URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Хохлов Ю.Н. Фортепианные сонаты Франца Шуберта
Id: 521
 
799 руб.

Фортепианные сонаты Франца Шуберта.

URSS. 1998. 528 с. Твердый переплет. ISBN 5-901006-55-0. Букинист. Состояние: 4+. .

 Аннотация

Первая обстоятельная русская работа о фортепианных сонатах Шуберта. В ней рассматриваются все его сочинения этого жанра, как завершенные, так и неоконченные. Анализ каждой из сонат предваряют сведения об истории ее создания, первых изданиях и оценках современниками композитора и исследователями последующего времени. Сонаты рассматриваются по выделенным автором периодам творчества Шуберта в этом жанре. Им отвечают главы "Первые опыты" (1815-1816), "Год упорной работы" (1817), "На перепутье" (1818-1819), "Зрелость" (1823-1826), и "Последние сонаты" (1828). В начале каждой главы дан краткий очерк жизни и деятельности композитора в этот период, а завершают ее обобщения по сонатам данного периода. В общем введении говорится об истории изучения фортепианных сонат Шуберта, а в заключении они рассматриваются как своеобразный и важный этап развития этого жанра. Работа снабжена нотными примерами, а также списком литературы и указателями упомянутых в ней сочинений Шуберта и имен. Книга представляет интерес для всех образованных музыкантов, в особенности же для пианистов Многое в ней доступно и любителю музыки.


 Содержание

Введение
 Примечания
Первые опыты
 Ранние сочинения
 Соната E-dur (1815)
 Соната C-dur (1815)
 "Пять фортепианных пьес" (1816--1817?)
 Сонаты 1815--1816 годов
 Примечания
Год упорной работы
 Жизнь и творчество в 1817 году
 Соната a-moll (1817)
 Соната As-dur (1817)
 Соната e-moll (1817)
 Соната Es-dur и ее первоначальная редакция в Des-dur (1817)
 Соната fis-moll (1817)
 Соната H-dur (1817)
 Сонаты 1817 года
 Примечания
На перепутье
 Жизнь и творчество в 1818--1822 годах
 Соната C-dur (1818)
 Соната f-moll (1818)
 Соната cis-moll (фрагмент, 1819)
 Соната A-dur (1819?)
 Сонаты 1818--1819 годов
 Примечания
Зрелость
 Жизнь и творчество в 1823--1826 годах
 Соната a-moll (1823)
 Соната e-moll (фрагмент, 1823?)
 Соната C-dur ("Реликвия", 1825)
 Соната a-moll (1825)
 Соната D-dur (1825)
 Соната G-dur (1826)
 Сонаты 1823--1826 годов
 Примечания
Последние сонаты
 Жизнь и творчество в 1827--1828 годах
 Соната c-moll (1828)
 Соната A-dur (1828)
 Соната B-dur (1828)
 Сонаты 1828 года
 Примечания
Заключение
 Примечания
Основная литература
Прочие работы Ю. Хохлова о Франце Шуберте
Указатель сочинений Шуберта
Указатель имен

 Введение

Подобно представителям венской классической школы Гайдну, Моцарту и Бетховену Шуберт был универсальным художником и охватил в своем творчестве все или почти все современные ему жанры и все инструментальные составы. Довольно много сочинений он написал и для фортепиано -- как в две, так и в четыре руки. Если говорить о сольных фортепианных произведениях -- это сонаты, фантазии, вариации, относящиеся уже к поздним годам экспромты и музыкальные моменты, отдельные пьесы, многочисленные танцы. Почти все эти жанры (за исключением экспромтов и музыкальных моментов) представлены и в четырехручной фортепианной музыке Шуберта. К ним добавляются здесь, однако, дивертисменты и марши.

Особенности фортепианных сочинений Шуберта, в том числе и его сольных фортепианных сонат, которым и посвящена предлагаемая вниманию читателей работа, определяются и художественными установками композитора, и той ролью, какую фортепиано играло в его творческой жизни.

Обучаться игре на фортепиано композитор начал с самых ранних лет, однако наставником его был здесь не какой-либо пианист-профессионал, но его старший брат Игнац, учитель общеобразовательной школы (до 1820 года он состоял помощником учителя в школе своего отца). О том, в какой степени Игнац владел фортепиано, сведений до нас не дошло, однако можно полагать с большой степенью уверенности, что он обладал весьма скромными навыками игры на этом инструменте. И в этой связи неудивительно, что, как сообщает сам Игнац, по прошествии всего лишь нескольких месяцев Франц объявил ему, что в дальнейших занятиях с ним не нуждается и "может теперь обходиться сам". "И действительно, -- продолжает Игнац, -- за короткое время он ушел так далеко, что я должен бы признать его уже не догоняющим, но значительно превзошедшим меня мастером" (В 73). И в последующее время каких-либо других педагогов игры на фортепиано у Шуберта не было, и таким образом в этой области он был, в сущности, самоучкой.

Некоторые авторы полагают, что и возможностей к самоусовершенствованию в игре на фортепиано у Шуберта было мало, поскольку этот инструмент далеко не всегда был к его услугам. Так, один из ближайших друзей Шуберта Й. Шпаун во всех своих воспоминаниях о композиторе настаивает на том, что "его средств никогда не хватало, чтобы приобрести или взять напрокат фортепиано" (В 240), и потому в его комнате "вообще не было фортепиано" (В 253). Однако имеются сообщения, которые с этим указанием Шпауна не вполне согласуются. Так, если верить свидетельству брата композитора Фердинанда, уже осенью 1814 года после успешного исполнения первой мессы Шуберта в приходской церкви венского предместья Лихтенталь "сердечно обрадованный отец подарил ему пятиоктавное фортепиано" (В 62--63). А И. Майрхофер, друг композитора, в течение примерно двух лет -- с осени 1818 и до конца 1820 года -- деливший с ним свою комнату, утверждает, что в годы, когда Шуберт "работал помощником учителя в школе отца в отдаленном предместье, в маленькой комнате у него стояло жалкое фортепиано" (В 22).


 Об авторе

Хохлов Юрий Николаевич

Родился в 1922 году. Доктор искусствоведения (с 1980 г.). В 1951 г. закончил Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского (историко-теоретический факультет). С 1955 г. Член Союза композиторов РФ. Редактор книжных изданий Музфонда. С 1956 по 1966 годы -- старший редактор Книжной редакции издательства "Музгиз". Старший научный редактор издательства "Советская энциклопедия" с 1967 по 1976 гг. Заместитель главного редактора "Музыкальной энциклопедии" с 1976 г. С 1982 г. и в настоящее время -- старший научный сотрудник Отдела классического искусства Запада в Государственном институте искусствознания.

Ю.Н.Хохлов -- автор 8 книг и брошюр, а также более 50 статей. Крупнейший специалист по творчеству Франца Шуберта. Автор следующих работ: Фортепианные сюиты Чайковского (1961), Советский скрипичный концерт (1956), О музыкальной программности (1963), "Прекрасная мельничиха" Франца Шуберта (2002).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце