URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Сергеев Б.Ф. Высшая форма организованной материи: Рассказы о мозге
Id: 51261
 
195 руб.

Высшая форма организованной материи: Рассказы о мозге. Изд.2, перераб.

URSS. 2010. 176 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-396-00177-0. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.

 Аннотация

В настоящей книге рассказывается о физиологии человеческого мозга и гигиене умственного труда. Представлен материал об анатомии мозга, строении и функциях нейронов и нервной ткани, о второй сигнальной системе и функциональной асимметрии мозга; рассматриваются представления древних ученых о мозге, прослеживается эволюция нервной системы. Анализируется влияние окружающей среды и наследственности на развитие интеллектуальных способностей; показано пагубное влияние органических ядов, алкоголя и наркотиков на мыслительную деятельность человека.

Книга будет полезна всем, кто интересуется проблемами высшей нервной деятельности человека.


 Оглавление

1. Конструкция живого компьютера, или Строение нервной системы и головного мозга
 Таинственное ничто, или Представления древних ученых о человеческом мозге
 Родословная человеческого мозга, или Эволюция нервной системы
 Маленькие детали сложного механизма, или Микроскопическое строение нервной системы
2. Цепи нервных клеток и нервные импульсы, или Передача информации с помощью нейронов
 Электрический флюид, или Электрические явления в мышцах
 Крохотный электрогенератор, или Возникновение электричества в организме
 Прыжок через пропасть, или Передача электрических сигналов между соседними нейронами
 Обзаводимся связями, или Возникновение связей между нейронами
 Шифры и шифровальщики, или Устройство рецепторов и анализаторов
3. Черный ящик, или Начало исследований головного мозга
 Награда за открытие, или И.М.Сеченов -- отец русской физиологии
 Эстафета, или Исследование условных рефлексов И.П.Павловым
4. Подарок эволюции, или Коммуникация у животных и человеческая речь
 Суперсигналы, или Развитие речи у человека
 Четвероногие собеседники, или Язык животных
 Рождение чуда, или О том как дети учатся говорить
5. Двуглавый орел, или Функциональная асимметрия головного мозга
 Однобокий мозг, или О локализации функций в головном мозге
 Парадоксы мозга, или Асимметрия функций головного мозга
 "Труженик", или Функции левого полушария головного мозга
 "Тунеядец, или "Функции правого полушария головного мозга
 Двуглавый монстр, или О принципе единоначалия при работе полушарий
6. Веяния века, или Вычислительные машины
 Сфера услуг, или История создания вычислительных машин
 Искусственный интеллект, или Экспертные электронные системы
 Опаснее кобры, или Влияние ядов и наркотиков на человеческую психику
7. Будь гением, или Развитие интеллектуальных способностей
 Откуда что берется, или Наследственность и человеческий характер
 Будь гением, или Влияние окружающей среды на развитие головного мозга

 Из главы 1. Конструкция живого компьютера,
или Строение нервной системы и головного мозга


Таинственное ничто, или Представления древних ученых о человеческом мозге

Удивительно, как долго люди открывали мозг. Нет, от взора ученых древности, конечно, не укрылось, что полость черепа заполнена каким-то беловатым студенистым веществом. Еще первобытные охотники употребляли мозг животных, как и другие органы, в пищу. У древних греков жареные бараньи мозги считались излюбленным лакомством. Для знаменитых пиров римского полководца Лукулла из них готовились десятки блюд.

Человеческий мозг ученым той далекой эпохи видеть не приходилось, но это не значит, что в его существовании они сомневались. Попросите двух-трехлетнего ребенка, еще не научившегося толком говорить, показать, где у кошечки глазки, у собачки ушки, а у птички носик, и он уверенно вам покажет. Люди давно заметили, что у человека и большинства животных есть аналогичные органы. Так что о существовании особого органа, находящегося в полости черепа, люди знали с незапамятных времен. Неизвестно им было лишь, для чего предназначен этот странный орган.

Уже 4--5 тыс. лет назад наука была развита чрезвычайно высоко. Особенно большое влияние на ее дальнейшее развитие оказали ученые Греции. Удивительно, как много древние греки знали об окружающем их мире. Своим вниманием они не обошли и человека. Интересовало их и строение человеческого тела, и функции его отдельных органов. Правда, в этом отношении древние греки делали лишь первые шаги.

Казалось бы, анатомия, наука чисто описательная, самой судьбой предназначена для ученых той далекой поры, когда еще не существовало сложных приборов, которые позволили бы вести исследовательскую работу широким фронтом. А анатому особые приборы не нужны. Вполне достаточно иметь острый нож, зоркий глаз и не слишком неумелые руки. Тем не менее, анатомия человека не развивалась, а топталась на месте. Это объяснялось многими причинами, в том числе запретом на вскрытие человеческих трупов, который в древнем мире существовал почти повсеместно. Откуда же было черпать сведения о внутреннем устройстве человеческого тела? Недаром многие тайны строения человеческого организма ждали своих Колумбов не одну сотню лет.

Важнейшей вехой в развитии науки стала эпоха Аристотеля. Великий ученый всех времен и народов жил в IV веке до н.э. Личный вклад, внесенный Аристотелем в науку, во многом определил ее развитие почти на 2000 лет вперед. Это объясняется не только выдающимися способностями ученого и его огромным трудолюбием, но и счастливыми обстоятельствами его жизни. Аристотелю пришлось четыре года затратить на педагогическую деятельность. Он прожил эти годы в столице Македонии городе Пелле при царском дворе в качестве воспитателя будущего знаменитого полководца Александра Македонского. Став царем и владыкой полумира, Александр облагодетельствовал своего учителя. Кроме огромных денежных сумм, выделявшихся на научные исследования, большая армия ученых, сопровождавшая Александра в его походах, все наблюдения, сделанные в завоеванных странах, собранные там коллекции и наиболее значительные труды местных ученых отправляла в Афины Аристотелю для дальнейшей обработки.

Аристотель внес собственный вклад во все области человеческих знаний, существовавшие в его эпоху, систематизировал и обобщил все, что было известно тогдашней науке. Для нас особенно интересны его представления о мозге. Смешно сказать, но Аристотель не придавал мозгу особого значения и считал его всего лишь большой холодной железой, предназначенной для охлаждения крови.

Теперь мы точно знаем, что это вовсе не холодильник, знаем, для чего нужна так называемая "железа", но о том, как она работает, известно еще не так много, как нам бы хотелось.

Аристотель был не одинок в своем пренебрежительном отношении к мозгу. Даже Гиппократ, знаменитый врач и ученый, которому было хорошо известно, что повреждение мозга может вызвать смерть человека или развитие у него параличей, все-таки считал мозг простой железой и приписывал ему важную роль в выделении из организма излишков влаги. Дело в том, что в головном мозге находятся четыре небольшие полости -- желудочки мозга, связанные с внутримозговым каналом продолговатого и спинного мозга. Они заполнены бесцветной прозрачной спинномозговой жидкостью. Спинной мозг помещается в костном канале позвоночного столба. Нижняя часть позвоночника, его крестцовый и копчиковый отделы входят в состав костей, образующих таз, где расположен такой орган, как мочевой пузырь. В общем, характер мозгового вещества, явно содержащего достаточно много влаги, да и само строение головного и спинного мозга с его системой полостей и каналов, давало достаточно оснований считать его органом, собирающим излишки влаги, и началом выделительной системы, предназначенной для ее выведения из организма.

Человеческая психика, наша способность мыслить, рассуждать, создавать идеи и хранить в памяти огромное количество сведений, конечно, не остались незамеченными учеными древности. Существование этих важнейших свойств человеческой личности требовало какого-то объяснения. Ученые той эпохи еще не доросли до представлений о том, что мыслить может какая-то специально для этого предназначенная часть организма, какой-то отдельный орган человеческого тела. Мысль им представлялась чем-то самостоятельным, не связанным с самим организмом.

Для объяснений мыслительной деятельности в эпоху Аристотеля не было необходимости придумывать что-то новое. Еще задолго до возникновения первых цивилизаций у людей сложилось представление о наличии у каждого человека особого двойника -- бестелесной, недоступной восприятию души. По этим представлениям выходило, что человек состоит из двух начал: тела -- сложной машины, которую нужно снабжать энергией, чтобы она могла работать или просто двигаться, и управляющей телом души.

Душа считалась значительно важнее тела. Люди думали, что когда душа временно, ненадолго покидает тело, человек становится неполноценным: у него отсутствует сознание, он ничего не ощущает, ничего не видит и не слышит. Так объясняли особое состояние человека, когда он спит или находится в обмороке. А если душа совсем покинет тело, человек умрет.

Как люди представляли себе эту таинственную душу? По-разному. Примерно так же, как позже ее изображала христианская религия: как нечто не просто невидимое и неощущаемое, а вообще нематериальное. Ученые даже тех далеких эпох, когда склонность людей ко всему таинственному и чудесному была чрезвычайно высокой, не могли принять такой версии о сущности человека. Большинство из них придерживались более материалистических представлений. Они могли допустить существование вещей, которые нельзя ни увидеть, ни как-то иначе ощутить (теперь мы знаем о существовании огромного числа явлений и вполне материальных вещей, которые можно обнаружить лишь с помощью сложнейших приборов), но вот представить себе, что такая важная часть человека, как душа, имеющая для нас огромное значение, и вдруг нематериальна, т.е. ни из чего не состоит, им вообразить было трудно.

Многие ученые представляли душу куда более вещественной. Греки придумали для этого пневму -- тонкое эфирное вещество, такую тонкую субстанцию, как, например, воздух (о его существовании еще не было известно) или что-то еще более нежное и тонкое, так что увидеть, ощутить ее было невозможно.

Может показаться, что между греческими учеными, интуитивно склонявшимися к материалистическим представлениям, и зародившейся позже христианской религией существенной разницы нет. Ну, действительно, какая разница между нематериальной, а потому невидимой душой и душой, состоящей из вполне материальной субстанции, но какой-то такой, что несовершенные органы чувств человека обнаружить ее не могут. На самом деле разница весьма существенна. Нематериальная душа могла бы находиться где угодно. Поскольку она простая фикция, поскольку она ни из чего не состоит, ей в организме никакого специального помещения не нужно. Другое дело -- душа материальная, состоящая из пневмы, эфира, флюида -- или из чего-то другого. Хотя такая душа нам не видна, но она должна где-то находиться, занимать какое-то место. Для нее в организме должно существовать специальное помещение.

Представления греческих философов и ученых о существовании у человека вполне материальной души, какой-то определенной части человека, которая чувствует, мыслит, руководит нашим телом, почти на 2000 лет вперед предопределили особенности изучения психической деятельности. Поскольку изучать что-то невидимое казалось невозможным, внимание ученых в первую очередь сосредоточилось на поисках "апартаментов" души -- места, где она помещается в организме. Характер этого помещения мог кое-что рассказать и об особенностях ее деятельности...


 Об авторе

Борис Федорович Сергеев

Доктор биологических наук, специалист в области эволюционной и экологической физиологии, главным образом физиологии мозга, а также этологии животных. За долгие годы исследовательской деятельности через его руки прошел длинный ряд животных разного уровня развития -- от актиний и ланцетников, крабов, миног и акул до варанов, крокодилов, дельфинов и человекообразных обезьян. Эксперименты в лаборатории сменялись экспедициями в природу, к морю -- колыбели жизни, за зыбкой поверхностью которого скрывается мир во сто крат богаче нашего наземного.

Однако результаты исследований, научных наблюдений и открытий ни в коем случае не должны оставаться достоянием одних ученых. Каждому человеку необходимо знать возможно больше об окружающем нас мире и о самом себе. Вот почему из-под пера Б. Ф. Сергеева вышла большая серия книг о физиологии мозга, об эволюции этого органа, о том, как он "учился думать" и чем работа человеческого мозга отличается от работы мозга животных. Кроме того, им написан ряд книг по эволюционной физиологии, о том, как животные приспособились к самым невероятным, подчас экстремальным условиям жизни в вечном мраке и холоде морских глубин, под прессом колоссального давления воды, в ледяных просторах полярных областей планеты, в жарком пекле безводных пустынь или в разреженной атмосфере горных вершин.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце