URSS.ru Магазин научной книги
Перейти на канал URSS
Обложка Хохлов Ю.Н. Строфическая песня и ее развитие от Глюка к Шуберту Обложка Хохлов Ю.Н. Строфическая песня и ее развитие от Глюка к Шуберту
Id: 575
69.9 EUR

Строфическая песня и ее развитие от Глюка к Шуберту

1997. 404 с. Букинист. Состояние: 4+.
  • Твердый переплет

Аннотация

Предисловие

В предлагаемом вниманию читателей исследовании обосновывается понятие песенных типов, возникающих в связи со своеобразными видами единения поэтического и музыкального искусств и обозначавшихся прежде как «песенные формы», рассматриваются особенности двух из них - простой строфической и варьированной строфической •песни и прослеживается их развитие в немецкой и австрийской музыке конца XVIII - начала XIX веков.

Указанный ...(Подробнее)период избран отнюдь не случайно - в это время немецкая и австрийская песня под влиянием целого ряда благоприятствующих факторов после долгого затишья развивалась особенно интенсивно; период заключают осуществленная Шубертом реформа песенного жанра, во многом подготовленная, однако, деятельностью его предшественников, и блистательный расцвет песни в творчестве этого великого композитора. Немецкая и австрийская песня конца XVIII начала XIX веков оказала большое влияние на развитие песенного жанра в других странах, в том числе и в России.

Внимательно изучив литературу о немецкой и австрийской песне рассматриваемого периода, автор основывается однако, прежде всего на материале самих песен. Он надеется, что весьма значительное число образцов предшубертовской песни, с которыми ему удалось познакомиться, позволяет объективно судить об ее особенностях и эволюции. Песни Шуберта автор изучал на протяжении многих лет и опубликовал о них ряд работ, в которых, однако, проблема песенных типов лишь затрагивается.

Все названия немецких и австрийских песен, а также их сборников, приводятся в тексте работы в русском переводе. Их оригинальные названия читатель найдет в приложенном к книге указателе. При каждом названии песни, как правило, указывается автор ее текста и год ее создания (песни Моцарта, Бетховена, Шуберта) или год ее публикации (прочие авторы). В случаях, когда указаны два года (через косую черту; песни Цельтера и отдельные песни других авторов), первый из них - год создания, а второй - год публикации. Воплощения композитором разных стихотворений того же автора с тем же названием обозначаются римской цифрой; разные воплощения им того же стихотворение - арабской цифрой в квадратных скобках.

Отрывки текстов песен, цитируемые в работе, во всех случаях снабжены русским прозаическим переводом. В нотных примерах, однако, дается только оригинальная немецкая подтекстовка, поскольку даже в лучшем эквиритмическом переводе избранная композитором связь музыки и текста, столы важная в связи с темой нашего исследования, нарушается.

В нотных примерах ради экономии места приводятся по преимуществу краткие отрывки из рассматриваемых в тексте песен, иногда одна только мелодия. В случаях, когда анализируется музыкальное развитие на протяжении целой песни, сочинения, издания которых труднодоступны или даже недоступны для читателя, как правило, приводятся полностью.

Названия упоминаемых или цитируемых работ, если только этого не требует контекст, в основном тексте не приводятся, однако обязательно указываются фамилия автора (для авторов-однофамильцев также и инициалы), год первой публикации каждой работы и год публикации того ее издания, которым пользовался автор. По этим данным читатель легко найдет названия работ в приложенном к исследованию списке литературы. Работы на иностранных языках расположены в нем по алфавиту русской транскрипции фамилий авторов, работы одного автора - в порядке их выхода в свет. В тексте исследования годы выхода в свет различных изданий того же труда разделяются запятой, годы выхода в свет разных работ того же автора - точкой с запятой.

В отечественных библиотеках помимо собраний песен Гайдна, Моцарта, Бетховена и Шуберта, к сожалению, имеются лишь немногие сборники немецких и австрийских песен конца XVIII - начала XIX веков. Большая часть использованных автором сборников песен хранится в различных библиотеках Германии и Австрии. За предоставление фотокопий, ксерокопий и микрофильмов этих сборников автор выражает благодарность Саксонской земельной библиотеке в Дрездене, Научной библиотеке округа Шверин, Земельной библиотеке в Кобурге, Баварской государственной библиотеке в Мюнхене, Музею Гёте в Дюссельдорфе, Государственной библиотеке прусского культурного фонда в Берлине (Германия), Австрийской национальной библиотеке в Вене, Венской городской и земельной библиотеке, архиву Общества любителей музыки в Вене (Австрия). Без любезного содействия этих и других библиотек его работа не могла бы быть написана.

Автор искренне признателен всем лицам, прочитавшим работу или ее части в рукописи и высказавшим ценные замечания.

Подробная информация:
Предисловие Об авторе

Предисловие
top
В предлагаемом вниманию читателей исследовании обосновывается понятие песенных типов, возникающих в связи со своеобразными видами единения поэтического и музыкального искусств и обозначавшихся прежде как «песенные формы», рассматриваются особенности двух из них - простой строфической и варьированной строфической •песни и прослеживается их развитие в немецкой и австрийской музыке конца XVIII - начала XIX веков.

Указанный период избран отнюдь не случайно - в это время немецкая и австрийская песня под влиянием целого ряда благоприятствующих факторов после долгого затишья развивалась особенно интенсивно; период заключают осуществленная Шубертом реформа песенного жанра, во многом подготовленная, однако, деятельностью его предшественников, и блистательный расцвет песни в творчестве этого великого композитора. Немецкая и австрийская песня конца XVIII начала XIX веков оказала большое влияние на развитие песенного жанра в других странах, в том числе и в России.

Внимательно изучив литературу о немецкой и австрийской песне рассматриваемого периода, автор основывается однако, прежде всего на материале самих песен. Он надеется, что весьма значительное число образцов предшубертовской песни, с которыми ему удалось познакомиться, позволяет объективно судить об ее особенностях и эволюции. Песни Шуберта автор изучал на протяжении многих лет и опубликовал о них ряд работ, в которых, однако, проблема песенных типов лишь затрагивается.

Все названия немецких и австрийских песен, а также их сборников, приводятся в тексте работы в русском переводе. Их оригинальные названия читатель найдет в приложенном к книге указателе. При каждом названии песни, как правило, указывается автор ее текста и год ее создания (песни Моцарта, Бетховена, Шуберта) или год ее публикации (прочие авторы). В случаях, когда указаны два года (через косую черту; песни Цельтера и отдельные песни других авторов), первый из них - год создания, а второй - год публикации. Воплощения композитором разных стихотворений того же автора с тем же названием обозначаются римской цифрой; разные воплощения им того же стихотворение - арабской цифрой в квадратных скобках.

Отрывки текстов песен, цитируемые в работе, во всех случаях снабжены русским прозаическим переводом. В нотных примерах, однако, дается только оригинальная немецкая подтекстовка, поскольку даже в лучшем эквиритмическом переводе избранная композитором связь музыки и текста, столы важная в связи с темой нашего исследования, нарушается.

В нотных примерах ради экономии места приводятся по преимуществу краткие отрывки из рассматриваемых в тексте песен, иногда одна только мелодия. В случаях, когда анализируется музыкальное развитие на протяжении целой песни, сочинения, издания которых труднодоступны или даже недоступны для читателя, как правило, приводятся полностью.

Названия упоминаемых или цитируемых работ, если только этого не требует контекст, в основном тексте не приводятся, однако обязательно указываются фамилия автора (для авторов-однофамильцев также и инициалы), год первой публикации каждой работы и год публикации того ее издания, которым пользовался автор. По этим данным читатель легко найдет названия работ в приложенном к исследованию списке литературы. Работы на иностранных языках расположены в нем по алфавиту русской транскрипции фамилий авторов, работы одного автора - в порядке их выхода в свет. В тексте исследования годы выхода в свет различных изданий того же труда разделяются запятой, годы выхода в свет разных работ того же автора - точкой с запятой.

В отечественных библиотеках помимо собраний песен Гайдна, Моцарта, Бетховена и Шуберта, к сожалению, имеются лишь немногие сборники немецких и австрийских песен конца XVIII - начала XIX веков. Большая часть использованных автором сборников песен хранится в различных библиотеках Германии и Австрии. За предоставление фотокопий, ксерокопий и микрофильмов этих сборников автор выражает благодарность Саксонской земельной библиотеке в Дрездене, Научной библиотеке округа Шверин, Земельной библиотеке в Кобурге, Баварской государственной библиотеке в Мюнхене, Музею Гёте в Дюссельдорфе, Государственной библиотеке прусского культурного фонда в Берлине (Германия), Австрийской национальной библиотеке в Вене, Венской городской и земельной библиотеке, архиву Общества любителей музыки в Вене (Австрия). Без любезного содействия этих и других библиотек его работа не могла бы быть написана.

Автор искренне признателен всем лицам, прочитавшим работу или ее части в рукописи и высказавшим ценные замечания.


Об авторе
top
Хохлов Юрий Николаевич

Родился в 1922 году. Доктор искусствоведения (с 1980 г.). В 1951 г. закончил Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского (историко-теоретический факультет). С 1955 г. Член Союза композиторов РФ. Редактор книжных изданий Музфонда. С 1956 по 1966 годы – старший редактор Книжной редакции издательства "Музгиз". Старший научный редактор издательства "Советская энциклопедия" с 1967 по 1976 гг. Заместитель главного редактора "Музыкальной энциклопедии" с 1976 г. С 1982 г. и в настоящее время – старший научный сотрудник Отдела классического искусства Запада в Государственном институте искусствознания.

Ю.Н.Хохлов – автор 8 книг и брошюр, а также более 50 статей. Крупнейший специалист по творчеству Франца Шуберта. Автор следующих работ: Фортепианные сюиты Чайковского (1961), Советский скрипичный концерт (1956), О музыкальной программности (1963), Фортепианные сонаты Франца Шуберта (1998), "Прекрасная мельничиха" Франца Шуберта (2002).

Информация / Заказ
2024. 288 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR Новинка недели!

Особенности 20-го выпуска:

- исправили предыдущие ошибки

- Добавлены разновидности в раздел разновидностей юбилейных монет СССР

- В раздел 50 копеек 2006-2015 добавлены немагнитные 50 копеек

10 копеек 2005 М (ввел доп. разворот)

- Добавлена информация о 1 рубле 2010 СПМД немагнитный... (Подробнее)


Информация / Заказ
Зиновьев А.А. ЗИЯЮЩИЕ ВЫСОТЫ
2024. 720 с. Твердый переплет. 19.9 EUR

Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее)


Информация / Заказ
2022. 1656 с. Твердый переплет. Предварительный заказ! 

Впервые в свет выходит весь комплекс черновиков романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», хранящихся в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Текст черновиков передаётся методом динамической транскрипции и сопровождается подробным текстологическим... (Подробнее)


Информация / Заказ
2023. 274 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR

Арабо-израильский конфликт, в частности палестино-израильский, на протяжении многих десятилетий определял политическую ситуацию на Ближнем Востоке. На современном этапе наблюдается падение значимости палестинской проблемы в системе международных приоритетов основных акторов. В монографии... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 136 с. Мягкая обложка. В печати

В настоящей книге, написанной выдающимся тренером А.Н.Мишиным, описывается техника фигурного катания, даются практические советы по овладению этим видом спорта. В книге рассматриваются основы техники элементов фигурного катания и то, как эти элементы соединяются в спортивные программы, излагаются... (Подробнее)


Информация / Заказ
2024. 400 с. Твердый переплет. 16.9 EUR

Как реализовать проект в срок, уложиться в бюджет и не наступить на все грабли? Книга Павла Алферова — подробное практическое руководство для всех, кто занимается разработкой и реализацией проектов. Его цель — «переупаковать» проектное управление, сделать метод более применимым к российским... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR

Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR

Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR

В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR

Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире.

Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее)