URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Лещев С.В. Коммуникативное, следовательно, коммуникационное
Id: 5357
 
699 руб.

Коммуникативное, следовательно, коммуникационное

URSS. 2002. 172 с. Мягкая обложка. ISBN 5-8360-0431-5. Уценка. Состояние: 4+. Блок текста: 5. Обложка: 4.

 Аннотация

Монография посвящена рассмотрению онтологического и социально-политического аспектов коммуникации, исследуемой с коммуникативной (связанной с сообщением) и коммуникационной (связанной с носителем) точек зрения.

Рассматриваются различные сферы применений концепций М. Маклюэна, Н. Лумана, Ю.Хабермаса, Э.Гуссерля, Ж.Делеза, М.Фуко и др.


 Содержание

Предисловие
Глава I. Онтология коммуникации и коммуницируемость онтологии
 § 1.Понятие, смысл и идентичность: логика коммуникативного и коммуникационного
  1.Метатеория -- трансцендентальная аксиоматика теории
  2.Феноменология числа и коммуницируемость понятия
  3.Социальное: назад к самому Я
  4.Элементарное в системном: субъективное
  5.Идентичность как сообщение
  6.Коммуникативная реальность универсалий
  7.Коммуникационная реальность универсалий
  8.Версии идентичности: поиск медиума
  9.Трансцендентность смысла
  10.Смысл и Различие. Трансформации очевидности
 § 2.Опыт определения коммуникации: онтологическое представление
  1.Онтологические вариации понятия коммуникации
  2.Коммуникация, которая есть
  3.Множество против системы. Континуальность против дискретности
  4.Жизнь, сознание, смысл -- категории неодушевленного
 § 3.Опыт определения коммуникации: he-онтологическое представление
  1.Церемония и свобода в философии
  2.Генезис опытного
  3.Опыт
  4.Тождество и различие
  5.Коммуникационное и коммуникативное
  6.Смысл
  7.Сознание
  8.Трансцендентальное -- трансцендентное
  9.Заключение
  10.Наука и новая дискурсивность
  11.Гуманизм или история
Глава II. Коммуникация и социально-политическая идентификация
 § 1.Субъект и коммуникация
  1.Рождение коммуникации
  2.Коммуникативное или коммуникационное
 § 2.Динамика образования социальных групп
  1.Введение
  2.Идентификация
  3.Идентификация и публичная сфера
  4.Идентификация и социальность
  5.Зиммель. Хабермас. Фуко
 § 3.Политическая идентификация личности
  1.Введение
  2.Рабочая гипотеза. Концептуальный анализ
  3.Zoon politikon
  4.Homo politikus
  5.Стабильность политического сообщества: субъект и система
Глава III. Коммуницируемость политического
 § 1.Смыслы политического
  1.Логика политического
  2.Виртуальное время
  3.Поиск политического
  4.К истории политического
 § 2.О проблеме универсальности
 § 3.Государство, власть, иерархия, история
 § 4.Типы государств
  1.Классификация государств
  2.Тирания
  3.Тирания и идеология
  4.Тирания и иерархия
  5.Тирания и история
  6.Аристократия
  7.Демократия
  8.Демократия: власть, иерархия, история
  9.Демократия: нюансы
  10.Демократия и тирания: тождественность
 § 5.Онтология случайности
  1.Играй сумма
  2.Онтология случайности
  3.Случайность обращения к политическому
  4.Коммуникация после человека
Библиография

 Предисловие

Пронизывающая фолианты столетий, история поглощает призрачные очертания заботливо хранимых традицией феноменов и понятий. В отдаленных залах той вселенской Кунсткамеры Духа, где обитает человек, Взор встречает идиллическую простоту античного синтеза и фантасмагорическую дифференциацию новоевропейской аналитики. Однако и греческое прилежание и гротеск западноевропейского шаманства, производящего науки со скорострельностью мгновений -- все переплавляется в том котле мифов и легенд, что зовется сокровищницей мысли.

Разочарование и опустошенность философии Нового Времени обусловлено тем, что несмотря на утонченную грацию интеллектуальных ходов, изысканную сервировку понятийного аппарата, рафинированный снобизм экспертного знания, несмотря на все это, остается неопределенным и полным туманных перспектив вопрос о носителе единственно важного сообщения, медиуме единственно завораживающей вести: идентичности человеческого "Я". Претенденты -- Дух, Сознание, Тело, Язык, Разум, Социум, История -- переживают недолгий век гипотетического и отступают в Ничто философского равнодушия. Вечное возвращение Понятий и Категорий на арену спекулятивного жонглирования пробуждает дремлющую семантику Древности. Но пробужденные формулы "не срабатывают", утраченная сакраментальность заклятий приобнажает жестокую истину: нет понимания, но есть забвение. Понятия смещаются со своих референтов, тают в мистическом огне новорожденных отраслей знания. Если раньше слово обозначало вещь, то теперь оно только ссылается на нее. К этому приводит инструментализм: забвение того, что тигли прошлого плавят металл настоящего и только так образуется будущее.

Понятие коммуникации, подвергшееся многократному переосмыслению в век феноменологии, экзистенциализма, постмодерна, подлежит, как центральное для предстоящего усмотрения, осмыслению не только в границах социологии, социальной философии, но и с точки зрения некоего "среднегипотетического пространства". Последнее обязано своим появлением необходимости преодолеть ограничения трансцендентального субъекта. Трансцендентализм, порождаемый в качестве вырожденной матрицы восприятия, отсылает к конкретной перцептивной среде -- сознанию, субъективности. Уразумение всевозможных сочетаний коммуникативного и коммуникационного позволяет освободить иные вероятные носители субъективности из плена сознания. Безусловно, речь не идет о полной симметрии в иерархии коммуникационного, ибо единственно возможное восприятие остается пока для нас в области сознательного.

Понятие Сознания, как главнейшего претендента на то, чтобы считаться носителем идентичности "Я", претерпело немало инсинуаций, толкований за последние столетия. Если Взор сегодня еще способен оперировать понятиями, то первое, что он может спросить, не является ли Сознание очередным мифом вечновозрождающейся ИГРЫ понятий самого сознания, пытающейся в очередной раз спасти гносеологическую и общефилософскую ситуацию? Сознание как носитель идентичности, сознание, рассматриваемое как среда-носитель-медиум участвует сегодня в драме, пережитой некогда соотношением "идей" и "вещей" и начатой еще Платоном и Аристотелем. Распределение игровых ролей в каузальной цепи "идея -- вещь" или "вещь -- идея" решало дело об онтологическом порядке Универсума. Сегодня ни вопрос ролевых позиций, ни вопрос о том, является ли вещь носителем сообщения-"идеи" или наоборот не являются актуальными в том же смысле, что и в античности, ибо даже если ответ будет найден, его некому будет предложить: вопрошающее "Я" еще ищет свое место, своего субъекта: коммуникативное ищет свое коммуникационное. Едва найденное, сознание как носитель идентичности подвергается развенчанию, как, например, у Сартра: Я находится вне сознания, а не в нем; сознание же это не "Я", но -- свобода, открытость миру. И Я, и Сознание, могут даже не рассматриваться как коррелирующие. Весть Идентичности не нашла еще своего медиума.

Было бы однако безумием отказываться от поиска на том основании, что сознание-носитель ограничивает возможности изыскания. Напротив, стоило бы ограничить притязания сознания на ограничения. Из того, что архитектура сознания включает устойчивые, исследованные ярусы и магистрали, отнюдь не следует, что интерлиньяж подобного зодчества (то есть построения сознанием концепции самого себя) не содержит ароматы иных миров. Скитание сознания в царстве онтологии так же не является последним странствованием исследования в исследуемом. Будучи лишь гипотетическими единствами, сознание и бытие притупляют чувствительность Взора во мраке трансцендентного. Внедряясь в цепенящий обиход понятий, попробуем высмотреть в сознании общие тенденции соотношения коммуникативного и коммуникационного, в бытии -- общие тенденции соотношения тождества и различия. Отказываясь от какого бы то ни было теоретического телеологизма рассмотрим бытие как одно из возможных сочетаний тождества и различия, сознание как один из возможных носителей идентичности.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце