. Take just the fact that the State expenditure rate on health makes less than 3% of the GDP.

The health of children is also affected by poor working conditions of their parents, especially mothers. 14.9% of women engaged in industry worked in 1996 in the conditions that did not meet the sanitary standards, 6.9% were exposed to high levels of noise and air pollutants.

Among the negative factors affecting children's health are high abortions rates which remain the primary means of family planning. Thus, 203 abortions were registered per 100 births in 1996.

Another significant characteristic of children's health is their educational and cultural status.

A special place is here taken by pre-school educational establishments. Their number has been constantly reducing in the recent years. Over the period of 1990–1996 it decreased by 21.9%, and the number of children in these establishments – by 37.8%. That can be explained primarily by the high cost of such services.

Such a situation, despite the opinions of the family upbringing advocates, is very dangerous for children living in unfavourable conditions, in disadvantaged families with income rates below the poverty line. Educational establishments serve in this case as means of social protection for children, they may cjmpensate main deficiencies of family upbringing and family budget.

The next organizational form of children's social upbringing is secondary school. The level of education in Russia remains high. Thus, out of 26 school pupils, who took part in international contests in 1995, 25 gained awards. But we cannot pass over the deficiencies of education. They can be divided into 2 groups – organizational and methodological.

Among the former are the following: about 25% of children uhder study learned in the second shift; schools lack of necessary equipment; many schools have no money for repair of buildings.

The methodological shortcomings: teachers are not ready to give the increasing amount of information within the limited hours of studies. Now the amount of information to be learned by pupils surpasses by far the abilities of children and the amount of knowledge needed by the majority of people. This concerns especially private educational establishments. Such practice causes growing chronic mental weariness and constant physical underloading. Imperfection of the education methods, results in many discomforts, particularly in the rising number of pupils remaining in the same form for a second year, more and more pupils under 14 are sent down. The situation does not seem to turn for the better in the coming years.

At the same time, teenagers do not consider their situation to be irreparable. Results of my survey conducted by the author in Moscow among the pupils of the 8–9 form shows: 27% of teenagers believe that the organization of education can be improved, 48.6% consider that the relations with teachers can also be improved.

Deficiencies in the work of schools are also determined by poor training of pedagogical personnel. Pedagogical colleges are not prestigious now. Therefore, under the conditions of competitive entering higher educational establishments, only the poorest pupils enter pedagogical colleges. So, in pedagogical colleges there is no professional selection of students who are able and wish to work with children. This results in low professional skills and humaneness of teachers, their rudeness and cruelty.

While evaluating the teachers' activities, we can see that some part of them are not interested in the efficiency of their work, high quality of teaching. It is proved by the growing outflow of teachers from schools. In 1995 over 50% of the secondary school teachers changed their occupation. 20–30% of teachers combined their work at school with commercial activity or other kinds of additional employment having nothing in common with pedagogical work. The primary cause of holding several jobs – low salaries of teachers and salary arrears.

Development of the education system is hampered by financial problems. In 1994 the state budget covered only 13% of the expenditure on education. But even more important is the share of the expenditure on education in the state budget (now it makes only 4.3% of the GDP). Another problem – the financial relations between the federal and regional administrations. The role of local budgets in financing education should be raised. Until then, schools have to earn money by leasing their office space, for example.

Out-of-school education of children has also changed. Children's libraries, cinemas, theatres have actually disappeared. The remaining children's establishments have become payable for the most part. We can say that in fact the system of out-of-school education has been liquidated.

Isolation of children from the achievements of culture and art does not allow to bring up a comprehensively developed person. And psychologists say that a person deprived of aesthetic education cannot ensure high quality of work. The necessity for restoration of the system of out-of-school education is proved by the outcomes of the survey held by me. 66.7% of the surveyed teenagers indicated the necessity of special organizations dealing with recreation centres for children, 77.8% – with arranging their vacations, 55.5% – with upbringing and out-of-school education. This is demonstrated by the growing children's public movement in Russia, revival of the pioneer organizations and emergence of the scout organizations.

Development of children is strongly influenced by the growing number of one-parent families. In 1994 their share made 16.6% of the total. The main causes of this growth are: increasing number of divorces (in 1996 there were 65 divorces per 100 marriages), children born by unmarried mothers (23% of the total in 1996).

In all times children wish to solve their problems by themsevves. As child is growing older, the influence of family is declining. Children must actually get emancipated from the family. In contrast to the established opinion, they prefer to rely on themselves. The further their plans, the more they count on their own power. As regards to their behaviour, for example, 18.9% of teenagers consider that their families do not bear responsibility for them, 35.1% – for their education, 27% – for their future, 21.6% – for their health. With their growing up the authority of family is decreasing.

Under the present conditions, children's self-dependence is also to a considerable extent supported economically. Over one third of children in my survey were working. About 60% of them worked in order to be self-dependent and have their own money, about 30% – for primary accumulation of capital, 10% considered their work as a kind of preparation for the adult life. At the same time, 43% wished to work, but had failed get an appropriate job. Only 20% of the surveyed teenagers neither wished nor tried to find work. They regard studies as their primary job.

8% of pupils had to work in order to help their parents.

And, finally, 4.5% of teenagers told that "it made no difference, what to do, the main thing was to earn money". Such reasonings are dangerous. Researchers call this category – "children of catastrophes". The philosophy of these children is success at any price. Under certain conditions they can be involved in illegal activities. At any rate, they have an inherent predisposition to it. There are some facts showing that children make money by setting up criminal groups.

Position of children in Russia is also characterized by their growing homelessness. That is mainly caused by the unfavourable conditions at home and at school. According to my survey, 62.5% of homeless children have run away from their homes mainly because of the unfavuorable surroundings. 43.7% of them lived in one-parent families. A great part of children have run away from their parents-alcoholics. They get their living by theft, begging, prostitution. They work on their own or in groups. 70% of the surveyed children worked in groups. Most of these groups were organized by teenagers of the same age, or somewhat older. Only one fifth of these groups were headed by the adults.

70% of these children are diseased. They have chronic diseases, often in a desolate state. But despite all this, children do not lose optimism. 53% of them wish to return home, 29% – to continue studying at school, 17.6% wish to live like all other people, some of them want to study and work, and only 12% have not any dream. By assessing their future prospects, it is worth noting, that none of them have indicated that he "already cannot change anything", i.e. all children, to this or that extent, hope for changes for the better life in their future.

The conclusion of the book there is a programme for children's assistance. It has three directions:

1. Children as an object of social support: measures for combining children's studies with work; protection of children in disadvantaged families, including one-parent families and families with many children; organization of shelters for homeless children.

2. Rendering help to the agents of upbringing (parents, teachers): lectures on the problems of upbringing children; informing parents about social benefits for children; raising the professional skills of teachers; creation of appropriate conditions for their work and life.

Of high importance is the problem of personnel. Presently in Russia any person have an opportunity to work with children. Children attract not only those who can help them, but also those who can use children in their own interests. The primary cause of it is lack of the state system of protecting children, selection of students for pedagogical colleges, control over the personnel working with children.

3. Creation of modern surroundings for children. Children's development is closely related to their place of residence and housing conditions. For example, architecture of the newly-built blocks of flats has an adverse effect on children's state of mind. Children living in new residential districts with rectangular buildings and unknown people are more aggressive than children living in old districts. They more often get together in various groups, including criminal.


Оглавление
top
Предисловие
Введение
Глава 1.Дети и методология их исследования
 1.1.Дети как категория
 1.2.Методология исследования детей
Глава 2.Здоровье и образование детей как основные качественные характеристики
 2.1.Здоровье детей и перспективы развития населения
   Оценка потенциала здоровья детей на макро- и микроуровне 
   Факторы, определяющие сохранение и развитие здоровья детей 
 2.2.Система образования детей как фактор развития инновационно-кадрового потенциала страны
   Особенности дошкольного воспитания детей 
   Изменения в современной общеобразовательной школе 
   Внешкольные формы воспитания детей 
Глава 3.Семья: отношения поколений
 3.1.Современное состояние семьи и изменение отношения к ребенку
 3.2.Социально-экономические трансформации в обществе и проблемы семьи
 3.3.Ребенок – семья – окружение – трудовая деятельность
   Взаимоотношения детей и родителей 
   Подросток и его окружение 
   Трудовая деятельность подростка 
 3.4.Бездомные дети
Глава 4.Новые подходы к организации социальной защиты и поддержки детей
 4.1.Принципы организации социальной защиты и поддержки детей в современных условиях
 4.2.Основные направления организации социальной поддержки детей
   Работа с ребенком как объектом социальной поддержки 
   Оказание помощи агентам воспитания детей 
   Создание современной среды обитания детей 
 4.3.Финансовое и кадровое обеспечение программы социальной защиты и поддержки детей
Заключение
Литература
Summary