URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Суравнева И.М., Федоров В.В. Феномен героизма
Id: 57671
 
255 руб.

Феномен героизма

URSS. 2008. 152 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-00421-1.

 Аннотация

Монография посвящена социально-философскому исследованию процесса синхронно-диахронного развития феномена героизма. Выявляются особенности восприятия героизма современным человеком, связанные, среди прочего, с препятствиями его адекватного понимания --- иронией, цинизмом, неверием в чужое благородство и пр. Показано, что архетип героя, спроецированный в сферу самоорганизации общества, постоянно порождает героический миф в самых различных сферах социальной жизни (от массовой культуры до экономики).

Книга может быть полезной специалистам самого широкого круга, в том числе философам, социологам, психологам, культурологам.


 Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 1. ГЕРОИЗМ КАК ЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
 1.1.Герой и героизм в массовом восприятии
 1.2.Синхронно-диахронное развитие представлений о герое и героизме
 1.3.Социально-психологический аспект феномена героизма
 Выводы по главе
Глава 2. ГЕРОЙ И СУПЕРМЕН В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
 2.1.Социокультурный контекст героического
 2.2.Уровни и достоверность опознания феномена героизма
 2.3.Концепты "герой" и "супермен" в современной культуре
 Выводы по главе
Глава 3. ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПРИЯТИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
 3.1.Героико-патриотическое мировосприятие
 3.2.Героизм и патриотизм в системе имплицитно-эксплицитных представлений
 3.3.Имя героя
 Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 Предисловие

Время от времени в обыденной жизни должно происходить нечто героическое, переходящее все мыслимые и немыслимые границы, совершаемое кем-то ради общего блага, поскольку любое общество нуждается в примерах высокого служения долгу, проявления героем силы, ума и отваги, превосходящих обычную меру. "Потребность души массы в восхищении создает своих героев, когда она направлена на виртуозность, способность рисковать жизнью и политическое представительство; на мгновение она помещает индивида в центр своего внимания, однако вскоре совершенно забывает, когда свет рампы падает уже на другого". И череде этой нет конца, потому что массовое сознание испытывает перманентную потребность в феномене героизма, имеющем отчетливую архетипическую природу.

Согласно лексикографическим источникам герой это: а) человек, совершивший подвиг, проявивший личное мужество, самоотверженность, готовность к самопожертвованию (народный, национальный герой); б) тот, кто привлек к себе внимание, вызвал всеобщий интерес, восхищение и является предметом поклонения, образцом для подражания (герой улицы); в) лицо, воплощающее в себе характерные черты своей эпохи, среды, субкультуры (герой нашего времени); г) главное действующее лицо художественного произведения (герой романа, пьесы, фильма, компьютерной игры и пр.).

Актуальность исследования феномена героизма является следствием того обстоятельства, что его влияние на социальную действительность не ограничивается моментом подвига. Когда подвиг -- та часть жизни, что вершилась, а не случилась -- завершен, человек сходит со сцены лучезарным, всесильным героем. Погибший герой занимает достойное место в пантеоне, а уцелевший становится носителем славы.

Результаты многолетних социологических исследований убедительно показывают очень слабую зависимость и кратковременность субъективно переживаемых состояний удовлетворенности и счастья от уровня доступных материальных благ. И в конечном итоге все новые поколения неизбежно приходят к поклонению не маммоне, а героям -- моральным и культурным авторитетам.

Вместе с тем, в своем восприятии героизма современный человек постоянно сталкивается с некими внутренними препятствиями (иронией, цинизмом, неверием в чужое благородство и пр.), задающими определенную тональность (актуальную или отсроченную) восприятия феномена. В этом плане очень схожи, например, контекстуальное опознание и отношение к феноменам героизма и патриотизма, а потому актуально исследование социодинамики феномена героизма во взаимодействии и с такими явлениями, как патриотизмом, терроризмом и др.

Социально-философский взгляд на феномен героизма предполагает широкий пласт собственно философской проблематики -- обоснование эмпирического подхода к проблеме истинности и пониманию функционирования явления, сопоставления объективного и субъективного, а также динамики его синхронного и диахронного развития. Необходимость такого подхода объясняется, по нашему мнению, очевидным и повсеместно наблюдаемым расширением и поляризацией дескриптивной метафорической модели феномена героизма. Действительно, мифологические и исторические сведения о героях, хранящиеся в памяти общества, а также актуально циркулирующие в средствах массовой информации, поднимают самооценку социума и служат, с одной стороны, тонизирующим средством, а с другой -- индикатором кризисной ситуации. Нарастающая неоднозначность восприятия "героев" современным обществом отражается, например, в утрате или, как минимум, модернизации смысла ряда концептуальных метафор (народный герой, герой труда, герой без страха и упрека и пр.), а также в появлении и широком распространении концепта "супермен". В зависимости от конкретных обстоятельств самого широкого свойства -- от характера социальной системы до сиюминутного настроения субъекта восприятия -- зачастую встречается диаметрально противоположное отношение к тому или иному проявлению феномена героизма, объясняемое, прежде всего, особенностями социального (контекстуального) опознания и отношения к явлению.

Феномен героизма может вписываться в рамки герменевтического подхода, берущего свое начало в интерпретации как выявлении скрытого смысла в смысле очевидном. Когда понимание героизма является средством самопонимания, когда короткий путь самоинтуиции отвергается и принимается длинный путь интерпретации. В этом смысле философская герменевтика показывает, что сама интерпретация берет начало в бытии в мире: существует феномен героизма, мы понимаем его, затем интерпретируем и говорим о нем. Такое понимание уже не является "способом познания, а становится способом бытия, такого бытия, которое существует, понимая" (П.Рикёр).

Понимание широкого круга обстоятельств, определяющих условия возникновения и интерпретации феномена героизма, является задачей социальной философии, культурологии, социологии, истории и носит, бесспорно, междисциплинарный характер.

Во-первых, героический миф как "идеологически маркированное повествование, претендующее на статус истинного представления о событиях прошлого, настоящего и прогнозируемого будущего и воспринятое социальной группой как верное, в основных чертах", является неустранимым, необходимым и во многих случаях созидательным компонентом общественного сознания. Оно не может довольствоваться только рациональными аргументами, поэтому мифологическая интерпретация героического всегда востребована, поскольку придают особую, эмоционально окрашенную значимость нашим ценностям, убеждениям, целям.

Во-вторых, накоплен и осмыслен огромный массив информации, касающийся различных аспектов феномена героизма, диахронного и синхронного развития представлений о нем, а также взаимодействия концептов "герой" и "супермен" в современной культуре (Ницше Ф., Юнг К., КьЕркегор С., Хейзинга Й., Карлель Т., Рикер П., Ясперс К., Дюркгейм Э., Буркхардт Я., Олкер Х.Р., Ленерт В.Дж., Шнайдер Д., Бетельгейм Б., Тойнби А., Лосев А.Ф., Мостовая И.В., Карасик В.И., Прохвачева О.Г., Зубкова Я.В., Грабарова Э.В. и др.).

Сопряжение философского аспекта феномена героизма с интенциями современной культуры (прежде всего, заимствования такой культурной формы, как супермен для обогащения российской культуры) открывает возможности более глубокого понимания процессов межкультурной коммуникации (Грабарова Э.В., Грушевицкая Т.Г., Зубкова Я.В., Карасик В.И., Попков В.Д., Прохвачева О.Г., Почепцов Г.Г., Пропп В.Я., Садохин А.П. и др.).

Общей целью исследования является анализ закономерностей возникновения, восприятия и понимания феномена героизма в современном обществе. Реализация поставленной цели предполагает решение ряда научных задач:

-- рассмотреть совокупность представлений о феномене героизма (происхождение, типология проявлений, особенности "функционирования" и роль в социокультурном развитии);

-- выявить роль героического мифа (локального героя и всеобщего героя) в социальном воспитании членов сообщества и нормальной смены поколений, в продуцировании или имитировании героического во взаимодействии индивида и общества;

-- исследовать процесс "героизации" общественной жизни как характерной черты актуального состояния социума (феномен героизма как стимул развития и индикатор кризисного состояния общества);

-- раскрыть мотивационную продуктивность концептов героя и супермена, помогающих человеку увидеть свое предназначение, новые возможности развития, получить социальную поддержку и признание, добиться успеха и определенного социального статуса;

-- провести анализ взаимодействия феноменов героизма и терроризма в широком контексте мифологических, этических и социально-политических факторов и понимания частью общества как а) поддающихся воспроизведению и б) модифицирующих поведение;

-- определить уровни и достоверность опознания феномена героизма, расходящиеся в разных национальных и культурных средах и, одновременно, инвариантные в своих ключевых проявлениях;

-- раскрыть характерные черты современных героических (преимущественно -- политических) мифов, создающихся целенаправленно с помощью политической рекламы, PR-кампаний, слухов и размывающих смысловые границы феномена героизма.

Эмпирическую базу монографии составляют результаты исследований философских, культурологических и психологических аспектов феномена героизма, опубликованные в отечественных и иностранных монографических изданиях, научной периодике и лучших образцах мировой художественной литературы, играющих важную роль в раскрытии наиболее тонких и неоднозначных граней явления. На их основе выполнены теоретические обобщения, раскрывающие героизм как важный социальный феномен.


 Об авторах

Ирина Михайловна СУРАВНЕВА

Кандидат философских наук, старший преподаватель Тверского государственного технического университета. Автор ряда работ по проблеме синхронно-диахронного развития представлений о феномене героизма.


Виктор Владимирович ФЕДОРОВ

Доктор культурологии, профессор Тверского государственного технического университета. Автор более 150 научных и научно-методических работ (в том числе учебника, ряда пособий и двенадцати монографий). Имеет многолетний опыт преподавания в вузах франкоязычных стран.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце